КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная компетентность
Профессиональная квалификация Профессиональное образование как достояние личности
Результат ПО – это: - приобретенная индивидом в ходе образования способность к выполнению функциональных обязанностей; - уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующем уровню сложности выполняемых задач, т.е. профессионализм.
Ступени восхождения человека по лестнице профессионализма изучались многими педагогами (Б.С.Гершунским, Э.Ф.Зеером, А.К.Марковой и др.)., которые выделили этапы развития профессионализма: - функциональная грамотность; - профессиональная квалификация; - профессиональная компетентность и культура личности.
Функциональная грамотность Это минимальный уровень сформированности ЗУН, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительного характера и для последующего профессионального образования. Функционально грамотным можно считать также работника, способного применять общеобразовательные знания и умения в своем труде (умения достаточно быстро считывать текст и помнить необходимую информацию, мысленно выполнять математические действия, грамотно заполнять документацию и др.).
Это достижение работником определенного уровня ПО (начальное, среднее, высшее и т.д.). Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство, которое зависит от объема и качества ЗУН. Но профессиональная квалификация без достаточного развития профессионально-важных личностных качеств чревата: - профессиональным шовинизмом (профессиональный интерес может заслонить все остальное, даже интересы других людей и всего человечества в целом); - бюрократизмом (продукт высокой квалификации профессиональных управленцев) и др.
Это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень ЗУН, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность специалиста любого профиля включает такие разновидности, как: - специальная компетентность – высокий уровень знаний, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности; - социальная компетентность – способность брать на себя ответственность, принимать решения (в том числе совместные), регулировать конфликты ненасильственным путем и т.д.; - психологическая компетентность – обусловлена пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта межличностного взаимодействия профессионализм остается неполным; - информационная компетентность – включает владение новыми информационными технологиями; - коммуникационная компетентность – предполагает знания иностранных языков, высокий уровень культуры речи и общения; - экологическая компетентность – основывается на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность; - валеологическая компетентность – означает наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |