КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таким образом, планирование выступает инструментом, способом реализации стратегии !!!
Сущность (Понятие) и принципы планирования Планирование деятельности предприятия Тема 10 Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: · правильность установления «что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги» с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; · своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; · величина основного и оборотного капиталов; · формы и методы реализации продукции и пр. В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия. И в самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее (, задает (общую) направленность и рамки этого развития, то планирование представляет собой детализацию такого развития (четкое) (каждого этапа развития) 1)определение (формулировку) оптимальных ( конкретных параметров, показателей, сроков, исполнителей) ) путей этого развития, 2)разработку конкретных (детальных) показателей развития (по основным направлениям деятельности фирмы) производства и реализации продукции, 3)обеспечение (обоснование этих показателей) всеми необходимыми ресурсами, 4)выбор (определение) конкретных исполнителей и форм контроля за выполнением планов (производства и реализации продукции, 5) (указание конкретных этапов, сроков выхода на эти показатели) поскольку в нем осуществляется как (планирование обеспечивает) увязка ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения). Одним из инструментов управления выступает планирование. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести: -регламентированность (упорядоченный процесс); -связь с обработкой информации; -направленность на достижение (конкретного результата) определенных целей; -(четко определенный) временной характер. КРАТКО - Под планированием понимают 1)процесс разработки (и принятия) целевых установок количественного характера (т.е. плановых показателей и 2)определение путей (сроков их достижения), 3) перечня и объема необходимых ресурсов, ГРАФИКА достижения показателей, исполнителей, методов и форм контроля для) наиболее эффективного их достижения. Результатом процесса планирования выступает специальный документ, содержащий все необходимые показатели – план. Планирование реализуется в разработке и организации выполнения конкретных планов. План – это (ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ) набор намеченных (ориентированных) на будущее показателей, которых необходимо достичь В КОНКРЕТНЫЕ СРОКИ при конкретном объеме выделенных ресурсов. Он обязательно включает перечень необходимых ресурсов, источники (поставщиков) этих ресурсов, исполнителей, ответственных, сроки и т.д. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде. Вместе с тем планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям: Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что когда и как может произойти? Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня. В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы дл; их выполнения. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.п.). В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период. Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам (требования, положения, кот оно должно соответствовать). Это: • НАУЧНОСТЬ гибкость, - (предполагать) возможность корректировки; предусматривающая (возможность адаптации (приспособления) к изменениям среды) функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды; · непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года); · коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо; · участие (демократизм), предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия; · реальность (адекватность), т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия; · комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия; · многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды; · итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования. На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки - «Прогнозирование и планирование экономической деятельности». В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.
В планировании используются следующие основные методы ( т.е. конкретные приемы и способы определения и расчета (и обоснования) плановых показателей): 3)- нормативный – применение в планировании единой системы норм и нормативов) на основе прогрессивных норм использования ресурсов; 4)- балансовый - целенаправленное согласование (при разработке показателей – особое внимание уделяется увязывание (ю) (потребности в тех или иных ресурсах с возможностями их обеспечения) объема необходимых ресурсов с источниками их поступления) направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; 1)-экстраполяции - (расчет плановых показателей на основе) выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; 2)-интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; разработка плановых показателей исходя из имеющихся показателей на более длительный период времени - расчетно-аналитический - разработка показателей на основе комплексного анализа имеющихся ресурсов, степени (эффективности) их использования, оценки резервов улучшения использования ресурсов; социальных, экологических последствий. (анализ всего комплекса, ресурсов, последствий) предполагающий, анализ норм расхода ресурсов, выбросов в атмосферу, реального наличия ресурсов, динамики рыночных потребностей, основных факторов, влияющих на плановые показатели (… на основе расчета сущ показателей использ. ресурсов, возможностей их увеличения, влияния отдельных факторов на изменение показателей и др. - факторный – (планирование на основе специально подобранной) на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; - матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями: - экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие Прогнозирование отличается от планирования: 1. Многовариантностью, 2. отсутствием конкретных параметров (показателей), 3. как правило более длительным горизонтом, 4. методами осуществления и др.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |