Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы непрерывного ПО

Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине

 

 

В условиях новых экономических отношений, при проведении реформ происходят серьезные изменения во всех сферах социальной жизни Украины – в экономике и политике, науке и культуре, образовании. При этом реформирование образования непосредственно связано с подготовкой конкурентноспособных квалифицированных кадров, которые смогут успешно работать на внутреннем и внешнем рынке труда.

 

Впервые концепция непрерывного образования представлена на форуме ЮНЕСКО в 1965г. Непрерывное образование в концепции рассматривается как процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни. Он охватывает все формы, все типы и все уровни образования, предназначен для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию.

Основными категориями непрерывного образования являются:

- уровень – который связан с образованием - процесс усвоения общественного опыта, норм и ценностей формирующейся и развивающейся личности;

- ступень – которая связана с обучением – организационная основа образования.

Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека в течение жизни, как активного субъекта общества.

 

Человек имеет возможность на любом этапе обучения вернуться к профессиональной деятельности, а при необходимости, продолжить "образовательную карьеру".

Человек имеет возможность продвигаться по образовательной траектории "вверх", поднимаясь по ступеням и уровням профессионального образования (получая «дипломное образование»), а также может повышать свою квалификацию на любом этапе профессиональной деятельности, на базе любого образовательного уровня, то есть продвигаться "вперед" (получая «последипломное образование») или сменить профиль подготовки, воспользовавшись услугами системы переподготовки специалистов.

 

Три вида образовательной деятельности:

- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата,

- неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером,

- инфернальное образование, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

 

Основная цель непрерывного образования в Украине – удовлетворить потребности:

1. личности, как главной движущей силы общества, а именно:

- дать учащимся глубокие и разносторонние знания;

- развивать аналитические способности и критическое мышление;

- развивать способность к самоанализу, к осмыслению своих возможностей;

- развивать творческие и организаторские способности, инициативу;

- развивать чувство ответственности за свои поступки, способности анализировать, оперативно и эффективно решать проблемы;

- развивать коммуникативность, умение приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, работать на перспективу.

2. общества с целью творческого развития и образованности своих членов;

3. экономики страны для обеспечения кадрами различных уровней и квалификации;

4. самой системы образования для ее эффективного функционирования и развития.

 

Исходными положениями непрерывного профессионального образования в Украине выступают:

1. Системный подход к ПО на основе перестройки содержания образования, что предусматривает:

Системность знаний будущего специалиста. В содержание подготовки необходимо закладывать знания о:

- знаниях (о теории, о законе и т.д.)

- способах теоретической и практической деятельности;

- знаниях, которые помогают специалисту выполнять онтологические (философия о бытие), ориентировочные и оценочные функции. Систематичность предполагает опору последующих сведений на предшествующие, раскрытие связей между различными массивами информации.

Непрерывность знаний – в системе непрерывного образования, когда знание-знакомство, постепенно расширяется, переходит в знание-умение, а затем – в знание-трансформацию, когда человек, работая в какой-либо отрасли, выдвигает новые цели и показывает пути их достижения.

Обобщенность знаний – это способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания; знание и опыт осуществления обобщенных способов деятельности обеспечивают будущим специалистам объединение разнородных предметных знаний в единый комплекс.

Оперативность – это готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях; расширение опыта осуществления видов деятельности; для достижения такого качества знаний необходимо, чтобы в обучение и подготовку включались не только информативные материалы, но и материалы, помогающие приобретать умения и навыки поиска знаний и определения тех или иных способов деятельности.

Гибкость знаний – это способность будущего специалиста самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменяющихся ситуациях, предлагать эти самостоятельно найденные способы применения таких знаний в аналогичных ситуациях.

2. Целостность профессиональной подготовки, которая обеспечивается прочными взаимосвязями ее компонентов: обучения, воспитания, развития, мотивации обучения и профессиональной деятельности, которые в конечном счете ориентированы на повышение качества подготовки квалифицированных и конкурентноспособных работников.

3. Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями, сособностями и потребностями рынка труда.

4. Приоритет специальности в профессиональном образовании, что означает нацеленность всех программ подготовки на профиль будущей профессиональной деятельности.

5. Диверсификация ПО, которая обеспечивается:

- многоуровневостью – разнообразие образовательных программ с учетом возрастных особенностей обучаемых, их базового образования:

- ступенчатой подготовкой – профессиональная подготовка, представленная блоками, что позволяет строить собственную образовательную траекторию;

- вариативностью и гибкостью – широкий выбор профессий, специализаций, элементов содержания подготовки;

- многофункциональностью – широкий спектр функций профессиональных учебных учреждений и широкий спектр профессиональной подготовки.

Основные тенденции развития системы непрерывного ПО в Украине отражены в Национальной доктрине развития образования и Концепции развития профессионального образования:

1. Личностная ориентация образования.

2. Формирование национальных и общечеловеческих ценностей.

3. Создание для граждан равных возможностей для получения образования.

4. Постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

6. Расширение украиноязычного образовательного пространства.

7. Обеспечение социальных и экономических гарантий для самореализации личности.

8. Органическое соединение образования и науки, развитие дистанционного образования.

9. Внедрение инновационных и информационных образовательных технологий.

10. Создание индустрии современных средств обучения и воспитания

11. Создание рынка образовательных услуг и его научно-методическое обеспечение.

12. Интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональная компетентность | Циклічність розвитку
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.