Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Контроль хода и результатов обучения учащихся является одним из важнейших элементов школьного учебно-воспитательного процесса




Часть I

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

 

 

Контроль хода и результатов обучения учащихся является одним из важнейших элементов школьного учебно-воспитательного процесса. Контроль выполняет функции обратной связи между преподавателем и учениками. Организация контроля и методика последующего анализа его результатов оказывают существенное влияние, с одной стороны, на мотивированность занятия данным предметом учащихся и, как следствие, на ритмичность и тщательность учебной работы; с другой стороны, именно по результатам контроля вырабатываются воздействия преподавателя, корректирующие ход обучения и обеспечивающие оптимальное достижение стоящей образовательной цели. Таким образом, контроль следует рассматривать в качестве средства управления познавательной деятельностью учащегося. Термин, объединяющий различные стороны контроля хода обучения, был предложен в 1968 немецким педагогом К. Ингекампом – «педагогическая диагностика». Под педагогической диагностикой он понимает «процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария, соблюдая необходимые научные критерии качества, учитель наблюдает за учащимися, обрабатывает данные наблюдений … с целью описать поведение, объяснить его мотивы и предсказать поведение в будущем» [2, с.8]. Одной из составляющих педагогической диагностики является диагностика успеваемости по конкретной учебной дисциплине. Правильная организация такой диагностики подразумевает решение следующих проблем:

· определение диагностируемых целей обучения;

· разработка содержания контрольных заданий, позволяющих надежно отследить достижимость (или меру достижения) поставленной цели;

· статистическая обработка результатов диагностики;

· анализ и фиксация результатов; при необходимости – выработка корректирующих воздействий.

В какой-то степени все перечисленные элементы существуют в школьной практике. Однако основаны они в большей степени не на объективных научных методах, а на педагогическом опыте учителя. В результате управление ходом обучения ведется на интуитивном уровне и результативность его невысока. Вместе с тем, хорошо известны и широко используются в практике педагогических исследований методы, позволяющие получить объективную картину состояния обученности, а также выявить те компоненты учебного материала, которые были усвоены учащимися недостаточно хорошо. Это, в первую очередь, методы поэлементного и пооперационного анализа. Использование подобных методов в обычной школьной практике затруднено необходимостью статистической обработки больших массивов информации, что без использования вычислительной техники и наличия необходимого программного обеспечения, безусловно, не представляется возможным. Помимо этого, применение таких методов в школе обладает рядом специфических особенностей, которые требуют изучения.

Таким образом, очевидно противоречие между необходимостью объективной, научной диагностики хода обучения, принципиальной возможностью ее проведения, с одной стороны, и отсутствием соответствующих методик в практике школьного учителя, с другой. Разработке некоторых вариантов преодоления этого противоречия, апробации их в работе с учащимися, а также анализу эффективности предложенных методов посвящена данная работа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.