Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Розділ 4. Інноваційна політика підприємства

Планирование воспитательной работы в учебном учреждении

Профессиональная воспитанность личности специалиста как цель и результат профессионального воспитания

 

 

Цель и результат профессионального воспитания — профессиональная воспитанность будущего специалиста. В бытовом значении воспитанным считается человек, выросший в обычных правилах светского приличия, образованный (В.И.Даль); это человек, отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести (С. И. Ожегов).

Попытки теоретически обосновать воспитанность чрезвычайно затруднены, ибо зависят от многомерности самого понятия «воспитание».

Воспитанность — обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития.

Воспитанностьналичный уровень личностного развития, лежащего в основе отношения к миру, своему в нем месту, к людям, степень осознания себя, своих возможностей; образ данного человека в глазах окружающих.

Дифференцируя воспитанность на внутреннюю и внешнюю, исследователи отмечают, что внутренняя воспитанность - объективная самооценка, способность цивилизованного самоутверждения, потребность быть нужным людям.

Внешняя воспитанность — умение слушать и слышать, видеть и увидеть, внимание и такт по отношению к людям, одежда и речь, отвечающие достоинству собственному и окружающих.

Содержание воспитанности - тесно связанные умственная и нравственная культура, физическая и эстетическая развитость.

Качество воспитанности — способность неизменно проявлять эту культуру и развитость.

Мера воспитанности их достаточность для проявления в любой жизненной ситуации - вплоть до активности вопреки обстоятельствам.

 

Воспитанный человек относится к другим людям так, как хотел бы, чтобы они относились к нему (Вульфов Б.З., Иванов В. Д., 2000).

 

Однако такое широкое толкование «воспитанности» вообще еще не приближает нас к выяснению специфики и содержания профессиональной воспитанности будущего специалиста. Названные характеристики воспитанности личности дают основание для уточнения меры их выраженности в личности студента с учетом его будущей профессии. В воспитанности личности можно выделить инвариантную и вариативную составляющие. Первая из них — то, что остается неизменным, общим, универсальным; то, что должно быть присуще выпускнику любого учебного заведения, представителю любой сферы деятельности. А вторая — то, что может быть отнесено к особенному, связанному со спецификой получаемой студентом профессии.

Таким образом, вариативная составляющая профессиональной воспитанности оказывается тесно связана с особенностями содержания воспитания — тем, что:

- определяется спецификой содержания профессиональной деятельности будущего специалиста, что соответствует принятым в конкретной профессиональной общности ценностям, нормам, правилам, традициям, стандартам поведения и отношений,

- выражает его личностную позицию по отношению к окружающему миру,

- показывает меру его субъектности,

- проявляет его как творца, как созидателя.

 

Универсальной формой проявления профессиональной воспитанности может служить нравственно-эстетическое отношение студента к реалиям окружающей действительности, к нормам и ценностям профессионального бытия. Универсальность такого отношения оказывается существенной характеристикой практически всего спектра социальных проявлений будущего специалиста, «пропитывая» нравственным и эстетическим содержанием все виды и формы его профессиональной деятельности. Именно в этих сферах наиболее ощутим нравственно-эстетический потенциал личности, именно в учебно-профессиональной жизнедеятельности студент обретает устойчивые образцы для своего собственного самодвижения, надежную внешнюю духовную опору в решении самых насущных проблем своего личного бытия.

 

Ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъектно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми (интериоризация с лат. – внутренний – умственные действия под влиянием внешних воздействий на человека). Отношение позволяет рассматривать социальные проявления индивида в широком контексте его нравственно-эстетических связей с внешним миром, сознательно занимаемой позиции в деятельности созидательно-преобразующей окружающей действительности. Отношения оказывают непосредственное влияние на внутренние (субъективные) условия развития активности личности, на формирование ее свойств, поведения и действия как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социального прогресса.

Анализ сущности и структуры нравственно-эстетического отношения позволяет рассматривать такое отношение как основу профессиональной воспитанности будущего специалиста. Это о ношение включает в себя три тесно связанных между собой компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельностно-практический. В их сочетании кроется ценный синергетический эффект (синергетика – с греч. –комплексное воздействие) – как единое целое они оказываются одной из важнейших обобщающих характеристик воспитанности личности студента. Отношение предстает как основа позиции личности, в которой эстетическое проявляет форму ее выражения, а нравственное — ее сущность. Не случайно мудрецы подчеркивали, что прекрасное – символ нравственно доброго. Такое соединение нравственного и эстетического изначально закладывает и «вектор» его направленности — активно-социальный, обращенный к другому человеку, к социуму, окружающему студента. Практическая деятельность студента становится в этом случае не столько сферой традиционного художественно-эстетического творчества, сколько утверждением высоких нравственных норм в поведении, поступках в отношении к другим людям, к реалиям профессионального бытия.

 

В анализе профессиональной воспитанности будущего специалиста нельзя отрицать или уменьшать значение фундаментальных знаний, освоения своего профессионального предмета и наук, смежных с ним. Но при этом следует заметить, что практически все великие умы прошлого, все мыслители и педагоги акцентируют внимание на том, что есть нечто большее, нечто более важное и существенное, что составляет саму «сердцевину» личности специалиста, что выражает его особое отношение к миру и самому себе — его интеллигентность.

Размышляя о сущности этого феномена, Д.С.Лихачев утверждал, что образованность еще не гарантирует интеллигентности: многие ошибочно полагают, что интеллигентный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков; можно все это иметь и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Нельзя смешивать образованность с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — содержанием нового и осознанием старого как нового.

Так интеллигентность, сопряженная с социальной активностью, становится формой внешнего проявления внутренней сущности специалиста, проявлением его профессиональной воспитанности. При этом уровень знаний не имеет принципиального значения для определения меры интеллигентности человека: интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого человека. Сочувствовать другому человеку, понимать его душевное состояние, бескорыстно помогать ему, участвовать в его судьбе — вот черты истинно интеллигентной личности, которые проявляются в тысяче и тысяче мелочей:

- в умении задать вопрос,

- вести себя скромно,

- в умении незаметно помочь другому,

- в стремлении беречь природу

Интеллигентность — это способность к пониманию восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям (Д. С.Лихачев).

Нравственное и эстетическое в понимании профессиональной воспитанности оказываются органично сопряжены между собой:

- нравственное — это олицетворение общественного начала в положении и деятельности специалиста,

- эстетическое — это личностное, человеческое его «оформление»;

Нравственное выражает содержание, сущность воспитанности личности, а эстетическое - его внешнюю форму, чувственный образ, способы воплощения в деятельности и поведении. Нравственное выражает общественную необходимость, социальную значимость профессии, а эстетическое — свободу личности, ее творческую активность в созидании окружающего мира, в преобразовании его. Нравственное носит преимущественно рациональный, обоснованный разумом характер, а эстетическое — эмоциональный, чувственный.

Бесконечно большое разнообразие проявлений истинно интеллигентной личности не поддается учету, ибо невозможно запрограммировать все возможные жизненные и профессиональные ситуации индивидуального бытия. Но интеллигентность выпускника — это профессионально необходимое, интегральное качество, поскольку специалист чаще всего имеет дело с особым предметом своей профессиональной деятельности — с человеком. Именно поэтому Д.С.Лихачев, конкретизируя свое понимание интеллигентности, подчеркивал, что интеллигентность можно и нужно развивать, воспитывать в человеке, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Понятие «интеллигентность»синоним нравственно-эстетического отношения как единства нравственности и красоты, внутреннего и внешнего: приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.

 

Профессиональное развитие специалиста осуществляется на протяжении всей его жизни, но на каждом этапе имеет свои особенности, связанные как со спецификой возраста, так и с своеобразием проявления индивидуальности той или иной личности. Именно поэтому период «второй юности» имеет особое значение, поскольку он завершает физическое созревание человека, создает реальные предпосылки для обретения им нраственно-эстетической зрелости. Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые (Б.Г.Ананьев).

Пятилетняя дистанция движения будущего специалиста от первого курса к пятому наглядно иллюстрирует колоссальную эволюцию его сознания, когда действительно завершается формирование целостной личности, когда в самостоятельную жизнь, в профессиональную деятельность приходит духовно богатый, интеллигентный профессионал, знающий не только свою специальность, но и освоивший большой пласт общечеловеческой и профессиональной культуры, сформировавший устойчивую нравственно-эстетическую позицию по отношению к окружающей его действительности, имеющий собственную систему взглядов на мир и сознательно реализующий их, утверждая себя как творец своей собственной судьбы.

Однако на этой пятилетней дистанции встречаются различные по своим проявлениям специалисты, которые не всегда соответствуют представлению об истинно интеллигентном профессионале. Как правило, сам процесс «восхождения» к профессиональному эталону, идеалу не всегда бывает ровным, гармоничным, беспроблемным; и уровень социальной активности студентов имеет различный вектор направленности, не всегда ориентированный на других людей, на социальное окружение, на принесение социальной пользы. Поэтому появляется возможность типологизироватъ профессиональную воспитанность будущего специалиста и одновременно показать педагогам, что необходимо сделать, чтобы обеспечить его развитие, его самодвижение в социально и профессионально ценных направлениях.

 

Концепция отношений личности позволяет выявить, какие из личностных структур будущего специалиста нуждаются в «достройке», какие из компонентов отношения требуют преимущественного развития. Выделив эти компоненты — когнитивный, эмоциональный деятельностно-практический, - можно реально дифференцировать всех студентов для усиления названных компонентов, для дальнейшего обогащения и развития личности студента. Естественно, что основой для такой дифференциации могут служить грамотное, комплексное изучение личности каждого студента, выявление особенностей его социокультурного и профессионального развития.

 

 

 

 

При планировании воспитательной работы в учреждениях ПО рекомендуется опираться на следующие нормативные документы:

1. Конституція України

2. Загальна декларація про права людини.

3. Конституція виховання у національній системі освіти.

4. Національна доктрина розвитку освіти в Україні.

5. Державна національна програма “Освіта” (Україна ХХІ століття).

6. Програма правової освіти населення України.

7. Державна програма розвитку фізичної культури і спорту в Україні.

8. Закони України «Про освіту», «Про Загальнодеожавну програму підтримки молоді України», “Про фізичну культуру і спорт”, “Про студентське самоврядування”,

9. Накази Президента України:

- Про першочергові та додаткові заходи щодо реалізації державної молодіжної політики та підтримки молодіжних громадянських організацій

- Про заходи щодо розвитку духовності, захисту моралі та формування здорового способу життя громадян.

- Про Комплексну програму профілактики злочинності.

- Про невідкладні заходи щодо запобігання поширенню ВІЛ-інфекції/СНІДу.

- Про Концепцію розвитку охорони здоров’я населення України.

- Про Національну програму Репродуктивне здоров’я.

- Про соціально-економічну підтримку становлення та розвиток студентської сім’ї.

- Про програму роботи з обдарованою молоддю.

 

Основная цель планирования воспитательной работы в учебном учреждении – обеспечить научный подход к процессу воспитания и такую его организацию, которая бы обеспечила оптимальные пути и способы педагогического воздействия на учащихся.

В планировании воспитательной работы придерживаются следующих требований: целенаправленность и содержательность организационных форм и методов, методик и технологий воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, систематичность и реальность.

Качество плана воспитательной работы зависит от четко продуманного планирования всех подразделений учебного учреждения:

1. План работы куратора группы и методического объединения кураторов групп - включает развитие, как отдельного учащегося, так и всего коллектива. Составляется с учетом мероприятий, проводимых в учебном учреждении. С планом знакомят учащихся, преподавателей, которые работают в группе. Кураторы собирают личные данные о каждом учащемся, знакомятся с уровнем их развития, воспитанности, условиями жизни, родителями. Обращают внимание на состояние здоровья, психику, интересы, способности и склонности учащегося, отношение к учебе, работе в процессе производственного обучения и производственной практики.

2. План работы библиотеки – основывается на воспитании у учащихся информационной культуры, любви к книге, умения пользоваться литературой и библиотекой, обеспечении разнообразия предметно-методического содержания, популяризация литературы, национально-духовных и культурных приобретений украинского народа. Формы организации работы – проведение бесед, выставок литературы, искусства; проведение дней памяти, литературных вечеров, часов интересных событий и новостей и т.д.

3. План работы практического психолога – является частью государственной системы охраны физического и психологического здоровья молодых граждан Украины. Главными направлениями деятельности практического психолога выступают: создание условий для формирования у учащихся мотиваций к самовоспитанию и саморазвитию; обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся на основе его психолого-педагогического изучения. Главными формами работы практического психолога выступают психодиагностическая и консультативная работа, коррекционно-востанавливающая и развивающая деятельность, организационно-методическая и образовательная работа.

4. План работы воспитателей и коменданта общежития – планируется с учетом особенностей учащихся, их потребностей и интересов, возрастных особенностей, общеобразовательного и культурного уровня развития. В общежитии обязательно должны быть совет общежития, старосты этажей, которые проводят постоянные собрания учащихся, встречи с родителями. Учебный план воспитателей составляется на учебный год и содержит разделы: организационная работа, повышение качества и эффективности обучения, направления воспитания (национально-патриотическое, художественно-эстетическое, морально-правовое, физическое, эстетическое и этическое, гендерное, профессиональное). Мероприятия, которые планируются должны благоприятствовать развитию учащихся, соответствовать их потребностям и интересам в организации досуга, а также быть современными и актуальными. Важным в воспитательной работе, проводимой в общежитии, выступает моральная и психологическая поддержка учащихся. Для этого планируется проведение встреч с: медработниками, практическим психологом, работниками милиции, членами отдела горисполкома по работе с молодежью, преподавателями физической культуры.

5. План работы студенческого совета – основан на обеспечении и защите прав учащихся, создании необходимых условий для их проживания и отдыха. Основные направления работы: профессионально-ориентационные, культмассовые, спортивно-оздоровительные, контролирующие, социально-бытовые. Основные организационные формы воспитательной работы: рейды секторов студенческого совета (академсектора, санитарного сектора, жилищно-бытового сектора), организация и поддержание бытовых условий учащихся, проведение вечеров отдыха, конкурсов, различных акций и т.д.

6. План работы совета по правонарушениям. Совет по правонарушениям работает как орган самоуправления студентов в тесном сотрудничестве с зам. директора по воспитательной работе, преподавателями правовых дисциплин, юристом, студенческим советом общежития, профкомом, городским отделом милиции. Основные направления работы: правовое воспитание, воспитание уважения к конституции и законам Украины, повышение правовой культуры молодежи, предупреждение преступности, пьянства, проведение аналитической работы по предупреждению правонарушений.

7. Планы работы кружков, секций, клубов по интересам и т.д. – составляются соответствующими руководителями.

8. План работы завуча по воспитательной работе составляется на неделю, месяц, полугодие, год. В нем указываются:

- название мероприятия

- дата проведения

- место проведения

- ответственные за проведение.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы профессионального самовоспитания и саморазвития | Загальна характеристика інноваційної політики підприємства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.