Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психики




Психика. Социальные и природные условия психического развития человека.

ТЕМА 2. Развитие психики и сознания

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

 

1. Что такое психология и что она изучает?

2. Место и роль психологии в системе наук.

3. Каковы основные методы психологического исследования?

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977

3. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.,1972.

 

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

5. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1974.

6. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. “Вопросы психологии”. 1975, №2.

7. Петровский А.В. Общая психология. М., 1986.

8. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

10. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1993.

12. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

13. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1984.

14. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.

15. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1970.

16. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

 

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Особенностью психики человека является его сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Историческое развитие психики человека совершается в ходе ее онтогенеза (развитие индивида).

Филогенез (или филогенетическое развитие – процесс изменения психики как продукта эволюции) определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.

В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Исходя из материального понимания психики как отражения объективного мира, им было выделены стадии развития психики в процессе эволюции:

- сенсорная психика (раздражимость),

- перцептивная психика (чувственность, ощущения),

- интеллект (самодетерминированное поведение),

- сознание.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но он не рождается с развитым сознанием. Формирование и развитие сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Развитие психики человеческого индивида – это внутреннее необходимое движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом увеличивается роль активности самого индивида, в формировании его как личности.

Движущими силами развития психики являются внутренние противоречия: возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, разрешаются они посредством деятельности личности.

Онтогенез человеческой психики носит социальный характер. Последовательность его стадий, периодов (раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст и т.д.), необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в развитии психики. Развитие продолжается и в зрелом возрасте. Его основными факторами являются: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спорт, семейная жизнь и воспитание своих детей.

2. Структура психики:

Психические процессы способы отражения действительности. Они обеспечивают связь человека с внешним миром, познание реальности, формирование через них других элементов психики, сознания человека, развитие его способностей (познавательные, эмоциональные, волевые).

Психические свойства базовые, фундаментальные элементы психики, определяющие содержание внутреннего мира и индивидуальное своеобразие жизни, деятельности и поведения человека.

Это темперамент, характер, способности.

Темперамент можно определить как формально динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

Характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Способности индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Психические состояния – это функциональный настрой психики в определенный момент жизни и деятельности человека (например, устойчивый интерес, сомнение, апатия, аффект, депрессия ит.д.).

Психические образования – формируемые в процессе деятельности элементы, которые отражают особенности этой деятельности и обеспечивают ее успешное выполнение. К ним относятся: знания, умения, навыки, качества личности, ценности, установки и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.