КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №10. Психическими расстройствами
Психическими расстройствами. Правовая защита лиц, страдающих Люди с психическими расстройствами относятся к категории наименее социально защищенных граждан. Они чаще других могут подвергнуться дискриминации, эксплуатации или насилию, т.к. не всегда способны адекватно отстаивать свои права. Цивилизованное общество обязано обеспечить правовую защиту лиц, страдающих психическими расстройствами.
В 1992 году был принят Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он регламентирует законные права граждан, врачей-психиатров и среднего медперсонала, а также устанавливает ответственность за нарушение данного закона: административную, дисциплинарную, гражданскую и даже уголовную, к примеру, за незаконное помещение в психиатрическую больницу. Закон закрепляет основные правовые принципы и процедуры оказания психиатрической помощи в России: · добровольность обращения за психиатрической помощью (статья 4); · права лиц, страдающих психическими расстройствами (статьи 5. 11, 12, 37); · основания для проведения психиатрического освидетельствования (статьи 23, 24), диспансерного наблюдения (статья 27), госпитализации в психиатрический стационар (статьи 28, 29, 33), применение принудительных мер медицинского характера (статья 30).
Вопрос о недобровольной госпитализации человека в психиатрический стационар решается исключительно в судебном порядке. Закон гарантирует сохранение врачебной тайны обращения, наблюдения и лечения у психиатра (статьи 8,9).
Контрольные вопросы: 1. Назовите основные проблемы психических заболеваний в современном обществе. 2. Дайте определение понятия «психическое здоровье». 3. Назовите основные психические болезни. 4. Назовите психические расстройства. 5. Назовите основные психопатологические синдромы. 6. Дайте определение «психоорганический синдром». 7. Назовите особенности ухода за душевнобольными. 8. Назовите особенности общения с душевнобольными и членами их семей. 9. Назовите основные принципы, методы лечения душевнобольных. 10. Назовите принципы реабилитации пациента с психическими расстройствами. 11. Назовите основные приказы РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан».
Тема: «Реабилитация пациентов». Мотивация: реабилитация есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей; и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. ФОП необходимо знать основы реабилитации пациентов с различными заболеваниями и взаимодействие служб по ее осуществлению.
Цели: Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Методическая:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.
Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.
Продолжительность занятий: 90 минут. Место проведения: лекционный зал. Рекомендуемая литература для студентов:
Рекомендуемая литература для преподавателей:
Ход занятия
План лекции: 1. Понятие «реабилитация», «здоровье». 2. Виды реабилитации. 3. Этапы реабилитации. 4. Три направления медицинской реабилитации. 5. Принципы реабилитации. 6. Реабилитация пациентов, перенесших инсульт. 7. Реабилитация пациентов, перенесших инфаркт миокарда. 8. Реабилитация пациентов после заболеваний органов пищеварения. 9. Реабилитация пациентов, перенесших инфекционные заболевания. 10. Реабилитация пациентов в постоперационном периоде.
Реабилитация есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей; и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Образование. Информация в рамках данного раздела позволяет степень образованности увязать с общественной деятельностью, активным досугом, общением со многими людьми. Различные формы деятельности являются предпосылкой здоровья, благополучия и долголетия. Семья, быт, условия проживания. На качество жизни влияют состав семьи, быт и условия проживания. Выясняют число детей, количество комнат, степень обеспеченности основными бытовыми предметами. При анализе условий проживания особое внимание уделяют, нет ли вблизи места проживания химического завода, атомной электростанции, линий электропередач, аэродрома и т.д. Занятость и социальная поддержка. Одним из аспектов КЖ является распределение времени между работой, культурными мероприятиями, семейной жизнью, общественной и политической деятельность. Питание, являясь обязательным условием существования человека, определяет продолжительность жизни и КЖ. Ошибки в структуре питания стали одной из причин развития многих тяжелых заболеваний. Самоограничения в разнообразии пищевого рациона, связанного с боязнью употребления экологически грязных продуктов, приводят к несбалансированности, а в ряде случаев — к искусственному дефициту питания (нарушению жизнедеятельности). При недостаточности питания развиваются значительные нарушения клеточного и гуморального иммунитета. Вредные привычки. Имеет значение выяснение факторов курения, употребления алкоголя, наркотиков. Курение — фактор риска ИБС, рака. Алкоголь, наркотики токсически действуют на плод, сердце (миокардиодистро-фии), печень (гепатит, цирроз) и др. органы. Использование медицинских учреждений. Следует анализировать частоту посещений врача, особенности оказываемых медицинских услуг, употребление индивидуумом лекарственных средств — объем медицинской помощи, оказываемой в определенном районе. Удовлетворенность жизнью. Чувство удовлетворения своей жизнью является очень изменчивым и зависит, как правило, от наличия определенной социальной поддержки, финансового статуса и собственных функциональных способностей. Важное значение имеет возраст.
Одной из главных целей реабилитации больных с различными заболеваниями становится повышение качества жизни, что включает в себя оценку пациентом своего физического, психического и социального благополучия. В процессе реабилитации выделяются следующие виды: • медицинская реабилитация, использующая различные методы медикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры, лечебного питания, санацию очагов хронической инфекции, хирургическую коррекцию патологических изменений и др.; • психологическая реабилитация, включающая мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациентов сознательного и активного участия в реабилитационном процессе; • профессиональная реабилитация, основными задачами которой являются восстановление соответствующих профессиональных навыков или переобучение пациентов, решение вопросов их трудоустройства; • социальная реабилитация, включающая разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и льготы, а также обеспечение реализации этих постановлений.
В процессе реабилитации выделяют этапы: • экстренной реабилитации — поддержание или восстановление работоспособности спецконтингентов в зоне или очаге чрезвычайной ситуации;
• стационарный (госпитальный) — восстановительная терапия в больнице, госпитале или другом стационарном лечебном учреждении; санаторный — реадаптация в соответствующих санаторно-курортных учреждениях с продолжением необходимых мероприятий, начатых на стационарном этапе реабилитации; • амбулаторно-поликлинический — продолжение и (или) завершение всего комплекса реабилитационных мероприятий в поликлинике или диспансере по месту жительства.
Медицинская реабилитация объединяет в себе три направления воздействия на человека, которые обеспечивают в разных сочетаниях улучшение здоровья. 1. Медикаментозное направление — использование одного или нескольких лекарственных средств в самом эффективном и взаимопотенцирующем сочетании. 2. Немедикаментозное направление — различные виды физического воздействия (механическое, электрические, лучевое и др.) 3. Инструментальное направление — инженерно-физиологические комплексы, инструментарий, используемые для медикаментозных или немедикаментозных воздействий на организм пациента.
Для четкой координации действий по сохранению здоровья и возвращению пострадавших к работе созданы центры реабилитации. Задачами центров являются: • организация ранних лечебно-восстановительных мероприятий, осуществление непрерывности различных этапов реабилитации и постоянного диспансерного наблюдения; • разработка протоколов ведения больных в центрах; • проведение качественных, комплексных реабилитационных мероприятий.
Ранняя реабилитация пострадавших заключается в том, чтобы максимальное количество пострадавших восстановили свой физической, психологический, профессиональный, социальный статус, избежали по возможности инвалидности и были интегрированы в трудовую и социальную жизнь. Основные принципы ранней реабилитации: 1. Комплексность реабилитационных мероприятий: • медицинских (стационарное,, амбулаторное восстановительное лечение, психологическая коррекция личности, дополнительное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и др.); • социальных (обеспечение приспособлениями, необходимыми для трудовой деятельности и в быту, специальные средства передвижения, оказание юридической помощи, посторонний бытовой уход); • профессиональных (профдиагностика, профориентация, профобучение, рациональное трудоустройство, адаптация и т.д.).
2. Последовательность и непрерывность мероприятий (от медицинской реабилитации до трудоустройства).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |