КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
Формирование стремления к пониманию прекрасного воспитание способности полноценного восприятия характерно для Проблемы приобщения молодежи к наследию музыкальной 1) особенности учебных планов и программ по музыкально-эстетическому воспитанию подростков; 2) актуализация жизненных проблем молодежи в процессе музыкального просвещения; 3) активизация музыкальной деятельности личности и опора на творческую инициативу; 4) комплексное использование искусств в организации музыкальной деятельности подростков. Нами была предпринята попытка проанализировать историю развития музыкально-эстетического воспитания на Западе. начиная с Древности. Античная цивилизация своими глубочайшими корнями связана с более древними восточными культурами, в частности с культурой Древнего Египта. Так, основополагающая идея античной педагогики мысль о воспитательном значении музыки - заимствована треками у египтян. Достижения египетской музыкальной культуры, относящиеся примерно ко II-му тысячелетию до н.э. даже в наше время представляются значительными. Древние египтяне широко применяли в практике музицирования оригинальные приемы «концентрирования» сопоставление групп музыкантов-орфистов. флейтистов, певцов, а иногда оркестра и хора. Египтяне владели также приемами аккордового сопровождения голосу. Для записи музыки использовались «невмы» - крючки и завитушки, обозначающие не высоту и длительность звуков, а направление и величину мелодических ходов. Кроме того, египтянам были известны «нормы» - каноны, типичные мелодические формулы, которых музыканты cтрого Эпоха расцвета античной (греко-римской) цивилизации с характерной для нее «полисной» культурой приходится на V-IV вв. до н.э. Рабовладельческое общество явилось специфической ступенью и социально-экономическом и духовном развитии человечества. Использование труда рабов позволило высвободить значительные силы в высших слоях общества, что во многом Именно в V-IV вв. до н.э. формируются важнейшие идеи эстетического воспитания, доныне сохранившие актуальность. Культура и традиции греков проявились в уникальной системе Ведущим средством «мусического» воспитания была музыка. Именно музыка, считали греки, вела кратчайшим путем к достижению калогатии. Термин «калогатия» состоит из двух корней. Kalos («прекрасный») - характеристика тела, натренированного в спорте, совершенного в осанке, позах, жестах, которые являлись нормами общественного вкуса и такта. Agathos («добрый») - характеристика души, проникнувшейся внутренним ритмом, настроенной на добродетели. Таким образом, термином «калогатия» обозначался правильный ритм тела и души, их гармония. И если культуру тела воспитывала атлегика, то душу человека, его духовный мир формировала музыка. Характерная черта воспитания детей в Древней Греции - сочетание музыки с поэзией и танцем. Так, например, мифы, в которых греки видели основу духовного воспитания, а также оды и трагедии воспроизводились в действии, пенни, танцах. Триединство поэзии, танца и музыки обеспечивало глубокое воспитательное воздействие благодаря мелодии и ритму (музы- Музыкальное воспитание в Древней Греции контролировалось государством и обществом. Специальные законодательные акты предписывали грекам обязательное приобщение к музыкальному искусству. Так, в Спарте. Фивах и Афинах каждый свободный гражданин обучался игре на авлосе (духовой инструмент наподобие гобоя); пение в хоре было важной государственностью обязанностью молодых греков. В ряде городов, например, в Аркадии, обучение молодежи музыке продолжалось до 30 лет. Государство не только требовало, чтобы его граждане приобщались к искусству, но и помогало им в этом. Самым пре- Античная система образования и воспитания предполагала Придавая огромное значение музыке как средству нравственного воспитания, греки разработали учение об «этосс» - теорию этического воздействия на человека музыкальных ладов, ритмов и инструментов. Теория этоса обосновывала особенности нравственно-смыслового воздействия мелодий, написанных в различных ладах. Древние лады существенно отличались от ладов, употребляемых в практике современного изучения теории музыки и сольфеджио. Основой древнетреческнх ладов являлся нисходящий тетраккорд - последовательность из четырех Обратимся к основным системам музыкально-эстетических воззрений, обусловивших значение античной цивилизации, во многом сохранивших актуальность и до наших дней. Так, поразительным было воспитание спартанцсв-воинов, проходивших суровую школу военно-гимнастического тренажера и закалки. Интересны идеи выдающегося математика и философа Итак, отражая «мировую гармонию», музыка, по Пифагору, обеспечивает внутреннюю гармонию человека, помогает выработать эвритмию - верный ритм н игре, танце, речи, жестах, поступках и мыслях. Наиболее известны системы музыкально-эстетического воспитания детей, созданные выдающимися мыслителями и педагогами античности Платоном и Аристотелем. Платон высоко оценивал воспитательное воздействие музыкального искусства на детей. Он учил, что всякое живое существо в молодости прыгает, скачет, пляшет, кричит. Порядок в движениях ребенка подчинен ритму, а порядок в «смешении тонов» - гармонии. Отсюда: правильное поведение человека определяется музыкой. В отношении к музыкальному воспитанию, Дифференцированное» философско-педагогической концепции Платона, горячая убежденность в огромном социальном значении музыки нашли яркое отражение в его системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, обусловив важные достоинства этой системы. Другим выдающимся представителем философской и эстетико-педагогической мысли в эпоху античности был Аристотель, разработавший целостную систему музыкально-эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание в целом - одна из центральных научно-практических проблем, которыми занимался Аристотель. Учитель знаменитого полководца Александра Македонского, Аристотель создал оригинальную систему начального воспитания детей, включавшую четыре предмета: музыку, изобразительное искусство, грамматику и гимнастику. Цель применения такой системы бучения развить в человеке высшие духовные силы, сделать его внутренне и внешне прекрасным. В ряду изучаемых дисциплин отсутствует математика, сознательно исключенная Аристотелем, так как он считал, что она не имеет отношения к воспитанию нравственности. Аристотель, вслед за Платоном, уделял особое внимание музыке, предпочитая ее изобразительному искусству. Он выдвинул своеобразное обоснование нравственного воздействия музыки на психику человека. По мнению Аристотеля, «ритм и мелодия содержат в себе приближающиеся к реальной действительности отражения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также прочих нравст- Аристотель дифференцировал музыкальные мелодии по их воспитательной значимости на три группы: 1) этические (имеющие ярко выраженную нравственную направленность); 2) практические (относящиеся к деятельности); 3) энтузиастические (вызывающие приподнятое состояние, восторг). Аристотель первым из античных философов и педагогов подчеркнул необходимость практической музыкальной деятельности в процессе обучения детей. Наряду со слушанием музыки, опыт игры на музыкальных инструментах, пенис являются, по мысли Аристотеля, неотъемлемой частью музыкального воспитания подрастающего поколения. Конкретная музыкальная деятельность во многом способствует реализации воспитательной функции музыки. Аристотель считал, что пение наполняет души детей энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект этического порядка. Таким образом, в философской концепции Аристотеля сформировались его важнейшие эстетико-педагогические принципы, сохранившие актульность до наших дней: • принцип активной практики как способа усвоения эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством; • требование обязательного гедонистического эффекта в Все изложенные концепции музыкально-эстетического воспитания объединяет идея огромного воспитательного значения музыки. В соответствии с этой общей принципиальной установкой строились впоследствии различные системы музыкально- эстетического воспитания, характерные для более поздних общественно-исторических эпох. В связи с новой социально-экономической основой, формированием феодальных отношений и распространением христианства резко изменились культурно-идеологические установки. В эпоху средневековья произошло смешение акцентов: система античного эстетического воспитания уступает место средневековому эстетическому воспитанию. Искусству, в частности музыке, отводится роль вспомогательного средства познания и усвоения религиозных истин. Религиозная нравственность стала единственно возможной целью общественного воспитания, не предполагающей самостоятельной рати искусства. Роль искусства сводилась преимущественно к усилению эмоционально-нравственного эффекта при богослужении, в результате чего искусство приобретало атрибутивное значение. Кроме того, для Церковные мыслители отвергли народную и светскую музыку как «греховную, увеселяющую чувства и услаждающую слух». Идеалом средневековой духовной музыки стал простой по форме, мелодически невыразительный мотив, лишенный чувственной окраски. Образец такой музыки - григорианский хорал, с характерной для него статичностью ритма и движения мелодии, что создавало эффект устойчивого единообразия и вполне соответствовало цели - углубленному самосозерцанию человека во время богослужения. Основным официальным учреждением, в котором осуществлялось музыкально-эстетическое воспитание в его аскетическом средневековом варианте, была схоластическая школа, предусматривающая минимум эстетического воспитания учащихся. Средневековая культура и система музыкально-эстетического воспитания отличались противоречивостью вследствие соединения церковно-догматических (целевых) установок и прогрессивных тенденций в развитии искусства как формы общественного сознания, отражающего особенности социально-экономического и духовного развития общества. Неслучайны, например, ростки светского музыкально-эстетического воспитания, проявившиеся в системе рыцарского образования. Г го отличительная черта - изучение поэзии, языков, а также декламация под музыку поэтических произведений, заимствованных у трубадуров и миннезингеров (бродячих музыкантов). Именно в среде рыцарства развилось светское искусство мелодекламации необходимый атрибут изящного выражения чувств. Своеобразной «отдушиной» для общественного сознания, Отрицая современную действительность, карнавальная пародия одновременно возрождала и обновляла, несла в себе собственно эстетическое начато в его умственно-непосредственном и религиозно не предопределен ом варианте. Карнавальная культура стала важной областью народной художественно-эстетической практики, она возродила характерные для античного искусства черты синкретичности, наполнив их новым социальным смыслом. Запрограммированное религиозное сознание людей находило в ней действенный способ выражения земных чувств и мыслей, рождающихся вопреки существующему укладу- средневековой действительности. Эпоха средневековья подготовила благодатную почву для Новая идейная ориентация обусловила особенности культу- Такого человека с любовью изображают в произведениях Изменение идеологической ориентации искусства приводит Параллельно с развитием музыкального искусства и форм и письмом, освоением 5-6 языков учить детей пению, игре на Но всесторонняя образованность, гармоническое развитие Формами массового приобщения народа к музыке (в странах Западной Европы) по-прежнему оставались церковное писание и церковная инструментальная музыка, а также пенис в церковно-приходских школах, где наряду с культовой музыкой исполнялись и светские песни, и, конечно же. народные праздники, карнавалы, домашнее музицирование. Музыкально-эстетическое воспитание в эпоху Возрождения Новые педагогические принципы и методы роботы с учащимися стали основой эстетизации процесса обучения, развития его воспитательной направленности. Основными формами инструментального музицирования в Характерной оказалась динамика развития художсственно- Низшие слои общества проявляли глубокую заинтересованность в приобщении к музыке, стремление к ее непосредственному постижению при слушании и исполнении. Распространению домашнего музицирования способствовал богатый инструментарий, который явился средством выражения новых художественных идей, рожденных эпохой. Благодаря новым формам бытования музыкального искусства в обществе музыкально-эстетическое воспитание стало носителем гуманистического содержания и прогрессивных форм воспитательной работы с детьми. Кризис ренессансного гуманизма, развившегося в вследствие Эстетическое воспитание в то время было подчинено воспитанию делового человека, стремящегося к жизненному успеху. Они проявились в частности, в XVIII в. - веке Просвещения ставшем новым этапом в истории развития теории и практики музыкально-эстетического воспитания. Просветительству были свойственны вражда к крепостничеству, средневековой отсталости; защита самоуправления, свободы; отстаивание интересов народа и связанный с этим «исторический оптимизм». Просветители придавали огромное значение широкому распространению знаний, в том числе художественно-эстетических. Эстетико-воспитательным идеям просветительства свойственны: вера в возможность эстетического развития человечества; Наиболее яркую и своеобразную концепцию музыкально- Мечтая о том, чтобы все дети с раннего возраста привыкли На фоне снобизма и невежества «верхов» резким контрастом проявилось стремление к искусству «низов». Музыка была одной из самых любимых дисциплин в народных школах, а гордостью уэльских рабочих, например, стал духовой оркестр. Изменилось содержание обучения пению в школах Германии и Франции. Обязательным стало пение не только церковных, но и Идею цифровой нотописи разрабатывал еще Ж.Ж. Руссо, Цифровая система обучения нотной грамоте явилась важным фактором демократизации музыкального обучения и воспитания в условиях продолжающегося падения его духовно-эстетической значимости в высших слоях общества и невозможности полноценного духовного и практического приобщения к музыкальному искусству в низших социальных слоях. В связи с резко меняющейся социокультурной ситуацией периода XX в. и положением подростков в обществе в музыкально-эстетической молодежной политике западноевропейских стран произошли существенные изменения. В виду быстро возросшей роли культуры наступило смешение приоритетов общественного развития с экономических на социально-культурные. экономических к политических проблем и лаже возможной альтернативой н выборе вариантов будущего европейского развития. По сути она все чаще рассматривается как средство решения технологических, социальных и политических проблем. Данные преобразования потребовали поиска инноваций в Исследователь Э. Фелан пишет, что современный западный мир - это мир «эстетического плюрализма, в результате чего не существует одного определенного направления в сфере музыкально-эстетического восприятия». Известный американский социолог Г. Каи в книге «Последующие 200 лет: сценарии для развития США и мира» отмечает, что во II тысячелетии искус- Сравнивая опыт музыкального воспитания в различных странах, следует отмстить, что существует единая направленность в содержании и методах работы с подрастающим поколением, единые государственные программы музыкально-эстетического воспитания (Венгрия, Болгария. США, Великобритания, ФРГ - отсутствует система массового воспитания). Например, в США в конце XIX - начале XX в. начались экспериментальные Гарриет Фсранд (1998 г.) одну из главных задач школы видел во внедрении демократических процессов посредством исследования тщательно спланированных учебных ситуаций. В 1970 г. в Чикагском университете продолжены работы, начатые Ваготикским (Россия) и затем Д. Дьюи по обучению детей в небольших группах. Эти эксперименты явились продолжением попыток Дьюи (1938) доказать несостоятельность «прогрессивного обучения». В 20-30 г. создавались труппы учащихся, подобранных в соответствии с уровнем ттх развития. Эта практика не увенчалась успехом и в 60-е гг. была осуществлена попытка повторения этого опыта. Под влиянием идей (Карла Роджера. Абра- Концепция «гуманистического воспитания» в США. Великобритании. ФРГ в 80-х гт. приобрела популярность. Одно из ее направлений - дисциплинарный подход, который предполагает гуманизацию общего образования через содержание учебных процессов. Например, проект BASIC демонстрирует опыт гуманизации общего образования через интеграцию предмета «искусство» в структуру «базовых» дисциплин (BASIC - создание систем искусств в школьном учебном плане, который осваивается в штате Миннесота). С помощью 5 видов искусства - изобразительного, музыки, театра, литературы, балета, которые преподаются профессиональными художниками, музыкантами, актерами, режиссерами, писателями, танцовщиками делается попытка привести в соответствие интеллектуальные и эмоциональные силы учащихся. Помимо проведения занятий по предметам эстетического цикла они консультируют преподавателей базоных дисциплин и участвуют в составлении программ по этим предметам, «соединяя» последние со своим видом искусства. Но этот проект в виду высокой себестоимости относится к числу элитарных При формировании ipyiin предлагается учитывать следующее: учащиеся подбираются таким образом, чтобы в группе был ученик более способный по сравнению со сверстниками, это условие должно учитываться преподавателем музыки. Один из предложенных методов - создание небольших школьных ансамблей; доказано, что это развивает способности и приучает детей работать в коллективе. После II Мировой войны опыт американских ученых распространился и был применен во многих странах. Япония, наряду с компьютеризацией, робото- и видеотехникой, переняла методику коллективного обучения. Анализ специальной литературы, а также непосредственное Примечательно, что главное звено в системе музыкально-эстетического воспитания во многих странах - это школа, которая объединяет как учебные, так и джазовые музыкальные занятия подростков (Вснфия, Великобритания, ФРГ). В школе подростки имеют возможность обучаться игре на инструменте, петь в хоре, играть в оркестре. Наличие достаточного количества времени, сконцентрированность различных форм музыкально- Так, например, в небольшом европейском островном государстве - Республике Ирландии за последние 10 лег успешно была предпринята попытка сделать свою собственную национальную культуру главным элементом системы музыкально-эстетического воспитания от дошкольного до высшего. Богатство и интенсивность музыкальной жизни в современной Ирландин являются убедительным свидетельством огромного влияния, которое окатывает на ирландское общество система музыкального образования. И делается это благодаря тому, что в ней найден необходимый баланс между возрожденной традиционной культурой и электронной музыкой. Главный момент модели - развитие исполнительства среди детей. Здесь широкое применение получил народный шестиклапанный инструмент (feadog stain). Были также разработаны методы обучения игры на скрипке и аккордеоне. В результате только этой составной части программы Если рассмотреть проблему музыкально-эстетического воспитания в ФРГ, то там основное внимание уделяется активному музицированию и хоровому пению. Уроки проходят 2 раза в неделю это школьный хор и оркестр, а иногда - освоение одного или двух музыкальных инструментов. Офомную роль в формировании музыкальной культуры подростков играют любитель- I - от прослушивания записей к живой музыке; II - от записи к коллективным музыкальным импровизациям; III - от радиопостановок к музыке для них. В ФРГ программы музыкального воспитания состоят из следующих разделов: - «Исполнение и сочинение музыки» (Performing and composing);. - «Слушание и оценивание музыки» (Listening ana appraising). Каждый вид применяется в увлекательной форме, с постоянной ориентацией на актуальные для данного возраста явления. Учащиеся не только слушают и сами воспроизводят живую музыку, но и получают музыкальные представления, слушая радио, магнитофонные и грамзаписи, а также с помощью телевидения и видео. Использование технических средств даст возможность определять стили, какие импровизации используются в данной номинации. В общеобразовательных школах Австралии придерживаются принципа: все дети в возрасте от 5 до 13 лет должны иметь возможность получить музыкальное образование. В школьном возрасте развитие происходит путем вовлечения в пенис и подвижные игры. Занятия музыкой в общеобразовательных школах проходят I раз в неделю. В дополнение к общим урокам организована система внеклассных занятий в хоре, оркестре, ансамблях. Учащиеся старше 13 лет могут выбрать музыку в качестве основного предмета и продолжить специализацию в этом направлении до окончания учебного заведения (16 лет). Общеобразовательная школа дает профессиональную базу для обучения в музыкальных колледжах и университетах. Шесть штагов и две территории. на которые делится Австралия, сами определяют содержание музыкального образования в своих начальных и средних школах. Одна из наиболее важных черт - это разнообразие программ и способов их воплощения в жизнь. Действующие автономно органы управления разных штатов дают основное требование, однако педагогические коллективы вправе разрабатывать свои собственные программы обучения, с учетом рекомендации. Как отмечает профессор Школы искусств Университетского Анализ зарубежного опыта показал, что формирование музыкальной культуры осуществляется в единстве трех взаимообусловленных процессов: восприятия, исполнения, творчества. Главное внимание уделяется ознакомлению учащихся с композиторским ремеслом. В каждой школе существуют свои особенности, но суть программы остается той же самой: композитор руководит учащимися, которые пытаются сочинять музыку. Обучение школьников может начинаться с импровизаций или разработки мелодий, для дополнительного развития используется комплексное электронное оборудование (клавишный инструмент. синтезатор, блок звуковых эффектов, пульт, дисплей, печатающее устройство). В специальных лабораториях, оснащенных таким оборудованием, учащиеся учатся с его помощью создавать музыкальные пьесы. Преимущество работы на гаком оборудовании заключается в том, что ученик сразу может услышать и увидеть свое произведение, имеет возможность дать ему оттенку, а в необходимых случаях переделать. В школах Великобритании активное музицирование предусмотрено разделом программы «Исполнение и сочинение музыки», рекомендующим использовать увлекательные для подростков творческие формы музыкальной деятельности, связанные с игрой на синтезаторе, гитаре, пением. Интересен курс «Растем с музыкой» Михаила Стопса и Анлрю Малдопса, разработанный для трех ступеней обучения. III ступень отведена подросткам. Программа ставит цель «Воспитывать в учениках восприимчивость, понимание музыки, наслаждения от нее через активное участие в слушании, сочинении, исполнении произведений». О внимании к активному музицированию свидетельствует тот факт, что в престижных школах Великобритании обучение не только обязательно, но и ведется систематически, целенаправленно. Каждый ученик должен освоить какой-либо музыкальный инструмент. Так, в «Дин Клоуз Скул», где обучаются мальчики-подростки, практикуется обучение на скрипке, флей- В программе «Здесь и теперь» Дж. 11сйнтсра (Великобритания). Автор предлагает современную модель - начинать обучение с сочинения музыки, творческого музицирования, независимо от музыкальной подготовки. Цель - развитие восприимчивости к музыке, средства - различные звуковые материалы (стук, шорох, речь, крик). Эта программа используется в Великобритании. США и дает эффективные результаты в плане освоения ритма, темна, динамики. формообразования. Застуживает внимания решение рассматриваемой проблемы в Великобритании, где в школьный процесс вводится освоение клавиатуры синтезатора, проводимое на групповых занятиях по специальному пособию. Сочинение на электронной клавиатуре, содержащей сведения по нотной грамоте, основам элементарной аранжировки и композиции. Для учителей существует ряд пособий по данной форме работы. Форма проведения занятий включает большой объем времени для творческой работы. Задание состоит из сочинения пьес на синтезаторе, разбора их структуры, инструментовки. Результаты работ каждого ученика хранятся в специальных папках, что позволяет проследить рост и динамику его музыкального развития. Также существует методика освоения популярного среди подростков инструмента - гитары, где после объяснения учителем техники исполнения некоторых аккордов, эти приемы отрабатываются в процессе ансамблевого исполнения популярных и народных песен всей группой. В аспекте использования электронных музыкальных инструментов заслуживает внимания экспериментальный японский метод «клавиатурного сольфеджио», осуществляемый в условиях массового начального обучения игре на клавишных инструментах студентов - будущих педагогов начальной школы. Всю группу, играющую на электрогитарах, контролирует преподаватель при помощи специального пульта. Музицирование, пение, творческая музыкальная деятельность прослеживается во многих авторских программах. Например, программа «Силю Барденг энд Джин Мюзик» акцентирует работу на развитии певческих данных. Профессор Дж. О дан считает, что «сердцем каждого урока является песня, поскольку использование возможностей голоса служит основой понимания музыки и музыкального развития. Важную роль в развитии детей играет изучение национальных песен различных этнических Не утратила актуальности проблема изучения популярной современной музыки. В 50-х гг. в ФРГ в школьные программы начинают вводить изучение джаза. Целесообразность применения поп-дидактики по-разному оценивается педагогами зарубежных стран. Например. К. Рсйкольдс (США) является сторонницей данного процесса и считает, что «учитель, который не В качестве примера она предлагает творчество групп «Битлз», «Genesis», и. по мнению С. Фокса (США), «эта музыка имеет высокое художественное содержание и се можно сравнивать с музыкой Монтеверди, 1 Пульмана. Шуберта. поэтому следует включить в школьную программу. Достижения популярных групп «Битлз» или «Genesis» связаны, прежде всего, с опорой на'собственные национальные песенные традиции и высокий профессионализм. Существует и мнение противников поп-дидактики, например, Б. Броклерст (Великобритания) считает, что «есть опасность, что музыкальное воспитание попросту потворствует существующим вкусам и укрепляет их вместо того, чтобы развивать и'расширять. Мы поддерживаем наиболее объективную позицию И.Р. Хосререра (США), считающего, что учитель должен использовать популярную музыку тогда, когда она способствует Еще долгое время методика музыкального воспитания как в России так и за рубежом будет совершенствоваться и развиваться.' Этот процесс связан с усилением социальной роли музыкального искусства, достижениями смежных наук, результатами проводимых исследований. Возвращаясь к истории развития музыкально-эстетического воспитания за рубежом, можно сделать вывод, что в последние десятилетия наибольшую известность в музыкально-педагогических кругах получили системы музыкального воспитания 3. Кодая и К. Орфа. Обе методики стали фундаментом программ по музыке в школах разных стран. Обе системы, несмотря на их различия, имеют много общего. Это опора на народную музыку, воспитание музыкальной культуры детей через активное развитие их музыкальных способностей. Основой разработанной 3. Кодаем системы музыкального воспитания стачи утверждения, что «музыкальные занятия способствуют формированию других способностей ребенка и благоприятно сказываются на его физическом и духовном развитии». В 1951 г. в Венгрии по инициативе 3. Колая были открыты общеобразовательные школы (8 классов) с расширенным музыкальным обучением. В четырех младших классах дети занимались музыкой ежедневно в течение недели по 2 часа, в старших -4 раза в неделю, а также 2 часа хоровым пением. 3. Кодай считал, что в дальнейшем эти школы будут переформированы в музыкальные общеобразовательные школы. В основе музыкального воспитания 3. Кодай видел народную музыку. В фольклоре его привлекали высокие эстетические ценности, национальное своеобразие. В 1943 г. 3. Кодаем был создан «Сборник песен для школы», где на примерах венгерских народных песен дети осваивают различные ритмические и мелодические элементы. В своей программе педагог придавал Развитие музыкальных способностей на начальном этапе по его программе осуществляется в игровой форме. Формирование звуковысотного слуха и ладового чувства начинается с усвоения пентатоники, после чего легко установить связь с западноевропейской мажорно-минорной системой. Для освоения пентатоники 3. Кодай написал «333 упражнения в чтении с листа», собрав в 4 тетрадях подходящий народный музыкальный материал. Развитие чувства ритма строится на основе движений в РНП. Это воспитания нашла своих последователей в США, Великобритании, Канаде, Франции, Японии и др. странах. Немецкий музыкант и педагог К. Орф на протяжении многих лег вел экспериментальную музыкально-педагогическую работу, результаты которой были обобщены в пособии по музыкальному воспитанию «Шульверк», созданном совместно с Г. Ксстман. Пособие состоит из 5 томов. I том (1931 г.) посвящен музыкально-ритмическому воспитанию детей (игра на эле- Для элементарного музицирования К. Орф совместно с К. Заксом разработал детский инструментарий. Это мелодические ударные инструменты (с деревянными и металлическими пластинами) - металлофоны и ксилофоны, глокеншпили; немелодические: литавры, двойной барабан, маленькие тарелочки; простые духовые инструменты - блокфлейты разного диапазона. некоторые смычковые инструменты, используемые на более II раздел - пение, как ведущая деятельность музыкального воспитания. Огромное значение придается музыкально-ритмическим движениям. Первые мелодии «Шульверка», которые играют и ноют, построены на интервале терция («Как поет кукушка»). Детям предлагается самим сначала спеть, а потом сыграть на металлофонах мелодию («Как поет кукушка»). Можно, III - Музыкально-ритмическое воспитание начинается с ирохлопывания ритма детских стихов, имен и фиксации таким обргюм, «ритмических блоков», которые усваиваются детьми в различных играх. Соединяя «ритмические блоки», дети создают простейшие построения в различных формах (двух-, трехчастной, рондо). В уроки, проводимые по «Шульверку» обязательно включаются музыкально-ритмические движения, такие, как пружинящие движения на месте, легкие покачивания корпусом, движения рук, сопровождающиеся хлопками и т.д. На последующих этапах музыкально-ритмического воспитания освоение мстрорнтма осуществляется путем сочетания движений (бег и пружинка, ходьба с подскоками и др.) Немаловажное значение придается подвижным играм и импровизации движений, их сопровождению на различных видах барабанов, бубнах, висящих тарелках. К. Орф не считал «Шульверк» оконченной работой и стремился постоянно к музыкальному совершенствованию в соответствии с требованиями времени. Автор говорил, что Программу нужно обогащать характерной народной музыкой каждой страны, поэтому имеются французский, английский, канадский, шведский, испанский, японский и другие национальные варианты. Музыкальное воспитание К. Орфа осуществляется в общеобразовательных, хоровых и музыкальных школах, а также школах Рассмотренные примеры музыкально-эстетического воспитания за рубежом демонстрируют ясное понимание путей, какими идет развитие в бысгро изменяющемся мире. Каждая страна по-разному отвечает на требования времени, совершенствованием профамм и форм обучения. В последние годы XX в. было выдвинуто немало предположений в пользу осовременивания музыкально-эстетического образования. Практика современного воспитания за рубежом построена на жизненных проблемах подростков, поскольку этим в значительной степени определяется активность освоения музыкально-эстетической культуры общества. Проанализированный опыт продемонстрировал разнообразие форм и методов музыкально-эстетического развития: - развитие процесса музыкального восприятия; - изучение национальной культуры и кульгуры других стран; - освоение приемов музицирования; - освоение электромузыкальных инструментов, персональных компьютеров; - участие в творческих коллективах (хор, ансамбль, оркестр); - сочинение музыки, импровизация; - стимулирование и развитие творческой деятельности. В нашей стране, к сожалению, желание заимствовать зарубежный опыт, даже полезный, еще не так давно считалось «непатриотичным». Десятилетиями мы не «желая учиться, воспитали «нового», «всесторонне развитого» человека» в отдельно взятой сгранс». Л ведь положение с музыкальным обучением в школах нашей страны оставляет желать намного лучшего. Чего стоит одно лишь высказывание по этому поводу И.О. Компа- Мало того, что музыка в наших школах по-прежнему остается предметом второстепенным, мы по-прежнему обладаем не всей информацией в области музыкального образования и развития в зарубежных странах. Подводя итоги, можно с полным основанием утверждать, что отдельные элементы и методы музыкально-эстстического развития за рубежом могут иметь широчайший спектр применения во всех звеньях системы российского образования от детского сада до высшей школы. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте проблемы теории и практики в зару- 2. Проанализируйте историю развития музыкально-эстети- 3. В чем заключаются особенности системы образования и 4. Раскройте фнлософско-педагогические концепции ан- 5. Дайте сравнительный анализ музыкального воспитания в 6. Школа как главное звено в системе музыкально-эстетического воспитания. 7. Охарактеризуйте основные аспекты системы музыкального воспитания 3. Кодая и К. Орфа. Литература 1. Вссова М.А. В школе и на отдыхе. Ярославль, 1997. 2. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. М„ 1989. 3. Викторов А.Ш. История русской культуры. М.. 1997.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |