КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание как философская проблема
Мировой Дух Хайдеггер Бытие II. Тесты I. Вопросы для самопроверки ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ 1. Что рассматривает онтология?
2. Что такое Бытие?
3. Как связано бытие и существование?
4. Что значит "общее" и "единичное"?
5. Чем отличаются явление и сущность?
6. Какие уровни бытия выделяются?
7. Что такое "сущее" ("сущность")?
8. Кто первым ввел термин "онтология"?
9. Что значит "единое"?
10. Приведите пример несовпадения "бытия" и "существования. П.В чем причина интереса к онтологической проблематике в XX веке?
11. В какой традиции развивалась онтологическая проблематика?
12.Что такое "феномен"?
13. Назовите крупнейших представителей феноменологического направления.
14.Какие уровни Бытия выделял М.Хайдеггер*
15. Охарактеризуйте уровень "Ман". В чем его недостаточность?
16. Что такое "раскрывающееся пространство"?
17. Охарактеризуйте "здесь-бытие"
18.Как может быть постигнуто "здесь-бытие"(экзистенция)?
19. Что такое "посыл Бытия"?
20.Где впервые возникает онтологическая проблематика?
21.Охарактеризуйте понимание Бытия в элейской школе?
22.В чем сущность онтологической концепции Платона?
23.Что такое "эманация"?
24.В чем своеобразие трактовки Бытия в эпоху Средневековья?
25.Какие уровни Бытия выделяли средневековые мыслители?
26. Почему в Новое время онтологическая проблематика заменяется гносеологической?
28.В чем своеобразие кантианской трактовки Бытия?
29.Почему Гегель отождествлял Мировой Дух и Ничто?
30.В чем отличие гегельянской трактовки Бытия от трактовки Бытия в концепциях его предшественников?
1. Что изучает онтология?
2. Охарактеризуйте основные онтологические категории:
Сущее Явление Единое Общее Единичное Особенное
3.Назовите основные этапы развития онтологической проблематики, охарактеризуйте их.
- античный этап - средневековый этап - Новое время - Немецкая классическая философия - XX век
4. Раскройте феноменологическую концепцию бытия, охарактеризуйте основные уровни (Ман, здесь-бытие, бытие).
5. Укажите соответствия:
Посыл Бытия Гегель Бытие есть Бог Фома Аквинский Онтологический аргумент Кант Априорные категории Декарт
6. Раскройте естественнонаучные предпосылки интереса к онтологической проблематике в XX веке. Литература 1.Алексеев П., Панин А. Философия.М., 1996 2.Мир философии. М., 1991.- Ч. 1. 3. Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1986. 4. Радугин А.Философия. Курс лекций.–М.,1995.
§ 2. СОЗНАНИЕ
– воспроизведение реальности в виде мысленных образов; – адекватное и активное отражение внешнего мира; – связывание вновь поступающих впечатлений с прежним опытом; – выделение человеком из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; – соединение индивидуального смысла и общего значения. Подчеркнем, что сознание есть способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделеными от непосредственных контактов с предметами и людьми. Данные образы рассматриваются в качестве условий, средств и ориентиров поведения. Под сознанием понимают высшую форму психического отражения действительности общественно развитым человеком. А.Г. Спиркин определяет сознание следующим образом: «Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Жизнь сознания – переход за границы биологических возможностей человека или только физических свойств предмета в мире человеческих взаимодействий, средств человеческой деятельности и культурных форм. Выделяют несколько источников сознания. 1. Внешний предметный и духовный мир. Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. 2. Социокультурная среда. Частью сознания становятся общие понятия, эстетические и этические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества. 3. Духовный мир индивида, его опыт. Человек способен в отсутствие внешних воздействий конструировать, продуцировать разнообразные оригинальные переживания и образы. 4. Мозг. Эта макроструктурная природная система, которая обеспечивает на клеточно-тканевом уровне осуществление общих функций сознания. Состояние сознания зависит от его условно-рефлекторной деятельности, биохимической организации. 5. Космическое информационно-смысловое поле. Ряд исследователей считает сознание индивида одним из звеньев некой единой космической системы. Итак, источником сознания является объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |