КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Правовое воспитание школьников в процессе учебной деятельности
В процессе учебной деятельности ставится и достигается общая цель правового воспитания школьников: формирование правовой культуры путем постепенного, отвечающего возрастным характеристикам учащихся накопления правовых знаний, формирования правовых убеждений, установок и навыков правомерного и социально активного правового поведения, принятых в обществе. Наряду с этой общей целью в процессе учебной деятельности I целесообразно выделить и более конкретныенепосредственные задачи правового воспитания. К ним относятся: 1) Формирование в доступных формах системы знаний по вопросам государства и права, активное развитие интересов учащихся к этой области путем систематического расширения и углубления информации по текущим и актуальным проблемам права в прямой связи с окружающей подростков жизнью. 2) Формирование уважения к государству в лице его конкретных органов и учреждений, праву и принципам законности. 3) Привитие навыков правомерного поведения как обязательного и всеобщего. 4) Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости 5) Формирование потребности и умения активно защищать в Конкретные правовоспитательные задачи в отличие от общей цели правового воспитания школьников, охватывающей весь период их обучения в школе, решаются применительно к определенным этапам обучения и возрастным группам школьников. Причем в основу такой периодизации в области правового воспитания положены как особенности возрастного развития учащихся, так и объем их право- и дееспособности. Более глубокая и подробная детализация целей и задач правового воспитания школьников осуществляется далее в индивидуальных планах воспитательной работы учителя, в поурочных планах, составляемых в процессе преподавания как правоведческих, так и других, неправоведческих дисциплин школьного курса. Принципы методики правового воспитания учащихся применительно к их учебной деятельности. 1. Правовое воспитание учащихся, базируется на началах нравственного доведения, представления о котором они постоянно получают, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста в непрерывно расширяющемся объеме и углубляющемся содержании. Правильность формирования нравственных представлений школьника должна быть постоянно в поле зрения учителя не только в процессе его общевоспитательной работы, но и непосредственно на уроке, в процессе самой преподавательской деятельности. Уроки правоведения дают больше возможностей в этом отношении, чем некоторые другие (математика, физика, химия и т. п.) дисциплины школьного курса. 2. Именно на уроке правоведения создается реальная возможность для того, чтобы от понимания нравственных основ нашей жизни постепенно подводить ребенка и подростка к пониманию правовогодолженствования. От нравственного одобрениясодержания правовых норм осуществляется переход на основе углубления знаний учащихся о праве к развитию их убежденностив полезности и необходимости права как регулятораобщественных отношений. 3. Применительно к школьному правовому воспитанию следует подчеркнуть особую актуальность ясного, точного и доходчивого изложения нормативного материала на уроках и расстановки воспитательных акцентов при его изучении. В правовом воспитании всегда должен присутствовать не только интерес социальный но и проявляться интерес психологический. А последний возможен лишь при доступности усвоения правовых знаний. Сама система изучаемых правовых категории 4. Собственно задачей правового обучения является передача учащимся и усвоения ими определенного объема правоведческих знаний в сочетании с известными 5. В процессе правового воспитания вообще, на уроках правоведения в особенности, не только не следует (избегать дословного приведения текста закона, а, наоборот, нужно постоянно стремиться к этому. Основным и специфическим источником правового обучения и воспитания является действующее законодательство, которое учителю-правоведу необходимо представлять не в застывшем виде, а в его реальной жизни и динамике. В сфере профессиональных интересов преподавателя «Основ государства и права» должна находиться общеполитическая и юридическая периодическая печать. В условиях школьного воспитания наряду с решением задач формирования правовой идеологии как ведущей стороны правосознания гражданина важно добиться правильного формирования и социально-психологической стороны правосознания подростков, углубления социальных переживаний значения правовых явлении, чувства собственной роли, значимости и активности по отношению к праву. На различных этапах формирования личности то одна, то другая сторона общественного сознания (идеология, социальная психология) проявляет себя по-разному, непосредственно определяя и меру, н направление социальной активности человека. В различные возрастные периоды правового воспитания школьников необходимо с максимальным вниманием учитывать и позитивно использовать особенности детской и юношеской' впечатлительности, способность к принятию определенных фактов правовой действительности «на веру», «на слух», неожиданную категоричность и устойчивые сомнения по поводу, казалось бы, очевидных для воспитателя истин, глубокое иобостренное переживание подростком сеяной (с его точки зрения) несправедливости, а следовательно, и ее юридических оценок. Много внимания должно уделяться возрастным особенностям подростков в их отношениях к родителям и к юридически значимым поступкам родителей, отношениям к товарищам, формам собственного самоутверждения подростка среди них и вообще среди окружающих, вопросам полового воспитания и брачно-семейных отношений. Эти общепедагогические аспекты в правовом воспитании школьников имеют особенно важное значение, поскольку право регулирует отношения между людьми и самым тесным образом связано с развитием у молодого человека мыслей, чувств и представлений о справедливости социальных и личностных отношений в окружающей его жизни. Именно в школе закладываются те мировоззренческие представления, включая правовые, которые на многие годы, если не па всю жизнь, предопределяют поведение сегодняшнего школьника как правомерное. Незаменимый средством а формировании социально-психологической стороны правосознания школьников является литература (искусство) как с позиций реализации межпредметных связен школьных курсов литературы и правоведения, так и собственно правового воспитания во всех его формах. В условиях современного урока использование произведении литературы открывает большие возможности непосредственного воздействия на чувства школьников. Представляется очевидным, что наибольший психологический эффект при использовании художественной литературы в учебной деятельности достигается тогда, когда учащимся хорошо известно литературное произведение, используемое учителем для анализа или иллюстрации правоведческого материала. Учителю полезно будет составить картотеку публикаций в периодической печати, учитывая, разумеется, большую их мобильность. Учителю правоведения, ведущему в школе, как правило, уроки истории, обществоведения, можно рекомендовать заранее спланировать применение иллюстраций и другого исторического материала, касающегося вопросов развития государства и права. Этот материал может быть использован в порядке реализации межпредметных связей па уроках правоведения, общей истории и истории России, обществоведения, литературы. На уроках права целесообразно применять разнообразные технические средства обучения. Решая вопросы правового воспитания в процессе учебной деятельности, учитель в каждом классе с учетом возраста воспитанников должен стремиться определить «центральный узел» воспитательных проблем учебного года. Такая постановка задачи важна и для самоконтроля учителем эффективности своих воспитательных усилий, их результативности. В работе с учениками от десяти до четырнадцати лет в первую очередь следует позаботиться о правильном формировании фундамента складывающегося юридического самосознания подростка, его представлений о своей право- и дееспособности. В этом возрасте уже четко и конкретно должно фиксироваться внимание подростков на уважении к закону. Привычка соблюдать нормы права и есть то, что называют в психологии «правильным типом поведения», вырабатывать который чрезвычайно важно с первого дня работы с детьми и подростками. Причем важно, чтобы это все воспринималось учащимися не как некая самоцель, а в органической связи с требованиями коллектива, в единстве задач формирования и воспитания самого коллектива учащихся. Когда учащимся исполняется 14 — 15 лет эти задачи усложняются. Именно в этом возрасте подросток от самосознания своей личности активно переходит к самоутверждению. Если до этого возраста преобладающим фактором воспитания были нравственные представления, то теперь решительно усиливается значение правовых знаний. В старшей школе в глазах юношей и девушек усиливается значение юридических последствий их поступков, и учитель-правовед переносит центр тяжести правового воспитания с правовых знаний на их активное применение включая правоохранительную деятельность. Именно теперь формируется и осознанная активная правовая жизненная позиция. Центральным звеном правового воспитания является воспитание их правильных правовых убеждений. В правовом воспитании роль убеждений особенно значительна в силу того, что убеждения определяют явные и тайные поступки людей. Основой основ школьного воспитания является его близость к жизни. Расхождения с ней неизбежно оборачиваются тягостными последствиями в деле правового воспитания. Особое внимание следует уделить выработке правильных правовых представлений и убеждений учащегося на базе его самостоятельного суждения: нужно так направить мысль ученика, чтобы он сам пришел к правильному выводу, верной правовой оценке. Необходимо формировать у подростков применительно к их возрасту не просто самостоятельные, но активные нравственные и правовые убеждения, вести работу с родителями вообще и прежде всего с родителями «трудных», запущенных в педагогическом отношении подростков. Дурному влиянию запущенных в педагогическом и правовом отношении подростков должны активно противостоять подростки с правильно сформированным правосознанием. Общественная активность подростка, в том числе и правовая, формируется прежде всего как на основе положительных примеров окружающей жизни, так и на основе развития положительных черт его собственной личности Одним из методов, призванных формировать самостоятельность правовых убеждений школьников, является внедрение в процесс преподавания элементов проблемного обучения. В качестве специфической формы проблемного обучения в школьном правоведении у старшеклассников можно выделить реферативный метод изучения отдельных вопросов законодательства с историческим анализом развития того шли иного правового института, юридической нормы. Еще Я- А. Коменский писал, что для успешной организации взаимодействия всех сторон обучения и воспитания необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели, 2) средства, точно приспособлснпыс для достижения этих целей, и 3) твердые правила как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели. Основной, главной формой осуществления учебной деятельности является урок по курсу «Правоведение». Поэтому представляется необходимым специально рассмотреть основные методы обучения, развития и воспитания учащихся, применяемые на уроках названного учебного курса. Процесс обучения праву характеризуется прежде всего основными закономерностями всякого процесса обучения: он представляет собой сложное взаимодействие трех основных элементов: деятельности учителя, деятельности ученика и содержания образования, определяемого программой курса и изучаемым материалом. Вся эта деятельность подчинена определенным целям и их достижение должно воплотиться в результатах, которыми служат усвоение учащимися учебного материала, определенной системы правовых знании и формирование правовых взглядов, навыков и убеждений, поведенческой позиции. Достижению этих целей и результатов служит определенная система методов, направляющих деятельность учителя и учащихся и обеспечивающих реализацию обучения и воспитания в соответствии с программой курса. В процессе преподавания курса находят широкое применение все известные педагогике методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Реализация их происходит словесными, словесно-наглядными, наглядно-практическими средствами в разных формах их проявления (рассказ, работа с учебником, составление таблиц, применение технических средств и т. п.). На уроках права педагог использует для достижения поставленных целей методы воспитания (убеждения, постановки перспективы, упражнения, требования, педагогического стимулирования, воспитания примером, развития самостоятельной деятельности учащихся. В курсе достаточно широко изучается специфический правовой материал. Многие понятия, термиты, определения носят обобщающий характер, абстрактны и в этом плане достаточно сложны для усвоения на первом этапе правового обучения. Чтобы преодолеть эти трудности, целесообразно строить уроки с постепенным наращиванием сложности, обязательным повторением. Их структура включает последовательность этапов процесса обучения; а) определение уровня правовой осведомленности, т. е. того, как понят и усвоен предыдущий материал; б) сообщение новых знаний с повторением (актуализацией) опорных понятий, на базе которых усваиваются новые, более сложные положения. Правовые знания подаются в то же время с опорой на нравственные представления школьников, их первоначальный жизненный опыт. От частных примеров ученик подводится к усвоению того или иного правового понятия. Сухое определение права, данное абстрактно, без опоры на жизненные ситуации, не вызывает познавательного интереса у 14—15-летних школьников. Следовательно, такой подход не будет стимулировать их внимание, познавательную активность, в которых заложены главные воспитательные возможности урока. Оставаясь непонятным до конца, абстрактное определение понятия права не будет усвоено и тем более осознано учениками. Преодоление этих трудностей достигается расчленением сложного общего понятия «право», охватывающего правовые системы разных эпох на его составные элементы с обстоятельным разбором каждого из них.При этом необходимо опираться на знания учащихся, накопленные ими из курса истории, из литературы, печати, радио и телевизионных передач. Начинатьследует с простейших, или, как их называют, «внешних», признаков понятия. Педагогический опыт подтвердил эффективность применения в правовом просвещении и воспитании проблемных заданий. Построенные в виде жизненных ситуаций (в том числе и конфликтных), они могут способствовать лучшему уяснению сложных правовых понятий курса, сформировать определенный опыт творческой деятельности, без которой невозможно выработать активную жизненную позицию. В этом случае можно учитывать воспитательную направленность тех сюжетов, которые берутся в качестве конфликтных ситуаций, наличие важных теоретических выводов, сделанных в ходе их анализа, степень сложности, достоверности приведенных фактов. Исследователи проблемного обучения выявили важные дидактические закономерности, которые необходимо учитывать и при организации работы с проблемными, познавательными задачами в правовом обучении. Важной закономерностью здесь является необходимость достижения системы в работе с проблемными задачами. Развитие у учащихся опыта творческой деятельности, теоретического мышления возможно только при включении их в решение доступных и значимых для тих проблем и проблемных задач, поэтапность их решения и т. п. Таким образом, правовые понятия школьниками будут усваиваться достаточно прочно при целенаправленной организации познавательной' деятельности, когда учащиеся соотносят одно понятие с другим и отличают их от друга. Изучая «Правоведение», они овладевают определенными навыками и умениями (как общепедагогическими, так а специальными). Организуя воспроизведение осознанных операций и действий, лежащих в основе навыка на уроке (например, самостоятельно записывать по ходу изложения учителем правовой материал), педагог формирует умения выделять главное, существенное. Наряду с умением выделять главное, существенное в правовом материале учащиеся учатся сравнивать и обобщать изучаемые факты. Действия доказывания, составление тезисов, рефератов, сравнение того ли иного материала — это уже умения, творческие действия, в их основе лежит соответствующий навык, привычка постоянно стремиться к доказыванию своих мыслей, соблюдать определенные требования к отбору материала, написанию тезисов, рефератов и т. д. Прочность усвоения определенных умений и навыков тем больше, чем регулярнее организовано прямое отсроченное повторение содержания учебного материала. Повторить, закрепить полученные на уроке знания помогают педагогу различные приемы. Это и меловой чертеж доски, таблицы, аппликации, работа с карточками, перфокартами, пректы и т. п. Повторяя изученный материал, педагог тренирует уже сформировавшиеся у школьников умения и навыки. Сочетая различного рода задания с многообразными по форме беседами (фронтальной, эвристической, повторительно-обобщающей и др.), а также применяя логические задания, проблемные, познавательные вопросы, ситуации, требующие опоры на первоначальный жизненный опыт школьников, можно реализовать соответствующие методы обучения и воспитания, добиться осуществления цели правового воспитания. В основе преподавания вопросов гражданского, трудового, административного, уголовного и других отраслей права лежит изучение конкретных законов и разбор правовых ситуаций. При этом с большинством тем названных отраслей права учащиеся встречаются впервые и не обладают личным опытом участия в соответствующих правоотношениях. Это способствует повышенному интересу учащихся прежде всего к вопросам трудового и уголовного права. Для правильного удовлетворения этого интереса важно начинать с изучения норм и юридических ситуаций, близких к жизненному опыту, доступному школьникам в семье и общественной жизни, и на этой базе формировать определенные навыки, убеждения и установки поведения школьников. Для этого важно выяснить, что они знают по теме занятий. По возможности педагог стремится при этом выявить источник искаженной информации о праве и пытается найти пути ее корректировки. Это может активно способствовать решению воспитательных задач курса, своевременному предупреждению или пресечению влияния неправильных правовых взглядов, выработке правовых убеждений и поведенческих позиций. Здесь чрезвычайно важен метод убеждения, доказательное противопоставлениенегативному влиянию активной позиции педагога при раскрытии вопросов темы той или иной отрасли законодательства. Другая особенность, которую следует учитывать, состоит в том, что получаемая новая информация о праве как бы наслаивается на прежние знания, приводит к их синтезу, вызывает обновление. Новые правовые знания активно формируют более высокий уровень правосознания. При этом нейтрализуютсяили изменяются прежние представления о праве. Поэтому необходимо определить, в какой степени воспринимают правовую информацию школьники, как усваиваются ими нормы права. В соответствии с этим педагог находит методику индивидуального влияния на учащихся, учитывающую и общий уровень культуры, личные интересы к информации, организацию досуга, взаимоотношения в семье. Чрезвычайно важно знать психологические особенности подростков. Развитие речи, памяти, уровень и особенности мышления (практическое, образное или теоретическое), восприятия, тип характера — все это способствует выбору правильного метода воздействия на школьников как в индивидуальном, так и в коллективном плане. В правовом обучении применяются в основном те приемы и методы, которые используют педагоги в преподавании других общественных дисциплин. Особенности их использования определяются прежде всего нравственно-воспитывающей ролью правовой информации. Поэтому достижение максимального единства целей и методов воспитания и обучения в процессе овладения основами права имеет определяющее значение для эффективности, результативности работы педагога на уроках курса. В подростковом возрасте чрезвычайно важно учитывать мнение коллектива, влияние его на поведение отдельного ученика, через коллектив формировать соответствующие правовые взгляды и убеждения. Ощутимый воспитательный эффект дает сочетание при изучении отраслей права проблемных и практических заданий. Весьма эффективны в работе карточки с проблемными вопросами, программированного, закрытого анкетного типа. Большой интерес вызывает работа с юридическими задачами, включающими различные проблемные и конфликтные ситуации. Особенность таких задач в отличие от задач, широко практикуемых в юридических вузах, состоит в том, что в школе необходимо не только знание элементарных правовых норм, но и подача их в нравственно-правовом аспекте, подчеркивая их воспитательную роль. Такие задачи могут выступать и как проверочные, и как поисковые. Использование юридических задач при изучении вопросов права в курсе может быть разнообразным, многоплановым. Так, целесообразно уже при постановке проблемы, введении школьников в тему ставить сравнительно несложные задачи. Тем самым вызывается интерес к изучаемому материалу, желание глубже в нем разобраться. В то же время юридические задачи широко используются при повторении ранее изученного материала, закреплении знаний. Решение правовых задач способствует коллективному поиску ответа, отработке умений и навыков применить правовой материал в жизненных ситуациях, делать выводы, развивать правовое мышлению. Организуя процесс изучения отдельных тем курса на уроке педагог использует такую форму, как урок с элементами семинарского занятия. В отличие от вузовского семинара в школе доклады, рефераты учащиеся делают при активном руководстве учителя на подготовительном этапе. Он рекомендует тему, литературу, план выступления. Выступления участников семинара дополняются обсуждением темы. Особенность этой формы занятий состоит в том, что на них резко возрастает активность самих учащихся. На разных этапах подготовки и проведения семинара у них появляется возможность проявить свои знания, включиться в разнообразные виды учебной деятельности (поиск литературы, отбор необходимых примеров, ситуации, рецензирование докладов, составление плана выступления, обдумывание и постановка вопросов и т. п.). Применяя разнообразный комплекс приемов, педагог не только сможет добиться усвоения правового материала, но и сформировать у учащихся правовые убеждения, навыки и умения ориентироваться в правовой ситуации, тем самым подготовить себя к выполнению важных социальных задач в жизни. В правовом воспитании значительную роль играет факультатив, который проводится со старшеклассниками. Факультативные занятия имеют свои особенности. Во-первых, учащиеся, занимающиеся в факультативе, имеют уже правовую подготовку после изучения курса. Во-вторых, факультативные занятия носят добровольный характер как при организации факультативного курса в школе, так и при выборе темы. В-третьих, работа на факультативных занятиях носит не только просветительный характер, но и включает в себя участие в общественно-политической деятельности. Цель факультативных занятий — углубление знаний, формирование правосознания и включение учащихся в активную правоохранительную деятельность. Приступая к изучению темы на. занятии факультатива, педагог прежде всего выясняет, что уже известно слушателям, напоминает им вопросы, которые разбирались на уроках. Затем выдвигается на обсуждение (рассмотрение) проблема, в которой новизна, даже неожиданность ее формулировки пробудили бы интерес старшеклассников, подводили бы к новым, ранее неизвестным учащимся понятиям. В этой связи уместно использовать широкое обсуждение конкретных ситуаций, примеров из художественной литературы, кинофильмов, телевизионных передач, предложить задания для самостоятельной работы учащихся. На втором этапе главное — выполнение полученных заданий, самостоятельная работа школьников, которая проходит под общим руководством учителя. Он консультирует, дает рекомендации, корректирует правильность получаемых результатов, рекомендует соответствующую литературу, законодательные акты. На следующем этапе предполагается проведение итогового рассмотрения вопросов изучаемой темы. Оно может проходить по-разному. Здесь и заслушивание кратких сообщений с последующей дискуссией, подготовка рефератов и докладов, проведение олимпиад и викторин. Но при любом варианте сами учащиеся подводят итоги выполненной работы, намечают конкретные цели дальнейшей работы. Широко применяются при проведении факультативов практикумы, например выездные занятия в зале суда. На заключительном этане проводится итоговая конференция, выставка лучших работ членов факультатива, смотр знаний, конкурс творческих работ. Важно также выявить результативность, эффективность работы факультатива. С этой целью целесообразно проведение небольших анкетных опросов, в ходе которых учащимся предлагается ответить на определенные правовые вопросы, прокомментировать их. Проведение простейшего анкетирования участников факультатива можно практиковать в самом начале занятий и после изучения курса. Это поможет выявить, как изменились их представления, сформировались ли прочные правовые убеждения в процессе изучения тем курса. Правовое воспитание учащихся осуществляется также при изучении отдельных тем и вопросов по другим учебным дисциплинам. В определенной мере завершает, венчает работу школы по формированию мировоззрения школьника курс обществоведения. В нем обобщаются знания учащихся об обществе, дается характеристика важнейших законов, их проявления в самых различных условиях жизни человека и общества. Таким образом происходит обобщение знаний, получаемых учениками на более высоком уровне, который мы условно назовем вторым уровнем обобщения. В этих условиях важна координация, связь первого и второго уровня обобщения общественно-политических знаний и мировоззрения школьников. Необходимо стремиться к тому, чтобы курс обществоведения не дублировал, а дополнял, развивал полученные ранее знания и на новом уровне формировал обобщенное, теоретическое мышление, способствовал развитию самостоятельного творчества учащихся, их общественно-политических и правовых знаний и убеждений. Возможность такой координации опирается на общность целей обучения в средней школе. В старших классах синтез полученных гуманитарных знаний позволяет подвести учащихся на доступном для них уровне к пониманию закономерностей общественной жизни, выработать у них умения давать правильную оценку общественно-политическим, социально-правовым событиям, фактам. При этом каждый учебный предмет имеет свою специфику, составляет особую систему знаний, которые излагаются своим особым языком, в своеобразной логической взаимосвязи. А это позволяет достичь многостороннего освещения социально-политических явлений и закономерностей. Для того чтобы действие межпредметных связей было эффективно, необходимо знать формы их использования. Они существуют в виде связи предшествующей, сопутствующей и предваряющей. Первая форма связи имеет место, когда происходит обращение к учебному материалу, уже известному учащимся из смежных дисциплин (например, экономической географии). Вторая предполагает совпадение по времени в изучении тем двух курсов. Третья форма, предваряющая, предполагает обращение к тем разделам знаний, систематическое изучение которых еще впереди. Зная форму связей, преподаватель будет стремиться найти нужные приемы использования, уже сложившиеся в практике правового обучения в школе. К таким методическим приемам относятся: - систематическое повторение к уроку усвоенного ранее вопроса не только из данного, по и из смежного курса (задания подготовительного повторения); - привлечение ранее полученных знаний по другим предметам для анализа и обобщения изложенного на данном уроке; - постановка познавательных задач, направленных на актуализацию материала, известного учащимся из других предметов; - изложение учителя с опорой или ссылкой на имеющиеся у - проведение комплексных, в том числе повторительно-обобщающих уроков, включающих материал из нескольких, близких по содержанию дисциплин; - синтезирование знаний с помощью составляемых на ряде - организация на уроке самостоятельной работы учащихся с - проведение небольших письменных работ (на 15—20 минут), требующих восстановления знаний из пройденной программы, с последующим разбором учителем полученных ответов и вычленением при этом наиболее существенного. Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную воспитательную роль. В комплексе с учебным пособием, литературой они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что углубляет процесс познания.
Лекция 5. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ.
Массовая, групповая, индивидуальная работа во внеклассной, внешкольной деятельности по правовому воспитанию складывается из просмотров, обсуждений кино- и телефильмов, экскурсий, читательских конференций, бесед, диспутов, устных журналов, игр, инсценировок, работы кружков, клубов, научных обществ и др. Эти формы правового воспитания имеют важнейшее воспитательное значение, решают задачи расширения правовых знаний школьников, накапливания нравственно-правового опыта, формирования навыков правомерного поведения, воспитания непримиримости к нарушениям законов и к антиобщественным поступкам. Внеклассная, внешкольная работа предполагает необходимость тщательного, осмотрительного отбора правовых фактов и явлений. Нельзя, например, допускать неумеренного освещения одних негативных случаев, фактов совершения преступлений. Это может привести к неправильному восприятию школьниками общего положения дел в какой-либо сфере жизни советского общества, иногда вызывает желание подражать. Закон регулирует самые различные области жизнедеятельности граждан, общества, государства. Поэтому для формирования системы правовых понятий должны быть раскрыты самые различные его компоненты. Чрезмерное внимайте к карающей функции закона может свести правовое воспитание к запугиванию школьников. Это серьезный педагогический просчет. Изучая вопросы права, школьники должны прежде всего убеждаться в глубокой нравственной обоснованности, целесообразности, гуманности законов, вырабатывать нетерпимость к правонарушителям, формировать правовую активность. Нет сомнения, что в воспитательно-профилактических целях важно и нужно показывать высокий уровень научно-технического оснащения органов расследования, экспертных учреждений, доказывая тем самым невозможность уйти от наказания. Но при этом отнюдь не следует рекомендовать для чтения и обсуждения статьи книги, содержащие подробное описание методов, «техники» совершения преступления. Это может вызвать нездоровый интерес и оказать обратное, антипедагогическое воздействие, как бы «просветить» школьника в том, как можно скрыть следы преступления и уйти от наказания. Эффективность внеклассной, внешкольной работы по правовому воспитанию зависит от целого ряда обстоятельств, в том числе и от четкого планирования. В раздел «Формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности» плана воспитательной работы классного руководителя включается и внеклассная, внешкольная деятельность, целесообразность которой исходит из конкретных условий и возможностей школы. При разработке плана следует учитывать и основные требования к нему. Они состоят, во-первых, в обеспечении целенаправленности форм внеклассной, внешкольной работы, соответствующей задачам правового воспитания, сочетаемой с их разнообразием приемов (словесные приемы рассказа, чтения переплетаются с организацией практической деятельности учащихся). Во-вторых, в опоре на интерес детей. Важно знать, чем ребята увлекаются, интересуются, и учесть это в плане, подводя их к тому, что они должны полюбить, чем заинтересоваться. В-третьих, в обеспечении преемственности и последовательности: каждое последующее мероприятие является продолжением предыдущего, усиливает его. В-четвертых, нужно обеспечивать обоснованность плана, соответствие форм и методов работы возрастным особенностям детей, степени развития коллектива. Например, изучение правил дорожного движения в игровой форме может вызвать интерес у учащихся IV—V классов и соответственно живо воспринимается ими. Старшеклассники же встретят эту тему просто равнодушно. Но если связать ее с изучением вождения автомобиля, то можно добиться значительных воспитательных результатов. Наконец, необходимо обеспечить согласованность в планировании. Прежде чем приступить к составлению плана работы в классе, необходимо ознакомиться с общешкольным планом Важно согласовать план с учителями-предметниками, работающими в классе. Конкретность плана связана с его реальностью, и она требует четкой формулировки воспитательных задач, строгого и точного определения лиц, ответственных за мероприятие, сроки его исполнения. Конкретность и реальность плана должна быть отражена в его оформлении. Учащихся старших классов привлекают творческое начало, научный поиск, необходимость напряженной работы мысли. В правовом кружке для старшеклассников можно организовать исследовательскую работу. Организуется исследовательская работа правового кружка обычно в такой последовательности: выбор темы; составление плана работы по теме; подбор и изучение литературы; экспериментальная и поисковая работа; обработка результатов, их оформление (подготовка сообщения, доклада, реферата); заслушивание результатов работы на заседании кружка. Более глубокая исследовательская работа по праву осуществляется в ученических научных обществах (УНО). Цель УНО — привлечь школьников к научной деятельности по праву, содействовать развитию их способностей, подготовить пропагандистов права, организаторов мероприятий по правовому воспитанию. Чтобы приобретенные школьниками правовые знания могли успешно реализоваться на практике, надо закреплять их, вырабатывать у учащихся навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать правильные решения в альтернативной ситуации. Широкие возможности для формирования этих навыков дает специально организованная игра. В созданной игровой ситуации школьники сопереживают своим героям, стремятся овладеть их морально-волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора альтернативных решений по отношению к действиям, поведению окружающих. Игровая ситуация в значительной степени затрагивает эмоциональную сферу личности, способствуя формированию навыков общения в процессе овладения знаниями. Присутствие зрителей, чувство ответственности за качество своего выступления перед коллективом вызывают у школьников стремление выступать лучше, что способствует усвоению необходимых для игры знаний. Правовые сведения, сообщаемые каждым из участников ролевой игры («судьей», «адвокатом», «юрисконсультом»), приобретают для школьников качества собственных знаний. В игре совмещаются заданность и самостоятельность деятельности ребенка, тем самым достигается значительный воспитательный эффект. По мнению Л. С. Выготского, «нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде не принимает такой свободной и...воспитательной формы, как именно там». Преимущество ролевой игры перед другими средствами правового воспитания и в ее эмоциональном воздействии не только на участников, но и на зрителей. Присутствующие видят в исполнителе уже не просто ученика, своего товарища, а специалиста, общественного или политического деятеля. При такой подаче правовые знания уже не только информация, но и важный фактор воспитания. Воздействие игровой ситуации тем сильнее, чем глубже вживаются ребята в свою роль. При этом очень важно соблюсти меру в «дозировке» познавательного и развлекательного. Нельзя допустить, чтобы игра стала сплошным развлечением. Воспитательный эффект игры снижается также, если она превращается в своеобразный спектакль. Это может произойти при повторении игры, когда учащиеся уже играют как бы заученные роли и элементов свободной импровизации становится меньше. Избежать этой опасности можно, всячески стимулируя творчество школьников, ставя перед ними проблемные ситуации, привлекая к подбору новых фактов и т. д. Школьники больше стремятся к созданию новых игр, чем к повторению игры по уже готовым сценариям. Таким образом, игра на правовые темы является эффективным средством в достижении важных задач правового воспитания: сообщения правовых знаний, формирования навыков правомерного поведения, воспитания активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки. Элементы игры могут быть введены и в другие формы правового воспитания. Учащиеся с удовольствием решают кроссворды на правовые темы, разгадывают ребусы, головоломки и т. д. Есть немало путей, разнообразных форм и методов использования научно-популярной литературы по вопросам права в воспитательной работе. Это беседы, викторины, тематические книжные выставки, обзоры новой литературы по праву, использование материалов газетных и журнальных статей по вопросам права в мероприятиях с этической тематикой. Беседы и диспуты на правовые темы являются необходимым звеном правового воспитания учащихся. Педагогически целесообразно организованные конференции, беседы и диспуты, воспитывая и укрепляя общественное мнение коллектива учащихся, способствуют выработке обоснованных суждений, оценок, формированию активной жизненной позиции.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |