Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом




2.2, Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом

Детские загородные лагеря начинают свою историю с тех времен, когда мальчиков приучали к самостоятельной жизни в процессе закалки и физических упражнении спартанские и африканские народы. Изоляция в определенном возрасте от общества способствовала подготовке крепких воинов для защиты государства. «Эти лагеря фактически были единственными учебными заведениями для детей».

Под влиянием экономических, исторических, педагогических и других факторов в период Х1Х-ХХ вв. образуется новая форма досуга детей и подростков - детские загородные лагеря. Этому способствуют «идеи великих мыслителей промышленной эпохи Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци об активизации процесса обучения и развития ребенка путем его включения в непосредственный контакт с природой».

Под воздействием исторических, социально-педагогических факторов, развития индивидуальных и общественных потребно­стей загородные лагеря приобретают особую ценность для воспи­тания подросткового поколения. Изучением истории этого дви­жения занимаются разные исследователи, среди них Элеонора Уилс, которая выделяет следующие этапы:

• первый - «Начало» - 1861-1910 гг.;

• второй - «На новой волне» - 1910-1918 гг.;

• третий - «Период определения» - 1918-1945 гг.;

• четвертый - «Период признания» - 1945 г. - по сей день.
Летние лагеря, представленные церковными институтами, начинают функционировать еще в начале XIX в. «Первый» организованный лагерь появился на континенте Северной Америки в 1840 г. Некая церковная община разбила летний палаточный лагерь в местечке Хогге Холлоу.

Организация досуга велась по трем направлениям:

1) пропаганда религиозных аспектов;

2) рекреационная деятельность;

3) социальная деятельность.

Церковь становится тем социальным институтом, который занимает большое место в структуре свободного времени подрастающего поколения.

Выделяются следующие религиозные организации для подростков:

- «Христианская Ассоциация маленьких девочек» (1881 г.);

- «Девочки запаса» (1918 г.);

- «Клуб тинэйджеров» (1947 г.);

- «Хибой» (программа для мальчиков старшего школьного возраста);

- клуб «Горизонт» (клуб индейцев для мальчиков от шести до девяти лет);

- «Девочки у Лагерного Костра» (образовательно-досуговая программа для девочек от семи лет) [3].

Обширная программа этих организаций, имеющая много-ступенчатую возрастную градацию, ставит перед собой следующие цели:

- развитие навыков в домашних делах {приготовление пищи);

- изучение аспектов педагогики (игровая, творческая
деятельность);

- воспитание здорового образа жизни;

- жизнь на открытом воздухе (разведение костра).
Рассматривая первый этап лагерного движения, следует выделить некоторые особенности:

- дифференцированный подход;

- деятельность частных лагерей;

- организация первого лагеря для детей-инвалидов.

Объединяющим аспектом выделенных направлений является деятельность христианских лагерей, в которой присутствуют идеологические (викторианская позиция), экономические (фермерские частные лагеря) мотивы.

Большинство лагерей в Германии организовано Христианской Молодежной Организацией (CVJM). Эти лагеря прикреплены к определенным христианским общинам (по месту жительства). Они включают работу шести смен, каждая из которых длится неделю. Различают следующие смены: для девочек, для мальчиков, смешанные, «лошадиные». Например, последняя смена включает участие соработников, которые привозят своих собственных лошадей в лагерь, где учат детей ездить верхом, снаряжать лошадей, запрягать телегу.

Работу в лагере определяет дифференцированный подход: для детей младшего возраста - различные христианские песни под гитару, библейские истории (характерные для детского понимания); задания (ребусы, загадки), связанные с усвоением материала; для детей старшего возраста, вожатых - дискуссии «Что такое Библия?», «Что такое молитва?», «Из скольких и каких частей состоит Библия?» и т.д.

Продолжая рассмотрение первого этапа, следует отметить, что в этот период происходит зарождение скаутского движения в 1907 г. в Англии, в 1910 г. («Бойскауты») и в 1912 г. («Герл- скауты») в Америке. Характер деятельности этой организации делится на два этапа:

1) познавательно-игровой (беседы об армии, военизированные игры, спортивные состязания);

2) учебно-военизированный («Скауты»-разведчики - подтверждают свои умения на практике во время Первой мировой войны).

«Наиболее массовой (около 9 млн человек) и влиятельной является скаутская организация. Она пользуется поддержкой официальных властей, многих частных фондов и церкви. Скаутские организации существуют раздельно для мальчиков и девочек, но принципы их деятельности одинаковы. Скауты за рубежом берут на себя тот аспект социализации, который связан с подготовкой убежденных и активных защитников своего государства. Законы скаутов выражают общегуманистические нормы поведения, воспитывают патриотизм».

Одной из форм работы Всемирной Ассоциации Скаутов является организация международных летних лагерей. Контакты с детским демократическим движением позволили скаутам США стать участниками Международного детского фестиваля «Пусть всегда будет солнце» в 1977 г. в «Артеке».

Разнообразная по формам и методам работа скаутской организации способствует развитию детской инициативы, самодеятельности, навыков и умений на практике, признанию авторитета руководителя, централизованному руководству (строгое следование нормам), воспитанию политических, нравственных, религиозных взглядов у детей и подростков.

Второй этап лагерного движения американский исследователь Элеонора Элле определяет 1910-1918 гг. развития и дает ему название «На новой волне».

Современные авторы-исследователи этого движения (О.П. Торговкина, И. А. Новикова и др.) отмечают в этот период рост лагерного движения в рамках создания новых ассоциаций и движений. В 1912 г. в США возникает профессиональная Ассоциация директоров лагерей для мальчиков, а в 1916 г. создается подобная Ассоциация для девочек.

Р. Карлсон объясняет развитие лагерного движения в рассматриваемый нами период «запросами и потребностями молодых людей того времени», которые определяются рядом критериев:

 

городской образ жизни

Жизнь в загородном лагере  

-заорганизованный быт -давление урбанизации

-знакомство с сельским бытом -близость к природе -отсутствие цивилизации -расширение круга знакомство -знакомство с другой культурой -временная зависимость -элементы приключений  

 

 

Рис, 3. Схема предпосылок возникновения лагерного движения

 

Выделенные критерии характеризуют следующие типы лагерей:

- летний лагерь с жильем (программа и срок пребывания в лагере определяются внесенной платой);

- круглосуточный летний лагерь в рамках деятельности
сельского клуба
(задача лагеря - это на протяжении трех-шести
дней «заинтересовать ребенка чем-то новым);

- дневной лагерь при ферме, школе, парке, сроком на один
день
(подготовительный этап - для подростка);

- спортивный лагерь (обучение различным видам спорта);

- школьный лагерь (изучение школьных предметов в рамках летнего лагеря);

- специализирующий лагерь (способствует выбору дальнейшей профессии);

- частный лагерь (организует отдых детей и подростков
путем привлечения высококвалифицированных специалистов);

- международный лагерь (выступает как пропаганда национальной культуры).

Характеризуя третий этап оздоровительного отдыха за рубежом следует выделить организацию клубов по проблемам животноводства для учащихся средних школ в Австралии (1928), Шотландии (1937), подразделяя их на деревенский, школьный, городской. Определяющим фактором является дифференцированный подход.

Расширяя возможности досуговых организаций, на основании изданного в 1925 г. пособия по курсу игры, в учебных заведениях вводятся предметы, связанные с организацией досуга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.