КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потоки и запасы в модели
Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату - начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д. Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно "течение" экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д. Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков. В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВВП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы - и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (Рис.1). Рис.1 Модель круговых потоков Экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других. Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции. Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществляются одновременно и непрерывно в противоположных направлениях. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики (т.е. без каких-либо связей с внешним миром) без государственного вмешательства величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств. Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов - правительство и остальной мир - то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образуются "утечки" в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки" - любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" - инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции" любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны. В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется (Рис.2). Государство устанавливает "правила игры" на национальном рынке: определяет налоговую политику, тарифные ставки, квоты, дотации, а также законы, согласно которым действуют участники экономических отношений. Государство, в лице правительства, выступает одним из субъектов рынка, т. е. активно действующей стороной, отстаивающей национальные интересы. Домашние хозяйства — основной потребитель рыночных продуктов являются собственниками факторов производства — труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствующие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения. Фирмы, в свою очередь, поставляют продукцию на рынок благ и услуг, получая взамен их денежный эквивалент. Основным покупателем на данном рынке выступают домашние хозяйства, которые потребляют значительную часть благ. Кроме того, фирмы предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств. Государство в лице различных организаций взаимодействует с домашними хозяйствами через налоги, которые оно получает с индивидуальных доходов граждан, обеспечивая им со своей стороны социальную защиту в виде пенсий, пособий, стипендий, бесплатного медицинского обслуживания и образования. Налоги, которые выплачиваются фирмами правительству, уравновешиваются дотациями со стороны государства, инвестированием различных проектов и кредитами, выделяемыми центральной финансовой системой. Сбор налогов осуществляется государством для производства общественных благ. Последние в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, даются потребителям "бесплатно", т. е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. Государство как производитель общественных благ способствует повышению продуктивности предпринимательского сектора и домашних хозяйств. В макроэкономической системе государство выполняет также еще одну важную функцию — создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, фирм и самого государства. Взаимосвязь государства с домашними хозяйствами и фирмами осуществляется через рынок благ и рынок факторов производства. На рынке благ государственные структуры приобретают в основном инвестиционные товары и вооружение, оплачивая их из бюджетных поступлений. С рынка факторов производства государство берет рабочую силу, обеспечивая обратное движение денежных средств в виде заработной платы.
Рис.2 Государство в модели кругооборота Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции. Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению совокупных доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос. Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира совокупному объему производства (Рис.3). Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков принимает вид кругооборота. Рис. 3 Кругооборот в открытой экономике Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокупные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса. Подходы к разрешению этой задачи различны у представителей разных направлений макроэкономической теории. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокупных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, налогов и денежного предложения. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. В рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэкономического управления ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровней заработной платы и цен. В неоклассической модели рациональных ожиданий цены и заработная плата быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и поэтому экономика быстро стабилизируется в обстановке доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |