Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство и соподчинение. Композиционный центр

Композиционное равновесие

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ

ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ

Различные люди по-разному воспринимают одни и те же вещи. Один и тот же предмет по-разному воздействует на субъект в зависимости от точки зрения последнего, его культуры. Характер восприятия играет важную роль в процессе познания.

На восприятие влияют ранее накопленные знания, оно неотделимо от них. Восприятие распространяется на область прошедшего, настоящего и будущего.

Композиция ( составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соединяющий его компоненты друг другу и целому.

Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым.

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости может стать зрительно неуравновешенным. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.

Наиболее часто применяемые виды симметрии – зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая. Симметрия применяется в плоскостной, объемной и объемно-пространственной композиции.

Создавая единство, цельность и законченность композиции практически всегда решается задача ее равновесия

При решении организации гармоничной композиции необходимо, в первую очередь, ее единство. Это должно выражаться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения. Но так как соподчинение происходит в основном между центром и другими элементами, то именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром оказывается «пауза».

При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Он располагается в активной области

плоскости, в активной, центральной части. Смещение относительно геометрического центра придает композиции большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность.

 

Ритм – повторяемость явлений, элементов и форм, закономерность их чередования. «Ритм» - буквально означает «такт, мерность».

Метричность – это повторяемость без изменения. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства. В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и порождает движение с более сложной характеристикой. Динамика ритма обуславливается закономерным чередованием однородных элементов и пространства.

Ритм бывает простым, когда меняется одна из закономерностей (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетаний), ритмы цвета (хроматические и ахроматические), ритмы фактур. За счет ритмического построения активно организуется центр плоскости или объема, а в объемно-пространственном решении выявляется доминанта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законы восприятия | Архаические культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.