КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность убеждения как риторической формы речи
Соотношение доказательства и внушения Может существенно меняться. Случай когда актуален только логич аспект – доказательство, когда только коммуникативный аспект – внушение. Доказательство – совокупность логических приемов док-ва истинности чего-либо с помощью др тезисов. Задача – уничтожение сомнений в правильности выдвинутого тезиса. При построении док-ва автор использует рациональные логические аргументы (научные теории, гипотезы, факты, статистика). Они должны состоять из безличных суждений. Внушение – понятие психологическое. Это навязывание готового мнения адресату путем воздействия на подсознание. Задача – создать у адресата ощущение добровольности восприятия чужого мнения, его актуальности и привлекательности. При построении внушения автор используется эмоциональные (риторические) аргументы, которые строятся на оценках и нормах, которые должны казаться правдоподобными, должны опираться на мнения и обращаться к личности. Доказательство обращено к тезису и ставит своей целью обосновать истинность тезиса. Участники обсуждения исключают мотивы личной заинтересованности. Единство психологического механизма принятия решений. Внушение обращено к аудитории и ставит своей целью, путем воздействия на чувственную сферу человека, заставить принять предлагаемые идеи и руководствоваться ими в жизни. Если эффективность логич док-ва зависит от истинности самих доводов, то эффективность внушения может зависеть не от содержания речи а от др моментов (тон, сведения о говорящем, степень предубеждения аудитории). Разграничение доказательства и внушения основывается на существовании двух типов умозаключений, выделенных Аристотелем: аналитических и диалектических. По мнению Аристотеля, доказательство опирается на истину, внушение опирается на мнение, на то, что кажется аудитории правдоподобным, т.е. согласующимся с общепринятым, большинством не подвергается сомнении. Истинные суждения – те, которые соответствуют действительности, правдоподобные – те, которые воспринимаются как истинные. Могут совпадать и не совпадать.
Убеждение – риторическая форма воздействующей речи – обращение к разуму. В этом случае оратор обращается к разуму, но влияет и на чувства аудитории, апеллирует как к истине, так и к мнению слушателей, показывает все возможности, выгоды и преимущества своего варианта решения проблемы. При этом те мысли, которые оратор стремится сделать достоянием аудитории, должны казаться ему самому правильными, он должен искренне верить в их разумность. Только тогда убеждение имеет корректный этически безупречный характер, в противном же случае мы имеем дело со спекулятивной формой убеждения. Не каждая мысль может стать объектом убеждения. Существует большое количество научных и бытовых суждений, по поводу которых можно говорить об истинности, но нельзя говорить об убеждении, поскольку они не могут сопровождаться эмоциональной оценкой. Эмоциональная окрашенность речи обусловливается принадлежностью объекта этой мысли к системе ценностей человека, связью данной мысли с нравственными ориентирами, эстетическими идеалами. Убеждение обязательно имеет две стороны: показ истинности тезиса и создание эмоционального отношения к нему. Выбор аргументов среди логических в воздействующей речи зависит от взглядов оратора и задачи речи и часто оказывается субъективным. В этом состоит основное отличие использования аргументов в убеждении и доказательстве.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |