Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Правовое воспитание школьников в процессе учебной деятельности




В процессе учебной дея­тельности ставится и достигается общая цель правового воспита­ния школьников: формирование правовой куль­туры путем постепенного, отвечающего возрастным характеристи­кам учащихся накопления правовых знаний, формирования право­вых убеждений, установок и навыков правомерного и социально активного правового поведения, принятых в обществе.

Наряду с этой общей целью в процессе учебной деятельности I целесообразно выделить и более конкретныенепосредственные задачи правового воспитания. К ним относятся:

1) Формирование в доступных формах системы знаний по вопросам государства и права, активное развитие интересов учащихся к этой области путем систематического расширения и углубления информации по текущим и актуальным проблемам права в прямой связи с окружающей подростков жизнью.

2) Формирование уважения к государству в лице его конкретных органов и учреждений, праву и принципам законности.

3) Привитие навыков правомерного поведения как обязательного и всеобщего.

4) Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости
ко всякого рода правонарушениям.

5) Формирование потребности и умения активно защищать в
установленном законом порядки интересы и права, как свои собственные, так и государственные, общественные, а также интересы и права иных лиц.

Конкретные правовоспитательные задачи в отличие от общей цели правового воспитания школьников, охватывающей весь пе­риод их обучения в школе, решаются применительно к определенным этапам обучения и возрастным группам школьников. Причем в основу такой периодизации в об­ласти правового воспитания положены как особенности возраст­ного развития учащихся, так и объем их право- и дееспособности.

Более глубокая и подробная детализация целей и задач пра­вового воспитания школьников осуществляется далее в индиви­дуальных планах воспитательной работы учителя, в поурочных планах, составляемых в процессе преподавания как правоведческих, так и других, неправоведческих дисциплин школьного курса.

Принципы мето­дики правового воспитания учащихся применительно к их учеб­ной деятельности.

1. Правовое воспитание учащихся, базируется на началах нравственного доведения, представления о ко­тором они постоянно получают, начиная с дошкольного и млад­шего школьного возраста в непрерывно расширяющемся объе­ме и углубляющемся содержании. Правильность формирования нравственных представлений школьника должна быть постоян­но в поле зрения учителя не только в процессе его общевос­питательной работы, но и непосредственно на уроке, в процес­се самой преподавательской деятельности. Уроки правоведения дают больше возможностей в этом отношении, чем некоторые другие (математика, физика, химия и т. п.) дисциплины школь­ного курса.

2. Именно на уроке правоведения создается реальная возмож­ность для того, чтобы от понимания нравственных основ нашей жизни постепенно подводить ребен­ка и подростка к пониманию правовогодолженствования. От нравственного одобрениясодержания правовых норм осуществ­ляется переход на основе углубления знаний учащихся о праве к развитию их убежденностив полезности и необходимости права как регулятораобщественных отношений.

3. Применительно к школьному правовому воспитанию следу­ет подчеркнуть особую актуальность ясного, точного и доходчивого изложения нормативного материала на уроках и расстановки воспитательных акцентов при его изучении. В правовом воспитании всегда должен присутствовать не только интерес социальный но и проявляться интерес психологический. А последний возможен лишь при доступности усвоения правовых знаний. Сама система изучаемых правовых категории
применительно к особенностям определенной возрастной группы
школьников должна заключать в себе ясность общей правовой
идеи, ее логическую доказательность.

4. Собственно задачей правового обучения является передача учащимся и усвоения ими определенного объема правоведческих знаний в сочетании с известными
психологическими установками по поводу отношения к этим знаниям. Задача эта усложняется по мере углубления изучения предмета. От общих представлений о наличии и сущности правовых требований в обществе, об их значении в жизни современного человека, коллектива, общества и государства педагог переходит
в старших классах к формированию в сознании учащихся системы
научных правововых знаний об основных закономерностях развития государственно-правовых институтов и норм права, о деятельности государственных органов общественных организаций в области правотворчества, реализации правовых установлений, их обеспечения и охраны, о правах и обязанностях граждан.

5. В процессе правового воспитания вообще, на уроках право­ведения в особенности, не только не следует (избегать дословного приведения текста закона, а, наоборот, нужно постоянно стремить­ся к этому.

Основным и специфическим источником правового обучения и воспитания является действующее законодательство, которое учителю-правоведу необходимо пред­ставлять не в застывшем виде, а в его реальной жизни и динами­ке.

В сфере профессиональных интересов преподавателя «Основ государства и права» должна находиться общеполитическая и юридическая периодическая печать.

В условиях школьного воспитания наряду с решением задач формирования правовой идеологии как ведущей стороны право­сознания гражданина важно добиться правильного формирования и социально-психологической стороны правосознания подростков, углубления социальных переживаний значения правовых явлении, чувства собственной роли, значимости и активности по отноше­нию к праву. На различных этапах формирования личности то одна, то другая сторона общественного сознания (идеология, со­циальная психология) проявляет себя по-разному, непосредственно определяя и меру, н направление социальной активности человека.

В различные возрастные периоды правового воспитания школь­ников необходимо с максимальным вниманием учитывать и пози­тивно использовать особенности детской и юношеской' впечатли­тельности, способность к принятию определенных фактов правовой действительности «на веру», «на слух», неожиданную категорич­ность и устойчивые сомнения по поводу, казалось бы, очевидных для воспитателя истин, глубокое иобостренное переживание подростком сеяной (с его точки зрения) несправедливости, а следовательно, и ее юридических оценок. Много внимания должно уделяться возрастным особенностям подростков в их отношениях к родителям и к юридически значимым поступкам родителей, от­ношениям к товарищам, формам собственного самоутверждения подростка среди них и вообще среди окружающих, вопросам поло­вого воспитания и брачно-семейных отношений. Эти общепедагогические аспекты в правовом воспитании школьников имеют осо­бенно важное значение, поскольку право регулирует отношения между людьми и самым тесным образом связано с развитием у молодого человека мыслей, чувств и представлений о справедливо­сти социальных и личностных отношений в окружающей его жизни.

Именно в школе закладываются те мировоззренческие пред­ставления, включая правовые, которые на многие годы, если не па всю жизнь, предопределяют поведение сегодняшнего школьника как правомерное.

Незаменимый средством а формировании социально-психологической стороны правосознания школьников является литература (искусство) как с позиций реализации межпредметных связен школьных курсов литературы и правоведения, так и собственно правового воспитания во всех его формах. В условиях современно­го урока использование произведении литературы открывает боль­шие возможности непосредственного воздействия на чувства школьников.

Представляется очевидным, что наибольший психологический эффект при использовании художественной литературы в учебной деятельности достигается тогда, когда учащимся хорошо известно литературное произведение, используемое учителем для анализа или иллюстрации правоведческого материала. Учителю полезно будет составить картотеку пуб­ликаций в периодической печати, учитывая, разумеется, большую их мобильность.

Учителю правоведения, ведущему в школе, как правило, уро­ки истории, обществоведения, можно рекомендовать заранее спла­нировать применение иллюстраций и другого исторического мате­риала, касающегося вопросов развития государства и права. Этот материал может быть использован в порядке реализации межпред­метных связей па уроках правоведения, общей истории и истории России, обществоведения, литературы.

На уроках права целесообразно применять раз­нообразные технические средства обучения.

Решая вопросы правового воспитания в процессе учеб­ной деятельности, учитель в каждом классе с учетом возраста воспитанников должен стремиться определить «централь­ный узел» воспитательных проблем учебного года. Такая поста­новка задачи важна и для самоконтроля учителем эффективности своих воспитательных усилий, их результативности. В работе с учениками от десяти до четырнадцати лет в первую очередь сле­дует позаботиться о правильном формировании фундамента скла­дывающегося юридического самосознания подростка, его представ­лений о своей право- и дееспособности. В этом возрасте уже четко и конкретно должно фиксироваться внимание подрост­ков на уважении к закону. Привычка соблюдать нормы права и есть то, что называют в психологии «правильным типом пове­дения», вырабатывать который чрезвычайно важно с первого дня работы с детьми и подростками. Причем важно, чтобы это все воспринималось учащимися не как некая самоцель, а в органи­ческой связи с требованиями коллектива, в единстве задач форми­рования и воспитания самого коллектива учащихся.

Когда учащимся исполняется 14 — 15 лет эти задачи усложняются. Именно в этом возрасте подросток от само­сознания своей личности активно переходит к самоутверждению. Если до этого возраста преобладающим фактором воспитания были нравственные представления, то теперь решительно усиливается значение правовых знаний. В старшей школе в глазах юношей и девушек усиливается значение юридических последствий их поступков, и учитель-правовед переносит центр тяжести правового воспитания с правовых знаний на их активное применение включая правоохранительную деятельность. Именно теперь формируется и осознанная активная правовая жизненная позиция.

Центральным зве­ном правового воспитания является воспитание их правильных правовых убеждений. В правовом воспитании роль убеждений особенно значительна в силу того, что убеждения определяют явные и тайные поступки людей.

Основой основ школьного воспитания является его близость к жизни. Расхождения с ней неиз­бежно оборачиваются тягостными последствиями в деле право­вого воспитания. Особое внимание следует уделить выработке правиль­ных правовых представлений и убеждений учащегося на базе его самостоятельного суждения: нужно так направить мысль ученика, чтобы он сам пришел к правильному выводу, верной правовой оценке.

Необходимо формировать у подростков применительно к их возрасту не просто самостоя­тельные, но активные нравственные и правовые убеждения, вести работу с родителя­ми вообще и прежде всего с родителями «трудных», запущенных в педагогическом отношении подростков. Дурному влиянию запущенных в педагогическом и правовом отношении подростков должны активно противостоять подростки с правильно сформиро­ванным правосознанием.

Общественная активность подростка, в том числе и правовая, формируется прежде всего как на основе положительных приме­ров окружающей жизни, так и на основе развития положитель­ных черт его собственной личности

Одним из методов, призванных формировать самостоятель­ность правовых убеждений школьников, является внедрение в процесс преподавания элементов проблемного обучения. В качестве специфической формы проблемного обучения в школьном правоведении у старшеклас­сников можно выделить реферативный метод изучения отдель­ных вопросов законодательства с историческим ана­лизом развития того шли иного правового института, юридической нормы.

Еще Я- А. Коменский писал, что для успешной организации взаимодействия всех сторон обучения и воспитания необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели, 2) средства, точно приспособлснпыс для достижения этих целей, и 3) твердые правила как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не до­стигнуть цели.

Основной, главной формой осуществления учебной деятельности является урок по курсу «Правоведение». Поэтому представляется необходимым специально рассмотреть основные методы обучения, развития и воспитания учащихся, применяемые на уроках названного учеб­ного курса.

Процесс обучения праву характеризуется прежде всего ос­новными закономерностями всякого процесса обучения: он пред­ставляет собой сложное взаимодействие трех основных элемен­тов: деятельности учителя, деятельности ученика и содержания образования, определяемого программой курса и изучаемым ма­териалом. Вся эта деятельность подчинена определенным целям и их достижение должно воплотиться в результатах, которыми служат усвоение учащимися учебного материала, определенной системы правовых знании и формиро­вание правовых взглядов, навыков и убежде­ний, поведенческой позиции. Достижению этих целей и резуль­татов служит определенная система методов, направляющих дея­тельность учителя и учащихся и обеспечивающих реализацию обучения и воспитания в соответствии с программой курса.

В процессе преподавания курса находят широкое применение все известные педа­гогике методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инфор­мационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Реализация их происходит словесными, словесно-наглядными, наглядно-практическими сред­ствами в разных формах их проявления (рассказ, работа с учеб­ником, составление таблиц, применение технических средств и т. п.).

На уроках права педагог использует для достижения пос­тавленных целей методы воспитания (убеждения, постановки перспективы, упражнения, требования, педагогического стимулиро­вания, воспитания примером, развития самостоятельной деятель­ности учащихся.

В курсе достаточно широко изучается специфический право­вой материал. Многие понятия, термиты, определения носят обоб­щающий характер, абстрактны и в этом плане достаточно слож­ны для усвоения на первом этапе правового обучения. Чтобы преодолеть эти трудности, целесообразно строить уроки с посте­пенным наращиванием сложности, обязательным повторением. Их структура включает последовательность этапов процесса обуче­ния; а) определение уровня правовой осведомленности, т. е. того, как понят и усвоен предыдущий материал; б) сообщение новых знаний с повторением (актуализацией) опорных понятий, на базе которых усваиваются новые, более сложные положения. Правовые знания подаются в то же время с опорой на нравствен­ные представления школьников, их первоначальный жизненный опыт. От частных примеров ученик подводится к усвоению того или иного правового понятия.

Сухое определение права, данное абстрактно, без опоры на жизненные ситуации, не вызывает познавательного интереса у 14—15-летних школьников. Следовательно, такой подход не бу­дет стимулировать их внимание, познавательную активность, в которых заложены главные воспитательные возможности урока. Оставаясь непонятным до конца, абстрактное определение по­нятия права не будет усвоено и тем более осознано учениками. Преодоление этих трудностей достигается расчленением сложно­го общего понятия «право», охватывающего правовые системы разных эпох на его составные элементы с обстоятельным разбором каждого из них.При этом необходимо опираться на знания учащихся, накопленные ими из курса истории, из литературы, печати, радио и телевизионных пе­редач.

Начинатьследует с простейших, или, как их называют, «внеш­них», признаков понятия.

Педагогический опыт подтвердил эффективность применения в правовом просвещении и воспитании проблемных заданий. Построенные в виде жизненных ситуаций (в том числе и конфликтных), они могут способствовать лучшему уяснению сложных правовых понятий курса, сформировать определенный опыт творческой деятельности, без которой невозможно вырабо­тать активную жизненную позицию. В этом случае можно учиты­вать воспитательную направленность тех сюжетов, которые бе­рутся в качестве конфликтных ситуаций, наличие важных теоре­тических выводов, сделанных в ходе их анализа, степень слож­ности, достоверности приведенных фактов.

Исследователи проблемного обучения выявили важные дидак­тические закономерности, которые необходимо учитывать и при организации работы с проблемными, познавательными задачами в правовом обучении. Важной закономерностью здесь является необходимость достижения системы в работе с проблемными задачами. Развитие у учащихся опыта творческой деятельности, теоретического мышления возможно только при включении их в решение доступных и значимых для тих проблем и проблемных задач, поэтапность их решения и т. п. Таким образом, правовые понятия школьниками будут усваиваться достаточно прочно при целенаправленной организации познавательной' деятельности, когда учащиеся соотносят одно понятие с другим и отличают их от друга.

Изучая «Правоведение», они овла­девают определенными навыками и умениями (как общепедагогическими, так а специальными). Организуя воспроизведение осоз­нанных операций и действий, лежащих в основе навыка на уроке (например, самостоятельно записывать по ходу изложения учи­телем правовой материал), педагог формирует умения выделять главное, существенное. Наряду с умением выделять главное, существенное в правовом материале учащиеся учатся сравнивать и обобщать изучаемые факты.

Действия доказывания, составление тезисов, рефератов, срав­нение того ли иного материала — это уже умения, творческие действия, в их основе лежит соответствующий навык, привычка постоянно стремиться к доказыванию своих мыслей, соблюдать определенные требования к отбору материала, написанию тези­сов, рефератов и т. д. Прочность усвоения определенных умений и навыков тем больше, чем регулярнее организовано прямое от­сроченное повторение содержания учебного материала.

Повторить, закрепить полученные на уроке знания помогают педагогу различные приемы. Это и меловой чертеж доски, таб­лицы, аппликации, работа с карточками, перфокартами, пректы и т. п. Повторяя изученный материал, педа­гог тренирует уже сформировавшиеся у школьников умения и навыки.

Сочетая различного рода задания с многообразными по фор­ме беседами (фронтальной, эвристической, повторительно-обобщающей и др.), а также применяя логические задания, проблем­ные, познавательные вопросы, ситуации, требующие опоры на первоначальный жизненный опыт школьников, можно реа­лизовать соответствующие методы обучения и воспитания, до­биться осуществления цели правового воспитания.

В основе преподавания вопросов гражданского, трудового, административного, уголовного и других отраслей права лежит изучение конкретных законов и разбор правовых ситуаций. При этом с большинством тем названных отраслей права учащиеся встречаются впервые и не обладают личным опытом участия в соответствующих правоот­ношениях. Это способствует повышенному интересу учащихся прежде всего к вопросам трудового и уголовного права. Для правильного удовлетворения этого интереса важно начинать с изучения норм и юридических ситуаций, близких к жизненному опыту, доступному школьникам в семье и общественной жизни, и на этой базе формировать определенные навыки, убеждения и установки поведения школьников. Для этого важно выяснить, что они знают по теме занятий. По возможности педагог стремит­ся при этом выявить источник искаженной информации о праве и пытается найти пути ее корректировки. Это может активно способствовать решению воспитательных задач курса, своевременному предупреждению или пресечению влияния неправильных правовых взглядов, выработке правовых убеждений и поведенческих позиций. Здесь чрезвычай­но важен метод убеждения, доказательное противопоставлениенегативному влиянию активной позиции педагога при раскрытии вопросов темы той или иной отрасли законода­тельства.

Другая особенность, которую следует учитывать, состоит в том, что получаемая новая информация о праве как бы наслаи­вается на прежние знания, приводит к их синтезу, вызывает обновление. Новые правовые знания активно формируют более высокий уровень правосознания. При этом нейтрализуютсяили изменяются прежние представления о праве. Поэтому необходи­мо определить, в какой степени воспринимают правовую инфор­мацию школьники, как усваиваются ими нормы права. В соот­ветствии с этим педагог находит методику индивидуального влияния на учащихся, учитывающую и общий уровень культуры, личные интересы к информации, организацию досуга, взаимоот­ношения в семье. Чрезвычайно важно знать психологические осо­бенности подростков. Развитие речи, памяти, уровень и особен­ности мышления (практическое, образное или теоретическое), восприятия, тип характера — все это способствует выбору пра­вильного метода воздействия на школьников как в индивидуаль­ном, так и в коллективном плане.

В правовом обучении применяются в основном те приемы и методы, которые используют педагоги в преподавании других общественных дисциплин. Особенности их использования опре­деляются прежде всего нравственно-воспитывающей ролью пра­вовой информации. Поэтому достижение максимального единства целей и методов воспитания и обучения в процессе овладения основами права имеет определяющее значение для эффектив­ности, результативности работы педагога на уроках курса. В подростковом возрасте чрезвычайно важно учитывать мнение коллектива, влияние его на поведение отдель­ного ученика, через коллектив формировать соответствующие правовые взгляды и убеждения.

Ощутимый воспитательный эффект дает сочетание при изу­чении отраслей права проблемных и практических заданий. Весьма эффективны в работе карточки с проблемными вопро­сами, программированного, закрытого анкетного типа.

Большой интерес вызывает работа с юридическими задачами, включающими различные проблемные и конфликтные ситуации. Особенность таких задач в отличие от задач, широко практикуе­мых в юридических вузах, состоит в том, что в школе необходи­мо не только знание элементарных правовых норм, но и подача их в нравственно-правовом аспекте, подчеркивая их воспитатель­ную роль. Такие задачи могут выступать и как проверочные, и как поисковые.

Использование юридических задач при изучении вопросов пра­ва в курсе может быть разнообразным, многоплановым. Так, целе­сообразно уже при постановке проблемы, введении школьников в тему ставить сравнительно несложные задачи. Тем самым вызывается интерес к изучаемому материалу, желание глубже в нем разобраться. В то же время юридические задачи широко используются при повторении ранее изученного материала, за­креплении знаний. Решение правовых задач способствует кол­лективному поиску ответа, отработке умений и навыков приме­нить правовой материал в жизненных ситуациях, делать выводы, развивать правовое мышлению.

Организуя процесс изучения отдельных тем курса на уроке педагог использует такую форму, как урок с элементами семинарского занятия. В отличие от вузовского семинара в школе доклады, рефераты уча­щиеся делают при активном руководстве учителя на подгото­вительном этапе. Он рекомендует тему, литературу, план выступ­ления. Выступления участников семинара дополняются обсужде­нием темы. Особенность этой формы занятий состоит в том, что на них резко возрастает активность самих учащихся. На разных этапах подготовки и проведения семинара у них появляется возможность проявить свои знания, включиться в разнообразные виды учебной деятель­ности (поиск литературы, отбор необходимых примеров, ситуа­ции, рецензирование докладов, составление плана выступления, обдумывание и постановка вопросов и т. п.).

Применяя разнообразный комплекс приемов, педагог не толь­ко сможет добиться усвоения правового материала, но и сфор­мировать у учащихся правовые убеждения, навыки и умения ориентироваться в правовой ситуации, тем самым подготовить себя к выполнению важных социальных задач в жизни.

В правовом воспитании значительную роль играет факультатив, который проводится со старшеклас­сниками. Факуль­тативные занятия имеют свои особенности. Во-первых, учащиеся, занимающиеся в факультативе, имеют уже правовую подготовку после изучения курса. Во-вторых, факультативные занятия носят добро­вольный характер как при организации факультативного курса в школе, так и при выборе темы. В-третьих, работа на факуль­тативных занятиях носит не только просветительный характер, но и включает в себя участие в общественно-политической дея­тельности.

Цель факультативных занятий — углубление знаний, форми­рование правосознания и включение учащихся в активную пра­воохранительную деятельность.

Приступая к изучению темы на. занятии факультатива, педа­гог прежде всего выясняет, что уже известно слушателям, напо­минает им вопросы, которые разбирались на уроках. Затем вы­двигается на обсуждение (рассмотрение) проблема, в которой новизна, даже неожиданность ее формулировки пробудили бы интерес старшеклассников, подводили бы к новым, ранее неиз­вестным учащимся понятиям. В этой связи уместно использо­вать широкое обсуждение конкретных ситуаций, примеров из художественной литературы, кинофиль­мов, телевизионных передач, предложить задания для самостоя­тельной работы учащихся.

На втором этапе главное — выполнение полученных заданий, самостоятельная работа школьников, которая проходит под об­щим руководством учителя. Он консультирует, дает рекомендации, корректирует правильность получаемых результатов, рекоменду­ет соответствующую литературу, законодательные акты.

На следующем этапе предполагается проведение итогового рассмотрения вопросов изучаемой темы. Оно может проходить по-разному. Здесь и заслушивание кратких сообщений с после­дующей дискуссией, подготовка рефератов и докладов, проведение олимпиад и викторин. Но при любом варианте сами учащиеся подводят итоги выполненной работы, намечают конкретные цели дальнейшей работы.

Широко применяются при проведении факультативов практи­кумы, например выездные занятия в зале суда. На заключи­тельном этане проводится итоговая конференция, выставка луч­ших работ членов факультатива, смотр знаний, конкурс творческих работ.

Важно также выявить результативность, эффективность работы факультатива. С этой целью целесообразно проведение не­больших анкетных опросов, в ходе которых учащимся предлага­ется ответить на определенные правовые вопросы, прокомменти­ровать их. Проведение простейшего анкетирования участников факультатива можно практиковать в самом начале занятий и после изучения курса. Это поможет выявить, как изменились их представления, сформировались ли прочные правовые убеждения в процессе изучения тем курса.

Правовое воспитание учащихся осуществляется также при изучении отдельных тем и вопросов по другим учебным дисциплинам.

В определенной мере завершает, венчает работу школы по формированию мировоззрения школьника курс обществоведения. В нем обобщаются знания учащихся об обществе, дается характеристика важнейших законов, их прояв­ления в самых различных условиях жизни человека и общества. Таким образом происходит обобщение знаний, получаемых уче­никами на более высоком уровне, который мы условно назовем вторым уровнем обобщения.

В этих условиях важна координация, связь первого и второго уровня обобщения общественно-политических знаний и мировоззре­ния школьников. Необходимо стремиться к тому, чтобы курс обще­ствоведения не дублировал, а дополнял, развивал полученные ранее знания и на новом уровне формировал обобщенное, теоре­тическое мышление, способствовал развитию самостоятельного творчества учащихся, их общественно-политических и правовых знаний и убеждений. Возможность такой координации опирается на общность целей обучения в средней школе. В старших классах синтез полученных гуманитарных знаний позволяет подвести уча­щихся на доступном для них уровне к пониманию закономернос­тей общественной жизни, выработать у них умения давать пра­вильную оценку общественно-политическим, социально-правовым событиям, фактам. При этом каждый учебный предмет имеет свою специфику, составляет особую систему знаний, которые излага­ются своим особым языком, в своеобразной логической взаимо­связи. А это позволяет достичь многостороннего освещения соци­ально-политических явлений и закономерностей.

Для того чтобы действие межпредметных связей было эффек­тивно, необходимо знать формы их использования. Они существу­ют в виде связи предшествующей, сопутствующей и предваряющей. Первая форма связи имеет место, когда происходит обращение к учебному материалу, уже известному учащимся из смежных дисциплин (например, экономической географии). Вторая предполагает совпадение по времени в изучении тем двух кур­сов. Третья форма, предваряющая, предполагает обращение к тем разделам знаний, систематическое изучение которых еще впереди.

Зная форму связей, преподаватель будет стремиться найти нужные приемы использо­вания, уже сложившиеся в практике правового обучения в школе. К таким методическим приемам относятся:

- систематическое повторение к уроку усвоенного ранее во­проса не только из данного, по и из смежного курса (задания под­готовительного повторения);

- привлечение ранее полученных знаний по другим предме­там для анализа и обобщения изложенного на данном уроке;

- постановка познавательных задач, направленных на актуа­лизацию материала, известного учащимся из других предметов;

- изложение учителя с опорой или ссылкой на имеющиеся у
школьников знания по смежным дисциплинам;

- проведение комплексных, в том числе повторительно-обобщающих уроков, включающих материал из нескольких, близких по содержанию дисциплин;

- синтезирование знаний с помощью составляемых на ряде
уроков тематических, сравнительных и синхронистических таблиц,
таблиц, фиксирующих этапы в развитии изучаемого явления по
смежным дисциплинам;

- организация на уроке самостоятельной работы учащихся с
учебными пособиями по нескольким курсам одновременно в целях
восстановления в памяти знаний, полученных в одном из курсов,
и для более прочного и углубленного усвоения новых знаний в
другом;

- проведение небольших письменных работ (на 15—20 ми­нут), требующих восстановления знаний из пройденной програм­мы, с последующим разбором учителем полученных ответов и вычленением при этом наиболее существенного.

Наглядные пособия, используемые в процессе правового обу­чения, играют важную воспитательную роль. В комплексе с учеб­ным пособием, литературой они создают предпосылки для включе­ния самых различных источников восприятия, анализаторов, что углубляет процесс познания.

 

Лекция 5. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

Массовая, групповая, индивидуальная работа во внеклассной, внешкольной деятельности по правовому воспитанию складыва­ется из просмотров, обсуждений кино- и телефильмов, экскур­сий, читательских конференций, бесед, диспутов, устных журна­лов, игр, инсценировок, работы кружков, клубов, научных обществ и др. Эти формы право­вого воспитания имеют важнейшее воспитательное значение, ре­шают задачи расширения правовых знаний школьников, накапли­вания нравственно-правового опыта, формирования навыков пра­вомерного поведения, воспитания непримиримости к нарушениям законов и к антиобщественным поступкам.

Внеклассная, внешкольная работа предполагает необходимость тщательного, осмотрительного отбора правовых фактов и явле­ний. Нельзя, например, допускать неумеренного освещения одних негативных случаев, фактов совершения преступлений. Это может привести к неправильному восприятию школьниками общего поло­жения дел в какой-либо сфере жизни советского общества, иногда вызывает желание подражать.

Закон регулирует самые различные области жизнедеятельности граждан, общества, государства. Поэтому для формирования сис­темы правовых понятий должны быть раскрыты самые различные его компоненты. Чрезмерное внимайте к карающей функции закона может свести правовое вос­питание к запугиванию школьников. Это серьезный педагогический просчет. Изучая вопросы права, школьники должны прежде всего убеждаться в глубокой нравст­венной обоснованности, целесообразности, гуманности законов, вырабатывать нетерпимость к правонарушителям, форми­ровать правовую активность.

Нет сомнения, что в воспитательно-профилактических целях важно и нужно показывать высокий уровень научно-технического оснащения органов расследования, экспертных учреждений, дока­зывая тем самым невозможность уйти от наказания. Но при этом отнюдь не следует рекомендовать для чтения и обсуждения статьи книги, содержащие подробное описание методов, «техники» совер­шения преступления. Это может вызвать нездоровый интерес и оказать обратное, антипедагогическое воздействие, как бы «про­светить» школьника в том, как можно скрыть следы преступления и уйти от наказания.

Эффективность внеклассной, внешкольной работы по правовому воспитанию зависит от целого ряда обстоятельств, в том числе и от четкого планирования. В раздел «Формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности» плана воспита­тельной работы классного руководителя включается и внекласс­ная, внешкольная деятельность, целесообразность которой исходит из конкретных условий и возможностей школы.

При разработке плана следует учитывать и основные требова­ния к нему. Они состоят, во-первых, в обеспечении целенаправленности форм внеклассной, внешкольной работы, соответствующей задачам правового воспитания, сочетаемой с их разнообра­зием приемов (словесные приемы рассказа, чтения переплетают­ся с организацией практической деятельности учащихся).

Во-вторых, в опоре на интерес детей. Важно знать, чем ребя­та увлекаются, интересуются, и учесть это в плане, подводя их к тому, что они должны полюбить, чем заинтересоваться.

В-третьих, в обеспечении преемственности и последовательности: каждое последующее мероприятие является продолжением предыдущего, усиливает его.

В-четвертых, нужно обеспечивать обоснованность плана, соот­ветствие форм и методов работы возрастным особенностям детей, степени развития коллектива. Например, изучение правил дорож­ного движения в игровой форме может вызвать интерес у учащих­ся IV—V классов и соответственно живо воспринимается ими. Стар­шеклассники же встретят эту тему просто равнодушно. Но если связать ее с изучением вождения автомобиля, то можно добиться значительных воспитательных результатов.

Наконец, необходимо обеспечить согласованность в планирова­нии. Прежде чем приступить к составлению плана работы в клас­се, необходимо ознакомиться с общешкольным планом Важно согласовать план с учителями-предметниками, работающими в классе. Кон­кретность плана связана с его реальностью, и она требует четкой формулировки воспитательных задач, строгого и точного опреде­ления лиц, ответственных за мероприятие, сроки его исполнения.

Конкретность и реальность плана должна быть отражена в его оформлении.

Учащихся старших классов привлекают творческое начало, на­учный поиск, необходимость напряженной работы мысли. В пра­вовом кружке для старшеклассников можно организовать иссле­довательскую работу.

Организуется исследовательская работа правового кружка обычно в такой последовательности: выбор темы; составление плана работы по теме; подбор и изучение литературы; экспериментальная и по­исковая работа; обработка результатов, их оформление (подготов­ка сообщения, доклада, реферата); заслушивание результатов ра­боты на заседании кружка.

Более глубокая исследователь­ская работа по праву осуществляется в ученических научных об­ществах (УНО). Цель УНО — привлечь школьников к научной деятельности по праву, содействовать развитию их способностей, подготовить про­пагандистов права, организаторов мероприятий по правовому воспитанию.

Чтобы при­обретенные школьниками правовые знания могли успешно реали­зоваться на практике, надо закреплять их, вырабатывать у уча­щихся навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать правильные решения в альтернативной ситуации. Ши­рокие возможности для формирования этих навыков дает спе­циально организованная игра. В созданной игровой ситуации школьники сопереживают своим героям, стремятся овладеть их морально-волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора альтернативных решений по отношению к действиям, поведению окружающих.

Игровая ситуация в значительной степени затрагивает эмоцио­нальную сферу личности, способствуя формированию навыков общения в процессе овладения знаниями. Присутствие зрителей, чувство ответственности за качество своего выступления перед коллективом вызывают у школьников стремление выступать луч­ше, что способствует усвоению необходимых для игры знаний. Правовые сведения, сообщаемые каждым из участников ролевой игры («судьей», «адвокатом», «юрисконсультом»), приобретают для школьников качества собственных знаний. В игре совмеща­ются заданность и самостоятельность деятельности ребенка, тем самым достигается значительный воспитательный эффект. По мнению Л. С. Выготского, «нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде не принимает такой свободной и...воспитательной формы, как именно там».

Преимущество ролевой игры перед другими средствами пра­вового воспитания и в ее эмоциональном воздействии не только на участников, но и на зрителей. Присутствующие видят в испол­нителе уже не просто ученика, своего товарища, а специалиста, общественного или политического деятеля. При такой подаче пра­вовые знания уже не только информация, но и важный фактор воспитания. Воздействие игровой ситуации тем сильнее, чем глуб­же вживаются ребята в свою роль. При этом очень важно соблюс­ти меру в «дозировке» познавательного и развлекательного. Нель­зя допустить, чтобы игра стала сплошным развлечением. Воспита­тельный эффект игры снижается также, если она превращается в своеобразный спектакль. Это может произойти при повторении иг­ры, когда учащиеся уже играют как бы заученные роли и элемен­тов свободной импровизации становится меньше. Избежать этой опасности можно, всячески стимулируя творчество школьников, ставя перед ними проблемные ситуации, привлекая к подбору но­вых фактов и т. д. Школьники больше стремятся к созданию новых игр, чем к повторению игры по уже готовым сценариям. Таким образом, игра на правовые темы является эффективным средством в достижении важных задач правового воспитания: сообщения правовых знаний, формирования навыков правомерного поведения, воспитания активной жизненной позиции, ответствен­ности за свои поступки.

Элементы игры могут быть введены и в другие формы право­вого воспитания. Учащиеся с удовольствием решают кроссворды на правовые темы, разгадывают ребусы, головоломки и т. д.

Есть немало путей, разнообразных форм и методов использо­вания научно-популярной литературы по вопросам права в воспи­тательной работе. Это беседы, викторины, тематические книжные выставки, обзоры новой литературы по праву, использование ма­териалов газетных и журнальных статей по вопросам права в ме­роприятиях с этической тематикой.

Беседы и диспуты на правовые темы являются необходимым звеном правового воспитания учащихся. Педагогически целесообразно организованные конференции, беседы и диспуты, воспитывая и укрепляя общественное мнение коллектива учащихся, способствуют выработке обоснованных суж­дений, оценок, формированию активной жизненной позиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.