Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи и появление 2-й сигнальной системы

1.

Сознание и бессознательное.

Развитие речи и появление 2-й сигнальной системы.

Происхождение и развитие сознания.

Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условнорефлекторных механизмов поведения в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Появляются процессы поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который обладает способностью не только реагировать на изменения среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) поведение. Это обусловлено наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Похожая психическая деятельность присуща и высшим животным (лошади, собаки, дельфины), но от них человека отличает то, что он выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о себе, окружающей действительности. Всю информацию о мире человек преломляет через свою систему ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Животное является элементом природы, а человек стремиться подчинить себе природу, создавая для этого орудия труда. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от животных. Благодаря труду человек стал активно совершенствоваться в трех основных направлениях: поведении, деятельности и общении.

Общение и элементарные формы речи присущи и животным. У человека же имеют место специфические формы речевых сигналов, которые связаны с функционированием не только 1-й, но 2-й сигнальной системы.

Разница между 1-й и 2-й сигнальными системами: ответы на раздражители непосредственно имеющие место во внешней среде, вызывают реакции на уровне 1-й сигнальной системы (опасность-издаваемый звук-слух другого животного-поведение, соответствующее ситуации опасности).

Человек видя или мысленно представляя перед собой предмет или явление обозначает его словом, т.е. таким звукосочетанием, которое для других людей обозначает тоже самое, в результате у другого человека появляется представление или мысль о данном предмете или явлении. (у человека опасность-речь-слух-понятие о том, какая опасность-поведение в соответствии с понятием об этой опасности).

Речь человека в отличие от голосовых реакций животных позволяет не только запускать ту или иную рефлекторную реакцию, но и обмениваться мыслями.

Речь человека возникла в условиях совместного труда из-за необходимости объединять свои действия и направлять их на решение общей задачи. По мере совершенствования трудовой деятельности совершенствовалась и речь. Так как и в труде в речи стали закрепляться накопленный опыт, который передавался из поколения в поколение.

Развиваясь в процессе взаимодействия между людьми в деятельности и общении язык в тоже время стал явлением, существующим не зависимо от людей, стал существовать в виде устной и письменной речи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура психики | Сознание и бессознательное
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.