Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №8. Тема: «Лечебно-профилактическая помощь детям»

Тема: «Лечебно-профилактическая помощь детям».

Мотивация: система охраны здоровья матери и ребенка является системой государственных и общественных мероприятий направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка. Фельдшеру общей практики необходимо знать общие принципы охраны здоровья матери и ребенка, особенности ухода, диспансеризации, обслуживание детей грудного, школьного возраста: с целью укрепления здоровья подрастающего поколения.

 

Цели:

Образовательная:

  • научить основным разделам деятельности медицинского персонала на ФАП

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса: лекция.

 

Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий: 90 минут.

 

Место проведения: лекционный зал.

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • В. С. Гаджиев ФАП.- М., 1986.-562 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

 

  • Н. И. Белова Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Величенко В. М,, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989.

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 5 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

 

 

План лекции:

  1. Общие принципы охраны здоровья матери и ребенка на ФАП. Дородовый патронаж. Диспансеризация беременных.
  2. Советы и рекомендации беременным.
  3. Ребенок в семье. Здоровый ребенок. Перинатальная охрана плода и новорожденного.
  4. Обслуживание новорожденного ребенка. Основы физиологии. Рекомендации по уходу.
  5. Обслуживание детей грудного возраста. Основы физиологии. Рекомендации по уходу.
  6. Обслуживание детей младшего возраста. Основы физиологии. Рекомендации по уходу.
  7. Обслуживание детей дошкольного возраста. Основы физиологии. Рекомендации по уходу. Воспитание ребенка. Проблемы детей дошкольного возраста.
  8. Определение готовности детей к обучению в школе.
  9. Обслуживание детей школьного возраста. Основы физиологии. Рекомендации по уходу. Воспитание ребенка. Проблемы детей школьного возраста. Адаптация детей в образовательных учреждениях.
  10. Обслуживание детей старшего школьного возраста. Основы физиологии. Воспитание ребенка. Проблемы детей старшего школьного возраста. Профессиональная ориентация подростков.
  11. Профилактика, диагностика поведенческих нарушений подростков.

В общем комплексе лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья детей, особенно первых 3 лет жизни, большое значение имеет патронажная работа среднего медицинского персонала. Патронаж детей в сельской местности проводится чаще всего акушерками, фельдшерами и патронажными медицинскими сестрами.

Основной задачей патронажа является повышение санитарной культуры матерей и лиц, ухаживающих за ребенком в семье, практическое обучение их методам ухода и вскармливания.

Проведение дородовых патронажей преследует цель:

  • выяснить состояние здоровья беременной, социальное положение и психологический климат в семье, условия жизни будущего ребенка;
  • активно выявить отклонения в нарушении самочувствия беременных и своевременно сигнализировать об этом педиатра и акушера-гинеколога;
  • дать необходимые рекомендации по режиму труда, отдыха, питания, по подготовке уголка для новорожденного;
  • привлечь беременных для занятия в школе молодой матери.

 

При первичном дородовом патронаже акушерка знакомится с беременной, беседует с ней о большой ответственности быть матерью. При этом она выясняет состояние здоровья беременной, узнает, как протекает беременность, в каких условиях живет и трудится будущая мать. Особое внимание акушерка обращает на возможность токсического действия на развитие плода никотина и алкоголя, употребляемых не только матерью, но и отцом будущего ребенка.

 

Во время патронажа акушерка узнает о женщине, какая по счету данная беременность, чем отличается ее течение от предыдущих (если таковые были), предполагаемый срок родов, наличие в анамнезе выкидышей (их причины) и экстрагенитальной патологии и характер проявления ее в период беременности. Большое внимание уделяется подготовке беременной к лактации, проведению мероприятий, предупреждающих развитие гипогалактии.

Чтобы патронаж был достаточно полным и результативным, рекомендуется пользоваться готовыми схемами, которые, кроме всего прочего, экономят и время акушерки.

 

При проведении первичного дородового патронажа акушерка должна дать советы беременной по следующим вопросам:

  • исключение профессиональной вредности, если таковая имеется;
  • чередование работы и домашнего труда с отдыхом и прогулками;
  • исключение по возможности конфликтных ситуаций в семье и квартире;
  • правильное питание с широким использованием сырых и вареных овощей, фруктов, молока, творога, отварного мяса;
  • своевременное приобретение предметов ухода за новорожденным.

Второй патронаж к будущей матери, целиком направленный на заботу о ребенке, акушерка выполняет в период декретного отпуска беременной. При втором патронаже, так же как и при первом, она выясняет самочувствие беременной, как протекает беременность, была ли переведена женщина на более легкую работу (если это было необходимо).

Кроме проверки общего состояния и выполнения беременной рекомендаций терапевта, акушера-гинеколога, акушерка (фельдшер) уточняет режим дальнейшей жизни беременной, характер питания, учит ее, как готовить грудь к лактации, дает практические советы по подготовке уголка новорожденного.

Согласно существующему положению, акушерка (фельдшер) посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то в первый же день после его выписки, в дальнейшем – через 2-3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни.

 

При первичном патронаже необходимо дать матери следующие рекомендации и советы:

  • что должно быть в уголке новорожденного;
  • как хранить и ухаживать за бельем ребенка;
  • организация первой прогулки новорожденного (длительность прогулок, зависимость от температуры воздуха, техника прогулок);
  • первое купание новорожденного (продолжительность, температура воды, техника купания);
  • уход за кожей новорожденного;
  • дневной отдых, разнообразная горячая пища не менее 4 раз в день, усиленный питьевой режим (молоко, чай, кефир, компот), рыбий жир по одной чайной ложке круглый год, за исключением летнего времени года.

 

Подчеркивается, что следует соблюдать правила личной гигиены, общий санитарно-гигиенический режим, сцеживать молоко после кормления.

Кратность наблюдения детей первого года жизни акушеркой (фельдшером) ФАП:

1-й месяц жизни – наблюдение только на дому – 5 раз

2-й месяц жизни – наблюдение на дому – 3 раза

3-5-й месяц жизни – наблюдение на дому – 2 раза в месяц

6-12-й месяц жизни – наблюдение на дому – 1 раз в месяц.

Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, акушерка (фельдшер) видит ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах врача и 20 раз при патронаже на дому

На 2-м году детей следует посещать уже 4 раза в год при ежеквартальной явке матери с ребенком на ФАП.

На 3-м году жизни частота патронажных посещений составляет 1 раз в полгода, если мать с ребенком бывает на ФАП 2 раза в год по поводу очередных профилактических осмотров в дни врачебных приемов здоровых детей.

Исключительно важное значение приобретает профилактическая работа с детьми второго года жизни. Ведущее место в ней занимают закаливание и физическое воспитание.

При организации патронажного наблюдения за указанным контингентом медицинские работники ФАП контролируют:

  • как выполняется режим жизни ребенка;
  • получает ли он достаточное количество овощей и фруктов;
  • выясняют, проводятся ли закаливающие процедуры;
  • разъясняют, как приучать ребенка самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, играть;
  • дают рекомендации о переводе ребенка на одноразовый дневной сон;
  • проводят беседы о правильных взаимоотношениях между взрослыми и ребенком.

 

Медицинский персонал, осуществляющий патронаж, напоминает матери о явке на ФАП для проведения очередной антропометрии и врачебных профилактических осмотров, а также для профилактических прививок и постановки туберкулиновых проб.

Кроме того, акушерка дает подробное заключение о состоянии здоровья ребенка, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие. Это заключение необходимо довести до сведения родителей, сделав акцент на недостатках, и дать рекомендации по дальнейшему воспитанию и оздоровлению ребенка.

 

В конце третьего года жизни, когда заканчивается наиболее важный период развития ребенка – период раннего возраста, акушерка совместно с педиатром подводит итоги трехлетней профилактической работы с ребенком, оценивает состояние его здоровья, динамику физического и нервно-психического развития. На основании комплексных данных, полученных в результате динамического наблюдения за ребенком, лабораторных исследований и заключений специалистов, составляется план оздоровительных мероприятий на последующий период, а при необходимости и план лечения.

 

Средний медицинский персонал ФАП должен проводить большую работу:

  • по профилактике и снижению детской смертности, уделяя при этом особое внимание борьбе с детскими инфекционными заболеваниями;
  • своевременному проведению профилактических прививок;
  • раннему взятию беременных на учет и выделению среди них групп повышенного риска;
  • своевременной дородовой госпитализации беременных при наличии показаний;
  • снижению заболеваемости от острых респираторных инфекций детей первого года жизни.

 

Важное значение имеет также организация и оказание экстренной медицинской помощи детям, основным требованием которой является постоянная готовность медицинского персонала ФАП к ее оказанию.

От быстроты, правильности диагностики и оказания первой доврачебной помощи подчас зависит жизнь ребенка, особенно детей раннего возраста, у которых в силу возрастных особенностей быстро развиваются серьезные нарушения обмена, приводящие при отсутствии первой неотложной помощи к тяжелым, иногда необратимым, последствиям.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечень медицинских мероприятий по оказанию доврачебной помощи | Перинатальная охрана плода и новорожденного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.