КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №7. Оказание профессиональной помощи в нерабочее время
Оказание профессиональной помощи в нерабочее время Оказание помощи больному по дороге на вызов
Вопросы: 1.Назовите основные задачи фельдшера по организации амбулаторного приема на ФАП. 2. Назовите правила обслуживания больных на дому и порядок лечения больных на ФАП. 3. Назовите особенности обслуживания больных с туберкулезом. 4. Назовите особенности оказания наркологической помощи сельскому населению. 5. Что включают в себя реанимационные мероприятия на ФАП? 6. Назовите правила поведения фельдшера во время вызова. 7. Назовите основные психологические аспекты в работе фельдшера ФАП. 8. Назовите особенности оказания помощи на месте происшествия, по дороге на вызов, в нерабочее время.
Тема: «Лечебно-профилактическая помощь женщинам». Мотивация: фельдшер общей практики должен знать особенности оказания помощи женщинам, организацию родовспоможения на ФАП, оказание неотложной помощи при кровотечении, оказание лечебно-профилактической помощи, охрана материнства и детства: для укрепления здоровья женщины-матери и подрастающего поколения.
Цели: Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Методическая:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.
Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.
Продолжительность занятий: 90 минут.
Место проведения: лекционный зал. Рекомендуемая литература для студентов:
Рекомендуемая литература для преподавателей:
Ход занятия
План лекции:
Особенности условий жизни и труда сельского населения, выражающиеся в дисперсности населенных пунктов, различии форм организации сельскохозяйственного производства, разнообразии видов сельскохозяйственных работ (земледелие, животноводство, птицеводство и др.), большом фронте этих работ, их сезонности и т.д., определяют особенности организации всей медицинской помощи в сельском районе, в том числе и акушерско-гинекологической. Акушерско-гинекологическую помощь сельскому населению оказывает комплекс лечебно-профилактических учреждений. В зависимости от степени приближения к сельскому населению, от специализации и квалификации медицинской помощи, уровня материально-технической оснащенности в системе оказания акушерско-гинекологической помощи принято различать три этапа: I этап – осуществление доврачебной и первой врачебной помощи. Этим этапом является сельский врачебный участок. Он включает в себя сельскую участковую больницу с амбулаторией и стационаром, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), родильные дома. Расположение первого этапа – периферия района. II этап – осуществление квалифицированной врачебной помощи. Он включает в себя районные (номерные) и центральную районную больницу, имеющие в своем составе акушерско-гинекологические отделения и женские консультации. Расположение второго этапа – районный центр. III этап – обеспечение сельского населения высококвалифицированной (специализированной) акушерско-гинекологической помощью. Он включает в себя областную (краевую, республиканскую) больницу, имеющую в своем составе акушерско-гинекологические отделения и женскую консультацию или самостоятельный родильный дом с женской консультацией. Дислокация третьего этапа – областной (краевой, республиканский) центр.
Проведение профилактических периодических осмотров Фельдшер и акушерка обязаны на своем участке иметь список женщин, подлежащих профилактическим и периодическим осмотрам. Практически здоровые женщины с благополучным акушерским анамнезом, нормальным течением беременности в период между выездами бригады наблюдаются у акушерки ФАП или участковой больницы, на роды направляются в ближайшую участковую или районную больницу. С группой женщин, которым противопоказано вынашивание беременности, акушер-гинеколог проводят беседы о вреде для их здоровья беременности, возможных осложнениях беременности и родов, обучают их пользоваться противозачаточными средствами, рекомендуют внутриматочные противозачаточные средства. Врач акушер-гинеколог бригады при повторном выезде проверяет выполнение акушеркой ФАП назначений и рекомендаций. Значительную помощь в раннем выявлении беременных оказывают подворные обходы населения, проводимые акушеркой. Все выявленные беременные женщины, начиная с самых ранних сроков беременности (до 12 недель), и родильницы подлежат диспансеризации. При нормальном течении беременности здоровой женщине рекомендуется посетить консультацию со всеми анализами и заключениями врачей через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача в первую половину беременности 1 раз в месяц, после 20 недель беременности – 2 раза в месяц, после 32 недель – 3-4 раза в месяц. За время беременности женщина должна посетить консультацию примерно 14-15 раз. При заболевании женщины или патологическом течении беременности, не требующем госпитализации, частота осмотров определяется врачом в индивидуальном порядке. Важно, чтобы беременные аккуратно посещали консультацию в период дородового отпуска.
Ведение документации на ФАПе Очень важно в работе акушерки ФАП осуществлять тщательное ведение документации. На каждую обратившуюся в ФАП беременную женщину заполняется «Индивидуальная карта беременной родильницы» (ф-111/у). При выявлении акушерских осложнений или экстрагенитальных заболеваний заполняется дубликат этой карты, который передается районному акушеру-гинекологу. Существует много вариантов хранения индивидуальных карт. Один из наиболее удобных для работы вариантов, который может быть рекомендован, заключается в следующем: ящик для хранения индивидуальных карт (ширина и высота ящика должна соответствовать размерам карты) разделяется поперечными перегородками на 33 ячейки. На каждой перегородке проставляется цифра от 1 до 31. Эти цифры соответствуют числам месяца. Назначая беременной очередную явку, акушерка помещает ее карту в ячейку с отметкой соответствующего числа месяца, т.е. того дня, когда ей необходимо явиться на прием. Перед началом работы акушерка вынимает из соответствующей дню приема ячейки все индивидуальные карты и подготавливает их для приема – проверяет правильность записей, наличие последних анализов и т.д. Заканчивая прием беременной, назначает ей день последующей явки и помещает карту этой беременной в ячейку с отметкой, соответствующей числу месяца, на которое ей назначена явка. По окончании приема по числу оставшихся карт легко судить о беременных, не явившихся в назначенный им день. Эти карты акушерка помещает в 32-ю ячейку ящика с отметкой «Патронаж». Затем акушерка посещает на дому (патронирует) всех не явившихся на прием женщин. Все карты родивших и подлежащих диспансерному наблюдению до завершения послеродового периода помещают в 33-ю ячейку с отметкой «Родильницы». На каждую роженицу заполняется «История родов» (ф-099/у). Все женщины, родившие в ФАП, регистрируются в журнале учета родов (ф-098/у). Кроме этих документов, на ФАП ведется дневник-тетрадь записи беременных (ф-075/у) и дневник (ф-039-1/у). При направлении беременной после 28 недель беременности или родильницы во врачебный акушерский стационар ей на руки выдается «Обменная карта» (уч.ф.№113). Если госпитализируется беременная до 28 недель, ей на руки выдается выписка из истории болезни (уч.ф.№27). Выписываясь из стационара, она получает по той же форме выписку из истории болезни, которую ей вручает акушерка ФАП.
Организация и проведение профилактических осмотров сельских женщин Важным разделом в работе акушерки фельдшерско-акушерского пункта является организация и проведение профилактических осмотров женщин. Профилактические осмотры сельских жительниц желательно проводить в осеннее-зимний период с тем, чтобы до начала весенних полевых работ закончить оздоровление выявленных больных. Всей работой по организации профилактических осмотров руководят районный акушер-гинеколог и главная акушерка района. Предварительно составляется план проведения осмотров, в котором указываются место, где будет проводиться осмотр, календарные сроки осмотров по каждому населенному пункту. Профилактические осмотры проводят акушерки ФАП, прошедшие специальную подготовку и инструктаж. Для успешного проведения профилактического осмотра акушерка должна предварительно совершить подворный обход, задачи которого – разъяснить женщинам цель осмотра, способ его проведения, место осмотра и др. Целью профилактических осмотров является раннее выявление у женщин предопухолевых, опухолевых воспалительных и так называемых функциональных заболеваний органов половой сферы и назначение при необходимости соответствующего лечения. Профилактические осмотры также дают возможность выявить среди организованной части женского населения профессиональные вредности, оказывающие воздействие на органы половой сферы, и выработать мероприятия для их устранения. Непосредственный осмотр женщин состоит из двух последовательно проводимых процедур:
При профилактических осмотрах используются объективные методы диагностики:
Для осуществления лабораторных исследований берется материал из различных отделов мочеполового аппарата женщины:
В проведении профилактических осмотров очень важным является тщательная регистрация и учет всех осмотренных женщин, для чего составляется список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру на выявление (ф-048/у). Для регистрации и учета женщин, подлежащих активному диспансерному наблюдению, заводятся контрольные карты диспансерного наблюдения (ф-030/у). Еще одним учреждением, оказывающим доврачебную акшерско-гинекологическую помощь в сельской местности, является колхозный родильный дом. В колхозном родильном доме обязательно должны быть предусмотрены следующие помещения: тамбур, приемная, родовая (10-12 м2), послеродовая палата (6 м2 на 1 материнскую и детскую койку), кухня, туалет. В каждом колхозном родильном доме развертывается от 2 до 5 коек (из расчета 1 койка на 1000 населения). Колхозный родильный дом размещают на расстоянии 6-8 км от сельского врачебного участка, к которому он прикреплен. При хороших транспортных условиях это расстояние может быть увеличено до 10-15 км. Колхозные родильные дома обслуживает акушерка, обязанности которой аналогичны таковым акушерки ФАП. Если в одном селении вблизи ФАП располагается колхозный родильный дом и по объему его работы нет необходимости в самостоятельном штате, обслуживание последнего возлагается на акушерку ФАП.
Вопросы охраны труда в работе акушерско-гинекологической службы В работе акушерско-гинекологической службы на селе на всех ее этапах много места занимают вопросы охраны труда работниц сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные работы имеют свои особенности, главными из которых являются сезонность, выполнение различных производственных операций в сжатые сроки при любых погодных условиях и т.д. Это требует от человека значительных усилий и напряжения, что неминуемо ведет к нарушениям режима труда и отдыха. Работницы сельскохозяйственного производства испытывают дополнительные неблагоприятные влияния таких производственных факторов, как шум, вибрация, пыль, контакт с пестицидами (ядохимикатами) и минеральными удобрениями. Основную работу по проведению мер, направленных на охрану труда сельских жителей, выполняют врачи - гигиенисты. Но в этой работе должны принимать участие и акушерско-гинекологическая служба, так как неблагоприятные производственные факторы оказывают отрицательное влияние и на специфические функции женского организма. Для улучшения здоровья женщин, занятых в сельском хозяйстве, необходимо проведение ряда организационных мероприятий, направленных на защиту женского организма от воздействия неблагоприятных факторов сельскохозяйственного производства. Это достигается путем внедрения механизации и автоматизации трудоемких процессов, отстранения женщин от ночных работ и работ с ядохимикатами, от работ в условиях высокой запыленности, снижения до минимума вибрационного и звукового давления, рационального чередования труда и отдыха, организацией санитарно-бытовых помещений, обеспечением своевременного и рационального питания, широким использованием профилакториев и т.д. Работа по охране труда работниц сельского хозяйства проводится и контролируется специальными комиссиями, в состав которых входят врач акушер-гинеколог, представитель СЭС, представитель профсоюзной организации, инженер по технике безопасности. В осуществлении контроля за соблюдением всех требований к охране труда колхозниц большая ответственность лежит на средних медицинских работниках (старшей акушерке и акушерке ФАП).
Оснащение кабинета акушерки ФАП Акушерка выполняет на ФАП значительный объем работ, поэтому кабинет акушерки должен быть оснащен весами, гинекологическим креслом, зеркалами, стерилизаторами, сантиметровой лентой, акушерским стетоскопом, тазомером, всем необходимым для взятия мазков на цитологическое исследование. Для оказания экстренной акушерской помощи на ФАП должна быть акушерская сумка, снабженная всем необходимым для принятия родов и обработки новорожденного. Оснащение акушерской сумки:
Организация родовспоможения на ФАПе
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |