КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация частного предприятия на основах франчайзинга
Организация частного предприятия на основе франчайзинга представляет собой осуществление совместного предпринимательства, крупного, давно и успешно работающего предприятия и небольшого частного, только начинающего. В этом случае крупное «родительское» предприятие (франчайзер) предоставляет частному предприятию (франчайзи) определенные привилегии, например, возможность использования технологии, торговой марки, товаров, рекламы, площадей, части своего рынка. Франчайзер выступает здесь, в роли продавца опыта, знаний и возможностей. Вы начинаете дело, уже имея репутацию, но ваш успех будет зависеть только от вашей деятельности. Франчайзинг объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. В экономической литературе, изданной в России, франчайзинг чаще всего называют коммерческой концессией. Однако в Украине нет пока нормативно-правового акта, определяющего франчайзинг, нет и методологической литературы, посвященной особенностям его использования, хотя на практике он уже применяется. Так как коммерческая концессия не рассматривает важнейшие элементы франчайзинга.— вопросы производства, то, видимо, целесообразно сохранить понятие франчайзинга в том виде, в котором оно используется во многих странах Запада. Там под франчайзингом подразумевается совместная деятельность крупного предприятия с рядом небольших предприятий и отдельными предпринимателями по производству и реализации продукции, работ, услуг на основе соглашения договор а). Основными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой и конверсионный. Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему сбыта товаров, произведенных франчайзером. Для такого типа франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг. В этом случае франчайзи покупает у крупного предприятия право на продажу его товаров с его торговой маркой. При производственном франчайзинге крупные преуспевающие предприятия в ряде случаев выдают лицензии другим предприятиям на использование их технологии, их товарного знака или торговой марки продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса. Деловой франчайзинг имеет многие общие черты с товарным франчайзингом и является наиболее популярным. Он обычно представляет собой выдачу лицензии на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами и использование соответствующего «ноу-хау». Дочерний франчайзинг является сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений франчайзинга и предполагает организацию независимого предпринимательства под руководством франчайзера. Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, торговле подержанными автомобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превращение (конверсия) так называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селективные системы сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга. Основными видами франчайзинга являются индивидуальный франчайзинг и региональный (территориальный). При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид деятельности. При региональном франчайзинге создаются 2- и 3-уровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера). Региональный франчайзинг подразделяется на различные подвиды: Франчайзинг с владением многими предприятиями — развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе; субфранчайзинг - головное предприятие имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений; развивающийся франчайзинг - отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения. Система франчайзинга ориентирована на достижении успеха всеми ее участниками. Преимущества для франчайзера: выгоды от широкого и быстрого расширения предпринимательства без больших финансовых затрат; возможность осуществления эффективного контроля над условиями реализации своей продукции и услуг; получение дохода в виде платежей роялти; получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в результате роста масштабов производства. Участие в системе франчайзинга дает преимущества и франчайзи, такие как: возможность стать и оставаться самостоятельным предприятием; право вести свое дело под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке; использование апробированной концепции предпринимательства и маркетинга; возможность получения квалифицированных управленческих консультаций от экспертов в соответствующей области; снижение затрат на рекламу за счет организации совместной деятельности; получение услуг головного предприятия, организации начального и последующего обучения и повышения квалификации кадров. Однако возможности реализации этих преимуществ зависят от многих условий и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и области предпринимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности. Значительным отрицательным аспектом франчайзинга является тот факт, что, заключив юридическое соглашение (договор) с головным предприятием, вы утрачиваете полную самостоятельность в своих действиях и должны соблюдать принятые на себя обязательства, иногда жесткие стандарты, сковывающие инициативу, ограничивающие территориальный рынок, ассортимент, перечислять часть прибыли за услуги, которых нет.. Для выбора в пользу франчайзинга некоторые страны издают специальные справочные пособия по франчайзингу, где подробно рассматриваются вопросы эффективности этого пути предпринимательства, как защитить свои интересы, что необходимо знать для вступления в эту сферу деятельности. Так, министерство торговли СЩА издает Справочник льготного предпринимательства, в котором содержится информация головных фирм, заинтересованных в развитии франчайзинга, продающих право действовать на рынке от их имени. Справочник включает перечень вопросов, интересных и для наших предпринимателей, требующих положительных ответов при рассмотрении возможности деятельности в условиях франчайзинга. Нижеприводимые вопросы могут использоваться предпринимателями не только для оценки возможности сотрудничества с американскими фирмами, но и с предприятиями Украины и других стран. Вопросы для получения информации о франчайзере (головном предприятии): 1.Давно ли головное предприятие занимается интересным для вас видом предпринимательства, чтобы обеспечить себе известность и хорошую репутацию? Желательно, чтобы франчайзер работал в выбираемом вами направлении не менее пяти лет. 2.Убедились ли вы в высокой кредитоспособности и хорошей деловой репутации франчайзера? 3.Хорошо ли финансируется эта фирма, может ли выполнить намеченный и объявленный план финансовой помощи и развития? 4.Выяснили ли вы, сколько в настоящее время действует предприятий франчайзи у головной фирмы? 5.Выяснили ли вы уровень разрыва отношений франчайзи с головной фирмой? 6.Справлялись ли вы у тех, кто уже приобрел право льготного предпринимательства, о репутации владельца головной фирмы, как он относится к тем, кто приобретает у него лицензии на льготное предпринимательство (честен, справедлив)? 7.Предоставил ли вам владелец головной фирмы достоверные данные о чистой прибыли одного или нескольких действующих в рамках франчайзинга предприятий? 8.Предоставил ли вам владелец фирмы образец контракта, который бы вы могли изучить, воспользовавшись помощью вашего юрисконсульта? И другие вопросы. Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие франчайзинга в Украине. Несмотря на это западные франчайзеры начинают проявлять инициативу /в заключении контрактов с франчайзи Украины. По существу франчайзинг у нас представлен пока в одной форме: зарубежный франчайзер сотрудничает с украинским франчайзером. Так пришли на украинский рынок известные фирмы: «ИБМ» (компьютеры), «Кодак» (фотоаппараты и фотоматериалы), «Цейсе» (оптика), «Самсунг» (телевизоры), «Форд» (автомобили) и др. Становление и развитие франчайзинга - наряду с арендой и лизингом - позволит быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции — движущей силы рыночной экономики. Масштабный франчайзинговый проект по созданию сети ресторанов предполагает реализовать известная американская фирма «Макдональдс». Она планирует открыть в разных городах Украины около 100 ресторанов, создать около пяти с половиной тысяч новых рабочих мест и вложить в экономику страны более 100 миллионов долларов. Компания «Кока-кола» уже вложила в производство и реализацию безалкогольных напитков в Украине более 100 миллионов долларов и в ближайшие годы намерена вложить еще 250 миллионов долларов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |