Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. 3. Правовое образование и воспитание как фактор профилактики правонарушений несовершеннолетних




За последние несколько лет преступность среди детей и подрост­ков в нашем государстве приобрела угрожающие масштабы и стала одной из главных социальных проблем. Особенно это коснулось крупных городов, так как именно в них более глубоко обнажаются негативные процессы, вызванные тяжелым социально-экономичес­ким положением в обществе. С каждым годом наблюдается существен­ный рост детской преступности, все больше и больше углубляется нега­тивное отношение молодежи к закону, праву и правоохранительным органам в целом, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным усто­ям общества.

В течение пяти лет количество преступлений, совершенных несо­вершеннолетними, возросло более чем на 2%, и на столько же возрос­ло количество преступлений, совершенных подростками в составе групп. За этот же период детская преступность, по различным оцен­кам, составляет уже 30-40% от общего количества преступлений, со­вершенных в государстве. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии опьянения, 14% — повторно. Причем следует иметь в виду, что это только зарегистрированные правонарушения, фактически же их в несколько раз больше.

Страшная статистика детской преступности современной России, которая в настоящее время помолодела, говорит о том, что от 35 до 40% воспитанников государственных детских учреждений впоследствии становятся на путь совершения преступлений.

Ситуация с ростом подростковой преступности осложняется на фоне возрождающейся детской беспризорности и безнадзорности, принимающей формы национального бедствия. По различным оцен­кам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорни­ков. Такое количество детей-беспризорников уже сопоставимо с их ко­личеством во время гражданской и Великой Отечественной войн.

Результаты исследования показывают, что подростков, ориентиро­ванных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих ус­тойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом стано­вится все меньше, и ныне они составляют в среднем не более 15—20%. При этом порядка 25-30% подростков - потенциальные девианты, а оставшиеся (но составляющие основную массу) 50—60% можно отнести к «неустойчивому» типу, определенная часть представителей которого скорее всего склонна к переходу в чис­ло «активных» девиантов. (Сибиряков С. Л. Место и роль СМИ в сис­теме предупреждения девиантного поведения молодежи // Средства массовой информации и правовая культура населения. Волгоград, 1999. 12 с.)

Сложившееся положение вызывает обоснованную тревогу за буду­щее Российского государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования и воспитания как решаю­щего фактора формирования позитивного правосознания, профилак­тики правонарушающего поведения несовершеннолетних, предупреж­дения беспризорности и безнадзорности, обеспечения защиты прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, социальной реа­билитации детей, оказавшихся в сложных условиях окружающей дей­ствительности.

Исследование данной проблемы позволило выделить основные причины роста детской и подростковой преступности:

1. Отсутствие системы правового образования и воспитания на всех этапах обуче­ния детей в образовательных учреждениях.

2. Недостаточное взаимодействие между различными детскими организациями и учреждениями, осуществляющими патриотическое, духовное, нравственное и правовое воспитание детей и подростков.

3. Отсутствие конкретной, целенаправленной и координируемой политики формирования правосознания несовершеннолетних.

4. Откровенное насаждение большинством средств массовой ин­формации культа насилия, вседозволенности, космополитизма, пре­небрежения к обычаям, традициям и истории своего отечества (что яв­ляется грубым нарушением требований Постановления о защите прав детей, принятом в Эр-Рияде).

5. Отсутствие надежного источника информации о праве, правовой действительности, законах, адаптированного к детям различных воз­растов и образовательного уровня. Около 70% подростков получают правовую информацию от друзей, знакомых, родственников, родите­лей, то есть от тех, кто и сам имеет весьма смутное представление о праве.

6. Недостаток опытных, высокопрофессиональных кадров, способ­ных организовать правовое образование, правовое воспитание моло­дежи, формирование у нее позитивного правосознания, стремления сознательно и добровольно соблюдать законы.

Что необходимо сделать для преодоления данной проблемы? Во-первых: в педагогических вузах необходимо без промедления начать подготовку учителей права для общеобразовательных школ. Потреб­ность образовательных учреждений в специалистах, имеющих юриди­ческое образование, знающих детскую психологию и педагогику, вла­деющих методикой преподавания права, очень высока.

Анализ показывает, что, в связи с отсутствием подготовленных преподавателей, занятия по данным дис­циплинам проводят учителя истории, ОБЖ, физической культуры и другие, что само по себе уже предопределяет поверхностное отноше­ние к данной дисциплине.

Право же должно стать такой же обязательной дисциплиной, как история, русский язык и литература, математика, физика, химия и т. д.

Во-вторых: разработать концепцию правового образования и фор­мирования правосознания детей и подростков, адаптированную к мес­тным условиям. Концепция, с нашей точки зрения, должна включать три периода. Первый — для дошкольных образовательных учрежде­ний; второй — с 1 по 9 классы; третий — 10—11 классы. В свою очередь, второй период целесообразно подразделить на два этапа: первый этап — с 1 по 5 классы, второй — с 6 по 9.

В-третьих: для успешного решения задач профилактики правона­рушений несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности, обеспечения реальной защиты прав детей необходи­ма целенаправленная подготовка специалистов в области детского права. В настоящее время подготовка специалистов в данной области отсутствует. В детских правозащитных организациях, комиссиях по делам несовершеннолетних и в других организациях, занимающихся проблемами правового воспитания и профилактики правонарушений подростков, в основном работают люди, не обладающие специальны­ми знаниями, но имеющие практический опыт, который уходит вмес­те с этими работниками. В связи с этим необходимо отметить, что отсутствие научной базы профилактической и правовоспитательной работы с детьми и подростками значительно ограничивает ее воз­можности. В то же время, в соответствии с требованиями руководя­щих документов, в указанных организациях должны работать специ­алисты, имеющие высшее педагогическое и (в крайнем случае, или) высшее юридическое образование.

Назрела необходимость подготовки специалистов, непосредственно работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, например, педагога-дефектолога. Это подтверждается тем, что ежегодно в стране только условно осуждается 120 тысяч подростков, около 50 тысяч не­совершеннолетних отбывает наказание в пенитенциарных (то есть ис­правительных) учреждениях. Исправить такое положение дел могут специалисты, в совершенстве знающие истоки девиантного поведения детей и подростков, обладающие навыками работы с ними.

О важности подготовки специалистов для работы с несовершенно­летними говорит и то, что в нашей стране 36 миллионов человек - мо­лодежь, то есть каждый пятый. Отсутствие специально подготовленных кадров для работы с молодежью существенно снижает эффективность правовоспитательной работы с подростками, особенно с социально запущенными.

В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О молодежной политике», «Об образовании» основными задачами работы с молодежью и подростками являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонаруше­ний и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершенно­ летних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолет­них в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Решение данных задач возможно только специалистами, имеющи­ми как педагогическое, так и юридическое образование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.