КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитания в школе
Современной системе образования и воспитания России присуща вариативность. В ее рамках прослеживается формирование многообразных моделей правового обучения и воспитания, главная задача которых заключается в создании оптимальных условий для формирования и совершенствования правовой культуры общества. Понятие «модель правового образования» может рассматриваться не только как педагогическая конструкция. С юридической точки зрения, она представляет собой систему правовых норм, обеспечивающих эффективное функционирование механизма правовой подготовки учащихся. С другой стороны, модель правового образования — целостная система результативных средств, приемов, методов правовоспитательной деятельности, отбираемых в соответствии с правовым содержанием учебной информации, представленной на основе единого концептуального подхода. Необходимость поддержать единое образовательное пространство, выстраивание правового содержания курсов на базе государственного стандарта столкнулась с такой же необходимостью вариативного использования технологий обучения и воспитания. В этой связи различные авторские коллективы страны стали создавать проекты федеральных и региональных моделей правового обучения и воспитания, в рамках которых образовались свои концепции, учебные и воспитательные курсы, программы, комплексы учебно-методической литературы, а также своя технология работы. Формирование моделей правовой образовательной деятельности в рамках системы правовоспитательных процессов в современный период приобретает особую актуальность. В настоящее время в учебных учреждениях системы общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта. В первом случае обучаемые, переходя из одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где наряду с чисто правовыми проблемами рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества. Во втором случае в школах, гимназиях и т.п. выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики (это может быть начальная школа), заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие возможности для вариативного образования. Рассмотрим некоторые концепции правового образования и воспитания, сложившиеся на протяжении многолетней практики и научных изысканий исследователей в области правообучающей деятельности. 1. Некоторые авторы справедливо полагают, что изучение правовых конструкций в школе должно основываться не на механическом запоминании юридических норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права, рассмотрении закономерностей его становления и развития, следовательно, необходимо обратить внимание на теоретические аспекты права, а лишь затем говорить о его практическом значении. Именно такой подход даст возможность личности разобраться в противоречиях и проблемах правовой действительности. Подобная концепция ориентирована на изучение вопросов теории права и государства. В содержании курсов предусматривается акцентирование внимание на вопросах юридической техники, понимания базовых понятий юриспруденции, которые составляют основу ее языка. Главной целью концепции становится формирование высокого уровня правовой культуры личности. Вышеуказанный подход в правовом обучении и воспитании школьников акцентирует внимание на теоретических вопросах права и отводит определенное количество часов (34 или 70) в старших классах именно на постижение смысла права, особенностей юридической техники, проблем правотворчества и правового поведения личности. Так, например, ученики в течение двух лет (9-10 кл.) изучают подробно ведущие понятия права, историю его становления, особенности правовых норм и их структуру, а затем становятся готовыми к восприятию конкретных юридических правил отраслевого законодательства. В выпускном классе ребята рассматривают нормы гражданского, уголовного, трудового, семейного, административного и конституционного права. Уделяется особое внимание знаменитым личностям, прославившим юриспруденцию, афоризмам и изречениям прошлых лет, имеющим принципиальное значение для современной жизни. Безусловно, такой подход имеет множество достоинств. Следует обратить внимание на то, что правовое обучение складывается на базе коммуникативного взаимодействия участников этого процесса, посредством теоретического осмысления права формируется культура человеческих взаимоотношений, базовые составляющие правовой культуры и социальных компетентностей, складываются основы профессиональной юридической речи, развивается понятийное мышление. Формирование умений делать самостоятельный выбор и быть ответственным за принимаемые решения является важным фактором правового воспитания и обучения детей. Такой подход оказывает существенную помощь в подготовке к дальнейшему образованию в вузе, аспирантуре и т. д. Изучение теоретических вопросов в курсах права позволяет развить у обучаемых абстрактное аналитическое мышление. Так, они учатся анализировать (мысленно расчленять явление, выделяя в нем существенные признаки), синтезировать (соединяя отдельные части в единое целое), сравнивать (устанавливая сходство и различия), абстрагировать (мысленно выделяя одни признаки и отвлекать от других), обобщать (объединяя отдельные предметы) и проч. Однако, следует заметить, что увлечение теоретическими аспектами права в школе не целесообразно в силу того, что: — в системе общего образования не ведется профессиональная подготовка юристов, а ученики постигают лишь азы или основы правовой науки, а главная цель акцентирована на создании условий формирования базовых основ правовой культуры субъекта; — психолого-физиологические особенности возраста детей не позволяют глубоко и основательно осознать некоторые теоретические проблемы права; — в учебном плане школы не предусмотрено выделение элементарно необходимого количества часов на изучение теоретических вопросов права, ибо это может привести к сокращению часов на рассмотрение важных вопросов Госстандарта знаний; — ученики должны четко понимать, что изучение теории права осуществляется не для теории, а для использования полученных знаний на практике. Ребята должны понимать важность изучаемой информации. Особенностью еще одной концепции правового обучения стало акцентирование внимания на изучение прав человека и формирование его правовой культуры. На протяжении многих лет не утихали споры о том, каким же должен быть правовой курс в школе. В странах Западной Европы и в США правовые курсы носят практико-ориентированный характер и базируются в основном на изучении национального законодательства. Коллеги восточноевропейских стран изначально при создании правовых курсов стали уделять большое внимание естественным правам человека (популярность приобрести сборники типа «Воспитание в духе прав человека»). Во многом заимствовав хорошо зарекомендовавший себя опыт правового обучения и воспитания детей за рубежом, российские правозащитники предложили свои системы правового образования. Проанализировав проблемы общества, они пришли к выводу о том, что нежелание выполнять предписание закона связано с неверием в силу права. Специалисты пришли к выводу, что недостаточно просто познакомить детей с законами и призвать их повиноваться им. В правовом обучении и процессе правового воспитания необходимо создать такие условия, при которых дети могли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон — не цель, а средство для облегчения жизни. Разработчики концепции доказывали, что обучаемый в системе общего образования не должен запоминать механически нормы законов. Их знание еще не есть гарантия того, что человек не нарушит право. Объясняя суть своих идей, они приводили примеры того, как люди, не знавшие конкретные нормы законов, не нарушали их. Понимая психологию детей, авторы констатировали, что для каждого ребенка близко и понятно понимание справедливости и этому учить не надо. Ученикам следует помочь осознать свои права и научиться их защищать. Для 5—8(9) классов были разработаны программы и учебники правового характера, главная цель которых заключалась в том, чтобы воспитать детей в духе прав человека. Следовало воспитать в человеке чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других. Правовые курсы включили в себя информацию об основных правах и свободах человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, зафиксированных в Международном Пакте о гражданских и политических правах и Международном Пакте об экономических социальных и культурных правах, а также гарантированных Конституцией РФ. Важным принципом курса стала идея: «Не человек для государства, а государство для человека». В процессе такой системы правового образования и воспитания стали затрагиваться вопросы формирования «терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям», «умений жить в социуме». В рамках указанной концепции реализовался концентрический подход к изучению проблемы прав человека, основанный на рассмотрении права на разных уровнях правовой подготовки обучаемых. Особый акцент сделан на изучении таких тем, как «Человек. Естественные права человека», «Терпимость к различиям. Толерантность», «Основные права и свободы», «Права человека, общество и государство». Данный курс можно считать не совсем обычным. Его основная цель — не добиться заучивания основных прав, а сделать так, чтобы обучаемые сами прочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. Посредством такого подхода дети осознают свою ответственность за совершаемые поступки, учатся уважать права других людей и пытаются решать конфликты в повседневной жизни. Для реализации этой цели были выбраны методы работы, которые отвечали следующим требованиям: — позволяли обучаемым и воспитуемым выступать в роли субъектов права и переживать ситуации реализации своих прав и затруднений в пользовании своими правами; — заставляли задуматься над проблемами взаимоотношений между собой, а также между гражданами и государством; — позволяли субъектам образовательной деятельности сформулировать свое собственное мнение и свободно его вы сказывать; — учили детей общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе. Такому подходу в области правового обучения и воспитания детей была адекватна антисхоластическая методика, рассчитанная не на механическое запоминание «неоспоримых истин» и четкое разделение мира на «черное» и «белое». Педагоги пытались показать обучаемым и воспитуемым важность всестороннего рассмотрения правовых явлений. Изучение каждой темы курса начинается с анализа ситуаций, в ходе которых ребенок самостоятельно приобретает новые знания, умения и вырабатывает свою точку зрения. Обучение школьников правам человека стало выстраиваться вариативно, пронизывая различные школьные программы. Так появилась трехступенчатая система правового обучения и воспитания: на первом этапе в начальной школе закладывались исходные представления о нормах человеческого поведения. Осмысление права осуществлялось путем изучения поступков, которые совершает сам ученик, через познание себя, своей семьи, друзей. Дети учились уважать друг друга, ненасильственно разрешать любой конфликт. На втором этапе в средней школе учащиеся могут познакомиться с системой значимых общечеловеческих ценностей и установок правомерного поведения. Обучаемые получают сведения о конкретных нормах права. В старшей школе в процессе общественной деятельности ученики совершенствуют готовность и умения защищать свои права, изучая механизмы реализации и защиты прав человека. Здесь определяется гражданская позиция личности. Большую роль в развитии отечественного правового образования и воспитания сыграла концепция, ориентирующая обучаемых на выбор адекватной их способностям и желаниям профессии и выполняющая роль профессиональной пропедевтики в области юридического образования. Специализированные правовые курсы позволили познакомить старшеклассников с особенностями деятельности адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов, криминалистов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии. Изучение права в системе экстерната привело к созданию специализированных юридических школ, где особый акцент сделан на самостоятельной работе обучаемых по познанию права. Получив соответствующий комплект книг, пособий и задания, ученик самостоятельно разбирается в сложных проблемах права и закрепляет получаемые знания путем решения специальных задач, имея возможность приходить на консультации к своему преподавателю. Последний обеспечивает системную подготовку обучаемых и контролирует степень усвоения материала через зачеты, экзамены, контрольные работы. Попытки создать преемственность в правовом воспитании и обучении праву в школе привели к появлению учебников и курсов в форме «Энциклопедии практического права». Сначала авторы предложили изучать в старших классах основные понятия о праве и юридической системе, а также некоторые вопросы конституционного права. Блок информации об уголовно-правовых и административных правоотношениях позволял раскрыть основные запреты поведения человека в обществе и был представлен вторым. После его изучения школьники оказывались подготовленными к восприятию гражданского права, которая осмысливалась авторами как «высшая математика права». Здесь начинается изучение основ правового регулирования рыночной экономики, даются основные понятия цивилистики, закладывается дальнейшая база для изучения частноправовых отраслей (жилищного, трудового, семейного и др.). Основные задачи такого курса были сформулированы следующим образом: — обеспечить первое знакомство обучаемых с правом и ролью юристов в обществе, привив интерес к правовым явлениям; —обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано учениками в их повседневной жизни, в том числе и после окончания школы; —заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких как права человека, демократии, правовое государство, рыночная экономика и других, лежащих в основе Конституции, законов, правовой системы и общества в целом; —способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы России; —развить базовые навыки, включая критическое мышление, рефлексию, умение рассуждать, общаться, наблюдать, разрешать проблемы. Особенности данной концепции: целостный подход (право как система должно изучаться целостно и систематически в соответствии со своей внутренней логикой; человек - целостное существо, и воспринимает мир целостно через мысли, переживания, действия, а потому его следует знакомить с правом целостно — через мир понятий, переживаний и практических действий; право — это «открытая система и один из аспектов целостности мира, а потому понять право невозможно только через него самого, необходимо показать место права в обществе и мире, истоки права, зависимость его достоинств и недостатков от уровня развития общества»); практическая направленность (обучаемые анализируют реальные правовые случаи из жизни, получают практические советы правового поведения, которые пригодятся им в дальнейшем; при этом учитываются возрастные особенности школьников; происходит обучение несовершеннолетних практическим навыкам — разрешение проблем-конфликтов, составление юридических документов, общение с юристами и государственными органами, а также другим навыкам, необходимым гражданам - «не юристам» в обычной жизни современного демократического общества с рыночной экономикой); – учет современных тенденций в правопонимании и практике применения права (обучаемые получают большой блок информации о роли прав человека в современной системе права, представлен современный социологический подход к праву как к общественному явлению, а не только как к продукту государственной деятельности, разъяснены современные способы разрешения конфликтов (профилактика конфликта, переговоры, третейский суд); – учет психологии и интересов учащихся (переходный возраст (13—15 лет) предполагает все более активное включение несовершеннолетнего в социум, при этом сложный правовой материал наиболее адекватно воспринимается через призму ролевых игр, тренингов, решений казусов и использование других активных методов); – огромная роль методики преподавания права и методики правового воспитания (специалисты считают, что, если право преподается «авторитарными методами», то и школьник на уровне подсознания впитает авторитарный тип правопонимания, что найдет непременное отражение в его поступках, в этой связи минимум времени уделяется лекционным, монологическим формам учебной деятельности на занятиях, акцентируется внимание на формирование умений применять правовой материала и развитии творческого мышления). Сегодня особое внимание стали уделять начальному этапу правового воспитания. У многих специалистов он ассоциировался с начальной школой, в рамках которой ребенок получает первые систематические знания о праве. Раннее обучение общеобязательным в юридическом смысле правилам поведения условно, учитывая, что юридическую информацию в подлинно научном смысле этого словосочетания школьник не в состоянии осмыслить в первом или даже втором классе школы. Тем не менее, начальное обучение основам права оказывает влияние на формирование личности, правосознание школьника и определяет его правомерное поведение. По мнению ряда специалистов, в том числе И. Г. Дружкиной, ко времени перехода из начальной школы в среднюю учащиеся должны: —знать конкретные правила поведения семье, в своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения; —уметь разъяснять эти правила другим детям, выбирать модели поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их, ценить общественный порядок и деятельность по его охране, стремиться быть организованным и дисциплинированным; —иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права, негативно относится к жестокости и насилию, национализму, нарушению прав личности; стремиться и знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижения, пренебрежение к себе и другим; знать способы защиты своих прав; —знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать, стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным; —иметь представления о Конституции РФ, знать государственные символы РФ, понимать следующие слова: закон, Конституция, гражданин, государство; — иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и со старшими. К настоящему времени появились многочисленные проекты правового обучения и воспитания. Например, «Школа — правовое пространство». Практика правовоспитательных мероприятий показала, что исключительно важно для детей в начальной школе, а затем в подростковой образовательной среде именно собственное участие в выработке правовых решений. Одной из основных концепций правового образования и воспитания стала система этико-правового подхода в изучении права. Ее авторы посчитали, что в современной школе необходимо выстроить целостную систему правового обучения и воспитания с первого до выпускного класса, основанную на гуманистической этике, гуманистических принципах права и гуманистических традициях в педагогике. Правовая информация вводится после формирования соответствующих нравственных установок и на их основе. Например, право на жизнь рассматривается в рамках более широких тем: «Радость жизни, счастье жизни», «Жизнь единственная и неповторимая». Организационное единство системы правового образования и воспитания обеспечивается совокупностью специальных учебных предметов этико-правовой направленности, каждый следующий год обучения расширяется круг рассматриваемых вопросов, усиливается воздействие на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознание учащимися общечеловеческого значения и личностного смысла этих ценностей. Таким образом, создаются условия для постепенного становления жизненных ориентаций младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий, поступков. Структура содержания курса создает условия для установления внутрикурсовых связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Например, на уроках, посвященных раскрытию ценностей жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о праве каждого человека на жизнь и на охрану здоровья, о праве детей на заботу государства об их здоровье, об обязанности каждого уважать право другого человека на жизнь. Одновременно учащиеся узнают об охране законом жизни и здоровья людей от преступных посягательств. Большого внимания заслуживает концепция практико-ориентированного подхода в изучении права, когда в интеграции с экономическими, политическими и другими общественными проблемами познается юриспруденция. Обучаемые и воспитуемые рассматривают общество посредством «взгляда» со стороны права. Такие курсы оказались наиболее результативными именно в старшей школе, где учащиеся подготовлены к более основательному рассмотрению общественной жизни с позиции права. На уровне регионов создаются различные воспитательные системы, «формирующие базовые ценности гражданского общества, ориентированные на формирование устойчивой, целостной личности и высокого уровня ее культуры, способной адаптироваться к динамичным изменениям, готовой в условиях поликультурного пространства осуществлять свободный выбор мировоззренческих позиций, нравственных ценностей». Региональные разработки программ правового воспитания позволяют констатировать во многом схожие их параметры. Целевые установки ростовской и рязанской программ «связаны с формированием у молодежи региона правовой культуры, делая необходимым объединение усилий различных ведомств, организаций Ростовской области в создании единого правового и информационного пространства». Новые региональные программы предусматривают активное использование информационных технологий, коммуникативных систем. Их разработчики считают, что «данный подход обусловлен необходимостью формирования образовательной среды, ориентированной на самостоятельность в приобретении знаний и их применении, развитие критического мышления». Целью ростовского правового проекта стало создание развитой системы гражданско-правового обучения и воспитания. При этом основными направлениями формирования правовой культуры стали следующие: 1. Информатизация: создание центра правовой информации на базе Института повышения квалификации учителей, Донской публичной библиотеки для распространения правовой информации. Создание пунктов правовой информации на базе отдельных так называемых пилотных школ, организация локальных сетей пилотных школ. Усиление правовой информированности людей, по мнению специалистов, позволит сформировать правовые знания и уважение к нормам законов. 2. Правовое образование, воспитание в школе: внедрение права как отдельного учебного предмета в план образовательных учреждений региона, моделирование различных вариантов обучения праву, разработка моделей воспитательных систем, основанных на демократическом укладе (создание органов самоуправления школьников, специальных нормативных актов, построение демократических отношений в школе, разработка целевых программ, направленных на реализацию индивидуальных потребностей и проч.), создание центров правовой информации на базе школьных библиотек. Правовое просвещение в социокультурном пространстве региона: организация бесплатных юридических консультаций при юридических факультетах, районных администрациях. Введение штатной единицы юрисконсульта в расписание образовательных учреждений, организация телефонных линий для юридических консультаций при районных администрациях. 3. Проведение обучаемыми и воспитуемыми практико-ориентированных исследований, проектов по правовой проблематике в социокультурном пространстве региона. Организация олимпиад,научно-практических конференций, соревнований по праву, распространение правовой информации через СМИ, социальную рекламу, проведение акций, организаций встреч представителей органов государственной власти и местного самоуправления со школьниками. Создание группы лидеров из числа учеников, организация для нее особого режима получения правовой информации. Проведение региональных, межрегиональных совещаний по вопросам правового образования и правовой реформы. 4. Повышение квалификации учителей: создание обучающих программ для повышения квалификации учителей по специальности «учитель права», введение новых курсов по формированию правовой компетенции педагога в систему стационарных куров институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, создание дистанционных обучающих программ, обеспечение свободного доступа учителей и учеников к компьютерным технологиям, привлечение юристов к обучению в школе. В Рязанской области разработаны специальные программы, в рамках которых осуществляется системная работа по формированию правосознания несовершеннолетних: «Патриотическое воспитание граждан» (на 2002—2005 гг.); «Развитие воспитания и дополнительного образования в Рязанской области» (2002—2004 гг.); «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области» (2001— 2002 гг.), «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Рязанской области» (2002—2004 гг.). Проведены социологические исследования по определению уровня «сформированности гражданско-правового самоопределения учащихся». Разработана модель «правового уклада жизни образовательного учреждения», которая по мнению специалистов Рязани подразумевает «создание ситуаций выбора детьми и их родителями содержания образования, формы освоения учебных правовых курсов, темпов и вариантов формирования правового сознания, нормативно-правовое обеспечение возможностей делегирования полномочий руководства образовательным учреждением с высшего уровня управления на общественный (педагогические объединения, органы соуправления и самоуправления), привлечение всех членов сообщества образовательного учреждения к созданию норм и правил общей жизни, создание в школах институтов защиты прав человека и прав ребенка (консультантов по разрешению конфликтов, служб психологической и социальной поддержки). Специалисты в области правового образования пришли к выводу, что важным фактором формирования правосознания школьников, правовой культуры становится создание условий для преемственности обучения и воспитания праву. Важно создать целостную систему обучения и воспитания от пропедевтики (в начальной школе) до более глубокого осмысления юриспруденции в старшей профильной школе, которая подготавливает личность к выбору профессии и дальнейшему обучению в вузе. Создаются программы главный смысл которых-развитие правового сознания и правовой культуры школьников и молодежи через их интерес к праву: «Центры правовой помощи молодежи», согласно которой в Москве и других городах России созданы пункты бесплатной правовой помощи молодежи при поддержке органов местного самоуправления. Вторая программа стала реализовываться как проект «Интересное и практическое право: правовое образование и воспитание молодежи через ее интерес к праву». Формирование новых образовательных и воспитательных парадигм опиралось на теории правовой и нравственной социализации. Если в 60-е гг. XX в. в странах Запада были популярны идеи полной интеграции личности в социальную систему, а социализация нравственного поведения рассматривалась как процесс адаптации, который достигался путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, то и школе согласно такой позиции отводилась роль довольно жесткого программирования детей на выполнение определенных функций. В настоящее время распространилась иная теория «критического характера». Ю. Хабермас, немецкий ученый, доказал, что главная цель социализации заключается в самоутверждении личности, а следовательно, необходимо воспитать критическое отношение к элементам социальной среды, факторами развития которой и выступают индивидуальная жизнь субъекта, поиски своего «Я». Освоение общечеловеческих ценностей, которые и составляют основу права, помогают ему лучше понять себя. Сегодня распространение получает модель гражданско-правового образования и воспитания – сочетание права, этики и политологии. Главной целью гражданско-правового воспитания определено воспитание внутренней свободы личности, участие в системе ее социализации. Так сочетается формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ наук. Поставлена задача проектирования определенного гражданского идеала, который послужит показателем отношения личности к обществу. Ребенок учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества. При этом большое значение отводится формированию позитивного правосознания школьников, которое оказывает влияние на уровень правовой культуры. Специалисты считают, что формирование уважительного отношения к праву как к механизму осуществления социальной справедливости должно быть осознанным и основываться не только на опыте, но и на чувствах. Поэтому поставлена задача формирования рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Гражданско-правовое образование позволит субъекту действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения. Так обеспечивается формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь. Последние компоненты составляют основу коммуникативных навыков. Предлагается для педагогов рационально-эмоциональный подход в обучении: предлагать школьникам анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давать возможность выражать чувства и эмоциональные переживания. Выработаны и гражданские ценности, о которых необходимо получать представления в процессе обучения и воспитания: —самоопределение личности; —уважение прав и свобод; —уважение человеческого достоинства; —уважение к институтам гражданского общества; – уважение к нормам и правилам современной демократии; —справедливость; —равенство людей перед законом; —общественное благо; —уважение к национальным традициям и культуре; —ценность политического многообразия; —патриотизм; —готовность к разумному компромиссу; —толерантность; —правдивость. В этой связи предполагается, чтобы школа обратила внимание на создание ситуации выбора детьми содержания своего образования, формы освоения, темы, темпов, вариантов деятельности; руководство школы может делегировать полномочия с высшего уровня управления на общественные (учительские, объединения, органы управления; создание общественных органов управления различными сферами школьной жизни; привлечение всех членов школьного сообщества к созданию норм и правил общественной жизни; создание в школе института защиты прав человека, прав ребенка (уполномоченных по защите прав ребенка, консультантов по разрешению конфликтов). Такой уклад школы, по мнению исследователей проблемы, позволит приобрети опыт и способы гражданского поведения. Таким образом, решение проблем гражданско-правового образования и воспитания необходимо осуществлять с учетом следующих условий: - идея приоритета прав личности должна пронизывать всю школьную атмосферу; - демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его; - превращение школы в открытое сообщество для внешнего мира, участников образовательного процесса: открытость управления, организационных структур, информации, оценивания, свобода оценивания, внутришкольная демократия, критический самоанализ деятельности; - изменение взаимоотношений «школа — малый социум»; - широкое участие учеников в разработке местных и школьных, общественных проблем; - создание в школе среды взаимоуважения, ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласования интересов групп участников школьной жизни; - создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование в школе институтов демократии; - создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; - учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности; - изучение, учет и поддержка общественного мнения. В этой области общественных отношений недопустимо доминирование императивно-властных указаний со стороны государственных структур, координирующих образовательную и воспитательную деятельность. Самостоятельность и творчество субъектов образовательного права с опорой на государственные контролирующие основы результативного компонента обучения и воспитания должны стать приоритетом дальнейшего развития гражданско-правовой системы образования. Таким образом, к настоящему времени сложились альтернативные системы правового образования и воспитания, которые можно назвать моделями правового обучения и воспитания, имеющие опыт регионального апробирования, которые объединены между собой задачами формирования правосознания, правовой культуры личности и общества.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |