Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная анимация

Понятие «анимация». Социокультурная анимация (anima­tion) - особый вид социально-культурной деятельности общест­венных групп и отдельных индивидов, основанной на современ­ных технологиях (социальных, педагогических, психологиче­ских, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

Социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соот­ветствующую институциональную подсистему, ресурсную ба­зу, специфическое содержание и технологии (методы) анима­ционной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-куль­турной деятельностью.

Французский теоретик социально-культурной анимации, директор одного из исследовательских центров Национального института Народного воспитания (INEP) Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одно­временно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие.

Характеризуя известные ему определения социально-куль­турной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества. Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздо­ровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход - педагогический, который позволяет рас­сматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его ак­тивности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздей­ствия воспитательной технологии. С другой - анимация — это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собст­венный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ре­сурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключаются в разблокировании обществен­ных связей, установлении теплых, доверительных отношений. Другие видят ее функцию в соответствии с традициями француз­ской культуры в обучении и овладении великими языками мышле­ния, эстетики, поэтики, экономики и др.» [11, с. 11].

Комментируя эти выводы Р. Лабури, мы можем указать на то, что в определении анимации слиты воедино педагогические и социальные стороны. Такое соединение создает особое каче­ство анимационной деятельности, являющейся одновременно процессом воспитания (личности и группы) и процессом соци­ального творчества (создания, развития и сохранения системы продуктивных социальных связей личности и группы).

Такое развернутое определение в целом справедливо отра­жает специфику анимационной деятельности, которая проявля­ется на организационном, деятельности и методическом (тех­нологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации - это ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначать собственно духовный (anime - ду­ша) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействиием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценносгям истины, добра, красоты.:

В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений.

Р. Лабури конкретизирует понятие и расширяет поле дейст­вия социокультурной анимации. Социально-культурная анима­ция для него — это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, вос­питательную деятельность за пределами рабочего времени.. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Именно здесь родилось поня­тие «социокультурная анимация», семантика которого выра­жает стремление сделать культуру доступнее, связав ее с яв­лениями жизни коллектива, раздвинув границы культурной жизни до проблем повседневной жизни» [12, с. 5].

Анимация как вид профессиональной деятельности. Аниматор (animator) - специалист, осуществляющий анимаци­онную работу. Французские социокультурные аниматоры в большинстве своем - волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это препо­даватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие, рабочие, крестьяне. Происходит постоянный процесс формирования активистов социокультурного движения из числа посети­телей учреждений социально-культурной сферы.

Наряду с добровольными активистами существуют и про­фессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется мно­гочисленными учебными центрами, в которых обучаются около двух с половиной тысяч человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управлен­ческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики. Выделяется два типа аниматоров:

• руководители (аниматоры-координаторы);

аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ремесла, техническая и художественная самодеятель­ность и т.п.), преподают на различных курсах (обучение авто­мобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актер­ские режиссерские курсы и т.п.), осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмиг­рантов, ведут социально-культурную работу по месту жительст­ва и даже оказывают психологическую помощь.

На кантональных (т.е. районных) аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Кантональный аниматор подчиняется директору Управления по делам молодежи и спор­та данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, органи­зует обучение добровольных аниматоров и руководителей лю­бительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями в рамках данного кантона. Такой аниматор нанимается по контракту и должен выдержать кон­курсный экзамен согласно утвержденному уставу, он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

Теоретические источники социально-культурной анимации. В своем стремлении развиваться как оригинальная куль­турная практическая деятельность социокультурная анимация до 1960-х гг. имела тенденцию к неприятию научных исследо­ваний и анализа, которые могли бы способствовать уточнению ее проблематики, ее структур, ее конкретной практики. С начала 1970-х гг. начали проводиться исследования, касающиеся педаго­гики анимации, аниматоров, их психологии, образования, целеиолагания, аудитории анимации, деятельности, осуществляемой в ее рамках, учреждений. Именно в этот период (в 1970-1980 гг.) были предприняты наиболее продуктивные исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации.

Анимация в изначальном смысле есть «всеобщее социальное явление», которое требует для своего анализа применения столь различных взаимодополняющих друг друга дисциплин, как фи­лософия, история, социология, психология, педагогика и др.

Целевая направленность социокультурной анимации состо­ит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» лич­ности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния лич­ности, отчужденной социумом по любой причине (националь­ная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограничен­ные физические возможности, девиантное поведение и др.).

Действительно, социокультурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влияни­ем значительного числа философских, психологических, меди­цинских и педагогических воззрений на природу и сущность че­ловека, механизмы развития личности в норме и патологии, и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наи­более важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманисти­ческой ориентации социальная психиатрия и транзакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франки), арттерапия и др.

В философско-мировоззренческом плане анимационная дея­тельность созвучна ведущим общемировым концепциям гумани­стической педагогики, связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической пе­дагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия 5 А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), 1 Р. ШтеЙнсра (Германия), С. Френе (Франция). - С позиций социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающейся на методы организации культурнодосуговой деятельности населения

Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:

• человек должен изучаться и приниматься в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

• человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

• человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

• человек наделен потенциями к непрерывному развитию самореализации, которые являются частью его природы;

• человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

• человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации творческое существо.

Задачи социокультурной анимации. Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличност­ных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентации личности средствами социально-культурной деятельности. В одном из широко известных докладов Комиссии по ани­мации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:

• процесс создания условий для раскрытия личности или
группы;

• процесс установления межличностных отношений;

• процесс творчества как поиск проблем в окружающем
мире и их решение [14, с. 36].

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач:

• комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в
осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

• помощь в определении и осознании того, какой способ
действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

• подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за от-
крыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

• выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

• помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

• подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

Основные направления анимационной деятельности в странах Западной Европы - школьная анимация, театральная анимация, социальная (муниципальная) анимация, арттерапия, коммуникативная реабилитация.

Сотни театров и кинозалов, разветвленная сеть спортивных площадок, прекрасные парки - все это, в принципе, доступно, в том числе и в финансовом плане, «среднему» горожанину. Однако все больше и больше жителей города предпочитают проводить свой досуг, прибегнув к помощи Ассоциации культурного развития (АДАК).

В 1990-х гг. зародилась эта оригинальная организация, которой ведает управление культуры городской мэрии. Что же такое АДАК? Это, прежде всего, возможность выбрать себе хобби по вкусу, попытаться открыть в самом себе какие-то неизведанные способности. Во всех районах Французской столицы сейчас работают примерно 400 мастерских, охватывающих в общей сложности 175 самых разнообразных направлений, Так, скажем, в культурном центре на улице Пьера Леско, объединившем несколько мастерских, работают секции икебаны и китайской живописи, здесь также можно попробовать свои силы в сочинении музыки при помощи компьютера. Есть мастерские, или, как их здесь называют, ателье, переплетного и столярного дела, классического танца и скульптуры, ритмической гимнастики и т.д. Эти ателье стали своего рода культурными центрами городских кварталов, местом, где могут собраться энтузиасты, искренне увлеченные тем или иным делом. Большинство из людей, постоян­но посещающих мастерские, живут неподалеку от них, являются соседями. Подобные центры помогают узнать друг друга, а порой познать и самих себя, свои нераскрытые возможности и способности. Неслучайно дословный перевод с французского официального названия этих центров звучит примерно так - «ателье культурного самовыражения и добрососедства».

Еще одна из весьма авторитетных французских организаций, специализирующихся в области социально-культурной анимации, - Cemea (Centre d'Entrainement aux Methodes d'Education Active). Cemea ставит перед собой цель распространения идей так называемого нового воспитания как особой практики гуманистической педагогики.

Название организации Cemea (Centres d'Entrainement aux Methodes d'Education Active) может быть переведено как Центры вовлечения в методы активного воспитания. Cemea является национальной ассоциацией, признанной общественно полезной и юридически правомочной разными государственными ведомствами и общественными организациями. Деятельность Cemea одобрена Министерством молодежи и спорта. Cemea активно взаимодействует с министерствами Народного образования, Исследований и Технологий, Министерством труда и занятости, Культуры и коммуникаций. Кроме того, партнерские отношения поддерживаются с региональными организациями, организациями вооруженных сил, международными, федеральными и местными ассоциациями.

Cemea - это национальная ассоциация, которая включает в себя целую сеть территориальных ассоциаций, пропагандирующих идеи активного социального воспитания. Cemea является одновременно движением активного воспитания и органом образования лиц, работающих в различных отраслях воспитательной, санитарной, общественной и культурной деятельности.

Основательница Cemea Жизель де Фэлли (Gisele de Failly) подчеркивала, что ассоциация была создана в 1937 г. под воздействием таких педагогических течений начала XX в., как движение С. Френе, скаутизм и др. [13]. Именно идеи гуманиз­ма, свободы, творчества предопределили облик анимационной деятельности во Франции.

Структура Cemea. В ассоциации работают профессиональные аниматоры, множество педагогов на условиях постоянного и непостоянного членства, а также волонтеры. Центральный национальный комитет определяет направления развития национальной Ассоциации, а именно: расширение и обобщение педагогического опыта; производство и распространение средств образования; публикация теоретических и методических материалов; повышение квалификации аниматоров; разработка инновационных акций; вовлечение образовательных учреждений и учителей в международное партнерство.

Более тридцати региональных структур этой организации позволяют развивать отношения между педагогами, родителями, учениками по всей Франции. Они разрабатывают специальные региональные программы, огвечающие потребностям и предложениям населения в сфере образования.

Сетёа является учредителем следующих ассоциаций:

• FI-Cemea - международная федерация Cemea;

• EN JEU TELE - ассоциация детского и юношеского те-
левидения;

• CENTRES DE JEUNES ET SEJOURS - приюты для мо-
лодых людей в Авиньоне;

• EAICY - молодежь и города Европы;

• FFSM (Federation francaise de la sante mentale) - Фран-
цузская федерация умственного здоровья;

• EURO JEUNESSE 2000 - ассоциация европейской моло-
дежи;

• MICROMeGAS - европейская сеть учреждений по ис-
следованию образа жизни и потребления молодых людей.

Основные направления деятельности СЕМЕА:

- добровольная, волонтерская анимация (руководство дея-
тельностью центров отдыха BAFA, BAFD);

- профессиональная анимация (BEATEP, BAPAAT, DEFA...);

- деятельность по общественной и профессиональной ин-
теграции населения;

- деятельность по пропаганде здорового образа жизни здоро-
вье; работа с инвалидами и психологическая помощь населению;

- подготовка и переподготовка педагогов, аниматоров, а
также вспомогательного персонала (сиделок, воспитателей и др.).

- Театральные аниматоры - деятели театрального искусства, которые предпринимают определенные организационные и творческие усилия для достижения продуктивного кон-
такта с аудиторией.

В 1997 г. во Франции 50000 представлений в государственных театрах, драматических центрах и частных театрах собрали около 8 миллионов зрителей. Кроме уже существующих крупных сценических площадок в Париже и пригороде и театров в провинциальных городах, а также таких знаменитых театральных фестивалей, как, например, Авиньонский, начиная с 1980-х гг. появилось множество новых независимых трупп. Именно такие независимые театральные коллективы ориентируются на открытое взаимодействие с публикой, которое имеет явный педагогический и психолого-коррекционный подтекст - «анимация должна устранить пропасть между двумя явлениями: общепризнанной духовной асфиксией и облегченными способами приобщения к духовности» (Р. Монад). Иными словами, задача аниматора состоит в том, чтобы проложить мостик между высоким искусством и публикой.

Движение театральных аниматоров связано с многими идеями и практическими достижениями театра XX в., но в первую очередь должны быть названы Б. Брехт, Дж. Стреллер, П. Брук, Ж. Вилар, Ж.-К. Паншон, те, чье влияние на мировой театр, особенно молодежный, уличный и политический театр 1960-1970-х гг., было весьма значительным. При этом концептуальным можно назвать призыв к аниматорам Антонена Арто - заменить слово зрелищем, музыкой, светом, движением, криками и другими звуковыми эффектами, создать сцену, которую окружали бы со всех сторон зрители, принимающие участие в спектакле. На творчество французских театральных аниматоров определенное влияние оказали также известные театральные коллективы других стран, прежде всего американская труппа «Bread and Puppet» («Хлеб и кукла») - режиссер Питер Шуман (США), неоднократно гастролировавшая во Франции. П. Моно выделяет четыре задачи театральной анимации:

- «работать для» конкретной аудитории - молодежи, детей, рабочих, женщин, мигрантов и др.;

- «работать при участии» актеров -любителей:

- «работать над» преодолением трудностей социализации;

- «работать с помощью» зрителей, которые должны становиться полноправными авторами спектаклей.

Проблема школьной анимации - излюбленная тема одного из наиболее авторитетных журналов «Les Cahiers de I1 Animation Vacances-Loisirs», который специально адресован аниматорам, директорам центров отдыха и свободного времени. Основное содержание журнала обращено преимущественно к преподавателям, которые заняты во внеклассной работе. Каждый номер журнала предлагает описание педагогических технологий, методические советы и представляет сообщения и отчеты о раз-личных педагогических экспериментах. Многообразны темы, предлагаемые для обсуждения, - регулярно рассматриваются проблемы организации досуговой работы с детьми: ритмы жизни, структура коллективной жизни, особенности организации творческого процесса в группе и т.д.

Школьная анимация - деятельность, основанная на приме-нении театрализованных, игровых, психотерапевтических средств в процессе обучении детей и взрослых, составляет содержание особого направления культурно-досуговой педагогики – школьной анимации..

«Связь обучающий - обучаемый (учитель-ученик) часто представляет собой копию связей, возникающих между сценой и залом», - утверждает Ришар Монад. Следовательно, задача анимационной деятельности в школьном воспитании заключается в том, чтобы «придать учебным дисциплинам образность и действием пробудить (актуализировать) воображение учеников» [10, с. 150]. Школьная анимация строится по двум «сценариям»: 1. «Драматургия по заказу» - дети сами выступают автора- ми спектаклей (например, спектакли театра «de Clairiere» («театр на полянке») создаются актерами в импровизации по мотивам анекдотов, историй, рассказанных детьми). 2. «Совместная драматическая игра» актеров и зрителей, при этом актеры ставят обучаемых детей в заранее спланированную ситуацию игры.

Методика организации социокультурной анимации. Социокультурная анимация как целостная система методов диагностики, программирования, реализации и оценки результативности психолого-педагогической деятельности в социуме. Э тапы реализации программы социокультурной анимац ии

1. Определение наиболее емких и практически примени­мых критериев «отклонений от социальной нормы».

2. Разработка плана и программы на основе социального,
социально-психологического и педагогического анализа ано­мальных процессов социализации личности, проведенного на
основе критериев «отклонений от социальной нормы».

3. Организация взаимодействия с учреждениями социаль­но-культурной сферы в процессе реализации программ анима­ционной деятельности.

4. Анализ результатов анимационной деятельности.

В развитых странах Запада школьное образование уже дав­но перестало быть самодостаточным. Вне школы должны дейст­вовать иные институты и структуры, которые сотрудничают со школьными учреждениями, обеспечивая пожизненное воспита­ние личности. Традиционно важную роль в развитии школьной анимации занимают организации учащихся.

За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Как правило, они автономны, будучи независимы от школьных властей. Возраст членов объединений от 6 до 25 лет. В последние годы усилились стремления к контактам детских и юношеских организаций на национальном и международном уровнях. Примером таких контактов является международная организация «Дети-миротворцы».

Наиболее массовыми и влиятельными в детском и юношеском движении являются организации скаутов. По данным, которые приводит А.Н. Джуринский, на протяжении 60-80-х гг. их численность в мире выросла более чем вдвое - с 8 до 21 миллионов участников [2, с. 157].

«В период летних каникул скауты проводят сборы (джамбори) в спортивно-оздоровительных лагерях. К сбору готовятся загодя. Подготовка начинается осенью, когда формируются, например, как во Франции, группы (экипажи) числом не более десяти подростков. Экипаж выбирает себе имя, девиз, задание. На сбор группа прибывает уже сплоченной, дружной, где все готовы помогать друг другу. Устроители джамбори не забывают о нравственном воспитании. На сборах проводятся доверительные беседы на морально-этические темы. Большая часть времени, впрочем, посвящена активному досугу, физическим упражнениям и спорту (гребля, парусный спорт, рыбалка, игры, походы, кроссы и пр.).

Значительная часть политических лидеров зарубежья прошла школу скаутов. Среди них, например, почти все послевоенные президенты США, до 80% американских конгрессменов, около 90% парламентариев Франции» [2, с. 99].

Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной ани мации от традиционной просветительской деятельности, осно-ванной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего. Изучение опыта французских аниматоров является одним из источников обновления теоретических представлений и технологий современной российской социально-культурной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Социально-культурная анимация как особый вид социально-культурной деятельности.

2. Различные подходы к социально-культурной анимации.

3. Сущность анимации как вида профессиональной деятельности.

4. Теоретические источники социально-культурной анимации.

5. Задачи социально-культурной анимации.

Список рекомендуемой литературы

1. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в
странах Западной Европы. СПб.: СПбГУП, 1999.

2. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. по-
собие. М: Изд. центр «Академия», 1998. С. 157.

3. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой
деятельности за рубежом: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999.

4. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М.: МГИК,
1992.

5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений,
М.: Международная педагогическая академия, 1994.

6. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего по-
коления в США: Традиции и современность: Учеб. пособие.
СПб., 1991.

7. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1991.
Лобединский М.В. Французский молодежный театр: Учеб. по­
собие, Ленинград, 1980.

8. Animation, theatre, societe. Paris, CNRS, 1986. P. 150.

9. Labourie R. De quelques problemes de Г Animation et de la
formation socio-educative//Cahiers de Г Animation. 1972. № 1. P. 12.

10.Labourie R. Introduction aux Journees d'Etudes sur
i'Histoire de Г Education popuaire. Marly: INEP, 1978. P. 5.

11.1'Education Nouvelle (№ 236 d'octobre 1969, № 237 de
novembre 1969, № 238 dedecembre 1969).

12.Thery H. Emergence, Nature et functions de {/Animation /
Rapport de la commission «Animation» du VI-е plan, 1970 //
pocumentation fracaise.! 970. № 3411. P. 36.

13.Vers 1'Education Nouvelle: Numero special 50 erne
artniversaire / Avec te concours de Louis Legrand, Bernard Defrance,
Michel Wieviorka, Joel de Rosnay, Philippe Meirieu et Alain
Vulbeau. Paris, 1999. 108 p.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-культурная роль творческой интеллигенции в сохранении наследия русской эмиграции | Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 15421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.