Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная деятельность религиозных организаций

С момента своего зарождения религия оказывает формирующее влияние на менталитет общества, и было бы ошибочно сводить ее сущность только к вере в Бога или в другие сверхъестественные силы. Религия напротяжении веков определяет духовную жизнь общества, является регулятором
этики и морали, выступает как важнейший компонент социальной структуры. Опираясь на этнокультурные традиции общества, выполняет функцию сакрализации норм поведения, обеспечивая тем самым их устойчивость.

В настоящее время существует достаточно большое количество различных религиозных верований, и их число постоянно увеличивается. Веющее место среди них занимают мировые религии. Макс Вебер под мировыми религиями понимал «свободно от оценочных суждений те пять религиозных обусловленных систем регламентации жизни, число сторонников которых особенно велико: религиозная этика конфуцианства, индуизма, буддизма, христианства и ислама».

Принято различать 3 основных таких организаций;
Церковь - это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему жизнедеятельностью, поведением верующих.

Деноминации - это религиозная организация современного типа, которая возникла вследствие распространения религиозного плюрализма как наиболее адекватных потребностям современного общества.

Секта (от лат. secta - «школа», «учение», «направление» возникает как оппозиция по спношению к господствующей церкви или религиозному направлению.

Специфика деятельности этих организаций определяется религиозной ментальностью адептов.

Религиозные организации помимо функций связям культовой деятельностью, поддержанием и распространением вероучений, выполняют также целый спектр социокультурных функций: объединяющую, ценносто-орнентационную, регулятивную. коммуникативную, иитегрирующую, политическую, идеологическую.

Функции религиозных организаций.

Объединяющая функция. Любая религиозная организация
объединяет своих адептов в общность и стремится к увеличению количества приверженцев своего учения, расширению зоны своего влияния. Так, католическая церковь, являясь одной из самых многочисленных, объединяет миллионы верующих по всему миру. Необходимо отметить, что внутри религиозных организаций складываются достаточно прочные межличностные связи, основанные на духовном единстве. Например, православные христиане, обьединенные любовью бога-Отца, считают
друг друга «братьями и сестрами во Христе».

Ценностно-орнентационная функция заключается в том, что
на основе этнокультурных традиций формируется устойчивая, вертикально упорядоченная система смыслов и ценностей. Эти высшие ценности являются дня верующих сакральными (от лат. sacrum - священный) и служат ориентирами на пути духовного роста. Члены религиозных организаций, будучи носителями этих ценностей, норм и смыслов, привносят их в жизнь общества.

Коммуникативная функция заключается в организации
совместного участия в культовых действиях, общении верующих между собой, со священнослужителем, и высшей формой
считается общение с Богом.

Регулятивная функция тесно связана с ценностно-ориентационной. В большинстве религиозных организаций существуют идейные догмы, регламентирующие нормы поведения и морали. Например, в христианстве - Библейские заповеди, в исламе - законы шариата, переданные через Коран. Степень строгости и формы контроля за соблюдением этих норм, жесткость
наказания весьма разнообразны. Так, дзен-буддизм вообще не имеет никакой священной книги и ритуалов, а в секте скопцов целомудрие обеспечивается хирургическим удалением половых органов или нарушением их репродуктивной функции. Если регулятивная функция какой-либо религии реализуется в течение длительного времени, она становится частью культурной традиции общества и оказывает влияние не только на поведение не только верующих, но и на нормы морали общества в целом.

Компенсаторная функция состоит в том. что религиозные
учения, обещая возможность лучшей жизни и счастья в будущих перевоплощениях, слияние с Абсолютом или вечную благодать как плату за страдания и смирение, смягчают потрясения и потери реальной жизни. Поэтому человек, чувствуя свое бессилие перед обстоятельствами, неудовлетворенность социальным устройством общества, одиночество, ищет утешение в религии и надеется на поддержку высших сил. Компенсаторная
функция обеспечивается системой воздействия на личность это участие в массовых и индивидуальных культовых действиях, где на психику оказывают мощнейшее влияние произнесение повторяющихся текстов молитв, музыка, запах (во многих ритуалах используются цветы, ароматические вещества, свсчи и т.д.), вкус (ритуальные вкушения), цвет и свет, часто обрядовые действия сопровождаются определенными движениями. Таким образом для гармонизации внутреннего мира человека религиозные организации задействуют весь арсенал арт-терапевтических методов воздействия на сознание и подсознание верующих

Интегрирующая функция. Религиозные организации. считая свое учение единственно верным (путем к спасению), стремятся распространить свои взгляды и на другие этнокультурные общности, что ведет к размыванию традиционных границ той или иной религии. Необходимо отметить, что миссионерская деятельность религиозных организаций весьма неоднозначна
Известны случаи, когда распространение какой-либо религии способствовало укреплению государственности, подъему экономики и культуры менее развитых этнокультурных общностей. В иных случаях вызывало межконфессиональное противоборство, даже религиозные войны под идейным знаменем обращения «неверных» в истинную веру. Так или иначе, заимствование религиозных идей отражается не только на собственно теологических взглядах, но и на общекультурных традициях общества, в
которое это учение интегрируются.

Политическая функция. На более ранних ступенях развития общества религия подводила логическую основу под существующую иерархию социальных отношений, содействуя усилению власти. В настоящее время религиозные организации оказывают серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику сфаны особенно там, где церковь не отделена от государства.

Идеологическая функции. Идеология - это система знаний, позволяющая обществу, группе, классу или человеку ориентироваться в окружающей социальной среде и решать общие задачи социальной регуляции. В мировых религиях идеология основывается на эсхатологическом учении, которое и обосновывает необходимость определенного порядка земной
жизни.

В настоящее время тенденции развития культурной политики в высокоразвитых странах учитывают влияние религиозною менталитета на социальное поведение общества и функции религиозных организаций. Исходя из этого, особое значение в странах Запада придается установлению «партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации)».

Рассмотрим подробнее деятельность некоторых традиционных религиозных организаций.

В Швейцарии материальное благополучие церковных общин обеспечивается не только за счет пожертвований прихожан, но и церковных налогов. Располагая достаточными финансовыми средствами, церковные общины организуют работу с различными группами населения: молодежью, мужчинами, женщинами. матерями, вдовами, одинокими и т.д. Формы работы разнообразны: благотворительные обеды, встречи, отдых, кон-
сультационные пункты, дежурный телефон.

В Лондоне в 1865 г. методическим проповедником Уильямом Бутсом было начато движение за нравственное возрождение общества, которое в 1870 г. получило название «Христианская миссия». В 1878 г. оно было переименовано в «Армию спасения» и под этим названием получило широкую известность.
Основной целью деятельности этого движения на современном
этапе является борьба против асоциальных явлений, в частности, проституции, оказание помощи «низшим» слоям общества:
алкоголикам, заключенным.

В начале XX и. среди протестантских организаций возникло
экуменическое движение, цель которого - объединение всех
христианских церквей. Но инициативе этого движения в 1948 г.
на конференции в Амстердаме был основан Всемирный совет
церквей. В настоящее время этот совет оказывает широкую поддержку миротворческой деятельности и борьбе народов за экологическую безопасность во всем мире.

В протестантизме также наблюдается смягчение догматов.
Изменение форм повседневной работы с верующими. «Для молодежи при церквях открываются спортивные клубы, организуются занятия художественной самодеятельностью, летом финансируются и патронируются спортивные и туристические лагеря, по праздникам устраиваются танцы для молодежи и вечера для людей всех возрастов. При церкви же происходят заседания местных ячеек политических партий, связанных с религией. Изменения обрядности коснулись прежде всего тех регионов, куда
католическая церковь пришла как миссионер, - это страны Латинской Америки. Африки и т.д.». Там даже при богослужении звучит местная музыка.

В православии развивается теологический модернизм. С его
позиций идея спасения в современном мире реализуется через
труд, преумножающий красоту мира.

Католическая церковь выступает за то, чтобы человек имел
возможность не только трудиться, но и участвовал в религиозной и
социальной жизни, имел время на отдых, культурное развитие.

Конфуцианство как особое мировосприятие пронизывает
все стороны жизни Китая и других стран Восточной и Юго-
Восточной Азии. Многочисленное население этих стран живет
по принципам гуманности, предложенным Конфуцием.

Ислам, являясь одной из мировых религий, оказывает влияние не только на духовную и культурную жизнь народов Востока, но и на весь мир. Наиболее активную позицию в поисках «исламского пути» духовного, культурного и экономического развития мусульманского мира занимают между народные организации «Всемирный исламский конгресс» (1926 г.), «Лига исламского мира» (1962 г.), организация «Исламская конференция» (1969 г.). Непримиримую позицию в отношении европейских моделей развития занимает «Ассоциация братьев-мусульман» (1928 г.), последователи которой стремятся привести все стороны общественной жизни в соответствие с нормами Корана.
По мнению ученых, «на современном этане ислам сохраняет свои
позиции как действенною фактора общественной и политической
жизни, выполняет функции мировоззренческой и социально-культурной системы для своих приверженцев».

После Второй мировой войны в государствах Востока, в
США, странах Западной Вероны стали быстро распространяться
новые религиозные движения - это различные общины, братства,
коммуны. По различным оценкам появилось от 500 до 600 неорелигиозных организаций. Мы видим необходимость уделить особое внимание именно им, так как большинство их последователей составляет студенчество. В Америке в новые религиозные движения вовлечены около 3% населения страны, преимущественно молодежь. Наиболее популярны культы, эксплуатирующие восточную философию, шаманство в сочетании с последними достижениями психологии. Наглядным примером может служить деятельность социального и культурного движения Ныо эйдж (Новый век), которое получило широкое распространение во второй половине XX в. В США насчитывается несколько сотен тысяч последователей. Цель этого движения -создание нового глобального мировоззрения. Нью эйдж пропагандирует приоритет индивидуальных интересов над общепринятыми моральными нормами, самодостаточность и индивидуальность. Это движение стремится объединить медитацию, позитивное мышление, лечение верой, особую технику глубинного массажа, диету, мистицизм, йогу, теорию Юнга, экологическое растениеводство, траволечение, гипноз и многое другое. Свои
идеи Нью эйдж транслирует через собственные издательства и
радиостанции, проведете многочисленных фестивалей, конференций. семинаров. В большинстве городов США и Европы это
движение имеет свои центры, дискотеки, рестораны. Очевидно
что такой многоплановый спектр форм и видов деятельности
расширяет возможности вовлечения новых приверженцев в дан-
ное движение, являющееся по своей сути синтезом палеологи-
ческого шаманства с постмодернизмом.

В отличие от традиционных, где смыслы, ценности, нормы
морали формировались на протяжении многих веков с учетом
этнокультурных особенностей общностей, в новых религиозных
движениях вероучение обосновывается квалифицированными
теологами, харизматическими лидерами. Другая особенность -
жесткая иерархическая структура, беспрекословное подчинение
вышестоящим. Эти учения условно можно разделить на три основные группы, миротерпимыс. мироотвергающие и мироисправляющие. Миротерпимые движения безразличны к земной жизни или довольны ей. Мироотвергающие предвещают скорый приход конца света (Церковь Последнего Завета. Белое братство). Мироисправляющие организации проявляют социальную активность, направленную на повышение интеллектуальных способностей, борьбу с наркоманией и насилием (Церковь объединения. Саентологическая церковь). Новые религиозные движения, как правило, имеют образовательные и воспитательные программы, цель которых - эмоциональный контроль над новым адептом. У многих новых организаций даже существует свой особый язык, что создает атмосферу закрытости от внешнего мира.

Установлены факты деструктивного влияния некоторых неорелигиозных организаций на здоровье последователей зафиксированы случаи разрушения семей. Это вызвало серьезную озабоченность у родственников адептов и у широкой общественности. что послужило толчком для создания САК (сети информирования о культах). Так как во многих религиозных организациях используются методы нейро-лингвистического программирования. гипноз и другие формы воздействия на сознание и подсознание адептов, то потребовались профессиональные денротраммисты, способные снять зависимость у людей, попавших под влияние деструктивных сект, вернуть их к нормальной жизни. Этот процесс может занять от нескольких недель до нескольких месяце». Исследованием деятельности неорелигиозных организаций в настоящее время занимается «Информационная сеть по религиозным движениям» (ИНФОРМ).

Традиционные религиозные организации, стараясь сохранить своих потенциальных последователей, также создают движения, выступающие против неорелигий («Ассоциация в защиту семьи и личности»).

Считаем необходимым обратить особое внимание читателя
на то, что нельзя рассматривать социально-культурную деятельность любой религиозной организации в отрыве от ее вероучительной доктрины. На современном этапе традиционные и неорелигиозные организации для расширения числа последователей используют в своей деятельности все известные формы работы с населением, включая самые новые и популярные виды досуговых мероприятий, последние достижения в сфере средств массовой коммуникации, но основной целью деятельности всегда было и
остается распространение религиозного мировоззрения.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение основным типам религиозных орга-
низаций.

2. Какие основные социокультурные функции религиозных
организаций в обществе.

3. Расскажите о современной деятельности традиционных
религиозных организаций.

4. Охарактеризуйте деятельность неорелигиозных органи-
заций.

5. Перечислите отличительные особенности деятельности
неорелигиозных организаций от традиционных.

Список рекомендуемой литературы

1. Социально-культурнаяч работа за рубежом// Учебное пособие. Под науч.ред. Григорьевой Е.И. Тамбов, 2008.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. для студ
высш. учеб. заведений. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Аспект
Пресс, 2000.

3. История религии: Учеб.: В 2 т. / В.В. Винокуров, ATI. Забияко, З.Г. Лапина и др.; под общ. ред. И.Н. Яблокова 2-е изд. испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004.

4. Костюкович П И. Религиоведение: Учеб. пособие
Минск: Новое знание, 2001.

Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учеб. / Под общ. ред.
В.И. Жукова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изл.-торговая корпора-
ция «Дашков и К», 2004.

6. Всбер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем М •
Юрист, 1994.

7. Теория и практика социальной работы: отечественный и
зарубежный опыт / Под ред. Т Ф. Яркина. М.; Тула: Ассоциация
социальных педагогов и социальных работников Российской
Федерации. 1993.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественные организации социальных меньшинств США | Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.