Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика деятельности парков по организации досуга населения

Большой популярностью в США пользуются развлекательные пар­ки, а также парки, организованные по тематическому принципу. «Дисней-лэнд», «Мир Диснея», «Великая Америка» являются ставшими уже клас­сическими примерами этой формы развлекательного бизнеса. Наряду с этими известными парками, местами паломничества также являются развлекательные зоны «Волшебная гора» в Калифорнии, «Сафари в стране львов» в Техасе и др. В настоящее время тематические парки действуют почти в каждом штате страны. Игорный бизнес имеет огром­ное распространение в США и Канаде (сюда же включается проведение различного рода лотерей) и приносит баснословные прибыли, Которые все более возрастают. Весьма популярны среди американских граждан широко проводимые в стране различного рода фестивали и празднова­ния культурно-исторических событий.

Туристский бизнес является одной из наиболее быстро разви­вающихся сфер экономики Европы и Америки. За последнее десятиле­тие число совершивших туристические путешествия за границу почти удвоилось. В сфере организации туристского бизнеса в США задей­ствовано более 1 млн. больших и малых фирм и компаний. В это число не включаются предприятия гостиничного комплекса и общественного питания - сферы бизнеса, которые находятся в тесной связи со сферой туризма. На территории страны имеется более чем 59500 отелей и мо­телей, которые ежедневно могут разместить более 2 млн. человек и предоставить посадочные места для питания 1 млн. человек.

Именно в рамках деятельности данного сектора в полной мере осуществляются рыночные механизмы предпринимательской деятель­ности, разрабатываются и внедряются передовые методы и технологии маркетинга в области рекреационного обслуживания. Применяя страте­гию маркетинга, коммерческие досуговые организации осуществляют свою деятельность таким образом, чтобы продукт, произведенный и поставленный на рынок рекреационных услуг, несомненно отвечал за­просам определенной категории граждан и при этом обладал свойства­ми выгодного вложения капитала, приносящего его владельцам обяза­тельную прибыль.

Данный сектор играет особую роль в процессе досугово-рекреационной деятельности, поскольку практика осуществления этой деятельности в большой мере несет в себе элементы позитивного об­щественно-идеологического и педагогического воздействия на граждан страны, и, прежде всего, на подрастающее поколениеВ настоящее время коммерческие структуры составляют подавляющее большинство организа­ций, занятых в сфере рекреационного обслуживания населения этих государств. Почти 90% финансовых затрат граждан на досуговые това­ры и услуги в Северной Америке производится в рамках коммерческого сектора.

Так, некоммерческий сектор сферы рекреационного обслуживания американских и канадских граждан представляет собой обширную сеть разнопрофильных общественно-добровольных организаций и объеди­нений, которые осуществляют большой объем работ по обслуживанию свободного времени как широких слоев населения, так и отдельных спецгрупп. Многочисленные организации, функционирующие в рамках данного сектора, осуществляют свою деятельность и на общенацио­нальном, и на локальном уровнях. Самыми многочисленными организа­циями общественно добровольного типа являются молодежные органи­зации.

В США и Канаде, например, имеются также некоммерческие самостоятельные организации по обслуживанию спецгрупп населения. Наиболее крупными организациями такого профиля в США являются: Центр рекреации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, Фонд по работе с молодежными «группами риска», Организация общего об­служивания по работе с личным составом вооруженных сил США и членов их семей.

В исторической ретроспективе такие организации были основаны для удовлетворения религиозных потребностей молодежи и в своей деятельности изначально ограничивались лишь проповедованием рели­гиозных догм и заповедей. Однако с течением времени сфера деятель­ности таких организаций неуклонно расширялась и в нее включались отдельные элементы организации досугово-рекреационных видов дея­тельности. В настоящее время всемерное развитие досуговых интере­сов и различных творческих способностей членов таких объединений для обогащения их жизни - одна из главных целей работы данных орга­низаций.

Скаутское движение, которое в настоящее время охватывает весь земной шар, зародилось в Великобритании. Его целями являются: фор­мирование характера, воспитание гражданской позиции, развитие ин­теллектуального потенциала, моральных и физических качеств под­растающего поколения посредством предоставления программ, соот­ветствующих потребностям молодежи в развлечениях, приключениях и развивающем обучении.

Некоммерческие организации вносят огромный вклад в дело воспи­тания подрастающего поколения, они проводят гигантскую работу по разумному заполнению свободного времени детей и молодежи: по подсчетам фонда Карнеги, более 400 национальных организаций в США предоставляют свои услуги молодым гражданам. В работе этих органи­заций в настоящее время прослеживается устойчивая тенденция отхо­да от традиционных программ, в которых упор делался исключительно на рекреационные занятия. Теперь досугово-рекреационные программы строятся на педагогических принципах воспитания подрастающего по­коления в целях всестороннего развития личности.

Итак, рекреационные агентства всех уровней государственного сек­тора стран Европы и Америки выполняют значительный объем работ по обеспечению населения своих стран разнообразными средствами ре­креационного обслуживания. При этом главную роль играют органы местной администрации, что обеспечивает условия устойчивого функционирования всего государственного сектора рекреа­ционной сферы.

В настоящее время муниципалитеты располагают широкой сетью город­ских парков, большим количеством плавательных бассейнов, игровых площадок, досуговых центров и других рекреационных объектов, что обеспечивает широкие возможности населения в области проведения свободного времени.

Однако именно рекреационные агентства, созданные под эгидой государственных органов местного уровня, поддерживают наиболее тесный контакт с населением. Так называемая «муниципальная рекреа­ция» - рекреационное обслуживание на городском уровне - является определяющим фактором эффективности деятельности государствен­ного сектора. В связи с этим главными территориальными центрами, где и осуществляется наиболее активное рекреационное обслуживание населения, являются городские районы.

Рекреационные агентства среднего уровня государственной власти западных стран проводят широкий объем работ по обеспечению насе­ления специализированными программами (например, организация терапевтической рекреации, ежегодных ярмарок, празднований исторических дат и т.д.).

Следовательно, органы власти обеспечивают организацию и осуществление многих общегосударственных программ в области досугово-рекреационной деятельности, основными направлениями которой являются: реализация обширных программ в области загородной ре­креации, организация туризма, развитие культурно-творческой деятельности, а также проведение специализированных рекреационных про­грамм для отдельных социальных групп.

В годы после второй мировой войны в Северной Америке существенно расширился круг мероприятий по обеспечению населения средствами рекреационного обслуживания со стороны соответствую­щих ведомств штатов (в США), провинций (в Канаде) и муниципалите­тов.

Функции рекреационных ведомств среднего уровня государствен­ной власти, например, в США и Канаде достаточно обширны и заклю­чаются, прежде всего, в осуществлении мер по освоению природных ресурсов в целях обеспечения населения средствами загородной ре­креации, а также в разработке законодательных актов штатов (в США), провинций (в Канаде) по вопросам рекреации, в оказании всемерной консультативно-технической помощи рекреационным ведомствам местного уровня, в организации системы образования рекреационного персонала и проведении широкой научно-исследовательской работы в области рекреации.

Организуемые соответствующими органами программы загородной рекреации являются едва ли не самой любимой формой проведения отдыха в отпускной период для подавляющего большинства граждан. В настоящее время тенденция в плане проведения отпуска населением такова, что люди стремятся получить несколько краткосрочных отпусков в течение года, а не один длительный отпуск за весь год. При этом большой популярностью пользуются рекреационные загородные зоны, которые часто располагаются вне городской черты, но, как правило, относительно недалеко от места жительства горожан.

Распространившийся в последние десятилетия в Северной Амери­ке «туристский бум» дал толчок для организации туристических агентств на уровне штатов (в США), провинций (в Канаде) и расширения объема соответствующих услуг как в области международного, так и, прежде всего, в области внутреннего туристического обслуживания. Власти штатов и провинций активно способствуют развитию всего спектра услуг в области туристического бизнеса, поскольку это обеспечивает немалые дополнительные финансовые поступления в казну штатов, а также увеличение количества рабочих мест для населения.

В соответствии с законодательством, на основании которого был создан федеральный фонд поощрения искусств в США, на уровне шта­тов организованы соответствующие агентства, целью деятельности которых является всемерная помощь развитию всех видов искусства. Такие агентства созданы в каждом из 50 штатов США для реализации федеральных программ по развитию общественной культурно-творческой деятельности на уровне штатов. Агентства осуществляют меры по оказанию целевой финансовой помощи в виде грантов учреж­дениям искусства, соответствующим учебным заведениям, а в некоторых случаях и частным лицам, и, кроме того, оказывают техническую помощь при реализации культурных программ и организации соответ­ствующих конференций и семинаров для творческой интеллигенции.

Интересен тот факт, что при выборе места расположения новых объектов бизнеса крупных корпораций различного профиля предприниматели тщательно оценивают уровень развития рекреационной системы того или иного региона, поскольку данный фак­тор является одним из важнейших при принятии решений о территори­альной привязке новых производственных предприятий и учреждений таких корпораций. Рекреационное обслуживание на городском уровне осуществляется под руководством специальных административных агентств. Во многих крупных городских центрах действуют самостоя­тельные департаменты: департамент рекреации, департамент парковой администрации, департамент культурно-зрелищных учреждений. Одна­ко в небольших городах обычно существует объединенный департа­мент рекреации и парковой администрации.

Основными функциями таких департаментов являются: освоение рекреационных участков и обеспечение населения материально-технической базой рекреации, реализация программ как для широких слоев населения, (общегородских культурных мероприятий, спортивных соревнований и т.д.). Диапазон предостав­ляемых населению услуг неуклонно расширяется и включает как тради­ционные виды программ, например, развитие сети молодежных спор­тивных лиг, так и новые направления деятельности, например, произ­водство специальных видеокассет для обучения различным видам досуговой деятельности.

Муниципальные рекреационные программы строятся с учетом ин­тересов широкой общественности и в соответствии с основными на­правлениями досуговых интересов населения. Главными видами ре­креационной деятельности являются: спорт и спортивные игры; заго­родная рекреация; исполнительское искусство (театральные, танцевальные, музыкальные виды); изобразительное и прикладное ис­кусство; путешествия и туризм; хобби; социальная рекреация (банкеты, воскресные базары и т.д.); добровольная общественная деятельность.

Муниципальные рекреационные департаменты осуществляют большой объем рекреационных услуг для населения страны. Так, на­пример, департамент рекреации и парковой администрации канадского города Калгари (Альберта), реализуя программу рекреационного обслу­живания населения, выступил в качестве одного из спонсоров других социальных программ, а также явился инициатором специальных про­грамм, нацеленных на укрепление межсемейных и внутрисемейных отношений. Здесь наиболее популярными формами являются танце­вальные вечера, турниры по игре в бридж, бадминтон, волейбол и т.д. Спортивные учебные виды услуг включают: школы хоккея, баскетбола, соккера, верховой езды; курсы обучения игре в теннис, гольф и др.

В рамках данного сектора функционируют многочисленные крупные общественно-добровольные организации и учреждения, например, мо­лодежные организации «Бойскауты» и «Герлскауты». Но, кроме того, по­давляющее большинство официальных социальных институтов в США и Канаде рассматривает организацию рекреационного обслуживания населения в качестве неотъемлемого атрибута своей деятельности. Существует огромное количество различных больших и малых досугово-рекреационных объединений, созданных по инициативе и при ак­тивном руководстве таких общественных институтов, как церкви, клубы, музеи, профессиональные объединения, социальные службы, спортивные объединения, больницы и т.д. Примечательно то, что такая дея­тельность строится на сугубо добровольных началах.

Конкретные цели деятельности этих многочисленных объединений могут быть несколько различными, но их, несомненно, объединяет одна общая цель: служение общественным интересам посредством привле­чения граждан к культурно-ценностным видам досуговой деятельности и воспитания гражданской зрелости. Другими словами, деятельность общественно-добровольных организаций несет в себе яркий элемент социально-ориентированной миссии.

В целях широкой популяризации деятельности данных организаций и привлечения максимального количества детей и подростков в ряды скаутов создаются разнообразные и разноуровневые (по возрастным группам) программы. Такие программы основываются на видах рекреа­ционной деятельности на открытом воздухе и в загородных лагерях и предоставляют скаутам широкие возможности для занятий спортом, овладения навыками лагерной жизни, обучения основным навыкам по отдельным рабочим специальностям, изучения природы и т.д.

Программы деятельности данных организаций рассчитаны на раз­личные возрастные группы и имеют своей целью всестороннюю подго­товку девочек к общественной жизни и домашним обязанностям, при этом акцент делается на воспитание таких качеств, как инициатива, самообладание, уверенность в своих силах и умение помогать другим людям. Финансирование деятельности данных организаций осу­ществляется в основном за счет членских взносов и частных пожертво­ваний. По традиции религиозные организации всегда проявляли все­мерную заботу о подрастающем поколении. Многие религиозные кон­цессии спонсируют и поддерживают молодежные добровольные объ­единения. Наиболее крупными объединениями такого рода являются «Христианские ассоциации молодых мужчин» и «Христианские ассоциа­ции молодых женщин», «Организации молодых католиков», «Иудейские ассоциации молодых мужчин» и «Иудейские ассоциации молодых жен­щин» - организации, объединяющие молодежь по религиозным убежде­ниям.

В соответствии с этой целью организации располагают солидной материально-технической базой, предназначенной для предоставления своим членам и их семьям широких возможностей в области различных видов рекреационной деятельности: организации содержат спортивные залы и спортивные площадки, бассейны, библиотеки и т.д. Рекреацион­ные программы этих организаций весьма разнообразны и состоят из занятий спортом, различными видами искусства и ремесел. Так, напри­мер, «Христианская ассоциация молодых мужчин» проводит активную программу загородного отдыха для детей. Спортивные программы состоят из широкого набора видов спорта и спортивных игр: популярны футбол, волейбол, каратэ, аэробика, гимнастика, плавание, теннис и др. Организация имеет свои спортивные лиги, танцевальные и театральные классы для детей и взрослых. Помимо осуществления программ для молодежи многие клерикальные учреждения проводят широкое рекреационно-досуговое обслуживание других групп населения - семейных групп, людей пожилого возраста и спецгрупп. Целью такой деятель­ности является установление дружеских взаимоотношений между людьми и увеличение количества членов своих организаций посред­ством предоставления им возможностей для рекреационных занятий.

Отличительные особенности некоммерческого сектора рекреацион­ной сферы США проявляются в том, что финансовые ресурсы его орга­низаций складываются в основном из частно-благотворительных по­жертвований и членских взносов. Процесс рекреационного обслуживания осуществляется в общем добровольными организаторами из числа инициативных граждан, имеющих соответствующие навыки и знания в области рекреации и социальной работы (хотя крупные организации, например, «Бойскауты США» имеют своих штатных работников из числа опытных специалистов-рекреаторов).

Основную цель деятельности коммерческих досуговых организаций трудно определить однозначно. С одной стороны, главная задача такого рода учреждений - извлечение финансовой прибыли. Однако для реше­ния данной задачи коммерческие организации должны строить свою работу при строгом учете потребностей и интересов населения в сфере свободного времени. Таким образом, планируя получение максималь­ной прибыли, коммерческие досуговые организации осуществляют свою деятельность с учетом интересов и потребностей широкой клиентуры и на долгосрочной основе.

. Коммерческие организации и предприятия превратили рекреацию в своеобразную отрасль индустрии, которая покрывает недостатки видов услуг, предоставляемых населе­нию государственным сектором и общественно-добровольными органи­зациями. Диапазон деятельности коммерческих предприятий в области рекреации чрезвычайно велик и заключается в предоставлении населе­нию широкого разнообразия как видов продукции, так и видов услуг.

В секторе коммерческой рекреации, являющейся высокодоходным и посему привлекательным бизнесом, активно задействовано огромное количество представителей частного малого бизнеса и крупнейших фирм и компаний. На вершине пирамиды самых высокодоходных пред­приятий досуговой индустрии США располагаются: фирма Кодак - годо­вой доход - 994.0 млн. долларов, компания Мак Дональд - 953,6 млн. долларов и компания Дисней - 868,9 млн. долларов.

Услуги коммерческого сектора весьма разнообразны и трудно под­даются классификационным рамкам, но все же можно с определенной долей упрощения выделить несколько основных направлений деятель­ности организаций коммерческого сектора. В рамках данного сектора активно развиваются следующие области досугово-рекреационного бизнеса:

- путешествия и туризм;

- производство досуговых товаров;

- развлекательная индустрия;

- индустрия спорта;

- отдых на природе;

- индустрия здоровья.

Таким образом, реализация полномасштабного рекреационного обслуживания населения целых государств является реальностью при активной деятельности и объединенных усилиях соответствующих ор­ганизаций и учреждений всех секторов сферы рекреации - государ­ственного, общественно-добровольного и коммерческого.

Вопросы для самоконтроля

1. Современные концепции сущности досуга.

2. Понятие о рекреации.

3. Что такое рекреационное агентство?

4. Социальные и другие агентства.

5. Органы управления СКР.

 

Литература

1. Вдовенко Т.Е. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. СПб., 1999.

2. Дуликов В.З. Социальныые аспекты КДД за рубежом. М., 2000.

3. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.

4. Культурно-досуговая деятельность. М., 2008.

5. Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995.

6. Тенисоретский О.Д. Досуг и творчество в культурном туризме. М., 1987.

2.6. Социально-культурная работа с различными возрастными группами: специфика, содержание, форма, модели решения кадровых проблем

Досуговые центры в Германии. В странах Европейского Сообщества социальная помощь в сфере досуга различным группам населения оказывается в комьюнити (сообществах), в которые входят различные цент­ры, клубы, объединения, организуются специальные программы. Например, в Германии действует около 420 досуговых цент­ров для молодежи в возрасте от 14 до 27 лет, около 750 консультативно-рекреационных молодежных центров, 374 цен­тра длительного пребывания, где могут жить 25000 молодых людей. Там приняты всевозможные меры по оптимизации сре­ды жизнедеятельности.

В Германии в 1992 году функционировало 650 центров дневного пребывания для пожилых, где работало 7200 социальных работников. В сфере культуры и досуга в этих центрах работали члены добровольных и религиозных организаций, таких как отделения протестантской церкви в Штутгарте, «Каритас» во Франкфурте.

Дневные центры оказывают следующие услуги: медицин­ские консультации, обеды по льготным ценам (или бесплатные), организуют различные клубы на базе центра для всех возраст­ных групп. Основная цель деятельности таких центров — объединить людей разных поколений, разного социального по­ложения, имеющих различные интересы. В центрах созданы благоприятные условия для реализации интеллектуальных и культурных потребностей. Дневные центры для людей с огра­ниченными возможностями помогают этой категории населения реализовать свой творческий потенциал; в некоторых европей­ских странах такие центры функционируют одновременно для пожилых и инвалидов. Основная цель социальной политики сводится к интеграции людей с ограниченными возможностя­ми со здоровыми людьми, что дает возможность одним находиться в обществе, где не подчеркивается их недуг (немощ­ность), а другие учатся помогать, сочувствовать, поддерживать.

В центрах для проживания с полным обеспечением ос­новной задачей считают поддержку этой категории людей, подключая их к досуговой активности, творчеству в комьюни­ти, что, несомненно, способствует сохранению их статуса гражданина.

Центры досуга в Италии. В Италии дневные центры досуга и отдыха рассчитаны в среднем на 80 человек. В каждом центре существуют три штатные единицы специальных социальных работников, вы­полняющих функции аниматоров. Большой популярностью пользуются прогулки в «зеленые дали» (в леса) и «голубые дали» (на побережье).

Центр обеспечивает организацию рекреативно-культурной деятельности своих членов семьи, что включает экскурсии по городу, где находится центр, и по его окрестностям в сопровождении специального гида. Членов центра регулярно приглашают в кино, на специальные диспуты по вопросам культуры.

Большое внимание уделяется спорту, многие с удовольствием участвуют в соревнованиях.

Функционируют кружки «ручного труда».

Каждый такой центр поддерживает тесные контакты с муниципальными властями, часто представитель муниципали­тета является президентом центра.

Пребывание в таких центрах для детей — бесплатное, 50% средств на их содержание поступает из государственных струк­тур, 50% — из местных фондов.

Центры, как правило, принадлежат определенному сооб­ществу.

В Италии широкое распространение получили универси­теты для людей старшего поколения. Их насчитывается более ста. Основная цель этих учебно-досуговых учреж­дений — расширить кругозор своих слушателей в сфере культуры, быть в курсе событий культурной жизни. Как пра­вило, слушатели таких университетов — представители среднего класса.

Услуги социально-образовательного характера в Италии предоставляют летние лагеря отдыха, социальные центры мно­гоцелевого назначения, центры культуры, центры рекреативной деятельности. В этих центрах работают социальные работни­ки, психологи, преподаватели, организаторы досуга. Они предназначены в основном для людей с ограниченными воз­можностями, для пожилых и безработной молодежи. Наряду с государственными служащими в этих центрах работают волон­теры религиозного католического общества «Каритас» и Армии Спасения.

В Люксембурге широко распространены семейные центры, оздоровительно-досуговые и центры семейного кон­сультирования. На уровне государства руководит этими центрами Министерство семьи. Дети находятся под опекой, для них создана специальная сеть дневных центров, куда входят ясли (для детей до 2 лет), детские сады (от 2 до 5 лет), детские центры (от 5 до 12 лет), так называемые «открытые центры» (от 6 до 12 лет и от 12 до 18 лет). Эти центры предлагают свои услуги бедным и людям среднего достатка. В первую очередь туда принимаются дети из неполных и неблагополучных семей. В таких центрах детям помогают готовить домашние задания, а главное — вовлекают в досуговую деятельность, которая имеет превентивную функцию, т.е. отвлекает детей от марги­нальных поступков.

Заслуживают внимания проводимые центром программы, которые обеспечивают питанием тех, кто не в состоянии выхо­дить из дома. В разных странах эти программы имеют свое название, например: «Домашнее кафе» (Ирландия); «Пища на колесах» (Франция); «Обед для Вас» (Дания), суть которых сводится к тому, что приготовленную пищу привозят домой.

В Дании создана сеть так называемых пансионов для молодежи, которые выполняют те же функции, что и образовательно-досуговые центры. В такие пансионы принимаются также дети, если уже живущие молодые люди являются их бра­тьями или сестрами.

Для «трудных» детей нельзя придумать ничего лучше, чем пансион на корабле «Фултон». Туда принимаются преимуще­ственно подростки — мальчики 12—18 лет, которые не могут жить в родной семье. Они проходят курс «молодого матроса», по вечерам поют в хоре.

Центры досуга в США. Примером использования групповых форм в организации досуга могут служить социальные службы США, которые проводят широкую кампанию за здоровье и долгую полноцен­ную жизнь каждого. Создается такая ситуация, когда все большее количество социальных служб вынуждены сделать центром своего внимания пожилых людей. Этим людям нужен здоровый образ жизни, предполагающий не только необходи­мость отдыха и релаксации, но также положительного и творческого в жизни, тесных контактов с близкими по интере­сам людьми, осмысленных занятий тем, что дает радость и удовлетворение. Взаимодействующими проблемами здесь яв­ляются изменение интересов и проведение свободного времени. Исследователи (Моран, Баммел) доказали, что в позднюю пору жизни интересы изменяются редко. Однако практика свидетель­ствует о наличии факторов, влияющих на избрание новых видов деятельности. Социологи подтверждают: принадлежность к оп­ределенному социальному классу влияет на проведение досуга. Группы высокого социального положения принадлежат к престижным клубам, много путешествуют, имеют больше раз­нообразных интересов и тратят больше времени и денег на досуг, чем люди, стоящие на более низкой ступени общества.

Страны Западной Европы и США разными путями подо­шли к верной оценке роли досуга в жизнедеятельности личности, а также к необходимости развития сложной, многоуровневой и многосубъективной системы социальных институтов, органи­заций и других субъектов социально-культурной жизни, ориентированных на организацию досуга пожилых. В этом пла­не показателен опыт Германии. Социальные службы проводят широкую работу, опираясь на специально созданный Федераль­ный конгресс старшего поколения. В земле Баден-Вюртемберг благодаря их деятельности функционируют свыше 2,5 тысяч клубных объединений для пожилых. При них работают центры обмена опытом, деятельностью которых руководит избираемый общим собранием совет клуба.

Две самые большие организации для людей «третьего возраста» в США — Американская ассоциация пенсионеров и Национальный совет пожилых граждан, основанный в 1958 году, — открыты для всех. Их деятельность аналогична многогран­ной работе клубных объединений. Социальные службы за рубежом стремятся к тому, чтобы содействовать открытию различных учреждений, способствующих удовлетворению как психологических, так и общеобразовательных и других духов­ных потребностей. Чаще всего они связаны с организацией досуга. Так, например, в США с 1947 года функционирует сеть клубов «Голден Эйдж» («Золотой Век»). Их спонсорами явля­ются, как правило, местные департаменты отдыха или религиозные организации. Например, клуб «Голден Эйдж» в Лос-Анджелесе (Калифорния) финансирует местная католичес­кая церковь. Он основан в 1973 году для пожилых людей католической веры с целью помочь своим членам вести более полноценный образ жизни, наслаждаться жизнью; его филиалы действуют во многих странах мира. Плата за членство симво­лическая: два доллара в год, а за три года — пять долларов.

Наряду с клубами такого типа в США и Великобритании существуют различные центры досуга и отдыха другого плана для людей «третьего возраста». Эти центры могут иметь спон­соров в муниципалитетах, парках, частных агентствах, включая религиозные. Можно отметить два наиболее типичных подхода к созданию таких центров: во-первых, специальные центры для пожилых, во-вторых, центры многоцелевого назначения, на базе которых создаются разнообразные объединения, где об­щаются люди разных возрастов, разных социальных групп. Членом центров досуга в Великобритании может стать каж­дый, как достигший 21 года, так и пожилой человек. Примерами подобных объединений могут служить Клуб любителей Британ­ского музея и Клуб читателей библиотеки.

Центры культурной жизни Великобритании. Британский музей — центр культурной жизни Велико­британии, поэтому люди разных поколений проводят здесь свой досуг, занимаясь в исторических, археологических, библиогра­фических и других кружках, слушают лекции, участвуют в диспутах и беседах, посвященных проблемам сегодняшней Бри­тании. Члены клуба любителей Британского музея регулярно проводят выставки экспонатов; в дополнение к выставкам ве­дущие ученые страны читают лекции об истории находок и их значении для науки. Средства, полученные от организации та­ких выставок и лекций, идут на реставрацию музея и его сокровищ, так как государственные дотации не покрывают всех расходов, связанных с содержанием музея. Это учитывается социальными службами, которые используют получаемые сред­ства для дальнейшего развития досуговой деятельности.

В качестве примера можно привести наиболее типичный и очень популярный у всех категорий населения Англии досуговый центр «Мекка» в Бристоле. Этот центр предлагает своим посетителям разнообразные развлечения сообразно их возрас­ту и наклонностям. Игры в биллиард и снукер (разновидность биллиарда), катание на коньках требуют определенного мастерства от участников, поэтому при центре организованы специальные спортивные группы для занятий.

«Клуб общения», который организован при содействии «Мекки» — прекрасное место, чтобы собраться и отдохнуть, побеседовать за чашечкой чая. В студиях «Мекки» можно по­танцевать, послушать музыку, встретиться с друзьями, покататься на коньках, посетить кино-, диско- и банкетный зал, биллиардный клуб, зал для игры в бинго (одна из самых попу­лярных игр — 14 миллионов англичан играют в бинго в клубах каждую неделю; 60% из них — люди 60 лет и старше, 80% — женщины). Поскольку в досуговом центре есть клуб общения, где играют в бинго, то можно сказать, что «Мекка» помогает пожилым людям заполнить свое свободное время и провести его с пользой и удовольствием.

В центре «Мекка» каждый вечер бывает более 4000 по­сетителей. Он расположен в современном новом здании в центре города. Имея все необходимое, чтобы организовать рациональ­ный и интересный досуг для жителей города, сотрудники центра не успокаиваются на достигнутом и ищут новые пути улучше­ния досуга. К примеру, когда 20 лет назад центр «Мекка» только что открылся, мало кто в Бристоле умел кататься на коньках, поэтому вначале многие посетители катка получали травмы и городская больница была переполнена. Учитывая сложившу­юся ситуацию, управляющий центром создал при катке пункт первой помощи и организовал занятия спортивных групп, в которых можно научиться кататься на коньках. Занятия прово­дят высококвалифицированные тренеры. Посетители могут брать коньки напрокат.

В досуговом центре «Мекка» созданы специальные кур­сы для подготовки управляющих-менеджеров для различных отраслей досуга. Регулярные занятия для тех, кто хочет полу­чить профессию менеджера досуга проводятся там наряду с циклом лекций для желающих пройти дополнительную подго­товку. В «Мекку» приезжают учиться со всех концов Англии, так как центр подготовки менеджеров досуга располагает все­ми современными средствами обучения, а занятия проводят опытные мастера своего дела.

Досуговый центр «Мекка» является собственностью ком­пании «Мекка», которая была основана в 1884 году в Лондоне. Название «Мекка» не случайно: фирма задумывалась и созда­валась как место, куда всегда будут стремиться посетители, так же как в Мекку — паломники. Вначале компания владела различными кафе, постепенно их стали использовать также для встреч и развлечений, наконец, в 60-е годы нашего века был открыт прекрасный центр досуга.

Сейчас «Мекка» организовала еще 13 спортивных лаге­рей в Англии. Досуговой деятельностью здесь руководит представитель центра: под его началом работают пять директоров-менеджеров. Каждый менеджер возглавляет определен­ный сектор в центре «Мекка» — дискозал, клуб общения, спортивный лагерь и т.д. Они руководят организацией досуга совместно с социальными работниками, учитывая при этом меняющиеся интересы посетителей.

Для постоянных членов «Клуба общения» и всех групп и кружков центра «Мекка» периодически устраиваются гала-праздники, которые проводит компания «Мекка». Эти праздники пользуются популярностью во всей Англии: там про­водятся конкурсы танцев, игры в бинго и биллиард и т.д. Победители получают в подарок машину новейшей марки или поездку на Канарские острова. Надо отметить, что плата за посещение центра «Мекка» и членство в клубе достаточно уме­ренна и доступна как работающим, так и пенсионерам.

При клубах «третьего возраста» могут функционировать различные кружки, такие как филателистический, нумизмати­ческий, музыкальный, танцевальный и т.п. Члены клуба имеют возможность обмениваться открытками, книгами, пластинка­ми, произведениями изопродукции. Большое внимание уделяется генеалогическим и психологическим вопросам. Члены клубов пользуются льготами при подписке на журналы, в которых со­держится информация о путешествиях, отдыхе, текущих событиях. Им предоставляется скидка на 25% в отелях, моте­лях, групповых поездках по стране и за границу, а также на лекарства и витамины от 40% до 70%.

Учитывая возрастные особенности и состояние здоровья людей «третьего возраста » во Франции, например, эти клубы предлагают своим членам такой вид занятий, как изучение ино­странных языков. Практически каждый клуб для пожилых имеет свой театр песни. Деятельность таких театров трудно переоце­нить, поскольку эти творческие коллективы много занимаются благотворительной деятельностью, тем самым, способствуя широкому развитию досуговой сферы социальных служб. Уча­стие в досуговых мероприятиях, организуемых социальными службами, большого числа людей поощряется для того, чтобы способствовать большему вкладу личности в социальную жизнь в надежде, что это сделает социальные ценности и традиции более интернациональными и что источники споров, конфлик­тов и перемен исчезнут.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем лидерство англо-американских стран?

2. Типы и виды социально-культурных институтов для разных возрастных групп населения.

3. Основные направления их деятельности.

4. Цели и задачи кадрового обеспечения СКР.

5. Специфика подготовки кадров в странах Европы и США.

 

Литература

1. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность (перевод с немецкого). М., 1984.

2. Семенова В.Е. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

3. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. М., 1983.

4. Туганова О.Э. Современная культура США: структура. Мировоззренческий аспект художественного творчества. М., 1989.

 

Раздел III. Специфика деятельности учреждений социально-культурной сферы

Природные условия США, Великобритании, Австралии обусловили исключительную роль парков как ведущих центров досуга. Особый ста­тус парков в системе рекреации и духовной жизни обусловил и их особую роль как организационно-методических центров культурно-досуговой деятельности. Обладая большими территориями, которые мо­гут быть использованы для проведения досуговых программ /игровые площадки, плавательные бассейны, территории для организации ла­герей и т.д./ парки, тем не менее, по разному реализуют свои по­тенциальные возможности. Одни /особенно в Калифорнии/ органически сочетают активную рекреацию с включением людей в интенсивный про­цесс духовного творчества, другие /Пенсильвания, районы больших озер/ ограничиваются лишь организацией развлечений.

Сейчас в западных странах наметились тенденции к совместному использованию возможностей школы и парка. Так, по инициативе Нэнси Рейган в США с конца 70-х начала 80-х годов укрепилась политика объединения усилий муниципальных органов, общественных организации парков, школы, частных лиц по внедрению научных основ орга­низации детского и юношеского досуга.

Не спадает интерес жителей Соединённых Штатов и гостей к знаменитым американским тематическим паркам. США считаются безусловным законодателем мод в данном виде массовых развлечений. Это, прежде всего, хорошо известные миру парки Диснейленд (штат Калифорния, 1955 год) и Диснейуорлд (штат Флорида, 1971 год). Хорошо посещаются тематические парки типа «Пондеросы» (штат Невада). Турист может побывать на ранчо Картрайтов, героев суперпопулярного телесериала «Бонанзе» («Золотое дно»).

В США большое внимание уделяется проблеме укрепления здоровья людей. Среди общепринятых государственных акций, призванных решать эту проблему и имеющих непосредственное отношение к паркам можно выделить общенациональную проблему развития легкой атлетики для молодежи, которая представляет собой своего рода вводный курс в систематические занятия физкультурой и спортом.

В публикациях уделяется внимание здоровью школьников.

Согласно данным медицинских обследований лишь 36% американских детей школьного возраста можно считать здоровыми. Школы же не дают детям необходимой физической нагрузки. В результате 80-85% времени на занятия спортом дети и подростки тратят вне школьных стен. В то же время указывается, что с помощью парков можно увеличить до 90% число детей, занимающихся спортом. Для этого необходимо изучить все плюсы и минусы школьных программ по физкультуре, разработать альтернативные спортивные программы, изучить работу парков в этом направлении, развивая их материальную базу, постоянно проводить опросы и исследования в этой области.

Уделяется внимание и другим социальным и возрастным группам посетителей парков: лицам среднего и пожилого возраста, инвалидам, семьям, одиноким людям. При этом в качестве приоритетных направлений оздоровительной работы для всех групп посетителей парков выделяются развлечения активного характера, зимние и водные виды спорта. Характерными для спортивно-оздоровительных занятий в парках являются аэробика, гимнастика, хореография, плавание, спортивная ходьба, езда на велосипеде, катание на лыжах, турпоходы. Распространенной тенденцией стало превращение многих парков в мощные рекреационно-оздоровительные центры с широким набором услуг.

Плавательные бассейны – неотъемлемая принадлежность большинства парков США. Кроме собственно бассейнов, необходимы оборудованный пляж, кафе, игровые площадки для детей и активного отдыха взрослых, трибуны для зрителей с навесом от дождя и солнца.

Необходимо помнить о специфических потребностях инвалидов-детей и взрослых. В частности, вместо привычных ступенек для спуска в бассейн создаются специальные подъёмники и пандусы.

Определённое время в течение дня отводится людям старшего возраста с учётом их специфических потребностей (например, вода более высокой температуры). Могут быть утренние или ночные сеансы для работающих, сеансы для родителей с детьми. Определённое время выделяется для групп обучения плаванию. Все посетители должны овладеть навыками спасения утопающих. В бассейнах проводятся зрелищные мероприятия; водный балет, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду. Указывается на необходимость раздельной организации лечебных, развлекательных программ в бассейнах, чтобы их участники не сталкивались друг с другом. Необходимо также, чтобы бассейны были доступны детям всех возрастов.

«Тропы здоровья» - эти парковые объекты стали важнейшим дополнением к традиционной спортивно-оздоровительной работе парков. Они привлекают к себе и любителей спортивной ходьбы, и лиц пожилого возраста, и инвалидов.

«Тропы здоровья» имеют на своем протяжении несколько станций для индивидуальных упражнений. Большое внимание организаторами «троп» уделяется красочному оформлению спортивных снарядов, яркой рекламе. Развитие «троп здоровья» в американских парках привычно к возникновению множества клубов любителей ходьбы и бега.

Игровые площадки появились в США в 1885 году. Ещё на рубеже веков была разработана программа, обязывающая каждый город иметь игровые площадки в таком количестве, чтобы каждый живущий в городе ребенок мог пешком дойти до ближайшей площадки от своего дома.

Устройство игровых площадок постоянно совершенствуется. Проводится опрос, анализируется частота использования детьми того или иного игрового объекта, изучается игровое взаимодействие детей. Строятся объекты, развивающие вестибулярный аппарат: качели, карусели, горки для лазания. Особый интерес вызывают природные элементы игровых площадок (скалы, листья, песок, вода).

Предпочтительней многофункциональность игрового оборудования, дающая возможность разнообразить виды активности детей. Все игровые конструкции должны сводить к минимуму детский травматизм. Особенно важно наличие соответствующих покрытий, чтобы ребёнок не ушибался, преодолевая то или иное препятствие.

В последнее время парки всё чаще оцениваются многими специалистами не только в сугубо оздоровительном, но и социальном аспекте – как пространство социальной адаптации и социальной реабилитации людей по каким-либо причинам «выпавших» из активных форм общественной жизни. В первую очередь это относится к лицам пожилого возраста и инвалидам.

Работа парков с инвалидами и престарелыми людьми. Вводятся программы для инвалидов и престарелых, предоставляющих возможности людям с дефектами физического или умственного развития принимать полноценное участие в развлечениях, приобщаться к радостям жизни.

Примером долгосрочной разработки таких программ является опыт взаимодействия парков и домов престарелых. Парки, обслуживающие престарелых, располагают соответствующим техническим оснащением и оборудованием, инструментами и запасными деталями для ремонта инвалидных колясок, портативными рациями, крытыми павильонами. Широко представлена в таких парках «живая природа»: птицы, животные. Наиболее популярными среди пожилых являются музыкальные программы, детские концерты, пикники. Социальной реабилитации пожилых способствуют проводимые праздничные мероприятия, позволяющие пожилым людям стать активными участниками парковых программ. В одном из парков с участием ученых-геронтологов был подготовлен «Праздник стариков».

Участие парков в проблеме одиночества. Особую категорию посетителей парков, нуждающихся в социальной реабилитации, составляют одинокие люди. Ныне одиночество рассматривается как вполне приемлемый вариант образа жизни.

Множество одиноких американцев ищет развлекательные мероприятия, где можно завести новые знакомства. Для этих людей требуется организация специальных программ, учитывающая данный интерес. Организация баров и дискотек для одиноких людей в целом не оправдала себя, поскольку стала рассматриваться общественным мнением как «ярмарка невест». Не помогает в полной мере решить проблему и компьютерная служба знакомств, наличие специальных газет, журналов, спортивных и туристических клубов для одиноких.

Работа парков с детьми и неполными семьями. Если для пожилых, инвалидов и одиноких людей важны социально реабилитационные процессы, то для детей и подростков на первый план выходит проблема социальной адаптации к «миру взрослых». Для этих возрастных групп в парках организуется программа, развивающия в первую очередь новые интересы и виды социокультурной активности. Среди перспективных в этом отношении занятий специалисты предлагают разнообразные сюжетные и ролевые игры.

Семейные программы парков. Процесс социальной адаптации детей значительно ускоряется, если протекает в ситуации совместной деятельности детей и взрослых. Специалисты предлагают делать особый акцент на межвозрастных, семейных программах. Характерными являются такие занятия, как лыжные походы, спортивные и танцевальные программы с участием семей. Особое значение эти программы имеют для неполных семей. Они дают возможность, с одной стороны, родителям провести время с детьми вне дома, с другой – необходимое общение между родителями-одиночками. Специалисты рекомендуют волейбол, народные танцы, автомеханику, ремонт домашней бытовой техники.

В целом у детей, подростков, семей особый интерес вызывают занятия, непосредственно связанные с устройством быта, условий жизни, «домашними» потребностями. Например, введенная в одном из парков программа «Школа кулинарии» с участием поваров лучших ресторанов оказалась настолько популярной, что пришлось ограничить число слушателей, разделив их по более узким направлениям: «немецкое хлебопечение», французская, китайская, персидская кухня. Популярными стали переплетное дело, ремонт антиквариата, строительные навыки. Создаются программы, развивающие навыки ручного труда, доступные любому возрасту.

Например, предлагается организовать «Праздник летающих объектов». Его участники приносят с собой воздушных змеев, надувные шары, бумажные самолетики – все, что может летать. Здесь же умельцы покажут, как правильно сделать змея или самолётик.

Сотрудничество школ и парков в программе «Дети для парков». Довольно распространено привлечение детей к общественно-полезной деятельности путем участия их в благоустройстве парков. В одном из регионов была разработана специальная программа «Дети для парков». В ее подготовке приняли участие муниципальные работники и руководство школ. Авторы проекта преследовали две цели: повышение роли парков как экологических объектов, формирующих чувство личной ответственности за их состояние и возможность развития социально-полезной деятельности в условиях парка. При этом учитывались и особенности того или иного возраста школьников. Учащиеся 6-х классов обновляли вывеску над входом в парк, учащиеся 4-х классов обновляли и ремонтировали столики для пикников, а учащиеся начальных классов выращивали цветы. Они получают навыки обращения с простейшими сельскохозяйственными орудиями, знакомятся с историей создания парка.

Парковые аттракционы и лабиринты часто имеют тематическую направленность, связанную с изучением школьных предметов. В связи с этим многие парки имеют уголки живой природы, ботанические сады, космические центры с настоящими «Шатлами» и другими техническими сооружениями; вольеры с домашними и дикими жимотными.

Модификация парков – разнообразна: тематические, диснеевские, вакационные, центро-парки, сафари-парки. Одной из самых привлекательных сегодня для отечественного потребителя и туристов из других стран стали аквапарки. Более 70% туристов едут именно в водные центры Европы и США. Ежегодный доход их – до 1 млрд. долларов.

Аквапарк парковый комплекс, предоставляющий широкий спектр активного отдыха на воде.

Возникли 30 лет назад. В Европе их уже 15 (в т.ч. 5 – в Голландии, 3 – в Великобритании, 2 – в Белгии, 1 – в Германии).

Успех аквапарков зависит от нескольких факторов:

а) органичное соединение природной среды со спортивно-развлекательными аттракционами; обычно на берегу живописного озера;

б) набор услуг, устраивающий всех, как правило:

5. бунгало (некоторые из них оборудованы ваннами или саунами);

6. парк – Плача под стеклянным сводом с ресторанами, барами, супермаркетами;

7. Аква-Мундо (водный мир) – комплекс тропических бассейнов с экзотическими растениями, водными горками, джакузи, тематическими бассейнами (например, Остров сокровищ, затонувший корабль…), бассейн с волнами;

8. прокатный пункт-снаряжение для подводного плавания, для наблюдения за рыбами в подводных аквариумах; для спортивных занятий (теннис, боулинг, стрельба из лука, гольф, уроки аэробики, конной езды, подводного плавания);

9. Центр красоты с кабинетами массажа, косметическими процедурами, травяными ванными.

Тематические парки. Особенность деятельности американских парков – их тесная связь с потребностями и запросами посетителей. По мнению амери­канских специалистов, эта связь должна присутствовать уже на стадии планирования работы парков. План, по их мнению, должен включать в качестве обязательных следующие компоненты: 1) пожелания, запросы посетителей; 2) наличие соответствующих парковых меро­приятий по их удовлетворению; 3) оценку того, как парку удалось к моменту планирования продвинуться в этом направлении. Наряду с текущим рекомендуется перспективное планирование, оптимальный срок которого - 3 года.

Развлекательные программы тематических парков могут вклю­чать в себя одну или несколько тем. Часто это отображается в самом названии парка, броском, привлекательном – «Мир цирка», «Морской мир», «Королевские владения», «Кукурузный дворец», «Город серебря­ного доллара» и т.д.

Парковые бассейны представляют собой, как правило, комплекс бассейнов – главный бассейн, оборудованный устройством, создаю­щим волны, и один или несколько менее крупных бассейнов с «ны­ряющими платформами», маленькими водопадами. Парки с водными аттракционами часто создаются недалеко от жилых кварталов, явля­ясь доступными для лиц с невысокой мобильностью – детей, пожилых людей.

Опыт показывает, что наличие водных аттракционов в бассейнах значительно увеличивает продолжительность их посещения. Практи­чески плавание требует таких высоких затрат энергии, что находиться в воде не представляется возможным более 0,5-1 часа. Однако не­многие посетители захотели бы идти в парк на такое короткое время. В парке эта проблема решается с помощью неводных аттракционов. В парках с водными аттракционами посетители могут отдыхать до 6 часов.

О невероятном разнообразии водных аттракционов в американ­ских парках говорят некоторые примеры. Так, новый сезон в парке «Королевские владения» (Досвилл, штат Виржиния) ознаменовался открытием аттракциона «Белая вода каньона», имитирующего путеше­ствие по бурной горной реке. Накануне официального открытия в парк в целях рекламы были приглашены представители прессы, которым была предоставлена возможность бесплатно прокатиться по «горной реке». Путешествие длилось 3,5 мин. В аттракционе было занято 26 шестиместных лодок. Дополнительный эффект создавали машина, обеспечивающая волны, два водопада и четыре гейзера.

Историко-культурная тематика праздничных программ часто привязана к прошлому данной местности, региона. Например, в парке «Город серебряного Доллара» проводится Национальный горный музыкальный фестиваль, построенный на обычаях и художественных традициях данного края. Во время фестиваля исполняется музыка горных регионов в духе кантри, вестерна. Участвуют исполнители на местных музыкальных инструментах: ложках, гармонях, трещотках. В этом же парке проводится традиционный фестиваль местных реме­сел. Мастера демонстрируют свое искусство перед посетителями и тут же продают свои изделия.

Другой пример. В парке Уильямсбурга восстановлена резиден­ция губернатора, символизирующая колониальное прошлое Америки. В здании сохранены обстановка и внутреннее убранство, бывшие здесь при семи британских колониальных правителях. Во дворце проводятся экскурсии. Посетителей дворца встречают служитель в ливрее, приближенные и личный секретарь губернатора в костюмах 18 века. Раз в месяц в танцевальном зале при свечах звучит музыка, которую слушали губернатор и приглашенная элита. Музыканты играют в костюмах стиля барокко 18 века. Полностью губернаторским гостеприимством посетители могут насладиться на театрализованных представлениях «Ночь во дворце».

На территории парка «Великое исчезновение» (шт. Нью-Йорк) расположено 75 скульптур – произведений 19 века. К основной терри­тории парка примыкает небольшая «Деревня с газовым освещением», сохраняющая облик американской деревни конца 19 века. Здесь проводятся костюмированные представления.

Парк «Холидей уорлд» разбит на отдельные зоны (по тематиче­скому признаку), посвященные национальным и религиозным празд­никам. В каждой зоне продаются традиционные для данного праздни­ка маски, карнавальные костюмы, кулинарные изделия.

Театрализации парковых аттракционов.

Например, в одном из парков проводятся семь шоу с участием электронных игрушек, изображающих людей различных профессий. После того, как в автомат бросят 25- или 50-центовую монету, игрушка «оживает». Всего в семи шоу занято 33 куклы. В «кузнице» «кузнец» подковывает «лошадь», а его «подручные» «меняют колесо». Здесь же есть «парикмахерская» с куклами, в которой восстановлены мебель и оборудование 19 века.

Во многих парках широко используется опыт кукольных пред­ставлений Диснейленда. Один из таких примеров («Звезды Голливу­да») был приведен выше. Добавим к этому, что раньше изготовление кукол, изображающих героев мультфильмов, было недоступно другим паркам, т.к. массовая технология не позволяла достичь нужных стан­дартов, а индивидуальное изготовление кукол обходилось слишком дорого. Сейчас уровень технологии изготовления кукол таков, что кукольные представления могут быть подготовлены в сравнительно короткие сроки и проводятся на небольших сценических площадках. В отличие от выступления артистов кукольные представления можно проводить неограниченное число раз в день.

Эволюция театрализованных аттракционов в Диснейленде по­зволила открыть новый развлекательный парк – Фантазиленд. Среди наиболее популярных аттракционов здесь «Приключения Белоснежки», «Полет Питера Пэна», «Путешествие Пиноккио». Эти аттракционы действуют как сказочные метаморфозы. В «Полете Питера Пэна», посетители могут спускаться по водопаду, оставшись сухими, а в «Приключениях Белоснежки» плавающие бревна превращаются в крокодилов, деревья внезапно «оживают» и атакуют гостей. В этих аттракционах широко используется голография.

Популярны в американских парках различные музыкальные Фес­тивали, которых проводится огромное количество. Парки не являются традиционным местом выступлений музыкальных ансамблей. Тем не менее, многие парки все шире практикуют приглашение популярных групп. Выделяются следующие причины, по которым ансамбли согла­шаются выступать в парках:

1. выступление в парках способствует росту их популярности;

2. парк широко рекламирует выступающую группу. Причем затра­ты парка на рекламу едва ли не превышают сумму, которую получает группа;

3. в парках успешно играют группы, которые в иных условиях не смогли бы обеспечить себе полный денежный сбор;

4. администрация парка берет на себя заботы по техническому обеспечению выступлений.

Во многих парках стоятся концертные залы для летних выступ­лений балетных и оперных групп, симфонических оркестров, в том числе и приезжающих на гастроли. Опыт показывает, что возможности парковых концертных залов существенно расширяются при предос­тавлении их сцен джазовым оркестрам и рок-ансамблям. Большое внимание уделяется интерьеру парковых концертных сооружений, их вписыванию в окружающий пейзаж.

Интересен и опыт американских парков по совмещению музы­кальных фестивалей и индустрии аттракционов. Например, в США существует кампания «Объединенные в песне», которая разрабатыва­ет компьютерную технологию проведения в парках крупнейших музы­кальных фестивалей. Приводится описание одного из таких праздни­ков - фестиваля рок-н-ролла. Он был задуман как обширная програм­ма аттракционов для посетителей всех возрастов. Праздник обеспе­чивался с помощью оборудования, поставляемого 113 фирмами. Гостям фестиваля были продемонстрированы домашние компьютеры, музыкальные синтезаторы, новейшие видеосистемы, компьютерные игры. Однако центром всеобщего внимания была музыка. Организато­ры фестиваля пригласили для выступления на нем наиболее попу­лярные рок-ансамбли. Весь парк был превращен в театр под откры­тым небом. Администрация парка позаботилась и об инвалидах. Для них были предусмотрены специальные площадки обозрения, благода­ря которым эти люди смогли стать свидетелями зрелища, которого в иных условиях они были бы лишены.

Эстетическое воспитание в американских парках тесно перепле­тается с экологическим воспитанием. Этому способствует и архитек­тура парковых сооружений, и ухоженные зеленые насаждения, и со вкусом выполненное художественное оформление парка, и безуко­ризненно вежливый обслуживающий персонал. Чистота и порядок в американских парках поддерживаются даже в периоды их наибольшей посещаемости.

Руководство парков США выработало даже своеобразную «фи­лософию обслуживания», которая наряду с общими принципами работы парков включает и эстетический аспект.

Проблема эстетического воспитания здесь тесно связана с про­блемой охраны окружающей среды. Работники парков активно участ­вуют в деятельности общественной организации «Прекрасный город». Ежегодно в парках проводится торжественное награждение отдельных лиц, корпораций, государственных предприятий, внесших наибольший вклад в дело охраны окружающей природы.

Особое внимание в экологическом воспитании уделяется детям. Для игровых площадок парков разрабатываются специальные темати­ческие экологические программы. Ежегодно тысячи детей и подрост­ков участвуют в экскурсиях и специальных занятиях, которые прово­дят опытные натуралисты. Дети помогают парковым служащим под­держивать чистоту, выполняют посильный ремонт парковой мебели.

Существует и специальная просветительная программа «Посети­тели парка». Ее целью является напоминание посетителям о той ответственности, которую они несут за сохранность красоты окру­жающей природы.

Парки устраивают специальные выставки, демонстрирующие возможные варианты оформления дворов. В парках открыты специ­альные «классы», где можно получить необходимые знания по садоводству и оформлению ландшафта. Кроме того, служащие парка открывают «справочные бюро», отвечающие на вопросы посетителей по уходу за растениями. Часто тех, кто обращается туда с вопросами, приглашают посмотреть, как те или иные операции выполняются квалифицированными садоводами. Соответствующие материалы регулярно помещаются в газетах, им отводятся специальные переда­чи на радио и телевидении.

Некоторые американские специалисты считают, что парки всегда должны сохранять черты естественного природного объекта. Только в этом случае они будут интересны краеведам, экологам, туристам.

Распространенной формой общения с природой в американских парках являются пикники. По мнению некоторых парковых работников, пикник в парке отличается от пикника в лесу тем, что в парках должны быть зооуголки, зверинцы, аттракционы. Замечено, что удовольствие от пикника получает сравнительно небольшая группа посетителей. Поэтому важно предусмотреть наличие разнообразных шоу «вокруг» пикников (например, соревнование «Кто быстрее съест пирог» или «Кто дальше бросит подкову»), а также специально выделенные для обзора природные уголки. Например, «Театр джунглей». Наличие рассредото­ченных в пространстве шоу, развлечений повышает пропускную способность парка и уменьшает относительную плотность посетите­лей в природной зоне (сохраняет природную среду парков). Так, по данным наблюдений, парк, организованный по данному принципу, способен одновременно вместить в различных зонах от 100 до 5000 человек.

Практика создания «живых уголков» в парках наглядно вырази­лась в распространении зоопарков как составной части тематических парков. Считается, что маленькие «семейные» зоопарки в данном случае не являются конкурентами крупных муниципальных зоопарков. Маленькие зоопарки можно рассмотреть за 1,5 часа, не утомляя детей. Их популярность связана с общедоступностью и бесплатностью посещения.

В некоторых парках зоопарки, зооуголки становятся центром всей культурно-познавательной и культурно-рекреационной програм­мы. Например, в летних представлениях, организуемых в зоопарке Сан-Диего (Калифорния), участвуют животные, известные посетите­лям по кино- и телефильмам (например, львица из «Рожденная сво­бодной»). Это делается с целью привлечь в парк посетителей различ­ных возрастов, заинтересовать их в повторном посещении зоопарка. Традиционная программа парка расширена за счет проведения кон­цертов. Кроме того, организуются популярные лекции об исследова­ниях, проводимых в зоопарке, рассказывается о дрессировщиках, ветеринарной службе. Показываются животные, являющиеся экзоти­ческими для Америки - верблюд, зебра, слон.

В некоторых парках имеются гигантские аквариумы. На протя­жении 25 лет успех и рентабельность Морского аквариума в Майами обеспечивались за счет иностранных туристов. Однако затем руково­дство парка стало больше внимания уделять рекламе парка внутри страны. На протяжении многих лет в парке функционирует «Театр морских животных», где «выступают» дельфины, морские львы. Есть и такой аттракцион, как кормление акул. Долгое время эти шоу основы­вались на наблюдении за поведением животных, изучении природы. Теперь еще используются и элементы цирковых представлений. Организованы также лодочные прогулки и выход в море на катере.

Большое внимание в американских парках уделяется рекламе их деятельности. Многие парки тратят значительные средства на выпуск брошюр, афиш, рассказывающих об их программах.

Широко используется и видеоаппаратура, рекламирующая ат­тракционы парка, его зоны отдыха. Эти видеопрограммы демонстри­руются в тех местах, где бывает много народа. Рекламе парка служит и организация концертов с участием популярных местных певцов и групп.

«Диснейленд» организует рекламные поездки по крупнейшим го­родам страны певцов, танцоров, драматических актеров, профессио­нальных игроков в гольф, чтобы показать, какие развлечения имеются в парке. Успеху и оперативности его рекламы способствует контракт с одной из авиакомпаний. Это позволило в короткий срок провести рекламный тур по 70 городам США, освещающий летние программы и аттракционы. Дополнительной рекламой является неожиданное сочетание каких-либо аттракционов. Например, на берегу бассейна помещается экран, и купающиеся могут одновременно смотреть какой-нибудь фильм.

Мировые тенденции в области паркового строительства. За рубежом появляются новые типы парков, связанных с сохране­нием археологических, геологических объектов.

Появляются сады на искусственных основаниях, рукотворные водоемы и рельефы. Приобретают популярность ландшафтные композиции, осно­ванные на традициях японского сада. Их предназначение – создать условия для сосредоточенного созерцания микропейзажей из камней, воды и растений. Такие сады устраиваются в крупных парках, в за­городных зонах отдыха. Экологи рекомендуют оставлять часть газо­нов без стрижки, что способствует появлению большого числа насекомых и птиц. Выкапываются небольшие полузаросшие пруды, где водит­ся рыба.

В мировой практике паркостроения избегают асфальтовых покрытий, высаживают рощи.

В парижском парке Ля Виллет отдельные уголки парка воссоздают типичные сельские ландшафты Франции.

Парижский парк А. Мальро - место встреч и игр на траве, есть искусственное озеро, где обитают птицы. Даже дома, окружающие парк, по своей архитектуре являются как бы продолжением парка.

В парке постоянно проводятся экскурсии - уроки общения с

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Загородная рекреация пользуется огромной популярностью среди жителей, они располагают действительно широкими возможностями выбора видов досуговой деятельности на открытом воздухе | Технологии музейной педагогики в практической деятельности зарубежных музеев
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.