Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы профессионального воспитания

Профессиональная культура

 

Профессиональное воспитание тесно связано со структурой и составляющими учебной и профессиональной деятельности.

 

Для приобретения профессиональной культуры будущему специалисту необходимы:

1. Профессиональные знания, поэтому очень важной составляющей профессиональной воспитанности выступает когнитивная сфера личности специалиста (познание), которую формируют: кругозор, эрудиция, профессиональные убеждения, представления о должном, стиль и глубина мышления, опыт восприятия, самооценка.

2. Профессионально-важные качества личности - деловые и творческие качества: компетентность, профессиональное мастерство, потребность работать качественно, чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность суждений и поступков, умение оперативно овладевать новыми технологиями, умение видеть перспективу, потребность в обновлении знаний, росте профессионального уровня, неудовлетворенность достигнутым, терпимость к непривычному, способность к поиску, умение поддержать талант.

3. Практические умения и навыки: проектировочные, адаптационные, организационные, мотивационные, коммуникационные, познавательные, контроля и самоконтроля.

 

Важной составляющей профессионального воспитания является психологическая подготовка к вхождению в профессиональный коллектив, для которого характерны свои нормы и стандарты поведения, межличностные отношения. Вхождение в профессиональное сообщество требует эмоциональной и нравственной устойчивости, способности сознательно противостоять негативным тенденциям, искаженным нормам и стереотипам, умения переживать эмоциональные и физические перегрузки, восстанавливать после них свои силы (рекреационные процессы).

 

Цели профессионального воспитания не могут быть достигнуты, если они не опираются на принципы, которые отражают требования к организации педагогической деятельности. Принципы выражают главные идеи, на основе которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится всё профессиональное воспитание — его содержание, формы, методы, технологии.

 

Основные принципы профессионального воспитания

Принцип социальной направленности связан с развитием социальной активности учащихся и обусловлен общественной природой большинства профессий, необходимостью отдавать людям свои знания, духовный опыт, физические и нравственные силы. Он полностью отражает общую государственную стратегию воспитания социально необходимого типа личности (это преодоление апатии и инертности молодежи, безразличия к политике и социальной жизни).

Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания ориентирован на уважение личности, ее суверенитета, как высшей ценности общества. Он предусматривает сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса в духе толерантности, опору на позитивное.

Принцип единства профессионального воспитания и обучения предполагает усиление когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных составляющих в учебной, внеучебной и профессиональной деятельности.

Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время само обучение нуждается в воспитательном подкреплении.

Принцип демократизации процесса профессионального воспитания направлен на обеспечение: демократических норм в освоении общей и профессиональной культуры; развитие студенческого самоуправления во всех сферах жизнедеятельности учащихся; исключение единообразия, принуждения, формализма, авторитаризма.

Принцип индивидуально-личностной ориентации профессионального воспитания утверждает необходимость ориентации на индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры каждого учащегося, отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в связи с особенностями реальных групп студентов.

 

Принцип творческого начала - это приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов, совместная творческая деятельность преподавателей и учащихся, отвечающая их интересам и потребностям.

 

Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности личности будущего специалиста - обеспечение целостности формирования профессиональной воспитанности.

 

Принцип последовательности и систематичности — это постепенное усложнение содержания воспитания от общекультурных и развивающих до профессионально-ориентированных составляющих. Систематичность - это непрерывность воспитательных воздействий, связанность всех воспитывающих факторов, обеспечивающих максимальный воспитательный результат.

Принцип цикличности — это сочетание содержания воспитания с динамикой морально-психологического состояния учащихся, дифференциация осуществляемых воспитательных воздействий на массовые, групповые и индивидуальные, придающие воспитательному процессу цикличность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и структура процесса профессионального воспитания | Технологии, методики и формы профессионального воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.