КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи природоохранных мероприятий в градостроительном проектировании
2. 1. Обоснование организации системы культурно-бытового обслуживания в городе. Для обеспечения полноценного обслуживания населения в пределах территории области, административных районов и сельских округов — формируется система межселенного культурно-бытового обслуживания, предусматривающая реализацию следующих принципов: 1. дифференцированный подход к организации обслуживания в зависимости от социально-экономических, демографических и природных условий; 2. формирование единой системы обслуживания городского и сельского населения; 3. сетевой принцип построения обслуживания, предполагающий наличие в составе сети крупных (базовых) объектов, оказывающих широкий набор услуг и мелких (низовых) объектов, приближенных к месту жительства и работы; 4. сочетание стационарных, мобильных и сезонных видов обслуживания. Функционирование системы культурно-бытового обслуживания заключается в том, что товары и услуги в системе расселения распределяются в зависимости от частоты спроса в соответствии с периодичностью пользования учреждениями различного типа и видами общественных услуг. Различают учреждения повседневного пользования (в их составе выделяют учреждения первичного обслуживания), периодического (не чаще 1—2 раз в неделю) и эпизодического пользования (2-—3 раза в месяц), К учреждениям повседневного пользования относятся учреждения, связанные с удовлетворением повседневных потребностей населения — детские ясли-сады, общеобразовательные школы, игровые и физкультурные площадки, продовольственные и промышленные магазины с первоочередным ассортиментом товаров, приемные пункты бытового обслуживания, аптеки и др. К учреждениям периодического пользования относятся: кинотеатры, клубы, библиотеки, промтоварные и продовольственные магазины с широким ассортиментом товаров, предприятия общественного питания, спортивные залы и комплексы спортивных сооружений. Учреждения эпизодического пользования составляют гостиницы, крупные кинотеатры, дома культуры, большие библиотеки, музыкальные и художественные училища, универмаги и торговые центры, спортивные комплексы и др. В системе межселенного обслуживания выделяются центры обслуживания различных рангов (в соответствии с сетевым принципом обслуживания) с тяготеющими к ним зонами поселений разного типа (табл.). Таблица 3 Организация культурно-бытового обслуживания
Учреждения, размещаемые в региональных и районных центрах, должны рассчитываться не только на местное население, но и на население, проживающее в других, более мелких поселениях данного района, где отсутствуют учреждения эпизодического или периодического пользования. Расчет дополнительной потребности в учреждениях культурно-бытового обслуживания в центрах межселенного обслуживания производится с учетом перевода тяготеющего к центру района населения й сопряженное. Сопряженное население — это совокупность жителей данного района, пользующихся культурно-бытовыми услугами в рассматриваемом центре в зависимости от времени доступности до центра: чем ближе к центру проживают жители, тем чаще пользуются его услугами. Общая потребность в учреждениях культурно-бытового обслуживания по соответствующему виду услуг (О) измеряется в единицах емкости и рассчитывается по формуле: О = НС ЧС где НС — нормативная емкость в учреждениях соответствующего вида для сопряженного населения, единиц емкости /1 000 жителей; Чс — численность сопряженного населения, тыс, чел. Дополнительная потребность в учреждениях культурно-бытового обслуживания может быть рассчитана и другим способом, с учетом дифференциации нормативов культурно-бытового обслуживания по зонам тяготения: где НД — дифференцированная нормативная емкость в учреждениях соответствующего вида обслуживания для тяготеющего населения, проживающего в j-й зоне, единиц емкости /1 000 жителей, определяется с учетом посещаемости населением j - й зоны учреждений культурно-бытового обслуживания, размещаемых в районном центре; Чj — численность тяготеющего к центру населения, проживающего в j-й зоне, тыс. чел.; j — зоны тяготения 1,2, — n. Учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, формирующие общественную застройку в городе, по функциональному назначению подразделяются на следующие основные группы: детские дошкольные учреждения; общеобразовательные школы и школы-интернаты; учреждения здравоохранения; физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения; предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания; учреждения культуры и искусства; административные и общественные организации; учреждения массового отдыха. Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания в городе осуществляется комплексно для селитебной зоны, мест приложения труда и массового отдыха в зависимости от частоты пользовании населением различными видами услуг (или иными словами от частоты спроса) в соответствии с допустимым радиусом обслуживания и временем доступности до объекта обслуживания. Учреждения повседневного пользования размещают в микрорайонах в пределах 500 м от наиболее удаленных жилых домов, что соответствует 5—7 минутам пешеходной доступности. Учреждения периодического пользования размещаются на территории жилых районов а пределах радиуса обслуживания, не превышающего 1500 м из расчета пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин. Учреждения эпизодического пользования располагаются в планировочных районах и общегородском центре. Расчет доступности производится исходя из затрат времени на проезд в общественном транспорте, равным 20—30 мин. Нормирование культурно-бытовых объектов производится по их емкости (вместимости) в расчете на 1 000 чел. Емкость измеряется либо а натуральных показателях, регламентирующих функционирование объекта {количество мест, посещений в день), либо в показателях площади помещения (м2 торговой площади, м2 водного зеркала). По некоторым объектам нормативная емкость задается в виде количества объектов на численность населения или планировочное образование (один автомобиль скорой помощи на 5 000 жителей, одна аптека на микрорайон и т. п.). Нормативные емкости по всем видам обслуживания приводятся в строительных нормах и правилах по проектированию городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89). Рекомендуемые этими нормами потребности отражают усредненные условия. При реальном проектировании числовое значение нормативных емкостей может пересматриваться в зависимости от величины города, природных условий, особенностей социально демографической структуры населения, производственной специализации городов, планировочной организации и других факторов Для определения нормативных емкостей в различных видах обслуживания в целом по городу и по отдельным структурным планировочным элементам (Н) необходимо располагать сведениями о годовом количестве услуг, требующемся на 1 000 человек (), и о возможности реализации этих услуг данным видом обслуживания в расчете на соответствующую единицу емкости (Р). Методику расчета отражает формула: Величина ()зависит от установленных физиологических норм потребности или норм, выявленных при социологических обследованиях. Величина (Р) зависит от режима работы культурно-бытового объекта и результатов эксплуатационно-производственной деятельности. Экономически целесообразная емкость объектов устанавливается в процессе их функционирования. В экономическом отношении наилучшей является емкость, при которой достигается наиболее высокая рентабельность. Экономическое обоснование размещения учреждений культурно-бытового обслуживания в городе производится на основе сравнения вариантов различных проектных решений с учетом капитальных вложений, текущих затрат, а также затрат времени населением при пользовании услугами этих учреждений по формуле: П = С + аТ + ЕН К, где П — приведенные суммарные затраты по вариантам, руб./год; К — капитальные вложения в строительство культурно-бытовых объектов, руб.; ЕН — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; С — эксплуатационные затраты по культурно-бытовым объектам, руб./год; Т — количество часов, затрачиваемое на то, чтобы доехать или дойти до культурно-бытовых учреждений в течение года, час.; а — оценка затрат свободного времени, руб./час. Капитальные вложения (К) включают затраты на строительство зданий с учетом благоустройства участков и прокладки инженерных коммуникаций. Эксплуатационные расходы (С) включают затраты на содержание обслуживающего персонала, поддержание определенныхрежимов в помещениях, эксплуатацию санитарно-технических и бытовых устройств, амортизационные отчисления. Количество часов, затрачиваемое населением на поездки до культурно-бытовых учреждений (Т), устанавливается расчетным путем по результатам обследований посещаемости населением объектов по формуле: Т = (1 000 А Ч t N) / 60, где А — коэффициент активности населения по пользованию тем или иным объектом или группой объектов, доли единицы; Ч — частота посещения объекта или группы объектов одним активным жителем в течение года, число посещений: t — среднее время подхода до объекта или группы объектов в обоих направлениях, мин.; N — численность населения, тыс.чел. Величина t определяется по формуле:
t = (1,2R)/V, где R — средний радиус обслуживания объекта или группы объектов по прямой, м; V — скорость движения пешехода (или транспортных средств), м/мин; 1,2 — коэффициент, учитывающий непрямолинейность движения. Оценку одного чел.-часа свободного времени (а) можно определять на уровне 50% оплаты труда населения, пользующегося соответствующим видом услуг с учетом региональных условий оплаты труда. Важное значение для эффективности капитальных вложений имеет укрупнение и кооперирование зданий культурно-бытового назначения. Эффективность кооперирования культурно-бытовых объектов обусловливается уменьшением количества зданий, сокращением рабочей и вспомогательной площади территории участков за счет совместного использования помещений основного назначения (вестибюлей, гардеробов, фойе и др.) несколькими учреждениями. Наряду с этим уменьшаются затраты на приобретение технического оборудования, инвентаря, мебели в расчете на единицу вместимости. По мере укрупнения и повышения степени кооперирования учреждений снижаются и удельные эксплуатационные расходы. Раздел 8 Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по защите окружающей среды.
В процессе урбанизации, развития промышленности, возрастания антропогенного воздействия на природу одной из наиболее актуальных стала проблема защиты и улучшения окружающей человека природной среды. При рассмотрении вопроса об охране окружающей среды имеется в виду экологический аспект, т. е, оценка, регулирование прогнозирования влияния человека на природную среду. Отрицательное воздействие деятельности человека на окружающую среду проявляется в: - загрязнении воздуха, водоемов и почв; - исчерпании невозобновляемых природных ресурсов (ряда полезных ископаемых, воды, отдельных видов растительного и животного мира); - нарушении теплообменных процессов — накопление в атмосфере углекислого газа в результате сжигания ископаемого топлива и уничтожения лесных массивов приводит к повышению температуры воздуха — так называемому парниковому эффекту. Природоохранные мероприятия разрабатываются на различных уровнях градостроительного проектирования: по отдельным объектам, в пределах районов города, городов в целом и их пригородных зон, в масштабах регионов. На каждом уровне решаются свои задачи и в соответствии с ними намечаются мероприятия по охране окружающей среды, цель которых заключается в том, чтобы человеческая деятельность не оказывала на природу какого-либо негативного влияния, а наоборот, способствовала улучшению окружающей среды. Целью природоохранных мероприятий является разработка предложений по охране основных компонентов окружающей среды на рассматриваемой территории — атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира; по улучшению санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических условий; обогащению ландшафта. В соответствии с целью природоохранных мероприятий предусматривается решение следующих задач: - улучшение санитарно-гигиенических условий путем защиты воздуха, водоемов и почв от промышленных выбросов, снижения производственных и транспортных шумов; - охрана и восстановление природных ресурсов путем рационального использования полезных ископаемых и подземных вод, рекультивации земель после горных выработок, организации регулируемого стока и предотвращения смыва или размыва почв и грунтов, заиления водоемов, обмеления водотоков, устранения причин избыточного увлажнения и засоления почв, предотвращения вредного влияния ветровой и водной эрозий, проведения мероприятий, направленных на борьбу с образованием карста, лавин, селей, -обогащение природных ландшафтов посредством озеленения и разведения новых для данной местности видов животного и растительного мира. При реализации данных задач используют градостроительные и технические средства. При защите окружающей среды техническими средствами от техногенного загрязнения предусматривают ограничение выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, установку очистных сооружений, совершенствование технологических процессов, применение качественных сырья и топлива. Градостроительные средства заключаются в функциональном зонировании территорий: установлении достаточных санитарно- защитных зон от источников загрязнения до охраняемых объектов с учетом местных климатических и топографических условий; выделении зон, благоприятных для промышленного и гражданского строительства, сельскохозяйственных зон, транспортных и специально охраняемых (охранных зон). Для охраны и восстановления природных ресурсов применяют комплекс инженерно-мелиоративных мероприятий, заключающийся в строительстве дамб, устройстве дренажа и прокладке водоотводных каналов при затоплении; устройстве набережных, волноломов, укреплении откосов для защиты от паводков и эрозии почв; создании искусственных водохранилищ и каналов для орошения и др. Для обогащения природных ландшафтов применяют комплекс мероприятий по озеленению территорий. Это предполагает создание парков, лесопарков районного значения; устройство защитных полос из зеленых насаждений: санитарно-защитных, водоохранных, мелиоративных, берегоукрепительных.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |