КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
2.2, Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом Детские загородные лагеря начинают свою историю с тех времен, когда мальчиков приучали к самостоятельной жизни в процессе закалки и физических упражнении спартанские и африканские народы. Изоляция в определенном возрасте от общества способствовала подготовке крепких воинов для защиты государства. «Эти лагеря фактически были единственными учебными заведениями для детей». Под влиянием экономических, исторических, педагогических и других факторов в период Х1Х-ХХ вв. образуется новая форма досуга детей и подростков - детские загородные лагеря. Этому способствуют «идеи великих мыслителей промышленной эпохи Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци об активизации процесса обучения и развития ребенка путем его включения в непосредственный контакт с природой». Под воздействием исторических, социально-педагогических факторов, развития индивидуальных и общественных потребностей загородные лагеря приобретают особую ценность для воспитания подросткового поколения. Изучением истории этого движения занимаются разные исследователи, среди них Элеонора Уилс, которая выделяет следующие этапы: • первый - «Начало» - 1861-1910 гг.; • второй - «На новой волне» - 1910-1918 гг.; • третий - «Период определения» - 1918-1945 гг.; • четвертый - «Период признания» - 1945 г. - по сей день. Организация досуга велась по трем направлениям: 1) пропаганда религиозных аспектов; 2) рекреационная деятельность; 3) социальная деятельность. Церковь становится тем социальным институтом, который занимает большое место в структуре свободного времени подрастающего поколения. Выделяются следующие религиозные организации для подростков: - «Христианская Ассоциация маленьких девочек» (1881 г.); - «Девочки запаса» (1918 г.); - «Клуб тинэйджеров» (1947 г.); - «Хибой» (программа для мальчиков старшего школьного возраста); - клуб «Горизонт» (клуб индейцев для мальчиков от шести до девяти лет); - «Девочки у Лагерного Костра» (образовательно-досуговая программа для девочек от семи лет) [3]. Обширная программа этих организаций, имеющая много-ступенчатую возрастную градацию, ставит перед собой следующие цели: - развитие навыков в домашних делах {приготовление пищи); - изучение аспектов педагогики (игровая, творческая - воспитание здорового образа жизни; - жизнь на открытом воздухе (разведение костра). - дифференцированный подход; - деятельность частных лагерей; - организация первого лагеря для детей-инвалидов. Объединяющим аспектом выделенных направлений является деятельность христианских лагерей, в которой присутствуют идеологические (викторианская позиция), экономические (фермерские частные лагеря) мотивы. Большинство лагерей в Германии организовано Христианской Молодежной Организацией (CVJM). Эти лагеря прикреплены к определенным христианским общинам (по месту жительства). Они включают работу шести смен, каждая из которых длится неделю. Различают следующие смены: для девочек, для мальчиков, смешанные, «лошадиные». Например, последняя смена включает участие соработников, которые привозят своих собственных лошадей в лагерь, где учат детей ездить верхом, снаряжать лошадей, запрягать телегу. Работу в лагере определяет дифференцированный подход: для детей младшего возраста - различные христианские песни под гитару, библейские истории (характерные для детского понимания); задания (ребусы, загадки), связанные с усвоением материала; для детей старшего возраста, вожатых - дискуссии «Что такое Библия?», «Что такое молитва?», «Из скольких и каких частей состоит Библия?» и т.д. Продолжая рассмотрение первого этапа, следует отметить, что в этот период происходит зарождение скаутского движения в 1907 г. в Англии, в 1910 г. («Бойскауты») и в 1912 г. («Герл- скауты») в Америке. Характер деятельности этой организации делится на два этапа: 1) познавательно-игровой (беседы об армии, военизированные игры, спортивные состязания); 2) учебно-военизированный («Скауты»-разведчики - подтверждают свои умения на практике во время Первой мировой войны). «Наиболее массовой (около 9 млн человек) и влиятельной является скаутская организация. Она пользуется поддержкой официальных властей, многих частных фондов и церкви. Скаутские организации существуют раздельно для мальчиков и девочек, но принципы их деятельности одинаковы. Скауты за рубежом берут на себя тот аспект социализации, который связан с подготовкой убежденных и активных защитников своего государства. Законы скаутов выражают общегуманистические нормы поведения, воспитывают патриотизм». Одной из форм работы Всемирной Ассоциации Скаутов является организация международных летних лагерей. Контакты с детским демократическим движением позволили скаутам США стать участниками Международного детского фестиваля «Пусть всегда будет солнце» в 1977 г. в «Артеке». Разнообразная по формам и методам работа скаутской организации способствует развитию детской инициативы, самодеятельности, навыков и умений на практике, признанию авторитета руководителя, централизованному руководству (строгое следование нормам), воспитанию политических, нравственных, религиозных взглядов у детей и подростков. Второй этап лагерного движения американский исследователь Элеонора Элле определяет 1910-1918 гг. развития и дает ему название «На новой волне». Современные авторы-исследователи этого движения (О.П. Торговкина, И. А. Новикова и др.) отмечают в этот период рост лагерного движения в рамках создания новых ассоциаций и движений. В 1912 г. в США возникает профессиональная Ассоциация директоров лагерей для мальчиков, а в 1916 г. создается подобная Ассоциация для девочек. Р. Карлсон объясняет развитие лагерного движения в рассматриваемый нами период «запросами и потребностями молодых людей того времени», которые определяются рядом критериев:
Рис, 3. Схема предпосылок возникновения лагерного движения
Выделенные критерии характеризуют следующие типы лагерей: - летний лагерь с жильем (программа и срок пребывания в лагере определяются внесенной платой); - круглосуточный летний лагерь в рамках деятельности - дневной лагерь при ферме, школе, парке, сроком на один - спортивный лагерь (обучение различным видам спорта); - школьный лагерь (изучение школьных предметов в рамках летнего лагеря); - специализирующий лагерь (способствует выбору дальнейшей профессии); - частный лагерь (организует отдых детей и подростков - международный лагерь (выступает как пропаганда национальной культуры). Характеризуя третий этап оздоровительного отдыха за рубежом следует выделить организацию клубов по проблемам животноводства для учащихся средних школ в Австралии (1928), Шотландии (1937), подразделяя их на деревенский, школьный, городской. Определяющим фактором является дифференцированный подход. Расширяя возможности досуговых организаций, на основании изданного в 1925 г. пособия по курсу игры, в учебных заведениях вводятся предметы, связанные с организацией досуга.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |