Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль предприятия, ее сущность и формирование




Формирование финансовых результатов работы (деятельности) предприятия и финн обеспечение его деятельности

Тема 18.

Тема 18

(Экономическое содержание прибыли предприятия и механизм ее формирование)

Прибыль – 1)конечный финансовый результат производствен­но-хозяйственной деятельности предприятия, 2)показатель ее эф­фективности (использования ресурсов), 3)источник средств для (развития предприятия) осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли – (главная) цель деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений яв­ляется основным источником финансирования капитальных вло­жений, осуществления воспроизводства основных средств, попол­нения собственных оборотных средств, материального стимули­рования работников, затрат на социальное развитие.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является фи­нансовым результатом и основным элементом финансовых ре­сурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинан­сирования определяется полученной прибылью.

В-третьих, прибыль является одним из источников форми­рования бюджетов разных уровней.

Различают прибыль 1)от реализации продукции, 2)балансовую прибыль, 3)валовую прибыль и 4)чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции - финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основ­ная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации про­дукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, ак­цизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Из приведенного определения следует, что происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по щам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оп-1ту труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 19.1.

Материальные затраты Валовой доход
Оплата труда Прибыль
Издержки производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации (выручка)

Рис. 19.1. Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия

 

Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, т объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления ком-1ерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и нa практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (рас­ходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереа-пизационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсерви­рованных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представ­ляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финан­сового результата от операций с основными фондами (средства­ми), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагае­мую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после упла­ты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства (рис. 19.2). Чистая прибыль - единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

 

Рис. 19.2. Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта

 

В условиях рыночных отношений предприятие должно стре­миться, если не к получению максимальной прибыли, то по край­ней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное разви­тие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует миро­вая практика, имеются два основных источника получения при­были.

Первый источник - это монопольное положение предприя­тия по выпуску той или иной продукции или уникальности про­дукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкурен­цию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринима­тельской деятельностью, поэтому касается практически всех пред­приятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.

Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направ­ленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных условий про­дажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, об­служивание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем про­даж, тем больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издер­жек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предприниматель­ская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хо­зяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: ста­тистический и экспертный. В основе статистического лежат при­емы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйствен­ной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска в предпринимательской деятель­ности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся са­мострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.