Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные методы изучения личности (наблюдение и эксперимент)




Психологические методы изучения личности.

Методологическая основа психологии.

Методология науки, выявляя предмет исследования, дает не только представление об объекте, с которым предстоит действовать, но и представление о том, как с ним действовать.

Различают четыре уровня методологии:

1. Общеметодологический или философский.

2. Общенаучный уровень (рефлекторный), предполагает определение науки по объекту.

3. Методология специальных наук, предполагает определение науки по субъекту (имеется ввиду, что 2 и 3 уровни объединяются).

4. Конкретные методики исследования (конкретная научно — техническая методология).

В качестве методологической основы отечественной психологии выступает философская теория, а исходным диалектическим принципом является принцип материалистического монизма (материя первична, материя — единственная первопричина появления всех форм идеального, психика является свойством мозга).

Гносеологической основой психологии является теория отражения, где дана характеристика психики:

1. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи (мозга).

2. Психика — продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира, субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозгу.

В теории отражения дана характеристика психического отражения, как отражения не пассивного, не зеркального, а активного.

Общенаучным принципом отечественной психологии является принцип последовательного детерминизма, развитый С.Л. Рубинштейном. Он переформулировал принцип детерминизма применительно к анализу психических явлений. Выдвинул новую формулу детерминации, согласно которой, внешние условия опосредствуют эффект воздействия не прямо, не непосредственно, а преломляясь через внутренние специфические условия. При этом, внешние и внутренние условия рассматриваются в их взаимодействии.

Роль методологии в определении предмета психологии состоит в соотнесении предмета психологии с предметами других наук. Определяя предмет исследования, методология имплицитно определяет и теорию, и метод научного исследования как возможный, предполагаемый, генетический способ действия с объектом, положенные в предмете исследования в своем единстве.

По целям исследования методы психологии делятся на:

Наблюдение(может быть открытым и включенным) – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Проводя эксперимент, исследователь не вмешивается в деятельность изучаемого объекта.

Эксперимент – опыт по проверке гипотезы. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Основное отличие эксперимента от наблюдения в его активном характере. Эксперимент может быть лабораторным (протекает в специально созданных условиях) и естественным (условия обычные, привычные для испытуемого).

Вспомогательные методы:

Опрос – диалог между исследователем и испытуемым, предусматривающий прямое или косвенное получение необходимых сведений. Может проводиться в двух формах: письменной (анкета) или устной (беседа, интервью).

Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Выделяют тесты-опросники и тесты – задания.

Метод анализа продуктов деятельности (рисунков, сочинений, творческих работ) позволяет узнать информацию о индивидуально-психологических особенностях человека.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает сбор данных об одном и том же человеке у различных людей, которые его знают. Изучение и обобщение такого рода сведений позволяют получить более объективное представление об исследуемом объекте.

Биографический метод состоит в изучении личности по имеющимся документам его биографии.

Существуют также метод «незаконченных предложений» и социометрия (изучение межличностных отношений в группе).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.