КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №8. Тема: «Лечебно-профилактическая помощь детям»
Тема: «Лечебно-профилактическая помощь детям». Мотивация: система охраны здоровья матери и ребенка является системой государственных и общественных мероприятий направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка. Фельдшеру общей практики необходимо знать общие принципы охраны здоровья матери и ребенка, особенности ухода, диспансеризации, обслуживание детей грудного, школьного возраста: с целью укрепления здоровья подрастающего поколения.
Цели: Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Методическая:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.
Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.
Продолжительность занятий: 90 минут.
Место проведения: лекционный зал. Рекомендуемая литература для студентов:
Рекомендуемая литература для преподавателей:
Ход занятия
План лекции:
В общем комплексе лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья детей, особенно первых 3 лет жизни, большое значение имеет патронажная работа среднего медицинского персонала. Патронаж детей в сельской местности проводится чаще всего акушерками, фельдшерами и патронажными медицинскими сестрами. Основной задачей патронажа является повышение санитарной культуры матерей и лиц, ухаживающих за ребенком в семье, практическое обучение их методам ухода и вскармливания. Проведение дородовых патронажей преследует цель:
При первичном дородовом патронаже акушерка знакомится с беременной, беседует с ней о большой ответственности быть матерью. При этом она выясняет состояние здоровья беременной, узнает, как протекает беременность, в каких условиях живет и трудится будущая мать. Особое внимание акушерка обращает на возможность токсического действия на развитие плода никотина и алкоголя, употребляемых не только матерью, но и отцом будущего ребенка.
Во время патронажа акушерка узнает о женщине, какая по счету данная беременность, чем отличается ее течение от предыдущих (если таковые были), предполагаемый срок родов, наличие в анамнезе выкидышей (их причины) и экстрагенитальной патологии и характер проявления ее в период беременности. Большое внимание уделяется подготовке беременной к лактации, проведению мероприятий, предупреждающих развитие гипогалактии. Чтобы патронаж был достаточно полным и результативным, рекомендуется пользоваться готовыми схемами, которые, кроме всего прочего, экономят и время акушерки.
При проведении первичного дородового патронажа акушерка должна дать советы беременной по следующим вопросам:
Второй патронаж к будущей матери, целиком направленный на заботу о ребенке, акушерка выполняет в период декретного отпуска беременной. При втором патронаже, так же как и при первом, она выясняет самочувствие беременной, как протекает беременность, была ли переведена женщина на более легкую работу (если это было необходимо). Кроме проверки общего состояния и выполнения беременной рекомендаций терапевта, акушера-гинеколога, акушерка (фельдшер) уточняет режим дальнейшей жизни беременной, характер питания, учит ее, как готовить грудь к лактации, дает практические советы по подготовке уголка новорожденного. Согласно существующему положению, акушерка (фельдшер) посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то в первый же день после его выписки, в дальнейшем – через 2-3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни.
При первичном патронаже необходимо дать матери следующие рекомендации и советы:
Подчеркивается, что следует соблюдать правила личной гигиены, общий санитарно-гигиенический режим, сцеживать молоко после кормления. Кратность наблюдения детей первого года жизни акушеркой (фельдшером) ФАП: 1-й месяц жизни – наблюдение только на дому – 5 раз 2-й месяц жизни – наблюдение на дому – 3 раза 3-5-й месяц жизни – наблюдение на дому – 2 раза в месяц 6-12-й месяц жизни – наблюдение на дому – 1 раз в месяц. Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц. Таким образом, акушерка (фельдшер) видит ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах врача и 20 раз при патронаже на дому На 2-м году детей следует посещать уже 4 раза в год при ежеквартальной явке матери с ребенком на ФАП. На 3-м году жизни частота патронажных посещений составляет 1 раз в полгода, если мать с ребенком бывает на ФАП 2 раза в год по поводу очередных профилактических осмотров в дни врачебных приемов здоровых детей. Исключительно важное значение приобретает профилактическая работа с детьми второго года жизни. Ведущее место в ней занимают закаливание и физическое воспитание. При организации патронажного наблюдения за указанным контингентом медицинские работники ФАП контролируют:
Медицинский персонал, осуществляющий патронаж, напоминает матери о явке на ФАП для проведения очередной антропометрии и врачебных профилактических осмотров, а также для профилактических прививок и постановки туберкулиновых проб. Кроме того, акушерка дает подробное заключение о состоянии здоровья ребенка, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие. Это заключение необходимо довести до сведения родителей, сделав акцент на недостатках, и дать рекомендации по дальнейшему воспитанию и оздоровлению ребенка.
В конце третьего года жизни, когда заканчивается наиболее важный период развития ребенка – период раннего возраста, акушерка совместно с педиатром подводит итоги трехлетней профилактической работы с ребенком, оценивает состояние его здоровья, динамику физического и нервно-психического развития. На основании комплексных данных, полученных в результате динамического наблюдения за ребенком, лабораторных исследований и заключений специалистов, составляется план оздоровительных мероприятий на последующий период, а при необходимости и план лечения.
Средний медицинский персонал ФАП должен проводить большую работу:
Важное значение имеет также организация и оказание экстренной медицинской помощи детям, основным требованием которой является постоянная готовность медицинского персонала ФАП к ее оказанию. От быстроты, правильности диагностики и оказания первой доврачебной помощи подчас зависит жизнь ребенка, особенно детей раннего возраста, у которых в силу возрастных особенностей быстро развиваются серьезные нарушения обмена, приводящие при отсутствии первой неотложной помощи к тяжелым, иногда необратимым, последствиям.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |