Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности лексики

Читайте также:
  1. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  2. I. Система налогов и сборов и особенности их учета
  3. II Составляющие СП, их особенности строения и взаимодействия.
  4. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  5. II. Особенности физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
  6. II. Психологические особенности различных видов допроса.
  7. II. экономические особенности развития России и Европы.
  8. IV . Особенности течения гнойно-воспалительных заболеваний головы, лица, полости рта
  9. VI. 2. Особенности наследования отдельных видов имущества
  10. XIX. 9. Особенности правовой охраны секретных изобретений
  11. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.
  12. Авокадо . Особенности строения. Пищевая ценность. Требования к качеству. Болезни. Упаковка, маркировка и хранение.

Лексика и другие уровни языка

 

Язык в целом – это иерархическая «система систем», расположенных не в одной плоскости, а как бы надстраивающихся друг над другом в соответствии с типами единиц, которые имеются в этой системе.

Основные типы единиц – фонема, морфема, слово, предложение. Им соответствуют четыре основных уровня (яруса), выделяемых в языковой системе: фонологический, морфологический, лексический и синтаксический.

Все уровни расположены в рамках уровневой модели языковой системы в направлении снизу вверх. Любая единица языка связана с единицами нижележащего уровня по своему оформлению и с единицами вышележащего уровня по своей функции.

 

В иерархии языковых уровней лексический уровень опирается на морфологический и предшествует синтаксическому. В соответствии с этим морфемы, единицы нижележащего, морфологического уровня, являются средствами оформления слова, а слова – средствами оформления предложений, единиц вышележащего уровня.

 

Слово выполняет всю полноту своих функций только в предложении, так же, как морфема, – только в составе слова. Отсюда и возникает возможность, по крайней мере, трехстороннего подхода к слову: 1) как к единице лексического уровня;

2) со стороны морфологии – как к комплексу морфем;

3) со стороны синтаксиса – как к составной части предложения.

 

Н-р, причастие надтреснутый (над-трес-ну-т-ый)

1) как единица лексической системы имеет основное значение «с небольшой, неглубокой трещиной», а также переносное – «дребезжащий, дрожащий» (о звуке голоса) и т.д.

2) в плане морфологическом это слово характеризуется по принадлежности к части речи (прич. или имя прил.) и лексико-семантическому разряду (относительное), а также как производное слово, образованное префиксальным способом от «треснутый».

3) синтаксическую характеристику слово может получить только в предложении, ср: Надтреснутый колокол пробил один удар (определение) и Правый нижний угол доски был надтреснут (сказуемое).

 

Оставаясь единым реальным объектом, слово в каждом из указанных разделов языкознания составляет особый предмет изучения, но редко возможна при этом изоляция в рамках одного языкового уровня.

 


 

Разные словари РЯ фиксируют разное количество слов (Сл. С.И.Ожегова – 57 000, 1997 г. – 80 000; сл. Д.Н.Ушакова – более 80 000). Уже эти цифры говорят об одной из существенных особенностей лексики по сравнению с другими областями языка: при ограниченном количестве фонем, обозримом количестве словоизменительных аффиксов язык располагает огромным количеством наименований предметов и явлений реальной действительности.



В лексике в первую очередь отражаются изменения, происходящие в жизни общества, т.е. лексика обладает проницаемостью.

В язык постоянно входят новые слова; некоторые издавна существующие слова начинают применяться для обозначения новых предметов и явлений (н-р, бригадир), отдельные слова постепенно вытесняются из языка и т.д. (стряпчий).

Все это обусловливает подвижность лексического состава (мы не можем ответить на вопрос, сколько в языке в тот или иной момент слов)

Лексика характеризуется не только подвижностью, но и известной неопределенностью, «размытостью» своих границ: далеко не все новые слова, например, встречающиеся в разговорной речи, являются подлинным достоянием литературного языка. При этом не всегда можно вполне определенно сказать, какие из этих новообразований уже «входят в литературный язык», а какие так и остаются за его пределами.

 

Еще одна особенность лексики: именно в лексике отражены в первую очередь контакты между различными народами и в лексике же сосредоточено то, что является общим для многих самых различных языков. Это так называемые интернациональные слова, чаще всего созданные на основе греческих и латинских корней и вошедшие в целый ряд языков, как, например, революция, социализм, радио, фотография и др.

 

Итак, лексика характеризуется:

ü множественностью составляющих ее единиц,

ü изменчивостью состава

ü проницаемостью структуры

ü «размытостью» границ.

 

Все эти особенности обусловлены тем, что именно в лексике находят наиболее прямое и непосредственное отражение явления окружающей действительности, что в лексическом значении закрепляются результаты коллективного опыта людей, результаты познания мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Два подхода к изучению лексики | Экскурсоведение как наука

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5041; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  2. I. Система налогов и сборов и особенности их учета
  3. II Составляющие СП, их особенности строения и взаимодействия.
  4. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  5. II. Особенности физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
  6. II. Психологические особенности различных видов допроса.
  7. II. экономические особенности развития России и Европы.
  8. IV . Особенности течения гнойно-воспалительных заболеваний головы, лица, полости рта
  9. VI. 2. Особенности наследования отдельных видов имущества
  10. XIX. 9. Особенности правовой охраны секретных изобретений
  11. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.
  12. Авокадо . Особенности строения. Пищевая ценность. Требования к качеству. Болезни. Упаковка, маркировка и хранение.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.