Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3. Тема: «Особенности психологии семьи»




Тема: «Особенности психологии семьи»

Мотивация: психология семьи изучает факторы влияющие на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, установка на брак и семью, психологические особенности родителей и их детей. Фельдшеру общей практики необходимо знать особенности психологии семьи для оказания психологической, социальной и медицинской помощи.

 

Цели:

Образовательная:

  • научить принципам организации медицинской помощи на селе,
  • научить особенностям оказания психологической, медицинской помощи в семье в различных жизненных ситуациях.

Воспитательная:

  • стремиться воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса: лекция.

 

Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий: 90 минут.

 

Место проведения: лекционный зал.

 

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • Белова Н. И. Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Гаджиев В. С. ФАП.- М., 1986.-562 с.
  • Родионова Г. Н., Авдеенко И. В./под ред. Елисеева Ю. Ю. Справочник фельдшера, - М,: «Эксмо», 2006,-1020 с.
  • Смолева Э. В., Степанова Л. А./под ред. Кабарухина Б. В. Фельдшер общей практики (семейный фельдшер): учебное пособие. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.-544 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

  • Белова Н. И. Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Величенко В. М, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989. – 324 с.
  • Гаджиев В. С. ФАП.- М., 1986.-562 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Родионова Г. Н., Авдеенко И. В./под ред. Елисеева Ю. Ю. Справочник фельдшера, - М,: «Эксмо», 2006,-1020 с.
  • Смолева Э. В., Степанова Л. А./под ред. Кабарухина Б. В. Фельдшер общей практики (семейный фельдшер): учебное пособие. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.-544 с.

 

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 5 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

План лекции:

1. Понятие «психология семьи» и «семья».

2. Стадии жизненного цикла семьи.

3. Структура семьи.

4. Личность и семья.

5. Современная семья и ее проблемы.

6. Современные формы семьи.

 

Психология семьи – междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи и включающее исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и т.д.

Психология семьи изучает:

· факторы, влияющие на качество брака,

· цикл развития семьи,

· ролевую структуру семьи,

· распределение власти между членами семьи,

· межсупружеское общение,

· установки на брак и семью,

· детерминанты выбора брачного партнера,

· эффективность различных методов воспитания,

· психологические особенности родителей и их детей и т.д.

 

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей. Это одна из самых древних социальных единиц, существующая сегодня во всех частях света. С генетической точки зрения семья представляет собой продукт социальной эволюции.

Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем в прошлом, в определенной мере обусловлен социальными и экономическими преобразованиями.

Семью можно рассматривать как живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся, гибкую социокультурную систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия. Эта система имеет признаки:

1. система как целое больше, чем сумма ее частей;

2. любое воздействие на систему в целом влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;

3. расстройство или изменение в состоянии одной части системы отражается в изменении других частей и системы в целом.

 

Семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, а с другой – к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования.

Единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении как в физическом, так и в психологическом плане.

Первым описание жизненного цикла семьи сделал Дюваль в 1950-х гг., выделив восемь стадий.

 

Стадии жизненного цикла семьи ( по Дювалю).

 

1. Супружеские пары без детей (начиная с периода ухаживания и до вступления в брак).

2. Появление в семье детей (до достижения старшим ребенком возраста 2,5 года).

3. Семьи в детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2,5 года до 6 лет).

4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет).

5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет).

6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до ухода самого младшего).

7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию).

8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

 

Каждая стадия цикла имеет свои задачи, связанные с развитием семьи, и свои психологические трудности.

На первой стадии особую сложность представляют проблемы, связанные с приспосабливанием супругов друг к другу и налаживанием отношений с родственниками с обеих сторон. Успешное решение этих проблем зависит от множества факторов, в том числе – от психологической зрелости супругов, их межличностной совместимости, мотивов вступления в брак.

Появление ребенка часто приводит к охлаждению во взаимоотношениях супружеской пары. Иметь детей – значит жертвовать личной жизнью, а воспитание ребенка может оставить супругам мало времени для себя. Забота о новорожденном – это круглосуточная работа. Усталость и апатия – обычное состояние в это полное стрессов время, и многие молодые родители испытывают фрустрацию.

Задачи этой стадии заключаются в стабилизации отношений, координации противоречивых потребностей каждого члена семьи и взаимной поддержке. Те, кому не удается справиться с этими задачами, неизбежно столкнуться с трудностями во все последующие периоды.

Появление второго ребенка доставляет семье меньше беспокойства. Однако это событие может стать сильнейшим стрессом для первого ребенка, вызвав изменения в его состоянии и поведении.

 

Отрочество – период, чреватый стрессами для всей семьи. Подросток не только может, но и должен стремиться к независимости, к социальному миру вне семьи. Для родителей это означает постепенный уход детей из-под контроля и большую гибкость семейных ограничений с целью аккомодации к усиливающейся независимости детей. Период полового созревания может сопровождаться так называемым «кризисом идентичности», усиливающим психическую нестабильность и уязвимость подростка.

Стадия ухода повзрослевших детей из семьи может переживаться родителями по-разному. Для одних родителей это время реализации своих личных интересов и возможностей, а для других разрушения и утраты семейных ролей.

Пожилым семьям приходится адаптироваться к уходу на пенсию, болезням, смерти супруга. Уход на пенсию, особенно когда он влечет за собой финансовые трудности, часто связан с глубокими переживаниями. При отсутствии других интересов и круга общения он может стать основным травмирующим фактором.

С психологической точки зрения, наибольшее значение имеют не только сами стадии, сколько переходные периоды между стадиями жизненного цикла семьи. Это наиболее уязвимые моменты в жизни семьи, так как переход не всегда происходит плавно, а иногда может задерживаться, создавая разнообразные внутрисемейные проблемы.

Семья, созданная представителями одного поколения, рождается, живет и умирает, но в определенном смысле обретает бессмертие в своем потомстве. Даже на протяжении жизни одного поколения структура семьи на разных стадиях различна.

 

Структура семьи – сеть требований и функций, формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, предсказуемые типы поведения. Говоря о структуре семьи, фактически имеют в виду те правила, по которым семья функционирует. Семейные правила, составляющие структуру семьи, проявляются во внутрисемейной иерархии, то есть в распределении власти и ответственности, а также – в распределении семейных ролей.

В здоровой семье власть основана не на насилии, а на признании авторитета членов семьи. Авторитет родителей должен быть всегда выше авторитета детей. Предполагается: тот член семьи, которому делегирована власть, берет на себя и тяготу ответственности, связанную с этой властью. Нормальной принято считать ситуацию, когда муж в семье обладает несколько большей властью и ответственностью, чем жена.

Ролевые позиции меняются по мере прохождения семьей ее жизненного цикла.

· Одна структура семьи характерна для периода, предшествующего появлению детей,

· вторая – для периода после рождения первого ребенка,

· третья – для периода, когда родители находятся в расцвете сил, а дети достигают подросткового возраста,

· четвертая – для периода старения родителей, взросления детей, создания ими собственной семьи и обретения полной самостоятельности.

 

Внутри любой семьи можно выделить некие подгруппы (субсистемы), объединенные вокруг какой-либо общей задачей и соответствующей ей деятельности.

Субсистемы:

· субсистема супружеской пары,

· субсистема родителей,

· субсистема детей (сублингов – братьев и сестер).

 

У каждой субсистемы свои функции и задачи, свои способы взаимодействия и границы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.