Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи природоохранных мероприятий в градостроительном проектировании

2.

1.

Обоснование организации системы культурно-бытового обслуживания в городе.

Для обеспечения полноценного обслуживания населения в пределах территории области, административных районов и сельских округов — формируется система межселенного куль­турно-бытового обслуживания, предусматривающая реализацию следующих принципов:

1. дифференцированный подход к организации обслуживания в зависимости от социально-экономических, демографических и природных условий;

2. формирование единой системы обслуживания городского и сельского населения;

3. сетевой принцип построения обслуживания, предполагаю­щий наличие в составе сети крупных (базовых) объектов, оказы­вающих широкий набор услуг и мелких (низовых) объектов, прибли­женных к месту жительства и работы;

4. сочетание стационарных, мобильных и сезонных видов об­служивания.

Функционирование системы культурно-бытового обслуживания заключается в том, что товары и услуги в системе расселения рас­пределяются в зависимости от частоты спроса в соответствии с пе­риодичностью пользования учреждениями различного типа и вида­ми общественных услуг. Различают учреждения повседневного пользования (в их составе выделяют учреждения первичного об­служивания), периодического (не чаще 1—2 раз в неделю) и эпизо­дического пользования (2-—3 раза в месяц),

К учреждениям повседневного пользования относятся учреж­дения, связанные с удовлетворением повседневных потребностей населения — детские ясли-сады, общеобразовательные школы, иг­ровые и физкультурные площадки, продовольственные и промыш­ленные магазины с первоочередным ассортиментом товаров, при­емные пункты бытового обслуживания, аптеки и др.

К учреждениям периодического пользования относятся: кино­театры, клубы, библиотеки, промтоварные и продовольственные магазины с широким ассортиментом товаров, предприятия общест­венного питания, спортивные залы и комплексы спортивных соору­жений.

Учреждения эпизодического пользования составляют гостини­цы, крупные кинотеатры, дома культуры, большие библиотеки, му­зыкальные и художественные училища, универмаги и торговые цен­тры, спортивные комплексы и др.

В системе межселенного обслуживания выделяются центры обслуживания различных рангов (в соответствии с сетевым принци­пом обслуживания) с тяготеющими к ним зонами поселений разного типа (табл.).

Таблица 3 Организация культурно-бытового обслуживания

Категории центров межселенного КБ О Тип поселения Численность населения тыс. чел. Характеристика раз­мещаемых культур­но-бытовых учреж­дений Максимальный радиус доступ­ности, HI Максимальное время дос­тупности, мин.
Местные цен­тры обслужи­вания Малые горо­да и крупные сельские по­селения Не менее 2—5 Полный состав уч­реждений повсе­дневного пользова­ния, отдельные уч­реждения периоди­ческого пользования 10—15 30—10
Районные цен­тры обслужи­вания, центры администра­тивной рай­онов Малые и средние го­рода, круп­ные сельские поселения 50-100 Полный состав уч­реждений повсе­дневного и периоди­ческого пользова­ния, отдельные уч­реждения эпизоди­ческого пользования 25—30 60-10
Межрайонные центры обслуживания Средние и большие города 100—250 Полный состав уч­реждений повсе­дневного, периоди­ческого и эпизодиче­ского пользования 50—во 90—120
Региональные центры- цен­тры областей, краев, респуб­лик Большие, крупные и крупнейшие города Более250 Полный (исчерпы­вающий) состав уч­реждений повсе­дневного, периоди­ческого и эпизодиче­ского пользования В зависимости от расположения центра в соответствующем административно-территориальном об­разовании

Учреждения, размещаемые в региональных и районных цен­трах, должны рассчитываться не только на местное население, но и на население, проживающее в других, более мелких поселениях данного района, где отсутствуют учреждения эпизодического или периодического пользования.

Расчет дополнительной потребности в учреждениях культур­но-бытового обслуживания в центрах межселенного обслуживания производится с учетом перевода тяготеющего к центру района на­селения й сопряженное.

Сопряженное население — это совокупность жителей дан­ного района, пользующихся культурно-бытовыми услугами в рас­сматриваемом центре в зависимости от времени доступности до центра: чем ближе к центру проживают жители, тем чаще пользуются его услугами.

Общая потребность в учреждениях культурно-бытового обслу­живания по соответствующему виду услуг (О) измеряется в едини­цах емкости и рассчитывается по формуле:

О = НС ЧС

где НС — нормативная емкость в учреждениях соответствую­щего вида для сопряженного населения, единиц ем­кости /1 000 жителей;

Чс — численность сопряженного населения, тыс, чел.

Дополнительная потребность в учреждениях культурно-бытового обслуживания может быть рассчитана и другим способом, с учетом дифференциации нормативов культурно-бытового обслу­живания по зонам тяготения:

где НД — дифференцированная нормативная емкость в учре­ждениях соответствующего вида обслуживания для тяготеющего населения, проживающего в j-й зоне, единиц емкости /1 000 жителей, определяется с учетом посещаемости населением j - й зоны учреж­дений культурно-бытового обслуживания, разме­щаемых в районном центре;

Чj — численность тяготеющего к центру населения, про­живающего в j-й зоне, тыс. чел.;

j — зоны тяготения 1,2, — n.

Учреждения и предприятия культурно-бытового обслужива­ния, формирующие общественную застройку в городе, по функ­циональному назначению подразделяются на следующие основные группы: детские дошкольные учреждения; общеобразовательные школы и школы-интернаты; учреждения здравоохранения; физ­культурно-оздоровительные и спортивные сооружения; предпри­ятия торговли, общественного питания и бытового обслужива­ния; учреждения культуры и искусства; административные и об­щественные организации; учреждения массового отдыха.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания в городе осуществляется комплексно для селитебной зоны, мест приложения труда и массового отдыха в зависимости от частоты пользовании населением различными видами услуг (или иными словами от частоты спроса) в соответствии с допустимым радиу­сом обслуживания и временем доступности до объекта обслужива­ния.

Учреждения повседневного пользования размещают в мик­рорайонах в пределах 500 м от наиболее удаленных жилых домов, что соответствует 5—7 минутам пешеходной доступности.

Учреждения периодического пользования размещаются на территории жилых районов а пределах радиуса обслуживания, не превышающего 1500 м из расчета пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования располагаются в планировочных районах и общегородском центре. Расчет доступ­ности производится исходя из затрат времени на проезд в общест­венном транспорте, равным 20—30 мин.

Нормирование культурно-бытовых объектов производится по их емкости (вместимости) в расчете на 1 000 чел. Емкость изме­ряется либо а натуральных показателях, регламентирующих функ­ционирование объекта {количество мест, посещений в день), либо в показателях площади помещения (м2 торговой площади, м2 водного зеркала). По некоторым объектам нормативная емкость задается в виде количества объектов на численность населения или плани­ровочное образование (один автомобиль скорой помощи на 5 000 жителей, одна аптека на микрорайон и т. п.).

Нормативные емкости по всем видам обслуживания приво­дятся в строительных нормах и правилах по проектированию город­ских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89). Рекомендуемые эти­ми нормами потребности отражают усредненные условия. При ре­альном проектировании числовое значение нормативных емкостей может пересматриваться в зависимости от величины города, при­родных условий, особенностей социально демографической струк­туры населения, производственной специализации городов, плани­ровочной организации и других факторов

Для определения нормативных емкостей в различных видах обслуживания в целом по городу и по отдельным структурным пла­нировочным элементам (Н) необходимо располагать сведениями о годовом количестве услуг, требующемся на 1 000 человек (), и о возможности реализации этих услуг данным видом обслужива­ния в расчете на соответствующую единицу емкости (Р). Методику расчета отражает формула:

Величина ()зависит от установленных физиологических норм потребности или норм, выявленных при социологических об­следованиях. Величина (Р) зависит от режима работы культурно-бытового объекта и результатов эксплуатационно-производствен­ной деятельности.

Экономически целесообразная емкость объектов устанавли­вается в процессе их функционирования. В экономическом отноше­нии наилучшей является емкость, при которой достигается наибо­лее высокая рентабельность.

Экономическое обоснование размещения учреждений куль­турно-бытового обслуживания в городе производится на основе сравнения вариантов различных проектных решений с учетом капи­тальных вложений, текущих затрат, а также затрат времени населе­нием при пользовании услугами этих учреждений по формуле:

П = С + аТ + ЕН К,

где П — приведенные суммарные затраты по вариантам, руб./год;

К — капитальные вложения в строительство культурно-бытовых объектов, руб.;

ЕН — нормативный коэффициент эффективности капи­тальных вложений;

С — эксплуатационные затраты по культурно-бытовым объектам, руб./год;

Т — количество часов, затрачиваемое на то, чтобы дое­хать или дойти до культурно-бытовых учреждений в течение года, час.;

а — оценка затрат свободного времени, руб./час.

Капитальные вложения (К) включают затраты на строитель­ство зданий с учетом благоустройства участков и прокладки инже­нерных коммуникаций.

Эксплуатационные расходы (С) включают затраты на со­держание обслуживающего персонала, поддержание определенныхрежимов в помещениях, эксплуатацию санитарно-технических и бы­товых устройств, амортизационные отчисления.

Количество часов, затрачиваемое населением на поездки до культурно-бытовых учреждений (Т), устанавливается расчетным пу­тем по результатам обследований посещаемости населением объ­ектов по формуле:

Т = (1 000 А Ч t N) / 60,

где А — коэффициент активности населения по пользованию тем или иным объектом или группой объектов, доли единицы;

Ч — частота посещения объекта или группы объектов од­ним активным жителем в течение года, число посе­щений:

t — среднее время подхода до объекта или группы объек­тов в обоих направлениях, мин.;

N — численность населения, тыс.чел.

Величина t определяется по формуле:

 

t = (1,2R)/V,

где R — средний радиус обслуживания объекта или группы

объектов по прямой, м;

V — скорость движения пешехода (или транспортных средств), м/мин;

1,2 — коэффициент, учитывающий непрямолинейность движения.

Оценку одного чел.-часа свободного времени (а) можно опре­делять на уровне 50% оплаты труда населения, пользующегося со­ответствующим видом услуг с учетом региональных условий оплаты труда.

Важное значение для эффективности капитальных вложений имеет укрупнение и кооперирование зданий культурно-бытового на­значения.

Эффективность кооперирования культурно-бытовых объектов обусловливается уменьшением количества зданий, сокращением рабочей и вспомогательной площади территории участков за счет совместного использования помещений основного назначения (вес­тибюлей, гардеробов, фойе и др.) несколькими учреждениями. На­ряду с этим уменьшаются затраты на приобретение технического оборудования, инвентаря, мебели в расчете на единицу вместимо­сти. По мере укрупнения и повышения степени кооперирования уч­реждений снижаются и удельные эксплуатационные расходы.

Раздел 8 Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по защите окружающей среды.

 

В процессе урбанизации, развития промышленности, воз­растания антропогенного воздействия на природу одной из наи­более актуальных стала проблема защиты и улучшения окру­жающей человека природной среды.

При рассмотрении вопроса об охране окружающей среды име­ется в виду экологический аспект, т. е, оценка, регулирование про­гнозирования влияния человека на природную среду.

Отрицательное воздействие деятельности человека на окру­жающую среду проявляется в:

- загрязнении воздуха, водоемов и почв;

- исчерпании невозобновляемых природных ресурсов (ряда полезных ископаемых, воды, отдельных видов растительного и жи­вотного мира);

- нарушении теплообменных процессов — накопление в ат­мосфере углекислого газа в результате сжигания ископаемого топ­лива и уничтожения лесных массивов приводит к повышению тем­пературы воздуха — так называемому парниковому эффекту.

Природоохранные мероприятия разрабатываются на различ­ных уровнях градостроительного проектирования: по отдельным объектам, в пределах районов города, городов в целом и их приго­родных зон, в масштабах регионов. На каждом уровне решаются свои задачи и в соответствии с ними намечаются мероприятия по охране окружающей среды, цель которых заключается в том, чтобы человеческая деятельность не оказывала на природу какого-либо негативного влияния, а наоборот, способствовала улучшению окру­жающей среды.

Целью природоохранных мероприятий является разработка предложений по охране основных компонентов окружающей среды на рассматриваемой территории — атмосферного воздуха, поверх­ностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира; по улучшению санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиоло­гических условий; обогащению ландшафта.

В соответствии с целью природоохранных мероприятий преду­сматривается решение следующих задач:

- улучшение санитарно-гигиенических условий путем защиты воздуха, водоемов и почв от промышленных выбросов, снижения производственных и транспортных шумов;

- охрана и восстановление природных ресурсов путем рацио­нального использования полезных ископаемых и подземных вод, рекультивации земель после горных выработок, организации регу­лируемого стока и предотвращения смыва или размыва почв и грун­тов, заиления водоемов, обмеления водотоков, устранения причин избыточного увлажнения и засоления почв, предотвращения вред­ного влияния ветровой и водной эрозий, проведения мероприятий, направленных на борьбу с образованием карста, лавин, селей,
оползней, оврагов, сохранения лесов, ценных растений и животных;

-обогащение природных ландшафтов посредством озелене­ния и разведения новых для данной местности видов животного и растительного мира.

При реализации данных задач используют градостроитель­ные и технические средства.

При защите окружающей среды техническими средствами от техногенного загрязнения предусматривают ограничение выбро­са загрязняющих веществ в окружающую среду, установку очистных сооружений, совершенствование технологических процессов, при­менение качественных сырья и топлива.

Градостроительные средства заключаются в функцио­нальном зонировании территорий: установлении достаточных санитарно- защитных зон от источников загрязнения до охраняемых объектов с учетом местных климатических и топографических условий; выделении зон, благоприятных для промышленного и гражданского строительства, сельскохозяйственных зон, транспортных и специ­ально охраняемых (охранных зон).

Для охраны и восстановления природных ресурсов применяют комплекс инженерно-мелиоративных мероприятий, заключаю­щийся в строительстве дамб, устройстве дренажа и прокладке во­доотводных каналов при затоплении; устройстве набережных, вол­ноломов, укреплении откосов для защиты от паводков и эрозии почв; создании искусственных водохранилищ и каналов для ороше­ния и др.

Для обогащения природных ландшафтов применяют комплекс мероприятий по озеленению территорий. Это предпола­гает создание парков, лесопарков районного значения; устройство защитных полос из зеленых насаждений: санитарно-защитных, водоохранных, мелиоративных, берегоукрепительных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация межселенного культурно-бытового обслуживания населения | Социально-экономическая оценка природоохранных мероприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.