КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления социально-культурной политики в борьбе с наркоманией
Основные направления социально-культурной политики Политика различных стран в отношении наркотических средств и профилактики наркомании в целом соответствует тенденциям, прослеживаемым в международных соглашениях. Что касается мер по сокращению нелегального рынка наркотических средств, то основным курсом политики во многих странах избрано решительное противостояние этому рынку с применением различных репрессивных средств. В последние годы даже терминология, употребляющаяся в текстах правительственных В настоящее время основные направления политики в отношении наркотических средств отражаются не только в законодательстве, но и в национальных программах по предупреждению злоупотребления наркотиками и их распространения, при этом названия программ в различных государствах могут значительно отличаться. Значение таких программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, методов и возможностей се решения, а также в разработке и комплексном проведении мероприятий но решению двух общих задач: снижения предложения наркотиков и снижения потребности в них. Проведенный Т.Н. Беркалиевым анализ политики различных стран в отношении наркотиков дает основание для ее условного разделения на три типа: либеральную, репрессивную и рестриктивную. Либеральная - политика разрешения торговли и потребления некоторых видов наркотиков в Голландии и Дании. Репрессивная политика характеризуется преследованием индивидуумов за потребление наркотиков. Такая политика проводится в Пакистане, Сингапуре и некоторых других странах, где за употребление наркотиков предполагается тюремное заключение, а за торговлю ими - казнь. Так как на этих странах Рестриктияная («сдерживающая») политика характеризуется тем, что государство за употребление наркотиков не применяет уголовное наказание, а старается оказать помощь больным наркоманией. В то же время, оборот наркотиков строго контролируется. Важным элементом рестриктивной политики является интенсивная профилактическая работа по разъяснению Можно отметим, тенденцию - в европейских странах и США центр внимания в национальных программах все больше переносится на разработку систем профилактических мероприятий, направленных на работу с потребителями наркотиков и группами риска. Еще одной отличительной чертой политики в отношении предупреждения наркомании в разных странах является стремление общества воздействовать на всю совокупность факторов риска заболевания. Наркоманию все чаше относят к «социальным заболеваниям», и в этой связи прорабатывают возможности се предупреждения не только на биологическом, но и психологическом, педагогическом. социальном уровнях. В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно СЧИТАТЬ разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к здоровому образу жизни. Идея о том, что здоровье человека является Считается, чго именно изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ. Одновременно в политике государств большое внимание уделяется широкому информированию населения о вреде наркотиков. Основным источником необходимых знаний яв)тяются средства массовой информации и специально разработанные образовательные программы для детей и подростков. на них в этом титане возлагается ответственность и надежда. Комплексный подход к работе с населением строится по различным принципам: возрастному, социальному, территориальному. При этом особое внимание уделяется «зонам риска». В большинстве программ европейских стран школа выделена как «зона риска», поэтому работе со школьниками уделяется особое внимание, при этом отмечается, что достижение цели, рати которой разрабатываются и реализуются программы, зависит от взаимодействия всех участников профилактической работы. В этой связи особенно отмечается необходимость координации работы различных специалистов и организаций. Можно выделить два основных принципа построения профилактической деятельности в отдельных странах. 1. Централизованная увязка всех программ (региональных, 2. Партнерство всех организаций, участвующих в работе но Отличительной особенностью современных профилактических мер является повышение роли общественных инициатив, что отражает особую обеспокоенность общества этой проблемой. Все более часто такие инициативы получают официальное признание и включаются в общую систему предупредительных мер. Таким примером могут служить профилактические программы ЕСЛО, Европейские города против наркотиков. Все большее распространение приобретает и практика объединения различных специалистов (врачей, психологов, педагогов и т.д.) в небольшие группы с целью реализации программ. Их объединяют общие взгляды на проблему и се решение, прежде всего, к работе с группами риска. По мнению участников международных объединений и движений, общим направлением профилактики должно стать расширение мероприятий по укреплению здоровья населения, усиление внимания к социальной работе и В целом, анализ развития международной политики в отношении наркотиков показывает, что объявленная в 60-х гг. «война» наркотикам, которая велась с применением жестких репрессивных мер и требовала больших финансовых расходов, не дала тех результатов, которые оправдали бы все эти затраты. Этот факт был положен в основу аргументов в пользу принципиального пересмотра концепции антинаркотической политики. Можно отмстить, что в настоящее время политика в отношении предупреждения распространения наркотических средств и заболеваемости наркоманиями имеет несколько общих направлений в различных странах. Традиционное направление нетерпимая борьба с нелегальным распространением наркотических средств. Здесь используются различные репрессивные меры, широко применяются оперативные акции, формы международною сотрудничества. Данное направление политики обеспечивается вложением крупных материальных средств и закрепляется уголовным законодательством, которое предусматривает широкий перечень запретов операций с наркотиками со строгим наказанием за их нарушение. Новое направление - существенное изменение в отношениях к лицам, страдающих наркоманиями, и к проведению профилактических мер. Данное направление получает финансовую поддержку со стороны государства и закрепляется социальным законодательством, законодательством в образовании и здравоохранении. В рамках этою направления можно отметить деятельность различных общественных групп и движений. В последние годы в этом направлении активизировалось внимание к предупредительной работе среди трупп риска (школьников, молодежи). Особое значение придается информированию о вреде наркотических средств, принимаются меры, стимулирующие ведение здорового образа жизни. Основными ориентирами является полное воздержание от наркотиков и сокращение использования средств, способных вызвать зависимость организма от них (табак, алкоголь, лекарственные препараты). Это направление политики реализуется на основе целевых правительственных программ. Общая идеология выражена в Послании Генерального Секретаря ООН по случаю международного Дня борьбы со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков от 26 июня 2002 г. К. Аннан отмстил, что работа Международной Программы ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП) является важной составляющей обшей стратегии борьбы с употреблением наркотиков и направлена также на разъяснение людям о преимуществах здоровою обрата жизни Зарубежный опыт разработки профилактических программ насчитывает не одно десятилетие. Это позволяет увидеть их во временной ретроспективе и оценить их эффективность. Поэтому неудивительно, что в основе многих отечественных программ лежат адаптированные (а иногда и не вполне актированные) Современное антинаркотическое обучение за рубежом основывается на следующих концептуальных положениях. Дети в каждом возрасте получают в определенной последовательности строго определенную информацию о психоактивных веществах. Программы когнитивного обучения получили большую популярность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки. Они рассчитаны, прежде всею, на подростков в возрасте or двенадцати до шестнадцати лет и отличаются повышенной Программы эффективного обучения и их модификации. Это программы первичной и вторичной профилактики. Получили распространение во Франции, в Германии. Англии и Голландии. В их основе лежит представление о том, что в подростковом Программы поведенческою обучения или поведенческой модификации широко распространены в Соединенных Штатах Америки. Они основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения у подростков устойчивости к употреб- Одна НЗ таких моделей - основа программ формирования жизненных навыков (ФЖН). Программы ФЖП - это всесторонние современные программы, имеющие широкую методологическую основу, позволяющую детям сформировать здоровый Программы формирования социальных альтернатов базируются на идее о том, что позитивная деятельность, альтернативная наркотизации, способствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции и представляют собой создание действительности, альтернативной наркотической. Сюда могут быть отнесены всевозможные формы занятости молодежи: рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Общественные программы подразумевают воздействие через средства массовой информации - радио, телевидение, газеты. журналы, плакаты, открытки, лекции, конференции, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение Программы, ориентированные на школу, включаются в национальную политику образования и проводятся в форме школьных уроков, посвященных обучению здоровому поведению, предупреждению употребления наркотиков и алкоголя. Программы создания групп социальной поддержки. Если у ребенка отсутствует социальная среда, способная поддержать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать группы само- и взаимопомощи (среди родителей, сверстников, учителей). Достаточно широкое распространение получают программы копинг-превенции. базирующиеся на основах теории стресса и копинга Р. Лазауруса. Эти предегаиления заключаются в том. что при взаимодействии со средой у человека формируются определенные стратегии поведения, направленные на совладение со стрессом и являющиеся результатом ею личного опыта. Копинг - это преодоление стресса, совладение с ним. С целью профилактики употребления наркотиков необходимо развитие навыков преодоления стресса. Большинство зарубежных программ включает обучение сопротивлению давления сверстников и взрослых, средств массовой информации, подталкивающих подростков к употреблению. Значительное внимание уделяется распознаванию невербальных Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикомпонентный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено, что эффективность программы прямо пропорциональна количеству включенных в нес компонентов: чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна. Общеизвестными условиями эффективности программ являются следующие: профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей. Они относятся к группе Менее способные и неблагополучные в поведении ученики принадлежат к труппе повышенного риска. Наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения. Поэтому программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволит всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы. Все исследователи солидарны в убеждении, что хорошо подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники. При использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению. необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающую действительность и вызывают сомнения в достоверности источника. Предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация. Особенно, если в дальнейшем лети столкнутся с альтернативными или противоречивыми фактами. Доказана эффективность активного участия детей в различных моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное присутствие при сообщении информации неэффективно. В рамках многочисленных исследований в США показано,что в отношении эффективности профилактики наркомании наблюдаются различия, связанные с разновидностью наркотика. Большая Эффективность достигнута в отношении табака. Более спорные результаты наблюдаются в отношении алкоголя и ма- Вообще, результаты практической реализации профилактических программ большинство зарубежных авторов оценивают неоднозначно: не всегда эффект сопоставим с затратами, иногда отмечались негативные эффекты, после завершения занятий происходит Эффект затухания. Перспективен подход к профилактике наркомании с позиции укрепления здоровья. Эта концепция включает в себя формирование компетентности здорового жизненного стиля. Данное направление разрабатывается с 1994 г.. уже включает в себя 10 стран Европы и получает постепенное распространение в России. Несомненно, что формированию здорового стиля поведения будет способствовать увеличение школ здоровье сберегающего типа. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите особенности превентивного образования за 2. Раскройте принципы организации профилактической 3. Охарактеризуйте целевые установки обучающих про- 4. Выделите условия эффективности профилактических Литература 1. Бсркалиев Т.Н. Профилактика наркомании в территори- 2. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: 3. Ерохина И.А. Здоровье сберегающие технологии в про- 4. Калачей Б.Ф.. Сергеев А.Н. Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России и в мире // 11ротиводейст- 5.Колесникова Э.А. Наркотики и наркомания // Профилактика девиантного поведения молоде жи. М.. 1998.
[1] Аристотель. Метафизика. М., 1951. – 306 с. [2] Эпикур. Письмо к Геродоту. М., 1946. – С. 44. [3] Ольденбург С.Ф. К осмыслению истории культуры. М., 1937. – С. 159. [4] Сорокин П. Бюджет свободного времени. М., 1988. – 88с. [5] Новикова И.А. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. 2-е допол. издание. М., 1999.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |