КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации досуга и рекреации социальной работы в зарубежных странах
Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в США и Британского содружества
Один из самых главных вопросов культурологии – формирование в человеке с детства высоких культурно-досуговых потребностей и обеспечение условий их удовлетворения на основе инициативы и самоорганизации. Отсюда, многогранность задач в общественно-государственной культурно-досуговой политике зарубежных стран: · определение соответствующих приоритетов или нужд в смысле создания возможностей рационального досуга для различных возрастных или социальных групп; · обследование реального процесса удовлетворения этих потребностей, основываясь на социологических анализах, в организации досуга разных групп населения для муниципальных правительств, добровольных агенств, школ и других социальных институтов. · создание научно-обоснованных моделей культурно-досуговых возможностей для разных групп населения и обеспечение материальной и организационно-методической базы их удовлетворения; · достижение рационального понимания проблем досуга и его важности для общественной жизни, физического, морального и социального благополучия через образовательно-воспитательную систему детей, юношества и других возрастных групп; · рассмотрение работы и отдыха как составляющих общие качества жизни и обеспечения основных человеческих потребностей в соответствии с новым пониманием досуга и его значимости в современном социуме; · совершенствование и корректирование национальной программы формирования у подрастающего поколения умений и навыков самоорганизации своего досуга. В США, Великобритании и других англоязычных странах в последние десятилетия утвердила себя динамичная и достаточно эффективная общественно-государственная система реализации воспитательного потенциала досуга разных групп населения. В ее структуру входят: - меры государственной защиты национальных ценностей культуры, сохранение и развитие традиционной народной культуры; - содействие государства в создании и функционировании инфраструктуры культурно-досуговой деятельности всех форм собственности; - налоговые льготы предприятиям, организациям, обществам и другим социальным институтам, вкладывающим свои средства в организацию досуга населения; - достаточно прогрессивная, хотя и со значительными сложностями и противоречиями программа нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи; а также оригинальные и социально-значимые формы организации досуга пожилых людей. В настоящее время развитию культурно-досуговой деятельности в США, Великобритании, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии способствуют государственная политика в сфере досуга и активность ряда научных и общественно-просветительных организаций, опирающихся на выводы и рекомендации сложившихся в последние десятилетия научных школ исследователей досуга (Д. Келли, Д. Берд, Д. Нейлингер, Д. Уайскопф, Б. Дривер, Р. Рапопорт, С. Гордон, Р. Краус), определяющих досуг как рекреативно-развивающуюся деятельность. В научной литературе, социологии и статистике англоязычных стран введено также понятие «досуговое время», т.е. свободное время, используемое для отдыха, развлечений, непрерывного самообразования и духовного наполнения личности (в 60-80-е годы было поддержано российскими учеными В.А. Ядовым, Б.А. Грушиным, Э.В. Соколовым, И.В. Бестужевым-Ладой, В.Д. Патрушевым, Р.А. Евтеевой и др.). Примечательно, что этот категориальный аппарат стал основой государственных документов, нашел отражение в юридической практике и, что особенно важно, в учебных пособиях для средней и высшей школ. Используя влечение людей к семейному досугу, инфраструктура культурно-досуговой деятельности в определенной мере фокусируется на том, чтобы работающие супруги в выходные и праздничные дни могли провести свое свободное время с детьми. К примеру, в Нью-Йорке 2-4-х часовые семейные экскурсии организуются на 86-ом этаже /на высоте 320 метров/ 102-х этажного небоскреба «Эммайр стэйт билдинг», Рокфеллер-центре, театральном квартале «Бродвей-тайме сквер», Эллис-Айленде у статуи Свободы, Линкольн-центре, Колумбийском университете, музее изобразительных искусств «Метрополитен» и т.д. Семья может проплыть на теплоходе вокруг Манхеттена, пролететь на вертолете над центром Нью-Йорка, отдохнуть в сотнях городских парках. Однако, культ здоровья и спорта в первую очередь зовет американца и его семью на стадион. Только на стадионах «Мадисон Сквер Гарден», «Шеа», «Янки», в национальном теннисном центре и теннисном клубе «Бест-Сайд» за субботу и воскресенье бывает до 1,5-2-х млн. человек. Так, в США сегодня реализуется формула «Кто неделю интенсивно работал, должен в уикенд столь же интенсивно отдохнуть». С 90-х годов наиболее очевидно увеличение свободного времени для одного человека – от 36 до 45-ти часов в неделю. Среднее число часов для всех взрослых жителей городов выросло примерно на 11% с 34,3 до 38,5 часов в неделю. Следует отметить, что увеличение времени досуга не явилось результатом резкого сокращения рабочей недели, которая относительно стабильна со времен Второй Мировой войны. Общее увеличение досуга произошло в основном за счет таких причин, как увеличение числа праздничных дней, оплаченных отпусков, более раннего добровольного ухода на пенсию по возрасту и другим причинам. С 1981 по 1993 гг. в США принято 44 национальных общественно-государственных культурных программ, с помощью которых предусматривающих: - значительное развитие инфраструктуры досуга детей, пенсионеров и инвалидов; - наполнение деятельности учебных заведений, парков, музеев, театров, концертных и других учреждений культуры педагогически целесообразными формами культурно-досуговой деятельности; - использование гостиничных комплексов, стадионов, теннисных кортов, площадок для игры в гольф, пляжей, оздоровительных центров, казино, дансингов и других развлекательно-игровых учреждений для обеспечения рационального досуга разных групп населения; - привлечение ученых и известных практиков к научно-обоснованному отбору содержания и формы подготовки специалистов общественного и семейного досуга. Наряду с государством в осуществлении этих программ принимают участие промышленные и строительные корпорации, банки, объединения фермеров, религиозные общины, ассоциации ученых, учителей, врачей, деятелей искусств; культурно-просветительные и спортивные общества, благотворительные организации, частные лица. Система разработки и реализации общественно-государственных программ содействия в организации рационального досуга различных групп населения успешно внедряется в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Соединение усилий государства и общественных организаций позволило создать центр культуры имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, «Диснейленд» во Флориде и Калифорнии; удивляющие техническим и эстетическим совершенством национальные парки, ботанические сады, пляжи, библиотеки, музеи и другие центры культуры и отдыха, культурно-спортивные и оздоровительные, зрелищно-игровые комплексы. В Великобритании, Австралии и Новой Зеландии по примеру Японии в 60-80-х годах XX века разработана и успешно осуществляется общественно-государственная система материального поощрения народного творчества. В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное творчество, хореографическое, песенное искусство. Фильмы, спектакли, выставки, отражающие отечественные культурные традиции, получают существенную дотацию государства к местных органов власти. В соответствии с национальной программой художественно-эстетического воспитания детей и подростков в школах Англии, Шотландии, Уэльса в течение всего периода обучения проводятся уроки народного искусства, которое в одинаковой степени преподается мальчикам и девочкам. Занятия фольклором и прикладным творчеством проходят дифференцированно. Девочки усваивают фольклорное пение, вязание, национальное культурное искусство; мальчики – народные приемы обработки дерева, камня, кожи, кости, железа. Следует отметить, что как государственные, так и частные учебные заведения финансируются государством. Успех процесса приобщения детей к национально-художественным традициям в значительной мере обеспечивается тем, что каждый учебный час, связанный с овладением тем или иным видом искусства, интегрируется широкой системой внеучебной деятельности. Для усиления популярности данных программ к руководству ее осуществлением в качестве почетного председателя Совета художественно-эстетического воспитания привлечена Королева Елизавета II, члены королевской семьи шефствуют над различными их направлениями. Следует отметить, что программы не исключают знакомства детей с достижениями культуры других народов мира, значительное место, в которой занимает культура России. Весьма отрадно, что школьники Великобритании достаточно хорошо знают Пушкина, Чехова, Чайковского, Репина, Станиславского, Тарковского, Кабалевского и многих других деятелей русской культуры. Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного искусства, народных ритуалов и обрядов составляют важное направление государственной политики стран Западной Европы. Здесь практически в каждой школе или другом учебном заведении есть фольклорные коллективы. Видео-кассеты фольклорных концертов реализуются в гораздо больших тиражах, чем американские эстрадные шлягеры. В англоязычных странах, как и в Японии, Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Скандинавии, Германии и странах Бенилюкса, органы управления культурой несут перед государством и общественными институтами ответственность за недопущение на эстраду, в кино и видеосалоны явлений антикультуры. Наиболее ценной в развитых англоязычных странах представляется система разработки и реализации общественно-государственных программ организации досуга таких групп населения, которые более других нуждаются в поддержке государства и социальной защите. Особое внимание заслуживает деятельность Ассоциаций актеров театра, кино и телевидения, национальной Программы организации досуга инвалидов, предусматривающая решение широкого круга проблем – от создания в учреждении культуры специальных подъездов и мест для этой группы населения до подготовки социальных работников, ориентированных на специфику вовлечения инвалидов в культурно-досуговую творческую деятельность. В соответствии с программой в каждом из 50-ти штатов страны создается ориентированная на инвалидов инфраструктура парков, садов, пляжей, стадионов, зрелищно-игровых и других центров досуга, которые за счет ассигнований государства и благотворительных организаций приспосабливают свою деятельность для удовлетворения запросов различных групп инвалидов. Специально средства выделяются для обеспечения возможности слепым, слабослышащим и иным категориям инвалидов воспринимать художественную информацию, общаться, участвовать в художественном творчестве. В штате Нью-Джерси специально оборудован дом для инвалидов с телевизором, пианино, сидячим бильярдом в холле, комнатами для спокойных игр (шахматы, шашки и т.д.). Работают все кружки и клубы по интересам (хоровые, художественные, технические, прикладных видов творчества и др.). Стены дома украшены произведениями народного творчества одиноких инвалидов. Организована мастерская по гончарному делу. Любители-умельцы лепят и обжигают в специальной печи глиняные горшки, вазы для цветов, скульптурные статуэтки и многое другое. Имеется магазин для продажи произведений самодеятельного творчества инвалидов, госпиталь для лечения больных и профилактики заболеваний, оснащенный компьютерной видеорентгенсистемой, новейшим техническим оборудованием палат, современными препаратами и лекарствами, содержащимися в специальных холодильниках. В книге отзывов больных - благодарности врачам и сестрам, создающим добрую психологическую атмосферу и безупречное лечение. В настоящее время во многих штатах совершенствуются программы, объединяющие усилия социальных работников, релаксаторов, врачей, психологов, деятелей культуры в обеспечении социальной защиты интересов инвалидов и вовлечении последних в активную культурно-досуговую деятельность (спортивные и художественные состязания, специальные фестивали и другие комплексные мероприятия.. В соответствии с Федеральной программой социально-культурной поддержки наименее защищенных групп населения в США за счет общефедеральных и муниципальных органов, общественных организаций и благотворительных обществ социальные педагоги, релаксаторы, преподаватели музыки и изобразительного искусства организуют досуг многодетных семей, ведут занятия по основам эстетической культуры с детьми малоимущих родителей, организуют досуговые кружки среди иммигрантов. В различных штатах в эту программу вносят определенные поправки. К примеру, во Флориде и других регионах Юго-Востока ведется специальная работа с кубинцами, в Калифорнии – с мексиканцами, в Нью-Йорке и Филадельфии с иммигрантами из бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы. Однако, везде приоритетными представляются самые разные формы вовлечения населения и, в первую очередь, вновь прибывших в страну, в различные формы социально-культурной деятельности, способствующей рекреации и духовному обогащению личности. В соответствии с принципами государственной политики в сфере культуры и досуга в США, Австралии, Новой Зеландии сложилась система налогового поощрения вложений в социально-культурную деятельность. Производственные объединения этих стран, вкладывающие средства в организацию досуга трудящихся к членов их семей, получают налоговые привилегии в таких размерах, которые делают эти ассоциации не только социально-значимыми, но и материально выгодными. В этих условиях производственные фирмы оплачивают туристические, спортивные и художественно-зрелищные абонементы рабочих и членов их семей; выделяют средства на расходы по непрерывному образованию, эстетическому просвещению и любительскому творчеству. В США и Канаде производственные и торговые фирмы поощряются налоговыми привилегиями, когда они финансируют развитие национальных парков и центров детского досуга. В Великобритании предприятия оплачивают систему празднично-ритуальных торжеств, развитие фольклорного творчества, семейные туристические поездки. Аналогичная система сегодня получает свое развитие и в других странах Западной Европы. Общественно-государственная политика в сфере досуга – это результат социально-экономических успехов высокоразвитых стран современного Запада, но, в значительной мере – это следствие активного влияния науки на формирование политического курса страны. Примером реализации прогрессивных принципов общественно-государственной политики может служить «Национальная программа организации досуга молодежи», разработанная в США в конце 90-х годов совместными усилиями Конгресса, Правительства и десятков научных учреждений и общественных организаций. Программа имеет принципиальное значение, т.к. интегрирует в себе самые широкие достижения страны в области экономики, политики, культуры и воспитания. Остановимся на ней более подробно. В национальной программе организации досуга молодежи детально раскрыты механизмы использования для этих целей существующей инфраструктуры досуга. Согласно стандартной классификации отраслей, принятой в статистике США, к рекреационной сфере относятся гостиничные предприятия – отели, мотели, трейлерные парки, кемпинги, спортивные и рекреационные лагеря; специализированные предприятия и учреждения, удовлетворяющие потребности в отдыхе и развлечениях - учреждения культуры (кинотеатры, эстрадные и симфонические оркестры, театры, художественные студии); спортивно-зрелищные мероприятия, бесбольные, футбольные, хоккейные и др. спортклубы; предприятия для активных занятий спортом (бассейны, катки, лодочные станции, пляжи и т.д.); развлекательные учреждения (парки, детские площадки, цирки, зоопарки); государственный рекреационный фонд: национальные парки, природные достопримечательности, национальные леса, а также парки и зоны отдыха штатов, округов и муниципалитетов. Достоинство программы – в конкретизации роли и места каждого из приведенных выше социальных институтов в культурно-досуговой деятельности молодежи, ориентирует их на максимальное раскрытие своего воспитательного потенциала в обеспечении конструктивного воздействия на подрастающее поколение. Основное место в производстве услуг для отдыха населения принадлежит частному сектору, но каждое учреждение культуры и досуга в соответствии с законодательством обязано нести определенные обязательства по отношению к молодежи. Еще более четко вовлечение всех учреждений досуга в реализацию различных просветительно-воспитательных проектов запрограммировано в Великобритании. Индустрия досуга занимает исключительное место в экономике Великобритании. 30% доходов граждан страны идут на различные формы досуговой деятельности и товары для досуга. За последние 20 лет количество занятых в сфере, обслуживающей досуг, возросло на 36%. Потребности молодежи в рекреационных услугах удовлетворяются не только в границах частного сектора хозяйства. На развитие способов и средств отдыха населения направлена деятельность ряда государственных организаций. В ведении государства в США, Великобритании находятся территории для массового отдыха населения, создание отдельных объектов рекреационного назначения, проведение исследовании в области планирования отдыха. В Великобритании государство, с одной стороны, контролирует досуговый рынок через систему лицензий, с другой - осуществляет контроль за общественными местами отдыха и их использованием» В ряде случаев правительство частично финансирует некоторые учреждения досуга или некоторые виды досуговой деятельности. Официальные организации субсидируют также культурную и рекреационную деятельность на местах – театры, уличные фестивали, передвижные выставки, библиотеки и др. Здесь созданы специальные отделы, ведающие проблемами организации досуга. Анализируя практику обеспечения досуга молодежи, И.А.Новикова[5] убедительно показала, что в европейских странах и США нет единой системы организации, отвечающей за руководство досуговой деятельностью. Эти функции выполняют школы, парки, отделы и другие организации. Нет и единого мнения о том, кому должен принадлежать приоритет в этой области. Сторонники передачи руководства досугом детей и юношества школе говорит о многих ее преимуществах в этой области, от наличия штата учителей, достаточно квалифицированных, чтобы осуществлять как образовательную, так и досуговую деятельность, об учебном плане школы, который включает различные виды деятельности /занятия спортом, музыкой, пением, драматическим искусством/, являющиеся частью досуговых программ, о местоположении школы, ее близости к детям, позволяющий при некоторых изменениях окружающего ландшафта использовать прилегающую территорию под площадки для организованных досуговых программ. Природные условия США, Великобритании, Австралии обусловили исключительную роль парков как ведущих центров досуга. Особый статус парков в системе рекреации и духовной жизни обусловил и их особую роль как организационно-методических центров культурно-досуговой деятельности. Обладая большими территориями, которые могут быть использованы для проведения досуговых программ /игровые площадки, плавательные бассейны, территории для организации лагерей и т.д./ парки, тем не менее, по разному реализуют свои потенциальные возможности. Одни /особенно в Калифорнии/ органически сочетают активную рекреацию с включением людей в интенсивный процесс духовного творчества, другие /Пенсильвания, районы больших озер/ ограничиваются лишь организацией развлечений. Сейчас в западных странах наметились тенденции к совместному использованию возможностей школы и парка. Так, по инициативе Нэнси Рейган в США с конца 70-х начала 80-х годов укрепилась политика объединения усилий муниципальных органов, общественных организации парков, школы, частных лиц по внедрению научных основ организации детского и юношеского досуга. В соответствии с программой, созданной по поручению американской Палаты представителей, группа ученых разработала перечень приоритетных форм досуга, которые в наибольшей мере отвечают требованиям творческого развития личности в условиях свободного времени. К этим приоритетным формам досуга специалисты культурологии отнесли: Чтение. Оно включает оценку литературы и впечатление от нее. Эта деятельность в значительной степени связана с библиотекой. Помимо чтения и обслуживания литературы, при библиотеках организуются совместные чтения, дискуссии о прочитанном, читательские конференции. Музыка, искусство. Этот вид деятельности ставит своей целью эстетическое воспитание, обучение пониманию музыки, живописи, архитектуры и т.д. Конкретное выражение это находит в создании музыкальных кружков, хоров, оркестров, специальных кружков и клубов по искусству. Творческие ремесла. Этот вид деятельности включает в себя работу, связанную с внутренним украшением дома, работу с деревом, глиной, картоном, радиолюбительство, умение работать с различными инструментам, электрическими приборами, химическими препаратами. Все это имеет целью стимулировать изобретательскую мысль школьника. Танцы /народные и современные/. Цель обучения - развитие у ребенка, подростка ритмики, пластики движения. Драматическое искусство. Этот вид досуговой деятельности включает организацию драматических кружков, постановку любительских спектаклей, концертов, шоу и т.д. Игры, спорт. Широко распространенный вид досуга среда школьников. Он включает популярные игры, как бадминтон, баскетбол, травяной хоккей, ручной мяч, гольф, бейсбол, плавание, фехтование и др. Досуг на природе. Это – занятие садоводством, летние лагеря, пейте походы, изучение леса, организация выставок цветов и т.д. Путешествия и исследование неизвестных мест. Особенно распространенный вид деятельности в каникулы и на уик-энд. Цель – изучение географии местности, ее истории, экономики, нравов, обычаев и т.п. Общение как форма проведения досуга. Здесь имеются ввиду вечера, встречи, беседы, игры для школьников старших классов. Значительные сдвиги в молодежной политике в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии произошли со второй половины 70-х годов, когда новые технологии, связанные с научно-техническим прогрессом, остро поставили проблемы образования, профессиональной подготовил и трудоустройства молодого поколения, а государственные институты, политические и общественные организации, учитывая опыт «молодежного бунта» 60-х годов, стали обращать повышенное внимание на социально-экономическое положение, политическую и нравственную зрелость молодежи. В настоящее время в индустриально развитых странах молодежная культурная, в том числе и культурно-досуговая политика рассматривается как составная часть стратегии всего остального развития.. В англоязычных странах под молодежной политикой подразумевается деятельность специальных правительственных учреждений, муниципальных органов, занимающихся делами молодежи, министерств и комитетов по делам молодежи, государственных комиссий. Иногда под термином «молодежная политика» имеется в виду политика свободного времени для детей и подростков /например, строительство центров досуга, спортивных комплексов и т.п./. Однако, такие ограниченные взгляды подвергаются аргументированной критике со стороны ученых и практиков, занимающихся вопросами воспитания, образования и трудоустройства молодого поколения. Современная молодежная политика ведущих англоязычных стран - это деятельность государств, штатов, графств, муниципалитетов, общественных, организаций и частных фондов по оптимизации процессов социального развития молодежи, направленная на обеспечение эффективной и относительно планомерной интеграции молодого поколения в существующие экономические, политические и социально-культурные отношения. Будучи направлена на обеспечение взаимоотношений подрастающих поколений и общества, молодежная политика представляет собой систему мер по поддержанию определенного социального статуса молодежи, удовлетворение ее интересов, запросов и потребностей в сферах образования, труда, культуры, досуга, предпринимательской деятельности и социальной защиты. Главная цель такой политики - создание экономических условий и правовых гарантий для гуманизации образа жизни молодого поколения, его социализации, как в интересах отдельной личности, так и общества в целом. Основными задачами молодежной политики в сфере досуга являются: разработка и принятие законодательных актов, государстве иных и региональных программ, стимулирующих создание предпосылок свободного развития молодежи; финансирование программ и мероприятий, направленных на создание этих условий; координация деятельности государственных учреждений и общественных организаций и частных фондов в решении молодежных культурно-досуговых проблем; поощрение /включая финансирование/ деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на выравнивание стартовых возможностей различных категорий молодежи в реализации рекреативного и духовного потенциала свободного времени. В качестве основных принципов молодежной политики в англоязычных странах выступают: -.дифференциация культурно-досуговых программ в. зависимости от возрастных периодов формирования личности, ее социально-психологического, гражданского и экономического становления; - преемственность связей между представленными в обществе поколениями; - согласование интересов различных групп и слоев населения в отношении социального статуса молодежи. Среди форм интернациональных связей молодежи мира стали ассоциации и клубы ЮНЕСКО. Молодые представители многих стран собираются на молодежные форумы, конгрессы, спортивные и компьютерные игры, фестивали и конкурсы, акции протеста или содействия чему-то, создают Фонды и Комитеты. Можно сказать, что молодежь закладывает основы новой планетарной Культуры.
Вопросы для самоконтроля 1. Цели и задачи государственной политики в области культуры и досуга. 2. Характеристика национальных программ. 3. Роль общественных организаций в «киберпространстве» 4. Дифференциация культурно-досуговых программ в зависимости от возрастных периодов формирования личности. 5. Основные задачи молодежной политики в сфере досуга.
Литература 1. Дуликов Д.З. Социальные аспекты КДД за рубежом. М., 1999. 2. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1998. 3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М., 1998. 4. Панорама культурной жизни зарубежных стран. Информационный сборник. М., 2000-2002. Каковы же сущностные свойства понятий «досуг» и «рекреация»? В чем их сходство и отличия? В западном досуговедении понятия «досуг» и «рекреация» взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными отличительными особенностями. Данные понятия очень трудно однозначно определить или измерить, дефиниции досуга и рекреации разнообразны и обусловлены различными подходами к определению данных феноменов. Идея рассмотрения досуга в качестве определенного временного пространства (количественная концепция досуга) возникла в XIX веке и явилась следствием индустриальной революции на Западе, в результате которой жизнедеятельность подавляющего большинства населения была отчетливо разграничена на рабочее время и свободное время вне работы. Данная концепция является наиболее распространенной и в современной практике. Интерпретация досуга в рамках данной концепции предполагает, что индивид обладает не только свободным временным пространством, но также располагает широкой свободой выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами. Эта концепция дает возможность широкого трактования досуга, т.е. досугом можно считать время, отводимое как на деятельность творческую, конструктивную, так и на деятельность деструктивной направленности, а также время, проводимое бесцельно. Следующая концепция предполагает рассмотрение досуга в качестве одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью. Психологическая концепция досуга связана с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге, т.е. с точки зрения восприятия досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида. В данной концепции подчеркивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досуговым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг. - Концепция психологического состояния связана с тем социальным типом, который можно условно определить как сибаритство («сибарит» - изнеженный, праздный, избалованный роскошью человек – по названию колонии в Южной Италии Сибарис, в которой элитный класс отличался особо праздной жизнью). В этом случае развлечения понимаются как самоцель, как главенствующая роль в жизни. К данной категории можно отнести и такие стереотипы людей, как: повеса, ловелас, прожигатель жизни, светский лев. Однако не редко выбор досуговых занятий не сводится к полному «ничегонеделанию». Среди сибаритов не редки знатоки искусств, коллекционеры, путешественники, гурманы – любители понятие «Элитарный досуг», серьезная оценка и научные исследования по которому еще предстоят. - Концепция досуга как холистического, целостного образа жизни вбирает в себя и обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. В соответствии с данной концепцией выдвигается утверждение, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга - возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования может присутствовать в различных сферах жизни человека: в рабочей деятельности, в церкви, в учебном процессе и т.д. Концепция холизма предполагает исследование трудовой и иных сфер деятельности человека для определения в них элементов досуга, а также выдвигает идею о том, что жизнь человека как целостный процесс не может быть исследована фрагментарно по отдельным структурным компонентам. Особое значение здесь имеет предположение, что ценности работы и досуга должны быть равнозначны, и индивид может получать удовлетворение от работы-досуга. Термин «рекреация» является производным от двух латинских глаголов: «обновлять» и «восстанавливать». Семантическое значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с концепциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств индивида. Как известно, биологическая жизнедеятельность любого организма состоит из двух взаимосвязанных, непрерывно сменяющих друг друга процессов: затраты жизненных сил и их восстановления. Данные процессы характерны и для человека как биологического существа. Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином «рекреация». Термин «рекреация» широко используется в западном досуговедении. Большинство определений рекреации основывается на том, что это добровольно избираемый индивидом вид деятельности на досуге, от которого индивид получает удовольствие и удовлетворение. При этом акцентируется деятельностный характер рекреации и подчеркивается, что рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми и полноценными. Есть ли различия между понятиями «досуг» и «рекреация»? Большинство профессионалов и исследователей рекреационно-досуговой деятельности считают, что значения данных терминов различны. Рекреация предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным сущностным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией. Спектр досуговых видов деятельности чрезвычайно разнообразен, в него могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности, т.е. досуговая деятельность не исключает нездоровые и антисоциальные проявления наклонностей определенной части населения общества (например, злоупотребление спиртными напитками).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |