Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах Центральной Европы, Скандинавии и Японии




Глобальность проблемы определяет также состоявшаяся конференция в 1937 г., в компетенцию которой входит рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой кадров, функционированием структурных организаций для детей и юношества

Четвертый этап «Период признания» (с 1945 г.) уже в пол­ном объеме выходит на международное сотрудничество, стирая различия между лагерями разных стран и вырабатывая универсальные педагогические методы и принципы формирования досуга для подрастающего поколения.

В современных условиях это деятельность Международного молодежного и детского лагеря «Занка» на пресноводном венгерском «море» - озеро Балатон в Венгрии. Знакомство с национальной культурой происходит в форме экскурсий (по Будапешту, в город венгерских королей Впрочем, на заповедный полуостров Тихань, в сафари-парк Эдэрича, в средневековый замок Шомег).

   

Деятельность международных лагерей, как отмечает Арманд Болл, рассматривается с позиции универсальных педагогических составляющих в представленном на рисунке 4,

 

       
   
 


 

  Международное сотрудничество  
-лагеря, патронируемые ЮНЕСКО - работа туристических компаний («Альтрус» Spccimm и др.) - Американский институт зарубежных исследований по объединению лагерсй
       

 

      Набор персонала    
        J -            
- организация «Движение за взаимопо­нимание» по подбору персонала - рассылка заявок в регионы - учет возраста от 20 до 26 лет, владение иностранными языками - собеседование - заполнение анкеты - собеседование с работодателем -заключение контрактов   - организация Camp Amеrika (ежегодно отправляет на работу SO0O участников из 30 стран - собеседование (20 минут) -описание должности - заполнение анкеты оформление заявления па работу
  - -          
    Направлении работы: театральное, экологическое, спортивное и т.д.    
                         

 

Анализ программ и смен, перечисленных лагерей разных западных стран позволяет нам выделить следующие педагогические составляющие:

- самостоятельность (Арманд Болл обозначает этот ас пект как образование опыта ребенка (learninq experience). В процессе лагерной смены у ребенка вырабатывается чувство независимости, уверенности в своих действиях и поступках [1 ];

- взаимодействие в группе (взаимозависимость) – получение подобного опыта обеспечивает взаимопонимание по отношению к другим, способность работать в группе, учитывать интересы других;

- приобретение умений (анализ деятельности западных лаге-
рей выявил особую заинтересованность руководителей в научении детей и подростков определенным творческим, прикладным, спортивным навыкам. Всего в лагере, в зависимости от программы, ребенку могут предложить от 30 до 100 видов деятельности);

- последействие (программа обеспечивает реализацию приобретенных умений в повседневной жизни - «Пожизненные умения»);

- реализация своих способностей на практике (эту позицию Арманд Болл характеризует как «ЗНАНИЯ, которые ребенок может открыть для себя именно в лагере»;

- «принятие ценностей друг друга» - различие социальных систем (язык, культура, одежда, обычаи) в лагере приобретает особую значимость, т.к. психология подростка адекватно воспринимает только свою культуру и следует формировать положительную позицию по отношению к ценностям другой страны.

Необходимо отметить, что немаловажную роль в организации лагерных смен играет вожатый состав.

Являясь научными консультантами Американской Ассоциации лагерей, Арманд и Беверли Болл определяют перечень умений вожатого. Основные разделы включают: искусство и ремесло, природу, спорт, лагерные виды деятельности, танцы, драму, музыку, водные виды спорта.

Умения вожатого играют значительную роль при общении с детьми, организации их досуга. Подобную форму выбора умений описывают российские студенты, работавшие в американских лагерях: «Прежде чем допустить меня к работе в полном объеме, мне дали неделю на то, чтобы выбрать себе занятие, которое я буду вести. Я решила вести arts and crafts. Это включало в себя вязание, лепку из глины и чеканку по металлу. Все сделанное по окончании смены дети могли увезти домой в качестве сувениров».

Развитие лагерного движения на Западе включает четкую структуру, которая «характеризуется усиленным поиском ответа на вопрос о том, что собой должен представлять загородный ла­герь для детей и подростков». Анализ работ по данной тема­тике позволяет дать следующие определения: «Лагерь - это, прежде всего, место, представляющее возможность обретения определенного опыта жизни в группе».

Бернард Масон, проводя сравнение с другими учреждения­ми дополнительного образования, указывал на то, что «трудно переоценить значимость загородного лагеря для ребенка». Возможности детского лагеря определяет Фриц Редл, детский психолог. Ведущая роль, по его мнению, отводится воспитанию (создание необычных ситуаций), в процессе которого у подро­стка формируется чувство ответственности, продолжается про­цесс учения, развития личности, создается эмоционально-благоприятная атмосфера, появляются условия для самовыра­жения, чувство удовлетворения от коллективных дел.

Отмечая динамику роста западных лагерей, большинство исследователей (Джулиан В. Смит, Хедли Димок) указывают в качестве основных причин рост городов, развитие механизации. Последнее явилось толчком к сотрудничеству городских образовательных центров с загородными лагерями. Естественное природное окружение, безусловно, позволит подросткам изучить окружающую среду, поможет расширить лабораторные знания, программный курс обучения.

В процессе исследования современных тенденций, характеризующих деятельность летних оздоровительных лагерей за ру­бежом, можно выделить следующие блоки:

1. Образование вне стен школы. Являясь более продуктивными, формы такого обучения включали исследование, наблюдения, собственные открытия. Осознание себя частью природы, как отмечают специалисты, явилось одной из задач «при­родной программы».

В развитии лагерного движения в западных странах фактор образования явился одним из приоритетных. Кульминацией включения его в систему работы стало построение следующей структуры.

 

Схема развития лагерного движения в западных странах

 

Городские школы Направление педагогики Специалисты, работающие в летних лагерях

 

Загородный лагерь

 

-Использование загородного лагеря видоизменяет, обогащает учебную программу - использование загородных баз для проведения практических занятий - поддержка»образования не стен школы» со стороны частных ассоциаций, профессиональных агенств, правительственных организаций -закрепление за учебными заведениями загородных лагерей   -ролевые игры -организация досуговой деятельности Образовательно-воспитательная деятельность на природе как важный фактор учебного процесса -психолого-педагогическая направленность как способ выявления ценностей ориентации -воспитание природо-охранительной деятельности в рамках педагогических слетов -экологическая культура как система экологического образования Практический опыт творческого взаимодействия с окружающей средой -наука о природе как ведущее направление воспитательной деятельности - выделение принципа практико-ориентированного обучения - наблюдение за учениками (характер, поведение, настроение) - учитель как реализатор программ по обучению специалистов данного профиля - привлечение студентов (будущих педагогов) к решению проблем кадрового потенциала

 

 

С развитием программы - «обучение вне стен школы», колледжи и университеты, расположенные в разных штатах, предлагают курсы по обучению на природе. «Более чем 600 колледжей и университетов имеют доступ к лагерям или являются собственниками различных загородных баз, которые активно используются ими для проведения практических занятий на природе и организации досуговой деятельности вне школы».

2. Деятельно-экологическое образование на примере деятельности американского «Морского лагеря», который предполагает тесное сотрудничество с учебными заведениями и отвечает их образовательному процессу.

Пpoграмма лагеря включает практические занятия во время учебного периода, что способствует закреплению теоретических знаний на практике, а также расширяет кругозор обучаемых в области морской геологии, ботанике моря. Разработка принципов конструирования образовательной среды составляет базу экологического образования путем включения эколого-биологических, жизненориентированных, культурно- и историко-ориентированных методов, а также программ связанных с изучением растительного и животного мира коралловых рифов, различ-ных типов морских сообществ. «Одним из наиболее популярных программ в лагере является виндсерфинг и парусный спорт. Ребята учатся строить парусные лодки, знакомятся также с основами рыболовства, плавают в водоеме с акулами (что доставляет им самое большое удовольствие) и превращают выброшенные вещи и мусор в художественные конструкции».

Современные исследования данной проблемы обозначают экологическое направление как деятельное (практико-ориентированное) образование в лагере - ДЭО. Концепция ДЭО в странах Западной Европы, Азии и Америки была вызвана информационным взрывом 50-60-х гг. кризисом системы образования, что привело к становлению «сферы экспериментального образования» («experiental education» - «experience» - жизненный опыт).

В настоящее время ДЭО, включенное в деятельность загородного лагеря, предполагает:

- познание мира путем приобретения личного опыта в
процессе знакомства с ценностями национальной культуры;

- преодоление трудностей (путем принятия самостоятельных решений);

- мотивация действий, поступков;

- осмысление своей роли и места в обществе, определение своих потребностей;

- становление мировоззренческих функций;

- развитие индивидуальности, работоспособности, воли в достижении цели;

- динамику личности, внутренней свободы,
Специфика деятельно-экологического образования, применяемая в различных учреждениях в соответствии с программами
разных направлений, является целенаправленной и эффективной
в рамках экологического образования, функционального мировоззрения, внутренней уравновешенности, повышения продуктивности и работоспособности.

Одним из условий функционирования данного направления в лагере является прохождение детьми специальных десяти курсов, которые включают пять обязательных и пять специализированных, а также программный минимум независимо от выбранного объема.

3. Экспериментальное образование. Методы и принципы экспериментального образования используются в учебных программах школ, летних лагерей, клубов, в работе реабилитационных центров (для групп риска, находящихся в состоянии депрессии, нуждающихся в моральной поддержке при изучении иностранных языков).

Специально разработанные программы в этом направлении учитывают стремление подрастающего поколения к опасностям и приключениям, стимулируют к принятию ответственных решений, вырабатывают навыки взаимоподдержки и понимания.

Формы экспериментального образования получили полное развитие еще в 1942 г. Немецкий педагог Курт Хан основывает первую школу Аутворд-баунд («Outward bound» - покидающий родной дом), где воспитывают духовную стойкость, упорство и навыки самовыживания. Подобная методика после второй мировой войны становится основой для многих военных служб как часть экспериментального образования.

Система обучения Аутворд-баунд направлена на развитие навыков туризма, преодоление трудностей, конфликтов, помогающих приспособиться к новой среде, найти себя, изменить свое состояние.

Принцип экспериментального образования становится настолько продуктивным, что в 1977 г. создается Ассоциация экспериментального образования. В нее входят страны США, Япония, Лесото, Зимбабве. Включая все социальные и возрастные слои населения, экспериментальное образование в повседневной жизни реализуется через движение Аутвордбаунд и развивается по трем направлениям:

1) программы, направленные на развитие профессиональных навыков;

2) программы социального развития и развития личности;

3) терапевтические программы.

В настоящее время все направления четко прослеживаются в государственных, частных школах, летних лагерях, сотрудничество которых предлагает более широкий спектр деятельного образования - лабораторные занятия, летние практики, экспедиции, строительные отряды, сеть бесплатных спортивных, туристических школ, секций, станций юных техников.

Таким образом, развитие лагерного движения за рубежом имеет определенную специфику. Первоначальное развитие сети религиозных лагерей идеологизирует сознание нации, сочетается с его укладом, бытом, культурой, традициями. Механизм взаимосвязи церкви и государства имеет определенное влияние на досуговые институты и на протяжении учебного года. Рекреационная и социальная часть деятельности церкви становятся ее важной пропагандой в сфере свободного времени подрастающего поколения.

Досуг молодежи, имея многоступенчатую структуру (детские объединения, клубы, центры досуга, частные лагеря), сочетает отдых и образование, игры и профессиональные занятия спортом и искусством.

Анализ деятельности летних лагерей выявляет целый ряд конструктивных моментов технологического плана:

- скаутские организации как действенное средство повышения эффективности досуга детей и подростков;

- досуг как быстроменяющаяся сфера, испытывающая
влияние политики, идеологии, социокультурных процессов;

- адаптация досуговых институтов к различным природным катаклизмам;

- внедрение частных методик (лагеря фермеров, ученых-
натуралистов);

- эпизодическая форма заполнения свободного времени
детей и подростков (включение подростков в деятельный досуг
на два-три часа);

- индивидуальные методики лагерей для девочек и мальчиков;

- создание Ассоциаций (спорта, игровых площадок, досуга);
образовательного плана:

- создание лагерей при университетах, школах, колледжах;
этнического плана:

- свобода досуга сложившейся этнической группы.
Выделяют также ряд слагаемых, существенно важных для организации успешной лагерной деятельности:

-- активное участие в планировании лагерной жизни (способность принимать решения, быстрая коммуникация, адаптация);

- вариативность в выборе форм и методов, способствующих развитию личности подростка;

-признание факта самооценки личности ребенка (направленность на раскрытие его духовного, эмоционального, творческого, физического потенциала).

С развитием лагерного движения за рубежом происходит переосмысление функций оздоровительного лагеря для детей и подростков. Расширение сети лагерей делает акцент на воспитание у подрастающего поколения экологического сознания путем включения в процесс образования вне стен школы. Данная позиция формирует правильное понимание природных процессов, способствует накоплению практического опыта, закладывает фундамент здорового потенциала будущего.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется каждый этап лагерного движения?

2. Анализируя программы и смены лагерей разных запад-
ных стран, выделите важные педагогические составляющие.

3. Определите содержательный аспект «образования вне
стен школы».

4. Дайте сравнительный анализ деятельно-экологическому
и экспериментальному образованию.

Список рекомендуемой литературы

1. Новые ценности образования: философия и педагогика
каникул. М.: Инноватор, 1998. Вып. 8.

2. Разноцветный мир детства: Детские общественные орга-
низации: Учеб. пособие / И. И. Фришман и др. М.: Издательский
центр «Академия», 1999.

3. Торговкина О. П. Теоретические основы и опыт решения
педагогических проблем в детских загородных лагерях США:
Дис.... канд. пед. наук. М., 1999.

4. Mason Bernard S. Camping and Education. N. Y, 1930.

P. 246-250.

 

 

Современные модели досугово-рекреационной деятельности населения наиболее развитых стран мира представляют собой активное сотрудничество, взаимодействие, интеграцию усилий государственных структур, общественно-добровольных формирований и коммерческих учреждений, функционирующих в социально-культурной сфере.

Несомненный интерес представляет опыт развития социально- культурной деятельности в Австрии. Обществом здесь отдается безусловный приоритет творческому развитию детей и молодежи как неотъемлемому компоненту воспитания и обучения. Работа с подростками не ограничивается лишь подготовкой их к последующей профессиональной деятельности. Цель такой работы гораздо шире - она заключается в формировании молодых людей как активных субъектов собственного и общественного развития, обладающих инициативностью и самостоятельностью, высокой степенью социальной ответственности, позитивно воспринимающих себя и окружающий мир, способных к эффективному взаимодействию с другими людьми как в профессиональной, так и личной сферах.

Известный австрийский исследователь X. Вилфинг считает, что государству необходимо в равной мере заботиться обо всех социальных группах и слоях, не должно быть никаких привилегированных групп, которые бы получали особую, специальную помощь; работа с детьми и молодежью должна строиться на использовании многообразия видов социокультурной деятельности с учетом актуальных потребностей и запросов молодого поколения. Особое значение при этом имеет привлечение к культурно-образовательной деятельности частных лиц, меценатов, спонсоров, коммерческих организаций, предпринимателей.

Такая совместная деятельность обеспечивается сотрудничеством на локальном уровне различных учреждений культуры, искусства, досуга, образования, спорта. Главная цель проводимых мероприятий - создание условий для того, чтобы родители проводили как можно больше времени со своими детьми. Так, начиная с 1974 г. в сотрудничестве с общественным управлением образования федеральная секция молодежи ежегодно организует школьный театральный фестиваль.

У австрийских педагогов в последнее время значительно возрос интерес к принципам так называемой «музейной педагогики», согласно которой дети и молодежь будут способны заниматься досуговой деятельностью на высоком уровне только в том случае, когда они имеют возможность активно постигать окружающий мир, знакомиться с «овеществленной» историей своего народа, края, государства, т.е. при условии отказа от пассивного потребления культурных ценностей. С этой целью для детей 14-18 лет общественная секция молодых зрителей Вены в сотрудничестве с Музеем современного искусства организовала проект «Живопись в музее», где молодым людям предоставляется возможность не только осмотреть экспонаты музея, но и выразить свои впечатления с помощью различных творческих средств.

Во внешкольной деятельности широкое применение находят различные средства массовой информации и коммуникации (детское радио, телевидение, детская пресса); различного рода учебно-спортивные программы, рассчитанные на разный уровень подготовки участников. Большим вниманием пользуются учебно-образовательные курсы (фото- и видеомастерство, живопись, рисование, скульптура, графика, дизайн, конструирование и моделирование). Молодежи предлагается также участие в проектах по организации и проведению поп-концертов, шоу-программ, компьютерных турниров, литературных кафе, летних молодежных лагерей труда и отдыха и т.д.

Федеральная секция молодежи, нередко совместно с коммерческими организациями, регулярно проводит программу «Вена - молодым», которая включает разнообразную культурную, спортивную, музыкальную, медико-профилактическую работу с подростками и молодежью. Для подготовки специалистов по работе с молодежью в Вене существует особый учебный центр, основанный еще в 1973 г. Будущие руководители молодежных досуговых объединений и центров изучают здесь основные принципы педагогического мастерства.

Общественными организациями Австрии создаются центры консультирования молодежи по вопросам образования, общения со сверстниками и родителями, разрешения и преодоления конфликтов во взаимоотношениях с другими людьми.

В системе социально-правовой помощи несовершеннолетним работают также социальные педагоги, чья деятельность адресована молодым людям, обвиненным в совершении противоправных поступков и отбывающим определенный срок наказания. Кроме того, социальные работники выполняют роль консультантов и помощников и в сфере организации досуга молодежи по месту жительства. Здесь их усилия тесно взаимосвязаны с деятельностью муниципалитетов, местных органов власти и управления.

Социально-культурная сфера Швейцарии отличается большим многообразием культурно-досуговых, социально-реабилитационных, спортивно-оздоровительных учреждений и центров. В целях рационализации досуга детей и подростков в стране создана широкая сеть детских игровых площадок, кемпингов, центров общения, домов творчества, клубов по интересам.

В Швейцарии во всех сферах социально-культурной жизни общества широкую популярность завоевало понятие «анимация» [5], трактуемое швейцарскими специалистами как активная целенаправленная деятельность отдельных личностей, общественных объединений и социальных групп, направленная на развитие и оптимизацию социального поведения людей, обеспечение условий для максимально полной реализации духовно-творческого потенциала личности в современном динамичном мире, раскрытия внутренних способностей человека как творца своей судьбы, активного субъекта истории и культуры своего народа.

Понятие анимации актуализирует всю проблематику свободного времени, а также вопросы молодежного движения, самоуправления, молодежных субкультур, социально-политической активности молодого поколения.

Задачи, стоящие перед социально-культурной анимацией, имеют огромную общественную значимость, т.к. она направлена на возрождение нравственно-этических ценностей, в значительной мере сегодня утраченных, особенно среди молодежи, а также ориентирована на духовное обновление общества в целом. Анимация стимулирует налаживание процессов межличностной и межгрупповой коммуникации, что служит основой любых социальных контактов, способствует сплочению общества, культурной преемственности поколений, достижению высокого качества жизни людей.

В Финляндии деятельность Маннергеймской Лиги защиты детей направлена на формирование четких ценностных установок подрастающего поколения. В программе Лиги особый акцент сделан на положение ребенка в обществе, обеспечение здоровой окружающей среды, оказании всесторонней помощи семьям и детям. Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи особое внимание уделяет профилактике правонарушений не-совершеннолетних, коррекции девиантного поведения в юношеской среде.

Большое значение Лига придает экологическому просвещению подрастающего поколения, вопросам охраны окружающей среды, бережного отношения к природе. Ребят с детства привлекают к участию в разнообразных экологических проектах и программах, что способствует созданию нового типа экологической культуры населения.

Лига ставит перед собой и ряд воспитательных задач, к числу которых относится воспитание молодого поколения в духе сотрудничества и взаимопомощи, открытости и общительности, терпимости и уважения к иным культурам, народам и нациям.

Проблеме профессиональной подготовки детей и молодежи уделяется большое внимание в Швеции. Общество заинтересовано в ликвидации безработицы среди молодежи. С этой целью шведские муниципалитеты организуют для 16-17-летних школьников профориентационную подготовку, помогающую подросткам в профессиональном самоопределении. Затем следует обучение по избранной специальности (сроком от двух месяцев до двух лет), в период которого выплачивается стипендия.

Внимательное отношение к подрастающему поколению позволяет снять многие конфликтные ситуации, связанные с возрастными особенностями, недостаточной социализацией молодежи и рыночными отношениями. Консолидация сил государства, общества и семьи дает возможность резко снизить антисоциальные проявления в молодежной среде, свести к минимуму криминогенность, молодежи.

В Норвегии исследователи отмечают чрезвычайно высокую социальную активность школьников: более 90% 14-летних и свыше 80% 16-летних подростков состоят в одной и более организациях. Широко распространенная комбинация - членство в спортивном и развлекательном клубах, которое для многих начинается уже с 10 лет. Высокой популярностью среди норвежской молодежи пользуются юношеские неполитические ассоциации, спортивно-досуговые центры, хоры и оркестры (академические, симфонические, народных инструментов, вокально-инструментальные и т.д.).

Детско-юношеские организации покрывают широкий спектр интересов подрастающего поколения - игры на открытом воздухе, туризм, спорт, путешествия, политика, религиозная работа, художественное творчество и другие виды социально-культурной деятельности.

Велика потребность молодежи в социально-психологической поддержке. С этой целью в странах Евросоюза создаются информационно-консультативные молодежные службы и центры. Их деятельность развивается по двум основным направлениям:

1) психолого-консультационная помощь, связанная с раз-
работкой практических рекомендаций молодым семьям, родите-
лям, подросткам по выходу из тяжелых кризисных ситуаций;

2) справочно-информационная помощь в решении социально-правовых, юридических проблем, вопросах трудоустройства и получения образования и т.д.

Справочные молодежные бюро в основном характерны для Франции, Греции и Португалии. В других странах чаще встречаются консультационные службы и центры, сочетающие оказание информационных услуг с консультативными.

Таким образом, современные подходы к осуществлению социально-культурной деятельности подрастающего поколения в странах Евросоюза представляют несомненный интерес для отечественных специалистов сферы досуга и рекреации, социальных педагогов, работников дополнительного образования. Молодежная политика развитых стран имеет глубокие корни в национальных культурных традициях, духовных ценностях народа. И вместе с тем она идет «в ногу со временем», опираясь на существующие в юношеской среде процессы и тенденции. Особое внимание в воспитании и социально-нравственном развитии молодого поколения при этом уделяется принципам равенства и толерантности во взаимоотношениях с представителями иных культур, делается акцент на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, обладающей позитивной самооценкой и одновременно чувством уважения к другим людям, признания уникальности каждого человека, его права на собственное видение мира без ущерба для окружающих людей.

Уникальный опыт накоплен Японией - страной с богатыми восточными традициями, особым укладом жизни, труда и досуга, совершившей за короткий исторический период колоссальный прорыв в сфере технического и экономического прогресса, научно-технической революции, социально-политического и культурного развития.

Формирование общественного сознания японцев осуществлялось под влиянием уникальных природно-географических условий, богатейшего культурно-исторического прошлого страны. неповторимых национальных духовных традиций, обычаев, религиозных верований. Традиционными нравственно-психологическими приоритетами в Японии являются трудолюбие, бережливость, скромность, пунктуальность, уважение к старшим, сдержанность в проявлении своих эмоций. При этом трудовая деятельность не замыкается на достижении только материальных благ, а подразумевает также получение новых знаний, освоение новых приемов и методов работы, творческое развитие личности, самосовершенствование. Важнейшим показателем качества человеческого существования японцы считают удовлетворенность жизнью, максимальное раскрытие духовного потенциала личности.

Японская система общего и дополнительного (внешкольного) образования ориентирована на воспитание подрастающего поколения в духе самурайской этики, включающей в себя укрепление физического и психического здоровья, формирование военно-спортивных умений и навыков, обучение древним воин­ским искусствам - владению мечем, копьем, луком, восточным

единоборствам.

Активные спортивные занятия на свежем воздухе (в любое время года) рассматриваются японскими педагогами не просто как средство физической закалки детей и подростков, но и как средство их духовного и личностного роста. Таким образом, утверждается принцип тесной взаимосвязи психического и соматического здоровья человека. Поддержание хорошей спортивной формы, выполнение специальных нормативов по физической подготовке являются условием продвижения по службе.

Японские фирмы вкладывают немалые средства в развитие культуры и искусства, усматривая в этом важный рычаг повышения экономической эффективности предприятия. По мнению многих японских руководителей, бизнесменов, наблюдается прямая зависимость между уровнем культуры и образования человека и производительностью его труда. Образованный, обладающий широким кругозором человек быстрее постигает новую технологию, работает продуктивнее, творчески.

Наряду с творчески формирующим, развивающим началом досуг в Японии широко пропагандируется и как средство снятия умственного напряжения и переутомления, психологической разрядки, активного отдыха и развлечений. Японцы много путешествуют, разнообразно и разумно проводят свое свободное время, любят природу и искусство. Социально-культурная сфера Японии представлена разнопрофильными клубами, домами творчества, культурно-развлекательными, мультимедийными центрами, научными библиотеками, музеями, на базе которых осуществляются разнообразные социально-культурные проекты и программы, адресованные детям, молодежи, студентам, семьям, лицам преклонного возраста, людям с ограниченными возможностями и т.д.

В последние годы в Японии значительно возросло число молодежных досуговых объединений художественно-творческой, учебно-познавательной, поисково-исследовательской, научно-технической, туристско-экскурсионной, историко-краеведческой, спортивно-оздоровительной направленности. Среди молодежи все большую популярность завоевывают занятия декоративно-прикладным творчеством (работа с деревом, металлом, лаком, керамикой, ткачество), а также усиливается интерес к интерактивным обучающим компьютерным программам. К слову сказать, Япония в настоящее время является страной с практически поголовной компьютерной грамотностью населения.

О Японии часто писали как о загадочной и непонятной стране рикш, гейш и Фудзиямы. На смену этому стереотипу пришел идеал страны самурайского духа, камикадзе и пос­тоянной милитаризации. В наши дни Япо­нию стали воспринимать как державу сплошной компьютеризации и роботизации, где решены все проблемы и достигнуто всеобщее благоденствие. При изучении истории, литературы и фольклора можно установить два главных источника развития японской культуры: любовь к природе и скудость материальных ресурсов. Главной характер­ной чертой японской культуры является ее природо-подражательность. Верность культурным и этническим традициям японцы сохраняют из поколения в поколение:

- Национальный гимн Японии существует с IX века; его все знают наизусть;

- свято берегут природу и этику синтоизма (религия рисового поля) – общенационального восхищения окружающим миром;

- трепетно относятся к детям и пожилым; гордятся тем, что живут долго (женщины – 90 лет, мужчины – 80 лет);

- любят искусства, особенно пение. Согласно древним заветам, японец должен научиться читать, считать, петь, что и осуществляется во всех образовательных и культурно-досуговых учреждениях;

- японцы склонны к чувству коллективизма, сопричастности, взаимному доверию (в Японии не принято закрывать двери, брать чаевые и др.);

- их отличает высочайшее чувство ответственности, самоотверженного отношения к труду.

Праздничная культура Японии разнообразна: День девочек, День мальчиков, День малышей, праздники равноденствия, праздник Бумажного Змея, праздник Дракона, праздник Культуры и т.д. Особое место занимают традиционные праздники цветов, в которых наиболее характерно выявляется японская этика, культура, мораль. Праздники цветов отмечаются издавна многими народами. Но осо­бенно много праздников цветов в Китае и Японии. В феврале – праздник цветения слив, в марте – персиков, в апреле – вишен, в июне - пио­нов, в октябре – хризантем и краснеющих листьев клена. Этими цветами украшаются дома, лодки, повозки, машины, звучит музыка, поют певцы, поэты пишут стихи на длинных свитках и прикладывают их к цве­тущим кустам и деревьям.

В Японии и весной, и осенью организуются выставки цветов. Осен­ние хризантемы, например, выставляют на платформах железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей. Хризантемы являют­ся самыми древними цветами, известными людям. О них упоминается в произведениях древних восточных философов, созданных примерно 2,5 тысячи лет назад. Из лепестков хризантем готовят десерт: для этого берут све­жий цветок, обмывают, отделяют его лепестки и окунают в смесь взбитых яиц и муки, затем вынимают, быстро обмакивают в горячее масло, рас­кидывают на полминуты на бумагу, чтобы она впитала излишек масла и подают на стол.

В Японии хризантемы олицетворяют счастье, успех и удачу. Они называются по-японски «кику» - «солнце», от которого, как повествует древняя легенда, произошел и японский народ, ямато, что значит «на­род солнца». Стилизованное изображение шест­надцатилепестковой императорской золотой хризантемы является ос­новой государственного герба, а высшая награда страны – орден Хри­зантем. Долгое время изображение хризантемы в Японии считалось священ­ным. Право носить одежду из ткани с рисунком хризантемы имели император и члены его семьи. Самых красивых девушек японцы величают «окику-сан», приравнивая их одновременно и к нежности хризантемы, и к сиянию солнца.

С давних времен в Японии в октябре отмечают общенациональный праздник хризантем. В это время ставят в домах икебану, делают гирлянды, веселятся, читают стихи, в которых прославляют этот цветок. Праздник хризантем отмечают не только в столице и больших городах, но и по всей Японии. Из цветущих хризантем создают целые ландшафты. В зимнем пей­заже белые хризантемы изображают снег, в летнем – пенящиеся среди скал водопадысенью в знаменитых храмах, как и в старые времена, устраивают выставки хризантем, которые культивируются чуть не пятнадцать веков и считаются цветком императорской семьи.

В феврале в Японии празднуют цветение слив. В народной японс­кой песне поётся:

Лишь первый свой цветок

Весной раскроет слива,

Ей в мире равной нет!

Глядишь – не наглядишься,

Такая красота!

Особенно нравится японцам сочетание белых цветов сливы и снега. Чтобы иметь возможность любоваться цветением сливовых деревьев, когда на земле лежит снег, некоторые привозят снег с гор в свой садик. Не меньше, чем водопады, горные вершины или знаменитые озера, славятся в Японии Рощи столетних слив. В это время под деревьями собираются фотографы и художники, чинно прогуливаются семьями с детьми и пожилые пары, а в храмах Тэндзина (под этим именем был обожествлен ученый, очень любивший сли­ву) проходят праздники.

По-японски «вишня» - «сакура». Праздник сакуры отмечается особенно торжественно. Некоторые деревья вишни считаются священными. Торжественно и печально изображается любование сакурой в телевизионных «самурайских» драмах. Герой в белой траурной одежде перед ритуальным самоу­бийством предается созерцанию медленно кружащихся в воздухе лепестков, символизирующих скоротечность жизни.

Любопытно, что в Японии ценят плодовые деревья – вишни, сливы, персики и яблони не столько за плоды, сколько за их цветки. Большая часть любимых япон­цами цветов не имеет аромата. Ими любуются, а не наслаждаются их за­пахом. В мае празднуют цветение глициний, носящих название священной горы Фудзи. В начале июня - праздник цветения ириса, а в конце – пионов. В июле цветет священное растение буддистов – лотос. Посвящают праздники и диким малозаметным растениям, например вьюнку. В октябре, после праздника хризантем, когда все цветы завяли, на деревьях еще ярка осенняя листва. В ноябре отмечается последний «праздник краснеющей листвы кленов».

Праздники цветов в течение многих столетий воспитывали у япон­цев чувство любви к природе и растениям. Обряд любования отдельными растениями, композициями (икебаной) влияет на поведение человека в доме. Посетитель, прежде всего, войдя в дом, приветствует растение, букет, выражая свое уважение к дому, природе. В традиционных японских праздниках обязательно представлены цве­ты и композиции, назначение которых символично. Так, новогодняя икебана состоит из веточек сосны, бамбука, цвету­щих веток сливы, белых хризантем, символизирующих изобилие, долголетие, надежду и вечное обновление. В Праздник девочек (3 марта) в каждом доме в передней комнате устанавливают ступенчатую подставку, на которой размещают набор ку­кол в старинных костюмах. Помещение украшают букетами, составленны­ми из веток цветущих персиков. В Праздник мальчиков (5 мая) перед домом на длинном шесте вы­вешивают бумажных или нейлоновых карпов (по числу сыновей). В перед­ней комнате размещают кукол в старинных доспехах и игрушечное ору­жие. Дома украшают ирисом и цветущей глицинией.

В будние дни пустынно всамом большом парке Токио – Еёги. Совсем по-другому выглядит парк в выходные дни, особенно весной, в период цветения Сакуры и во время «золотой недели» - череды праздников, приходящихся на конец апреля – начало мая. Кажется, что по выходным дням чуть ли не весь Токио занимается спортом, поет, танцует, наслаждается зеленью в парке. О досуге жителей немало заботятся местные власти. В районе Си-бул их стараниями превратилось в место народных гуляний площадь ря­дом с парком Еёги, считающаяся его частью. Здесь по традиции проходит главная токийская первомайская демонстрация, проводятся митинги. В последние годы на площади все чаще стали устраивать самые разные фес­тивали, привлекающие множество людей.

Раз в год около Еёги проводится «зеленый фестиваль». Фотостенды призывают горожан «беречь прекрасную природу Японии», туристические фир­мы пользуются случаем пригласить клиентов в путешествия по знаменитым или малоизвестным уголкам страны.

В японской душе оставили свой след три религии: синто наде­лил японцев чуткостью к природной красоте, чистоплотностью и отголос­ками легенд о своем божественном происхождении; буддизм окрасил философией японское искусство, укрепил в народе врожденную стойкость к превратностям судьбы; конфуцианство принесло с собой идею о том, что основа морали – это верность, понимаемая как долг призна­тельности старшим и вышестоящим. Не будет большим преувеличением назвать национальной религией японцев культ красоты. Именно эстетические нормы во многом определя­ют жизненную философию этого народа. Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Любовь японцев к прекрасному коренится в их любви к природе. Вспомним, что в основу ре­лигии синто легло поклонение природе не из страха перед её грозными явлениями, а из чувства восхищения ею.

К числу уникальных японских искусств, которые в нашем сознании неразрывно связаны с японской национальной традицией, относится искусство чайной церемонии - тя-но ю (дословно чай с горячей водой, тя – чай, ю –горячая вода). Ее формирование происходило в эпоху кровопролитных междоусобных войн – период Муромати (1333-1373), а своего расцвета она достигла к началу XVII в. Согласно одной из версий, чай в Японию впервые привез вернувшийся в 805 г. из Китая буддийский монах Сайтё, который посадил его семена в провинции Оми. Хроники фиксируют, что монах Эйтю угощал чаем в 815 г. императора Сога, по приказу которого он был посажен и в других провинциях. Упоминания о чаепитиях встречаются в японской литературе с VIII в., но после прекращения в 894 г. официальных отношений с Китаем интерес к чаю резко пошел на убыль.

Только в 1191 г. вернувшийся из Китая дзэнский монах Эйсай не только вновь привез семена чая, но и написал трактат «Кисса ёдзёки» («Записки о пользе питья чая для продления жизни»), где обосновал значение чая как напитка, обладающего несомненными лечебными свойствами: «Чай – это эликсир для поддержания жизни». «Если пить чай постоянно, можно обрести крылья и научиться летать; если употреблять вместе с диким луком, можно облегчить свой вес», - говорится в одном из древних трактатов.

После распространения в Японии в XIII в. учения школы дзэн японские монахи вслед за своими китайскими собратьями превратили чаепитие в специальную церемонию, которая стала неотъемлемой частью быта дзэнских монастырей. Из Китая пришла в Японию практика «чайных состязаний», когда участники чаепития угадывали сорт и происхождение. Чаепития превратились в развлечения для высокопоставленных эстетов. Особо торжественные церемонии, в которых принимали участие сам сёгун и его приближенные, проводились в особняках (сёин) и получили название сёинтя. Проведением таких церемоний ведали добосю - специальные распорядители по культурным вопросам при дворе сёгунов Асикага. Во время таких церемоний сервировка и приготовление чая осуществлялась на специальных столиках – дайсу. Помещение, в котором происходила церемония, было достаточно просторным, в нем стояли вазы с цветами, на стенах висело восемь пейзажных свитков.

В XV в. усилиями Мурата Сюко (1433-1502) в искусство чайной церемонии были привнесены значительные изменения. Сам Сюко был дзэнским монахом, учился у знаменитого наставника Иккю в Дайтокудзи, затем – у крупнейшего мастера сёинтя Ноами (1394-1471). Сюко приписывают слова, в которых нашел отражение основной принцип его эстетики: «Не люблю луну, если она не окутана облаками» (прекрасное не должно проявляться в полную силу, для его реализации необходимо сокрытие). Принципы чайного действа Сюко сводятся к следующему:

- естественность и спокойствие;

- немногочисленное и простое убранство;

- обычные курения;

- утварь в соответствии с возрастом гостя,

- невозмутимость и безмятежность.

Все это должно обеспечивать единодушие хозяина и гостя, их направленность в одну точку, или сосредоточенность на одном событии и явлении.

Продолжателем этой традиции был торговец из г. Сакаи – Такэно Дзёо (1502-1555), который считал, что в основе чайной церемонии лежит принцип ваби. Этим труднопереводимым термином японской эстетики обозначается непринужденная искренность, самораскрывающаяся простота природной естественности вещей. Дзёо уменьшил комнату для чаепитий до размера в 4.5 татами (1 татами =1.5 кв. м). Дорогая привозная чайная утварь уступила место простым и грубоватым, но более естественным изделиям японских гончаров. Такой стиль чайной церемонии – когда естественность и безыскусность доведена до предела - получил название вабитя.

Однако, подлинного расцвета искусство тяною достигло при Сэн-но Рикю (1520-1591), сумевшем обобщить и логически завершить достижения своих предшественников. Рикю был сыном торговца рыбой из г. Сакаи. Рикю решительно сторонился любых проявлений роскоши, считая чайное искусство лишь одним из многочисленных способов служения Пути Будды. Сама атмосфера простоты и изящества способствовала созданию определенного душевного настроя, помогала хозяину и гостю установить «бессловесный контакт», понять друг друга сердцем - в русле дзэнской традиции. Это Рикю ввел стиль ваби, охарактеризовав его словом со - грубоватости и простоты. Рикю уменьшил размер чайной комнаты от шести до двух татами, сделал низкий вход, как в рыбачьих хижинах - 60 см в высоту и ширину. Тот, кто входил, должен был согнуться, мысленно «оставив меч за порогом». Ниша чайной комнаты стала менее освещенной, располагалась как раз напротив входа; свиток, камень и цветок сразу бросались в глаза, настраивая гостя на определенный лад. Чайная утварь была простой, естественной, чтобы внешний блеск, замысловатый узор не отвлекали внимания на себя.

С конца XVII в. дальнейшее развитие тяною шло в двух направлениях. Утонченные эстеты из высших слоев общества во время чайной церемонии особое значение придавали обсуждению достоинств предметов чайной утвари, в то время как простые горожане воспринимали чайные церемонии как удобную возможность для общения с друзьями.

Стандартная чайная церемония происходила следующим образом. Вначале гость проходил во дворик перед чайным домиком, где ожидал появления хозяина на специальной скамейке. Вся окружающая обстановка должна была способствовать созданию у гостя состояния отрешенности от суетности мира и его подготовке к временному переходу в иной мир, где царят тишина, гармония, чистота, непринужденность и искренность. После молчаливого приглашения хозяина гость совершал ритуальное омовение и по дорожке, искусно выложенной камнями, направлялся к чайному домику. Через узкий лаз он проникал в скромное помещение, единственным украшением которого был живописный или каллиграфический свиток в специальной нише. После легкого угощения хозяин снова провожал гостя во двор, где тот дожидался нового приглашения. На этот раз место свитка в нише занимала ваза с цветами. Хозяин доставал чайные принадлежности и начинал готовить для гостя «густой чай», заливая кипятком смолотые в порошок листья зеленого чая и взбивая напиток до пены бамбуковым веничком. Потом между хозяином и гостем происходила неторопливая беседа на возвышенные темы, в ходе которой гость оценивал убранство чайной комнаты, достоинства утвари и т.п. Иногда после «густого чая» производилась дегустация «жидкого чая». «Густой чай» готовился в одной чашке, которую гости передавали друг другу по очереди, отпивая по нескольку глотков. При подаче «жидкого чая», каждый гость выпивал чашку до дна, после чего хозяин мыл ее и наполнял чаем для следующего гостя. После окончания церемонии гостям предлагались некоторые чайные принадлежности для более пристального рассмотрения. Когда хозяин, убрав все чайные принадлежности, молча кланялся, церемония считалась оконченной. В общей сложности она продолжалась около часа.

Рикю изложил основные правила чайной «философии». Их четыре: Ва (Гармония), Кэй (Почтительность), Сэй (Чистота), Дзяку (Спокойствие). Ва – сама атмосфера чайной церемонии. Кэй (Почтительность) предполагает чистосердечные, добрые отношения между людьми. Чайный дом — не только обитель простоты и естественности, но и обитель Справедливости. Почтительность предписывает, чтобы все чувствовали себя равными. Когда сёгун Асикага Ёсимаса спросил у Мурата Сюко, каким образом искусство чая приводит к Просветлению, Сюко ответил: «Тот, кто входит в чайную комнату, должен преодолеть в себе чувство превосходства». Третий принцип – Сэй (Чистота), которая должна быть во всем: в чувствах, в мыслях (чистота души). «Цель ваби, - говорил Сокэй, - дать почувствовать чистоту, незагрязненность обители Будды». Истоки культа чистоты восходят к синтоистскому обряду Великого очищения (охараи). Четвертый принцип – Дзяку (Спокойствие, Покой). Полный покой (внешний и внутренний), уравновешенность, безмятежность (недаром иероглиф дзяку переводят как «нирвана»).

Японцы называют чайный дом оазисом в печальной пустыне мирской жизни, где могут обрести утешение и суровые воины, и деловые люди, — те, кто ищет отдохновения от тягот жизни. Молча, наслаждаясь зеленым чаем, гость прислушивается к клокотанью воды в котелке: на дне устроены железные пластинки, производящие мелодичные звуки, которые уносят человека далеко в горы, и он слышит завыванье ветра, шум водопада, уносится мыслями в горное ущелье. Когда ученики спросили у Рикю: «В чем секрет Пути чая?» - он ответил: «Их семь. Приготовьте такой чай, чтобы гости получили удовольствие. Положите уголь таким образом, чтобы вода закипела быстро. Поставьте цветок так, чтобы он ожил. Летом должно быть прохладно, зимой – тепло. Приходите немного раньше условленного времени. Приготовьте зонт, даже если нет дождя. Расположитесь сердцем к каждому из гостей». Эти семь принципов Рикю наряду с четырьмя правилами – Гармония, Почтительность, Чистота, Спокойствие, - должны постоянно присутствовать в сердце каждого, кто следует Пути чая.

Если четыре правила касаются души человека, исповедующего Путь чая, то семь принципов имеют в виду, как нужно вести себя с другими.

Искусство чая является особым видом коллективной эстетической деятельности. Проведение чайного действа подразумевало, что гости были знакомы с ритуалом и творчески участвовали в церемонии. От знания и выполнения правил «игры» зависело ее осуществление. Собственно, роль хозяина сводилась к зачину в игре, к выбору тех или иных предметов (свиток, чайная чаша, цветок в вазе), которые служили возбудителями состояния отрешенности от объектов, времени и самих себя.

В начале и середине XX века, особенно после Второй мировой войны, началось активное смешение культур Запада и Востока. Европейцы стали интересоваться всем, что связано с Японией. Во всем мире началось повальное увлечение восточными единоборствами, стало модным искусство икебаны и др. Определенное место в этом ряду занимает, конечно, и чайная церемония. Мастер чайной церемонии Окакура Какудзо говорил: «Обыкновенный человек Запада видит в чайной церемонии еще одну из тысячи и одной причуд, которые служат ему доказательством чудаковатости и детскости Востока. Он смотрит на Японию как на варварскую страну в то время, когда она предавалась мирным искусствам, и он стал называть ее цивилизованной с тех пор, как она устроила кровавую бойню на полях Маньчжурии. В последнее время любят вспоминать о самурайском кодексе – Искусстве Смерти, которое учит наших солдат умирать без оглядки, но почему-то мало кто проявляет интерес к чайной церемонии, нашему Искусству Жизни».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие тенденции характерны для социально-культурной
деятельности молодежи зарубежных стран?

2. Чем, на Ваш взгляд, продиктована необходимость изу-
чения зарубежного опыта социокультурной деятельности отече-
ственными специалистами?

3. Охарактеризуйте специфику молодежного досуга в
Японии. Чем она обусловлена?

4. На каких основных принципах базируется японская сис-
тема школьного и внешкольного образования детей и подростков?

5. Перечислите основные черты молодежной культурной
политики а Австрии и дайте им собственную оценку.

6. Назовите социокультурные проекты, реализуемые в Ав-
стрии в сфере молодежного досуга.

7. В чем состоит сущность анимационной модели соци-
ально-культурной деятельности в Швейцарии? Дайте определе-
ние понятию «анимация».

8. Назовите приоритетные задачи деятельности Маннер-
геймской Лиги защиты детей в Финляндии.

9. Дайте краткую характеристику социально-культурной
деятельности молодежи в Швеции и Норвегии.

10.Как Вы считаете, насколько применим опыт скандинав-
ских стран к социокультурной ситуации в России? Обоснуйте
свой ответ.

11.Каковы основные направления работы информацион-
ных молодежных служб и центров в странах Евросоюза?

12.Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют усилению
роли государства в регулировании современных социально-
культурных процессов?

13.Назовите наиболее характерные культурные традиции японцев.

14.Какие праздники занимают ведущее место в культурно-досуговой деятельности японцев?

15.Расскажите о характерных особенностях праздников цветов.

16.Охарактеризуйте основные принципы чайного этикета.

17.Дать характеристику многовековой популярности искусства чайной церемонии.

18.Чайная церемония как один из элементов Искусства Жизни в современном социуме.

Список рекомендуемой литературы

1. Актуальные проблемы социальной педагогики и соци-альной работы: Хрестоматия / Под ред. Ф. Прюс, Ф. Беттмер: Пер. с нем. М., 2001.

4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному вос­
приятию. М, 1998.

5. Георги Р, Глаз и мозг моих зрительных воспоминаний.
М.: Прогресс, 1970.

6. Museums and children Paris. UNESCO, 1979.

7. Museums and disabled persons // Museum. 1981. № 3.

8. Museums and Teachers Paris // COM. 1956. № 2.

9. Museums Education: History, Theory and Practice / Ed.
N Berry and S. Mayer. Res ton, 1989.

10.Завьялова О.И. Токио и токийцы: будни, выходные, праздники. М., 1993.

11.Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. М., 1998.

12.Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии (обряды, обычаи, социальные функции). М., 1996.

13.Овчинников В.П. Ветка сакуры. М., 1975.

14.Человек и мир в японской культуре. М., 1985.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.