Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод обратного МШ. Ясно, что внешние потребности могут явиться стимулом к творчеству, но они никогда не могут всецело обусловливать конечный результат




Ясно, что внешние потребности могут явиться стимулом к творчеству, но они никогда не могут всецело обусловливать конечный результат. Сначала внешняя потребность должна превратиться во внутреннюю.

No personal records argument

Oxfordians argue that there is no definitive record of Shakespeare of Stratford (1564-1616) being directly credited with writing the plays and sonnets credited to him. Oxfordian's point out that only seven years after the Bard's death was he directly credited as the author of 37 plays and 154 sonnets in the 1623 First Folio.

The eulogies argument whereby Shakespeare received none when he died in 1616, suggests he could not have been the influential playwright Stratfordian's claim him to be. The first such memorial dedication occurred in the First Folio of 1616.

The past tense argument: Barksted’s poem Mirrha

A major argument of Oxfordians is William Barksted's 1607 poem Mirrha, which referred to the Bard in the past tense. This suggests William must have died before this date.

 

 

Собственно творчество (креативность) – это своеобразное отношение человека к миру. и в некотором смысле оно противостоит традиционно понимаемому познанию. Если для познающего человека мир предстает как данность, как если бы он не был никем создан, то творчество принимает действительность, как если бы она всегда поддавалась порождению заново, при участии и глубокой сопричастности человека.

 

Основная роль в творческом процессе принадлежит воображению. Принципиально новое невозможно логически вывести из старого. Для рождение нового нужна интуиция, творческое воображение.

Виды воображения:

непроизвольное – произвольное (доминанта А.А. Ухтомского)

воспроизводящее – творческое

непродуктивное – продуктивное

Некоторые стороны деятельности воображения

1.Анализ – выделение отдельных элементов (черт) сложного целого

2.Изменение этих элементов

- слияние одного образа с другим, дополнение одного образа чертами другого;

- уподобление одного образа другому

- подчеркивание (усиление-ослабление, увеличение-уменьшение) отдельных деталей или всего образа в целом

- контрастные изменения, доходящие до полной противоположности

3. Синтез – объединение уже измененных элементов

4. Комбинация отдельных образов, построение их в сложную систему

5. Воплощение внутренних образов во внешние

Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.

 

Уровни творчества. Качества творческой личности

Наши представления о творческой личности сводятся, как правило, к двум противоположным стереотипам: Первый – стопроцентно удачливый: туманный взгляд в полуночном свете настольной лампы, внезапное озарение, быстрое признание, успех, встречи с интересными людьми, дружба с великими, международные конгрессы, награды и т.д. Второй стереотип полностью трагичный: творческий труд тяжелее каторжного – это постоянное безденежье, вынужденные скитания, непрекращающаяся борьба за признание и т.д. Бесполезно спорить, какое из этих двух мнений верное: каждое из них основано на реальных жизненных примерах.

Однако мир творчества удивительно разнообразен и рассматривать его можно с самых разных точек зрения. Если исходить из личности творца, то еще со времен НКФ выделяют такие ее проявления как гениальность, талант, способности. Гений в максимальной степени обладает творчесикм воображением и интуицией. Именно гений способен к непосредственному усмотрению истины. И. Кант писал: «Гений творит как сама природа… Через гения природа диктует человеку свои законы».

На основе исследования более 2000 биографий творческих личностей, современные исследователи составили следующий список качеств творческой личности:

1. Способность смело выбирать достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать ее главным вектором своей жизни.

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели.

3. Способность работать планомерно. наличие пакета рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. Регулярный контроль выполнения этих планов.

4. высокая работоспособность

5. Хорошая техника творческих задач, входящих в проблему

6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи. Умение «держать удар».

 

Ясно, что творчество многоуровнево. Применительно к техническому творчеству и к изобретательским задачам существует следующая классификация уровней творчества (по Г.С. Альтшуллеру):

1. Применение известного решения к известной проблеме. Здесь либо применяются средства, прямо предназначенные именно для данной цели, либо выбирается один из немногих альтернативных вариантов решения задачи.

2. Означает новое применение известного решения или новое решение старой задачи – не принятыми, непривычными в данной области средствами.

3. Для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Такое творчество работает на отдаленное завтра.

 

Философия технического творчества. Стихийность творчества, творчество как точная наука: эвристический и алгоритмический подходы к техническому творчеству.

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:

- творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку;

- творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности.

В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.

В техническом творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им.

Методы делятся на две больших группы:

- психологические

- алгоритмические

Психологические методы означают применение средств психологического воздействия, активизирующих мышление, деятельность воображения. к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, фокальных объектов, контрольных вопросов и др.

Все вышеизложенное отражено в следующей схеме:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДРУГИЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА

Обычно творчество различают в зависимости от сферы деятельности человека:


- научное

- техническое

- художественное

- декоративно-прикладное

- религиозное

- мистическое

- обыденно-практическое и пр.


Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности.

Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования:

1) классическая инженерная деятельность;

2) системотехническая деятельность;

3) социотехническое проектирование.

Качества творческой личности

1. Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели

3. Способность работать планомерно. наличие пакетов рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. регулярный контроль выполнения этих планов

4. Высокая работоспособность

5. Хорошая техника решения творческих задач

6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар»

Основные критерии Достойной цели

1. Новизна. Либо новыми могут быть средства ее достижения


2. Общественная полезность

3. Конкретность

4. Значительность

5. Еретичность

6. Практичность

7. Независимость


 

 

Пятиуровневая классификация изобретательских задач по новизне

(по Г.С. Альтшуллеру)

1. Применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели, использовано готовое решение для готовой задачи

2. Выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных

3. Изменена исходная задача, изменено привычное решение

4. Найдена новая задача и новое решение

5. Найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач

Три уровня технического творчества

1. Включает решение ИЗ 1 и 2 уровней. применение известного решения к известной проблеме.

2. Включает решение ИЗ 3 4 уровней. новое применение известного решения, или новое решение старой задачи – непринятыми, непривычными в данной области средствами

3. Решение ИЗ 5 и более высоких уровней. для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение. такое творчество работает на отдаленное завтра.

Что делать, чтобы повысить уровень технического творчества?

Для повышение эффективности решения творческих задач и уровня изобретательства – необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых технических идей и решений. Впервые такие методы стали разрабатываться во время второй мировой войны. сейчас их известны десятки (а с учетом модификаций – даже сотни). Обычно выделяют две группы методов.

 

Разные типы задач решаются разными способами, для каждой задачи можно подобрать наиболее эффективный способ. Но для этого сначала задачу нужно понять, понять ее суть. Понимание задачи достигается умением ставить вопросы. «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». Р. Шекли

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (АТАКА)

Основатель МШ – Алекс Осборн (США) – 40гг. ХХ столетия.

Суть метода МШ. Метод основан на следующем психологическом эффекте:

В небольшой группе людей (5-8 человек) можно создать условия при которых количество идей высказанных коллективно, - значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).

Цель метода: стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

Прием: разделение процесса решения на две части: генерации идей и обсуждения идей.

УСЛОВИЯ: отсутствие всякой критики во время генерации идей. Доброжелательность, взаимная поддержка.

Философская основа МШ – теория З.Фрейда.

Дополнительный эффект – борьба с авторитарностью.

ПРАВИЛА МШ.

1. Выбирается группа «генераторов идей» (5-7 чел.). Среди них обязательно должны быть дилетанты по отношению к данной сфере деятельности.

2. В остановке полного комфорта для работы раскрепощенной творческой мысли – идет генерация идей (20-40 мин.). Все предложения до единого фиксируются (запись на бумаге или на магнитофон) без малейшего признака критики и отбора. Ведущий (наиболее опытный в использовании метода человек) стимулирует творческую активность, поддерживает участников.

3. По завершении генерации – к работе приступает группа аналитиков. Каждая идея обсуждается. В каждой идее ищется хоть что-нибудь полезное. Выбираются наиболее интересные решения.

4. Доработка отобранных решений, консультации со специалистами и пр.

Основной принцип ОМШ: поиск недостатков ТС – ключ к ее совершенству.

Суть метода – в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Используется при выполнении следующих процедур:

- разработка технического задания или технического предложения

- уточнение изобретательских и рационализаторских задач

- экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец)

- оценка эффективности закупаемых изделий и пр.

Примеры: американские группы противодействия при создании новой военной техники; «диверсионный анализ» готового изделия, на которое было много рекламаций;

ЦЕЛЬ: поиск и устранение возможных недостатков ТС.

Достоинства метода: помогает преодолевать психологическую инерцию – привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте; помогает сдвинуть мысль с «мертвой точки».

Недостатки: не имеет способов управления поиском.

Идея гениальна лишь в том случае,

если она содержит сумасшедшинку.

Нильс Бор

СИНЕКТИКА

Метод поиска творческих решений синектика появился в середине 50-х годов в США. автор – Уильям Гордон. Синектика – в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».

В основу синектики положен мозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленные люди – синекторы – «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходит по специальным методикам – при этом главное внимание уделяется развитию умения искать аналогии.

Аналогия – сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. (например, в физике строение атома представлено по аналогии со строением солнечной системы).

Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Определение метода: синектика – это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий.

Суть метода: нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

Типы аналогий, используемых синекторами

Выяснить, как решаются задачи, похожие на данную Отождествить себя с техническим объектом Кратко выразить суть задачи (объекта) в художественной форме Ввести какие-нибудь фантастические средства (или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.