КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 3. Поведение конструкционных материалов в агрессивных пожаровзрывоопасных средах
Коррозии подвержены все конструкционные материалы: металлы, полимерные материалы, силикаты и другие материалы. Почти треть производимого в мире металла разрушается коррозией, причем десятая его часть теряется безвозвратно. Около 70 % аварий и повреждений оборудования происходит по этой причине. Коррозия оборудования с пожаровзрывоопасными средами часто становится причиной аварий, пожаров и взрывов на технологических установках. В возникновении этих видов опасностей всегда присутствует фактор неожиданности, так как уменьшение толщины стенок оборудования и, тем более, изменение механических свойств материалов в результате коррозии трудно поддается контролю и протекает наиболее интенсивно в недоступных для осмотра местах. Практически многие виды коррозии обнаруживаются только в момент аварийного разрушения конструкции, образования сквозных поражений стенок аппаратов и трубопроводов. Классификация коррозионных воздействий среды на оборудование осуществляется по многим признакам, основными из которых являются характер коррозионных разрушений и механизм коррозии. Характерные коррозионные разрушения металлов, встречающиеся на практике, и относительные частоты их появления приведены на рисунок 6. Рисунок 6 – Виды коррозионных разрушений металлов Коррозионная стойкость металлов делится на шесть групп стойкости и оценивается по десятибалльной шкале: - совершенно стойкие (1 балл) – скорость коррозии не превышает 0,001 мм/год; - весьма стойкие (2–3 балла) – скорость коррозии не превышает 0,01 мм/год; стойкие (4–5 баллов) – скорость коррозии не превышает 0,1 мм/год; - понижено стойкие, малостойкие и нестойкие (6–10 баллов) - скорость коррозии от 0,1 до 10 мм/год и более. Для изготовления оборудования с пожаровзрывоопасными средами рекомендуются металлы, обладающие 1–5 баллами стойкости, скорость коррозии которых в технологических средах не превышает 0,1 мм/год. Под скоростью коррозии металлов П понимают проникновение коррозии в глубину металла. Скорость коррозии рассчитывается из опытных данных потери массы металла после удаления продуктов коррозии. Расчет скорости коррозии производится по формуле:
Скорость коррозии металлов учитывается в процессе проектирования при расчете аппаратов на прочность, а в процессе эксплуатации – для оценки степени коррозионного износа оборудования. Для компенсации потерь от коррозии предусматривают увеличение толщины стенок оборудования на величину:
При проведении проверочных расчетов оборудования на прочность, а также при анализе возможных причин его разрушения напряжения определяют с учетом фактического износа материала от коррозии, измеряя толщину стенок оборудования в местах наиболее подвергшихся коррозионному разрушению. Толщину стенки аппарата в месте коррозионного поражения через определенный период эксплуатации можно оценить по формуле:
В зависимости от механизма взаимодействия металла с коррозионной средой различают химическую и электрохимическую коррозию.
Химической коррозией называется самопроизвольное разрушение металлов, вызванное химическими процессами. Химическая коррозия имеет место в среде жидких диэлектриков или сухих газов, обычно нагретых до высоких температур, и не сопровождается протеканием коррозионных токов в конструкциях. На скорость коррозии оказывают влияние такие технологические параметры, как температура, давление, концентрация компонентов, а также расход перерабатываемой среды. Определить скорость коррозии того или иного материала в перерабатываемой или окружающей среде и, тем более, выявить влияние технологических параметров процессов на скорость коррозии можно только экспериментально. Повышенное давление среды в аппарате, также как и повышенная температура процесса, приводит к увеличению скорости коррозии, особенно в газовых средах. Увеличение расхода технологической среды (перерабатываемых веществ и материалов) вызывает не только усиление абразивного износа материала оборудования (эрозии), но и интенсифицирует процессы коррозии, т.к. при этом облегчается доступ коррозионных примесей, содержащихся в технологической среде, к поверхности металла. Помимо этого, движущаяся среда истирает тонкий защитный (плакирующий) слой, образующийся в некоторых случаях на поверхности металла при его взаимодействии со средой, в результате чего скорость коррозии возрастает. Опыт эксплуатации резервуаров–отстойников на нефтепромыслах показывает, что их фактический срок службы (вследствие интенсивной коррозии с образванием сквозных поражений днищ и стенок) не превышает 1,5–2 лет при норматином сроке эксплуатации 20 лет. Обследования резервуарных парков магистральных нефтепроводов показали, что днища резервуаров уже через 3–5 лет требуют капитального ремонта, так как в каждом из них имелось до 30–50 сквозных коррозионных поражений и до 300–500 язв глубиной 1–3 мм при толщине листов 4–5 мм. Резервуарное оборудование нефтеперерабатывающих заводов, предназнченное для хранения бензинов, подвергается коррозии сернистыми соединениями, кислой подтоварной водой (рН = 2) и растворенным в бензине и воде кислородом. Скорость коррозии стали в этом случае достигает 0,4–0,6 мм/год. Резервуары с темными нефтепродуктами из–за наличия растворенной в продуктах воды, содержщей кислород и другие агрессивные примеси, и в результате воздействия микроорганизмов разрушаются уже через 11–12 месяцев. Сильной коррозии подвержены танкеры, перевозящие нефтепродукты (скорость коррозии стенок и днищ танков при транспортировке бензинов в три раза больше, чем при транспортировке сырой нефти). ВЫВОД ПО ВОПРОСУ: Как уже отмечалось, у резервуаров с нефтепродуктами наблюдается интенсивная коррозия нижних поясов стенок и днищ, так как здесь постоянно имеется отстой сильно минерализованной воды и слой твердого осадка. Наиболее интенсивно коррозия протекает на границе раздела фаз: нефтепродукт вода. Дополнительно к приведенным в данном параграфе сведениям необходимо отметить, что все твердые отложения солей и окислов металлов, в том числе окислов железа, по отношению к материалу резервуаров – стали ведут себя как катоды. Правильный выбор конструкционных материалов для изготовления технологического оборудования способствует увеличению срока его эксплуатации, продолжительности межремонтного пробега, а также значительно снижает пожаровзрывоопасность производств, что подтверждается статистическими данными.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |