Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращение деятельности предприятия

Прекращение деятельности предприятия может быть осуще­ствлено добровольно его создателем, собственником или принуди­тельно — по решению суда.

Прекращение деятельности предприятия осуществляется орга­ном государственной регистрации путем исключения его из Реес­тра субъектов предпринимательской деятельности на основании следующих документов:

· заявления (решения) собственника или уполномоченного им органа или решения арбитражного суда в случаях, предусмотрен­ных законодательством;

· акта ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденного органом, назначившим ликвидационную комиссию;

· справки аудитора, если это необходимо н соответствии с требо­ваниями законодательства для проверки достоверности ликвида­ционного баланса;. справки учреждений банков о закрытии счетов;

· справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета;

· подтверждения об опубликовании в печатных средствах массо­вой информации объявления о ликвидации субъекта предприни­мательской деятельности;

· справки архива о принятии документов, которые подлежат дол­госрочному хранению;

· справки органа внутренних дел о принятии печатей и штампов;

· оригиналов учредительных документов;

· свидетельства о государственной регистрации.

Отмена государственной регистрации лишает субъекта предпри­нимательской деятельности статуса юридического лица и являет­ся основанием для исключения его из «Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины».

Орган государственной регистрации в 10-дневный срок уведом­ляет соответствующие органы государственной налоговой служ­бы и государственной статистики об отмене государственной реги­страции субъекта предпринимательской деятельности.

Регистрационное дело субъекта предпринимательской деятель­ности, государственная регистрация которого отменена, передается органом государственной регистрации в местное государственное архивное учреждение в установленном порядке.

Общий порядок ликвидации включает следующие этапы:

Ø принятие решения о ликвидации;

Ø создание ликвидационной комиссии;

Ø публикацию и органах массовой информации объявления о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;

Ø удовлетворение обоснованных претензий кредиторов, предъявлен­ных в установленный законом или оговоренный в объявлении срок;

Ø составление ликвидационного баланса;

Ø проверка достоверности последнего аудитором, если это предус­мотрено законом;

Ø получение справок от:

§ а) банков о закрытии счетов;

§ б) архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению;

§ в) органа внутренних дел о приеме печатей и штампов;

Ø обращение в орган государственной регистрации с заявлением (с приложением необходимых документов) об аннулировании го­сударственной регистрации;

Ø распределение оставшегося после удовлетворения претензий кредиторов имущества между участниками ликвидируемой хозяй­ственной организации или возврат его собственнику.

Принудительное прекращение деятельности предприятия. В ос­нове появления нового предприятия лежит инициатива частного лица, проявляющаяся в совершении ряда юридически значимых действий. Будучи по своей природе деятельностью инициативной и самостоятельной, предпринимательская деятельность может быть в любой момент прекращена по собственной воле предпринимате­ля. Принудительное прекращение предпринимательской деятель­ности носит характер санкции, применяемой за совершение тех или иных правонарушений. Поскольку такого рода санкция ограничи­вает гарантированное Конституцией и установленное Законом право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, ос­нованием для его применения может служить только решение суда (арбитражного суда), принятое в случаях, предусмотренных зако­нодательством. Безусловно, любой спор между государственным органом и пред­принимателем об ограничении прав последнего наиболее объек­тивно может быть рассмотрен специально учрежденным, независи­мым от обеих сторон органом — судом. Судебный процесс, в основе которого лежат принципы равенства сторон, состязательности, объек­тивности, всесторонности и полноты исследования и оценки дока­зательств, является надежной гарантией от незаконного ущемления либо лишения прав, предоставленных законом.

Согласно ст. 111, 112, 150 Гражданского кодекса Украины ликвидация юридического лица является основанием для прекраще­ния обязательств, стороной в которых оно является. В связи с этим принятое в качестве санкции и одной из указанных форм судеб­ное решение о принудительном прекращении предпринимательской деятельности неизбежно порождает определенные проблемы у кре­диторов такого юридического лица. Поэтому в более подробном анализе нуждаются как основания для принятия судом решения об отмене государственной регистрации или ликвидации этого субъекта предпринимательства, так и последствия вынесения та­кого акта.

Первым основанием для отмены государственной регистрации в судебном порядке является признание недействительными или противоречащими действующему законодательству учредительных документов юридического лица. Признание недействительными учредительных документов предприятия и решения о его создании может служить также основанием для ликвидации предприятия (согласно ст. 110 Гражданского кодекса Украины).

Учредительные документы могут быть признаны недействитель­ными в случае, если при их принятии или оформлении допущены нарушения, лишающие их юридической силы. Например, в случае фальсификации подписи учредителя..

Вторым основанием для отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности является проведение деятельности, которая противоречит учредительным документам и действующему законодательству Украины.

Проведением деятельности, противоречащей учредительным до­кументам, может считаться осуществление деятельности, не соот­ветствующей целям создания юридического лица, закрепленным в его уставе.

Под проведением деятельности, противоречащей действующему законодательству, следует понимать занятие деятельностью, запре­щенной законом.

Таким образом, решение о ликвидации поданному основанию может быть принято при наличии следующих фактов в их сово­купности:

1)невыполнение предприятием условий (требований) действу­ющего законодательства;

2)принятие в связи с этим компетентным органом решения о запрете (приостановлении) деятельности предприятия на оп­ределенный срок;

3)неустранение предприятием в указанный срок допущенных нарушений.

Третьим основанием для отмены государственной регистрации юридического лица — субъекта предпринимательской деятельнос­ти является несвоевременное уведомление об изменении его назва­ния, организационной формы, собственности или местонахождения. Понятие «организационная форма» применимо только к тем субъектам предпринимательства, которые представляют собой пред­приятие, т.е. являются юридическими лицами.

Практически арбитражные суды в определенной степени конт­ролируют только процедуру ликвидации субъектов предпринима­тельской деятельности, признанных банкротами. Судебный акт (определение) о ликвидации субъек­та предпринимательской деятельности — банкрота выносится ар­битражным судом по окончании деятельности ликвидационной комиссии, когда все вопросы, связанные с прекращением юридиче­ского лица (в первую очередь, речь идет о погашении задолженнос­ти перед трудовым коллективом, бюджетом, кредиторами), уже раз­решены. Поэтому за вынесением такого акта следует исключение хозяйствующего субъекта из Государственного реестра.

Следует отметить, что законодательством все-таки предусмот­рены определенные средства воздействия на процесс ликвидации юридического лица и вне процедуры банкротства. Так, ст. 20 За­кона Украины «О хозяйственных обществах» гласит о том, что в случаях прекращения деятельности общества по решению суда или арбитражного суда ликвидация проводится ликвидационной комис­сией, назначаемой этими органами. Они же должны утвердить лик­видационный баланс.

В случае непризнания ликвидационной комиссией претензий части кредиторов, последние в течение месяца со дня получения сообщения об этом имеют право обратиться с иском в арбитраж­ный суд об удовлетворении своих требований. Будучи удовлетво­ренными судом, эти требования должны быть учтены ликвидаци­онной комиссией наряду с требованиями других кредиторов.

Итог деятельности ликвидационной комиссии подводит состав­ление ликвидационного баланса, который должен быть представ­лен собственнику предприятия или органу, назначившему ликви­дационную комиссию. Достоверность и полнота ликвидационного баланса предприятия должны быть подтверждены аудитором или аудиторской фирмой.

Вместе с ликвидацией предприятия государство теряет реального или потенциального производителя товаров, работ, услуг, налого­плательщика, работодателя. Учитывая это, а также тот факт, что принудительная ликвидация является для субъектов предприни­мательства своеобразной «высшей мерой наказания», применение ее должно быть только в исключительных случаях. Факт ликви­дации предприятия создает, в определенной мере, невыгодные по­следствия не только для него самого, но и для достаточно широ­кого круга лиц

Санация – оздоровление хозяйствующего субъекта – должника, т.е. собственник, кредиторы и иные лица оказывают финансовую помощь должнику. Для участия в санации арбитражный суд объявляет конкурс желающих помочь субъекту-должнику.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная регистрация предприятия | Порядок оплаты стоимости торгового патента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.