Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4

Тема: «Роль фельдшерско-акушерских пунктов в системе первичной медико-санитарной помощи».

Мотивация:

Данная тема начинает изучение дисциплины «Специализация ФАП» - знания основ организации работы ФАП, необходимые студенту для оказания доврачебной медицинской помощи сельскому населению.

 

Цели:

Образовательная:

  • научить принципам организации медицинской помощи на селе

Воспитательная:

  • стремиться воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса: лекция.

 

Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий: 90 минут.

 

Место проведения: лекционный зал.

 

Рекомендуемая литература для студентов:

 

  • Конспект лекций
  • Белова Н. И. Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Гаджиев В. С. ФАП.- М., 1986.-562 с.
  • Родионова Г. Н., Авдеенко И. В./под ред. Елисеева Ю. Ю. Справочник фельдшера, - М,: «Эксмо», 2006,-1020 с.
  • Смолева Э. В., Степанова Л. А./под ред. Кабарухина Б. В. Фельдшер общей практики (семейный фельдшер): учебное пособие. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.-544 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

 

  • Белова Н. И. Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Величенко В. М, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989. – 324 с.
  • Гаджиев В. С. ФАП.- М., 1986.-562 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Родионова Г. Н., Авдеенко И. В./под ред. Елисеева Ю. Ю. Справочник фельдшера, - М,: «Эксмо», 2006,-1020 с.
  • Смолева Э. В., Степанова Л. А./под ред. Кабарухина Б. В. Фельдшер общей практики (семейный фельдшер): учебное пособие. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.-544 с.

 

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 5 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

 

План лекции:

  1. Проблемы оказания медицинской помощи сельскому населению.
  2. Этапы оказания медицинской помощи на селе.
  3. Понятие «ФАП». Типовой проект ФАП.
  4. Основные задачи ФАП.
  5. Штатное расписание на ФАП.
  6. Должностные обязанности заведующего ФАП.

 

 

Проблема оказания медико-санитарной помощи сельскому населению яв­ляется одной из самых актуальных задач здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь включает все виды амубалторно-поликлиниче­ской помощи: организация доврачебной и врачебной медицинской помощи в сельской местности, служба скорой и неотложной помощи; родовспоможе­ние; санитарно-противоэпидемические учреждения. Принципы организации медицинской помощи едины для городского и сельского населения. Однако, многообразие географических и экономических условий, в которых живут сельские жители, характер их расселения, труда и быта, состояние путей сообщения и транспорта и другие особенности обуславливают специфику построения медицинской помощи на селе. При организации мед. помощи сельскому населению необходимо учитывать условия с/х труда, сезонность выполнения с/х работ и большую протяженность площадей, на которых они проводятся.

 

Основной особенностью создания системы оказания медицинской помощи жителям села является ее этапность. Лечебно-профилактическую помощь сельскому населению оказывают медицинские учреждения, начиная с ФАП и кончая областными (краевыми, республиканскими) учреждениями.

Первый этап. Сельский врачебный участок- первичное врачебное звено в системе учреждений оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, которая строится по участковому принципу. Вся территория сельского района разделена на врачебные участки, представляющие собой объединенные в единое целое комплексы учреждений, оказывающих населению как внебольничную, так и стационарную лечебно-профилактическую помощь. Сельский врачебный участок включает следующие медицинские учреждения: участковую больницу с амбулаторией, ФАП, фельдшерские здравпункты на территории участка, молочные кухни, детские дошкольные учреждения.

 

ФАП, здравпункты, входящие в состав сельского врачебного участка, приближают первичную медико-санитарную помощь к сельскому населению и способствуют успешному решению задач по оказанию этой помощи в условиях значительной отдаленности населенных пунктов от больницы или врачебной амбулатории.

Второй этап. Районные медицинские учреждения: центральная районная и расположенные на территории района так называемые районные (номерные) больницы с поликлиниками и отделениями скорой и неотложной помощи, районные диспансеры и другие медицинские учреждения.

Третий этап. Областные медицинские учреждения: областная больница с консультативной поликлиникой и стационаром, отделение экстренной и планово-консультативной помощи, лечебно –диагностическими отделениями; диспансеры, стоматологическая поликлиника, психиатрическая больница.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – первичное доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медико-санитарную помощь сельскому населению. Медицинский персонал ФАП осуществляет на закрепленной за ним территории комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, оказывает больному первую доврачебную помощь на амбулаторном приеме и на дому. Медицинскую помощь больным оказывают в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки под руководством участкового врача.

 

ФАП, здравпункты, входящие в состав сельского врачебного участка, приближают первичную медико-санитарную помощь к сельскому населению в случае значительной отдаленности населенных пунктов от больницы или амбулатории.

 

От организации труда медицинских работников ФАП, уровня их знаний, культуры в значительной степени зависят качество оказания медицинской помощи, объем мероприятий, направленных на профилактику заболеваний среди сельских жителей.

 

Основными задачами ФАП в соответствии с положением о фельдшерско-акушерстком пункте, утвержденным Министерством здравоохранения РФ (приказ № 1000 от 23.09.81 г.) являются:

 

· оказание доврачебной медицинской помощи населению;

· своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;

· организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Великой Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);

· проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;

· осуществление мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;

· участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных пунктов;

· проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;

· извещение территориальной СЭС в установленном порядке об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований.

 

ФАП находится в ведении сельской администрации, имеет самостоятельную смету, предназначенную для оказания медицинской помощи и проведения профилактической работы на закрепленной территории.

Заведующий ФАП обязан ежегодно (в августе-сентябре) представлять сельской администрации обоснованную смету по статьям на необходимые для пункта денежные средства на будущий год и участвовать в ее утверждении. Руководство деятельностью ФАП осуществляет больничное или Амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен.

ФАП должен иметь помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и задачам работы данного учреждения. Во многих сельских населенных пунктах нашей страны в настоящее время построены типовые ФАП. Кабинеты оснащены медицинским оборудованием, инструментарием, предметами ухода, мягким и прочим инвентарем в соответствии с табелем оборудования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР № 1187 от 29.12.75 г. Типовой ФАП имеет следующие кабинеты: вестибюль ожидания; кабинет фельдшера; кабинет акушерки; кабинет зубного врача; процедурный кабинет; физиотерапевтический кабинет; изолятор; санитарный узел; служебная комната; квартира фельдшера. Работники ФАП обеспечиваются бесплатно транспортными средствами для выполнения возложенных на них зданий в соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» в порядке, устанавливаемом местной администрацией.

 

Штаты ФАП устанавливаются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ №900 от 26.09.1978г. Штатные нормативы приемлемы для расчетов штатов ФАП, расположенных на расстоянии свыше 2 км от других ЛПУ, если они находятся на расстоянии до 2 км, то в каждом отдельном случаи необходимо иметь разрешение министерства здравоохранения, краевого (областного) отдела здравоохранения при наличии водных и других преград. Штатные нормативы, предусмотренные на ФАП, обслуживающих от 700 до 900 жителей, пригодны при расчете штатов:

- ФАП, организуемого в населенном пункте с числом жителей от 300 до 700 человек, если населенный пункт удален от ближайшего ЛПУ на расстоянии свыше 4 км.

- ФАП, обслуживаемого мене 300 жителей, если населенный пункт удален от ЛПУ на расстоянии свыше 6 км.

 

При ФАП, находящихся в селах, где нет аптеки, для продажи населению готовых лекарственных форм, предметов санитарии и гигиены организуется аптечный пункт II категории в соответствии с действующим положением об аптечных пунктах, утвержденным Министерством здравоохранения РФ для продажи населению готовых лекарственных форм, предметов санитарии и гигиены. В этих случаях заведующий ФАП одновременно заведует аптечным пунктом и выполняет обязанности, предусмотренные «Положением об аптечных пунктах».

Направления деятельности и функций ФАП в настоящее время весьма разнообразны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Открытая семья | Структура профилактических осмотров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.