Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Провайдерские фирмы в сетевой экономике

Понятие провайдерской фирмы. Классификация провайдерских фирм

В общем виде архитектура сети Интернет приведена на рис. 4.1 и пред­ставляет собой быстродействующую опорную сеть {Internet Backbone), соединяющую большое количество мощных компьютеров, по которой провайдеры перекачивают основную массу данных. Расположены они в крупнейших научно-исследовательских университетах США и Европы. Скорость трафика в сети Интернет может достигать 4000 ТБ/с.


Internet ВаскВопе (хребет)

К быстродействующей опорной сети (хребту) присоединяются кон­тинентальные магистрали, в том числе трансатлантические и транс­материковые, к которым подсоединяются для обмена трафиком про­вайдеры так называемого первого уровня ПРк1 (транснациональные провайдеры).

 

 

Рис. 4.1. Архитектура сети Интернет

 

 

На каждом материке формируются национальные провайдеры. В Рос­сии такими провайдерами являются, например, Leivo, Telia, Golden Tele­com, TransCom, RunNet, RelCom, Ростелеком, Global Odin и др., которые имеют точки обмена трафиком, где но соглашению провайдеров проис­ходит обмен трафиком с региональными и местными провайдерами.

Термин providers переводе с английского языка означает поставщик, посредник. В современной интерпретации в рамках отрасли телеком­муникаций понятие «провайдер» подразумевает организацию, предо­ставляющую услуги связи пользователям посредством различных ком­муникаций связи. Провайдер поддерживает связь единого стандарта между абонентами, т. е. провайдер является посредником между абонен­тами связи.

В научной и публицистической литературе принято ограничивать понятие «провайдер» интернет-провайдерами, а предприятия сотовой, пейджинговой и других видов связи называть «операторами» соответ­ствующих предприятий связи. Понятие «провайдер» подразумевает поставщика телекоммуникационных услуг, понятие «оператор» подра­зумевает пользователя средств телекоммуникаций, получающего при их эксплуатации определенный эффект. Все предприятия связи неза­висимо от технологий и стандартов связи являются, с одной стороны, пользователями соответствующих средств, с помощью которых они предоставляют коммерческие услуги, а с другой — все предприятия связи являются посредниками, обеспечивающими связь между або­нентами.

Таким образом, провайдерская фирма является посредником меж­ду конечным пользователем и глобальной сетью или провайдерами более высокого уровня. При этом она оптом покупает трафик у более крупных провайдеров и продает его в розницу потребителям.

Свою деятельность любая российская провайдерская фирма осуще­ствляет на основании лицензии Министерства связи РФ.

Провайдер может иметь несколько точек присутствия и в этом слу­чае иметь свою опорную сеть, чаще всего основанную на волоконно-оп­тических соединениях. Провайдер арендует как международные выхо­ды, так и локальные. По статистике, международный трафик составляет около 30% от локального (российского).

Интернет-провайдерские фирмы могут иметь различные организа­ционно-правовые формы. В большей степени это:

• закрытые акционерные общества (ЗАО);

• общества с ограниченной ответственностью (ООО);

• открытые акционерные общества (ОАО).

Так как телекоммуникационный сектор российской экономики пол­ностью приватизирован, в сфере сетевой экономики практически не присутствуют государственные учреждения и государственные унитар­ные предприятия.

Абсолютное большинство интернет-провайдинговых фирм имеют правовой статус юридического лица. Специфика производственных отношений в отрасли не позволяет физическим лицам заниматься про-вайдинговой деятельностью.

Хозяйственная деятельность интернет-провайдинговой фирмы от­носится к номенклатуре посреднических услуг и характеризуется их ас­сортиментом. Основным направлением деятельности такой фирмы яв­ляется использование собственных либо заемных технических и других средств для предоставления конечному пользователю доступа к инфор­мационным ресурсам сети Интернет и обмена информацией между або­нентами сети. Либерализация отрасли телекоммуникаций позволила интернет-провайдерам вместе с основной деятельностью совмещать различные виды деятельности, что способствует укреплению рыноч­ных позиций фирмы, уменьшению рисков, связанных с каждым отдель­ным направлением, и соответственно увеличению его инвестиционной

привлекательности.

Выделим несколько наиболее распространенных и перспективных направлений деятельности, которые может осуществлять интернет-провайдинговая фирма:

1. Предоставление доступа в сеть — всегда присутствует в ассорти­менте услуг фирмы. Остальные виды услуг фирма может не ока­зывать1.

2. Интернет-телефония — направление в телефонии, позволяющее передавать голосовые сообщения по трафику сети Интернет в ре­альном масштабе времени, что в несколько раз дешевле класси­ческого телефона.

3. Решения, связанные с веб-технологией (веб-сервис и веб-дизайн).

4. Формирование частных сетей, ориентированных на конкретных пользователей — корпоративные сети, кемпинговые сети, интранет.

1 В классификации не указаны виды сопутствующих /Р-провайдингу услуг (регистрация пользователя; предоставление места на сервере фирмы под сайт и электронный почтовый ящик пользователя; callback; ведение открытой ста­тистики работы пользователя, состояния его лицевого счета и т. д.), так как их стоимость включена в стоимость основных услуг. Провайдер может и не ока­зывать сопутствующих услуг

5. Создание интернет-магазинов под ключ.

6. Организация видеоконференций в сети Интернет.

7. Наполнение сети информационными ресурсами, создание и об­служивание баз и банков данных, поиск и предоставление пользо­вателям на коммерческой основе специализированной информа­ции.

8. Сотовая и пейджинговая связь, а также услуги местной и даль­ней голосовой связи, которые являются более капиталоемкими и доступными немногим интернет-провайдерам.

Одним из действенных средств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений для ориентации в их совокупности являются клас­сификации. Исходя из количества клиентов, имеющих коммутируемое (dial-up) соединение, все интернет-провайдинговые фирмы можно условно подразделить на крупные, средние и малые. Каждой из клас­сификационных групп соответствует свой уровень доходов.

Классификация интернет-провайдинговых фирм, предложенная ис­следовательской группой РОЦИТ, отражена в табл. 4.1.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе от­сутствует сколько-либо полная и представленная в системном виде классификация интернет-провайдинговых фирм, полностью удовлет­воряющая потребностям менеджмента в сетевой экономике. Много­аспектная классификация интернет-провайдинговых фирм (рис. 4.2) позволит полнее охарактеризовать состояние и возможности рынка провайдерских услуг, определить направления его развития. Призна­ки классификации не являются взаимоисключающими и, в случае не­обходимости, могут использоваться в сочетании.

В качестве признаков классификации выбраны: уровни охвата ауди­тории и доходности, величина модемного пула, уровень владения маги­стральными каналами сети Интернет, уровень владения средствами те­лекоммуникаций, виды доступа к сети Интернет и др.

Дадим пояснения по некоторым признакам классификации.

Таблица 4.1. Классификация интернет-провайдеров, предложенная исследовательской группой РОЦИТ

 

Провайдеры Количество клиентов обслуживаемых в месяц Доходы провайдеров, $млн в год
Крупные 10 000 и более 5-7
Средние 5000-10 000 1-3
Малые 5000 и менее 0,1-0,3

Количество вторичных ПР значительно превышает количество пер­вичных, и порой вторичные ПР имеют аудиторию более многочислен­ную, чем у первичных (конечно, если организацию считать за одного клиента).

При этом вторичные ПР сами являются клиентами первичных и со­здают значительную нагрузку на каналы первичного. По этой причине многие первичные ПР ведут расчет со вторичными по схеме, преду­сматривающей не только абонентскую плату, но и платежи, сумма кото­рых напрямую зависит от нагрузки на канал. Такая система отношений заставляет вторичных ПР искать другие пути доступа в Интернет, при нахождении которых ПР сам становится первичным.

Признак величина модемного пула определяет, какое количество ли­ний связи поддерживает ПР:

1. ПР с большим количеством линий. Как правило, они поддержи­вают модемный пул не менее чем в 400 линий связи.

2. ПР со средним количеством линий. У такой компании имеется от 100 до 400 входных телефонных линий.

3. ПР с малым количеством линий. У них может быть несколько десятков (до 100) входных телефонных линий.

По признаку видов доступа к сети Интернет можно выделить не­сколько способов подключения к Сети различной степени сложности и новизны:

• подключение пользователя по коммутируемой телефонной линии с помощью модема;

• подключение на основе технологий спутниковой теле- или ра­диосвязи;

• подключение, основанное на применении протоколов ADSL, ISDN.
Каждый способ подключения к сети характеризуетсяследующими показателями:

• стоимостью оборудования, необходимого для подключения, и сто­имостью монтажных работ;

• абонентской платой — на содержание и обслуживание средств свя­зи ПР;

• качеством услуг, соответствующих данному способу подключения.
Качество услуг ПР зависит от уровня его технической оснащеннос­ти и характеризуется:

• скоростью обмена информацией;

• скоростью соединения;

• стабильностью соединения.

Предлагаемая классификация провайдерских фирм обладает рядом преимуществ по сравнению с другими:

• является достаточно полной, поскольку позволяет охарактеризо­
вать всех существующих и возникающих интернет-провайдеров;

• подразделяется по небольшому числу провайдеров, что обеспе­
чивает возможность ее логического анализа;

• учитывает тенденции развития отрасли в целом и имеет откры­
тую структуру (позволяет при необходимости добавлять новые
классификационные признаки);

• имеет практическое значение, так как позволяет производить
процедуру сегментирования рынка интернет-провайдинговых
услуг и определять рыночную позицию провайдера.

• Российский рынок услуг интернет-провайдеров может быть структу­рирован аналогично мировому на сегменты индивидуального доступа (коммутируемые соединения), корпоративного доступа (выделенные линии), транспортных услуг (предоставление канальных мощностей для транспортировки трафика других провайдеров) и дополнительных услуг (веб-хостинг, интернет-телефония, интернет-коммерция). В на­стоящее время основной объем услуг российских интернет-провайдеров концентрируется в сегментах индивидуального и корпоративного до­ступа, однако отмечается возросшее внимание к сектору дополнитель­ных услуг. Процесс смещения акцентов в деятельности провайдерских организаций объективно обусловлен достижением достаточного объема пользовательской аудитории и идет параллельно появлению и развитию новых возможностей применения Интернет, среди которых интернет-коммерция, /Р-телефония и веб-услуги.

Организационная структура фирм характеризуется наличием, составом и функциями подразделений и определяется видом деятельности. Об­общенная организационная структура крупной провайдерской фирмы представлена на рис. 4.3.

Директор (генеральный директор) руководит фирмой через своих заместителей. Обычно их несколько человек в соответствии с направ­лением деятельности фирмы:

• • главный инженер (отвечает за обслуживание и работоспособность инфраструктуры);

    Директор            
                                 
        Заместители | директора   Управленческие службы (АУП)      
                       
         
Основное производственное подразделение Вспомогательные и обслуживающие подразделения Внутрифирменная инфраструктура Производственная и испытательная база
                         

Рис. 4.3. Обобщенная оргструктура крупной провайдерской фирмы

• заместитель по общим вопросам;

• заместитель по экономике;

• заместитель по производству;

• заместитель по кадрам и режиму и т. п.
Управленческие службы обычно включают в себя:

• плановый отдел (планово-экономический отдел);

• бухгалтерию;

• отдел кадров;

• отдел труда и зарплаты;

• канцелярию (секретариат);

• отдел режима (отвечает за секретность);

• службу маркетинга;

• юридический отдел.

Функции некоторых отделов могут быть объединены, и тогда коли­чество отделов управленческих служб уменьшится.

Основные подразделения провайдерских фирм создаются по видам ос­новной деятельности: либо по предметной схеме, либо по функциональ­ной схеме. Часто при организации основных проектных подразделений фирмой используется смешанная схема. Профилирующие отделы реша­ют задачи, связанные с объектами проектирования, а функциональные (базовые) — с видами работ.

Вспомогательные и обслуживающие подразделения предприятий ин­форматики выполняют вспомогательные функции для всех подразде­лений. Среди таких подразделений можно назвать:

• отдел научно-технической информации;

• архив;

• множительную базу и др.

Внутрифирменная инфраструктура представляет собой совокуп­ность всех служб по обеспечению жизнедеятельности людей, функци­онирования техники и оборудования зданий. К инфраструктуре пред­приятия относятся:

• энергетика, связь, отопление, водоснабжение, канализация, мас­
терские, производства;

• службы по строительству и ремонту помещений;

 

• отдел снабжения;

• Транспортные службы;

• службы по ремонту и техническому обслуживанию технических
средств;

• службы по охране и уборке помещений.
Производственная и испытательная база может иметься только

у крупных провайдерских фирм.

Кроме перечисленных служб и отделов могут иметь место медпункт, отдел научной организации труда, службы техники безопасности, пси­холог и др.

Небольшие фирмы имеют упрощенную структуру управления, в ко­торой должности, отделы и службы совмещаются, а часть работ выпол­няется за счет привлечения внешних исполнителей.

Организационная структура небольшой провайдерской фирмы при­ведена на рис. 4.4.

Штат такой провайдерской фирмы составляет обычно 15-20 чело­век, в зависимости от ассортимента предоставляемых услуг и объема сегмента, занимаемого на рынке.

В основные задачи директора входит: управление организацией, за­ключение договоров по аренде линий связи.

• Маркетинговый отдел занимается изучением рынка, потребностей, размещением рекламы и проведением иных маркетинговых кампаний.

Абонентский отдел занимается заключением договоров с потреби­телями, выставлением счетов (биллинг).

• Технический отдел и отдел подключения и поддержки абонентских систем занимаются поддержанием всего технического оснащения орга­низации в работоспособном состоянии.

Характеристика особенностей основных фондов провайдерских фирм. К основным фондам относятся средства труда, которые уча­ствуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, и переносят свою стоимость на готовый продукт частями по мере износа (морального и физического).

В России применяется следующая типовая классификация объек­тов основных средств:

• здания;

• сооружения;

• передаточные устройства;

• машины и оборудование;

• транспортные средства;

• инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь;

• другие виды основных средств.

По характеру использования основные фонды делятся на производ­ственные и непроизводственные. К производственным фондам отно­сятся здания производственного назначения, передаточные устрой­ства, машины и оборудование, транспортные средства, средства связи и т. д. К непроизводственным фондам относятся жилые дома, клубы, дома отдыха и другие средства, находящиеся на балансе предприятия.

Из других видов основных фондов, характерных для предприятий информатики, можно выделить программные продукты, базы данных, базы знаний и т. п.

Перечень услуг включает в себя: сеансовое подключение по комму­тируемым линиям; постоянное соединение по физическим некоммутируемым линиям и цифровым каналам; подключение по волоконно-оп­тическим линиям связи; подключение через спутник; /Р-телефонию; электронную почту; размещение информации на серверах; размещение оборудования клиентов в центре хранения и обработки данных.

Продукцией фирмы — провайдера интернет-услуг является инфор­мация. Единицей измерения информации является принятая мера 1 Гб. Общий объем переданной информации называется трафиком.

V

/Приведем примерный перечень важнейших основных фондов провайдерской фирмы:

• здание (арендованное или в собственности);

• линии связи (арендованные у операторов связи);

• модемный пул — модемы (до 1200) объединенные в один узел, передающий информацию в опорную сеть провайдера;

• маршрутизаторы — компьютеры, определяющие кратчайший путь для пакета передаваемой информации;

• коммутаторы — устройства, коммутирующие пакеты информа­ции на телефонной линии;

• шлюзы — устройства, оперирующие на верхних уровнях взаимодей­ствия компонентов (сеансовом, представления и приложений). Они обеспечивают метод подсоединение сетевых сегментов и компью­терных сетей к центральным ЭВМ. Необходимость в применении шлюзов появляется, когда объединяют 2 системы с различной архи­тектурой для передачи потока данных, проходящих между ними;

• сервер базы данных — компьютер с программами, которые могут автоматически распределять информацию или файлы под управ­лением сетевой операционной системы или в ответ на запросы пользователей, присланные посредством электронной почты, пе­реданные в режиме онлайн);

• опорная сеть — сеть, объединяющая точки присутствия провай­дерской фирмы.

Программная продукция — это программы на техническом носите­ле данных, изготовленные по утвержденной технологии с соблюдени­ем действующих стандартов и других нормативных документов, прошедшие испытания, принятые к производственной эксплуатации.

Приобретение программных средств и информационных Продуктов потребителями осуществляется за счет имеющихся источников в со­ответствии с установленным порядком их использования.

• Учет программных средств и информационных продуктов осуществ­ляется в соответствии с действующим порядком в составе основных

средств или в составе малоценных и быстроизнашивающихся предме­тов — в зависимости от стоимости и источников финансирования.

На программные продукты начисляется в установленном поряд­ке амортизация по нормам на полное восстановление, установлен­ным для электронно-вычислительных машин.

Планирование и учет основных фондов предприятий информацион­но-вычислительного обслуживания ведутся в натуральном и стоимо­стном выражении. В натуральном выражении каждый вид основных фондов отражается в количественных показателях. Денежная оценка основных фондов необходима для анализа их динамики, планирования, расширенного воспроизводства, начисления амортизации, установле­ния износа, определения себестоимости продукции и рентабельности предприятий информатики.

Реконструкция основных фондов предприятий провайдеров осу­ществляется посредством капитального ремонта и капитальных вло­жений. Капитальные вложения обеспечивают простое и расширенное воспроизводство основных фондов, капитальный ремонт осуществля­ется для поддержания нормального функционирования средств вы­числительной техники, оборудования, зданий.

Основным источником простого воспроизводства основных фон­дов предприятий информатики служат амортизационные отчисления. При расширенном воспроизводстве для увеличения прироста основ­ных фондов используется часть прибыли, ассигнования, целевые фон­ды и другие ресурсы.

В процессе эксплуатации основные фонды переносят свою стоимость на информационные Продукты в виде амортизационных отчислений. Амортизация представляет собой стоимостное выражение размера по­степенного износа основных фондов, соответствующее части стоимости, переносимой на информационные продукты.

• Физический износ — это потеря средствами труда своих первоначаль­ных качеств, утрата своей первоначальной потребительной стоимости и стоимости из-за их использования. Физический износ наступает вслед­ствие длительного времени эксплуатации средств вычислительной тех­ники, а также в период их бездействия.

Моральный износ основных фондов является следствием техниче­ского прогресса. Основные фонды, не успевая полностью перенести свою стоимость на вырабатываемую продукцию, устаревают и вслед­ствие создания новых, более совершенных, производительных и де­шевых видов средств обработки информации, имеющих улучшенные технико-экономические характеристики.

Существуют 4 варианта оценки основных средств. Полная первоначальная стоимость отражает фактические цены, по которым производилась оплата за приобретаемые (создаваемые) ос­новные производственные фонды, включая затраты на их доставку и установку в конкретных условиях, т. е. с учетом цен на сырье, материа­лы, энергоресурсы, транспортные тарифы и пр., действовавших на мо­мент создания (приобретения) объекта.

Затраты на приобретение (создание) основных средств, произведен­ные в разное время, обусловливают то, что одинаковые по своим потре­бительным свойствам объекты имеют неодинаковую первоначальную стоимость. Поэтому такая смешанная оценка не позволяет достоверно анализировать динамику объема основных средств.

Первоначальная стоимость за вычетом износа соответствует пол­ной первоначальной стоимости конкретного объекта на данный мо­мент за вычетом суммы износа (эта сумма приравнивается к данным о начисленной за время существования объекта амортизации), образо­вавшейся к этому моменту.

Полная восстановительная стоимость характеризует затраты на со­здание (приобретение) объекта в современных условиях. Она определя­ется в процессе переоценок основных средств, которые в России прово­дятся по специальным решениям Правительства Российской Федерации. До перехода к рыночной экономике переоценка основных средств проводилась примерно 1 раз в10 лет. Это было возможно в условиях стабильных цен на товарно-материальные ценности.

Следует отметить, что до перехода к рыночной экономике переоцен­ки объектов основных средств производились на основе специально разрабатываемых детальных ценников. Последние 2 переоценки осу­ществлялись по коэффициентам, централизованно установленным для отдельных групп объектов, причем эти коэффициенты дифференци­ровались в зависимости от времени приобретения объектов. Переходк рыночной экономике сопровождается ростом инфляции, поэтому пе­реоценка основных средств проводится чаще.

Восстановительная стоимость за вычетом износа характеризует фактическую степень изношенности объекта в новых условиях вос­производства. Отметим, что восстановительная стоимость совпадает с первоначальной в период ввода объектов в действие. Но с течением времени восстановительная стоимость будет отличаться от первона­чальной, так как изменяются условия воспроизводства основных средств.

В результате переоценки основные средства оцениваются по пол­ной и остаточной стоимости (с учетом физического и морального из­носа) на дату ее проведения. Таким образом, в результате переоценки основные средства, числящиеся на балансе предприятия, имеют вос­становительную стоимость на конкретную дату переоценки. Но после этого вводятся (приобретаются) новые объекты по полной первона­чальной стоимости соответствующего периода. В силу этого основные средства вновь оказываются отраженными в бухгалтерском учете по смешанной балансовой стоимости.

Размер годового амортизационного фонда зависит от средней годо­вой стоимости основного капитала и нормы амортизации.

Годовая норма амортизации и) определяется по следующей фор­муле:

где Сп полная первоначальная стоимость объекта; Сл — расходы на ликвидацию изношенного объекта; С — возможная выручка от ути­лизации материалов и других элементов, полученных при ликвидации объекта; Т — срок службы объекта в годах.

В России нормы амортизационных отчислений устанавливались в за­конодательном порядке только на реновацию (так как затраты на все виды ремонтов относятся на текущие издержки производства, т. е. на се­бестоимость продукции).

Амортизационные отчисления производятся на основеспециальных норм (устанавливаемых в процентах к первоначальной стоимости). Нормы амортизационных отчислений дифференцированы по видам основных средств и установлены в расчете на год. Для определения еже­месячных амортизационных отчислений сумму амортизационных от­числений делят на 12. В течение года величина амортизационных от­числений может корректироваться в зависимости от поступления и выбытия основных средств. Амортизационные отчисления увеличиваются на соответствующую величину начиная с месяца, следующего за вводом объекта в эксплуатацию, или уменьшаются начиная с месяца, следующего за ликвидацией, продажей или передачей объекта.

Существует много различных способов начисления амортизации, но на практике чаще используют линейный, ускоренный и по остаточ­ной стоимости.

При линейном способе погашение стоимости объекта производит­ся равными частями в течение всего срока эксплуатации.

Ускоренная амортизация активной части основных средств предназ­начена для структурной перестройки производства и его модернизации. Она проводится исходя из увеличения нормы амортизационных отчис­лений, применяемой ежегодно к остаточной стоимости основных фон­дов предприятий информатики.

Оборотные средства предприятий информатики. Составной частью производственных фондов предприятий информационно-вычислитель­ного обслуживания являются оборотные средства, которые представля­ют собой предметы труда, средства труда со сроком службы менее года, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Оборотные средства используются в процессе обработки информации для получе­ния информационных продуктов. В отличие от основных средств обо­ротные средства целиком потребляются в процессе обработки информа­ции и предоставления информационных услуг, полностью перенося свою стоимость на созданную продукцию.

Оборотные средства подразделяются на оборотные фонды и фонды обращения. Для формирования оборотных средств используются сред­ства государственного бюджета, кредиты банка, средства самих пред­приятий.

Последовательное движение оборотных средств с одновременным их нахождением в сфере производства и в сфере обращения называется кругооборотом. При этом в сфере производства находятся материалы, запасные части для ремонта технических средств, малоценные и быстро изнашивающиеся предметы, незавершенное производство, расходы бу­дущих периодов,

• К фондам обращения предприятий информатики относятся выпол­ненные работы (услуги), средства в расчетах, денежные средства. В про­цессе обработки информации стоимость оборотных фондов переходит в стоимость информационных продуктов и перемещается в фонды об­ращения. По мере потребления оказанных услуг фонды обращения во­площаются в денежные средства. Полученные денежные средства рас­ходуются на приобретение оборотных производственных фондов.

На структуру оборотных средств предприятий информатики зна­чительное влияние оказывают характер технологии обработки инфор­мации, специализация предприятий информатики по оказанию услуг, длительность производственного цикла, организация производства и другие факторы.

В состав материальных оборотных средств предприятий информати­ки входят: запасы технического спирта, бумаги, красящей ленты и др. В состав запасных частей включаются необходимые для ремонта средств вычислительной техники различные детали и узлы, платы, блоки и др.

В незавершенном производстве могут находиться работы отделов программирования, не законченные в отчетном месяце, а также гото­вая продукция (услуги) по неоформленным заказчиком счетам.

Повышение эффективности работы предприятий информатики неразрывно связано с рациональным использованием всех имеющихся ресурсов. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, свя­занные с нормированием оборотных средств по различным их элемен­там. Нормативы оборотных средств рассчитываются ежегодно. Норми­рование оборотных средств включает установление для предприятий информатики необходимых норм оборотных средств.по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат, выраженных в отно­сительных величинах, и нормативов собственных оборотных средств в денежном выражении. К нормируемым элементам оборотных средств относятся: основные и вспомогательные материалы, топливо, малоцен­ные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство, расходы будущих периодов.

Установление норматива собственных оборотных средств для пред­приятий информатики зависит от следующих факторов: установленно­го объема выполненных работ, расхода различных оборотных средств на производство, установленных цен на материальные ценности, транспорт­ные и другие услуги, количества имеющегося оборудования, загрузки оборудования, условий снабжения (частота, равномерность, комплект­ностьпоставок).

Работа по нормированию собственных оборотных средств на пред­приятии информатики начинается с расчета потребности в основных и вспомогательных материалах в планируемом году.

• Расход материалов определяется по каждому виду работ и услуг в разрезе групп однородных материалов. Расчет потребности в мате­риалах осуществляется исходя из планируемого объема работ, уста­новленной нормы расхода материала на единицу объема, установлен­ных цен на материалы.

Стоимость каждого вида потребляемых материалов должна рассчи­тываться с учетом транспортно-заготовительных расходов.

На некоторых предприятиях информатики должен вестись учет не­завершенного производства. К незавершенному производству относят­ся выполненные работы, не прошедшие всех фаз обработки и не сдан­ные заказчику.

К расходам будущих периодов относятся производственные и дру­гие затраты. Данные затраты включаются в себестоимость выполняе­мых работ в последующем периоде или погашаются из специальных источников.

Оборотные средства формируются как за счет собственных и при­равненных к ним источников оборотных средств, так и за счет креди­тов банка. Размер собственных оборотных средств может изменяться в связи с изменением объема выполняемых работ, материально-тех­нического снабжения и условий денежных расчетов. При организации предприятия информатики его собственные оборотные средства мо­гут формироваться за счет ассигнований государственного бюджета или частных физических и юридических лиц в зависимости от формы собственности. На действующих предприятиях информатики прирост собственных оборотных средств осуществляется за счет собственной прибыли, устойчивых пассивов, ресурсов вышестоящей организации.

4.3. Основные этапы разработки бизнес-плана создания у\У? интернет-провайдера

При создании провайдерской фирмы необходимо иметь в виду, что для того, чтобы удовлетворять потребности конечного пользователя в услугах Интернета, фирме необходимо сначала купить доступ в Ин­тернет.

Большие российские компании, продающие такой доступ, напри­мер ОАО Ростелеком — крупнейшая компания связи в России, имеют сети связи, охватывающие множество городов и несколько междуна­родных каналов подключения к зарубежным сетям. Такие компании, их называют операторами связи, не занима­ются предоставлением услуг конечным пользователям.

В свою очередь, могут входить в телекоммуника­ционные холдинги, например в ОАО Связьинвест. Это один из круп­нейших телекоммуникационных холдингов в мире, уставный капитал которого образован акциями акционерных обществ электросвязи, со­зданных в процессе приватизации государственных предприятий элек­тросвязи.

Телекоммуникационные холдинги, компании и крупные провайде­ры владеют физическими линиями связи (телефонные сети, оптово­локонные кабели, связь через спутники и т. д.).

Местные провайдеры могут создавать крупные сети в пределах одно­го города, но прокладывать линии связи на большие расстояния само­стоятельно невыгодно. Дешевле и проще купить доступ к таким лини­ям.

Для предоставления услуг доступа конечным пользователям необ­ходимо оборудование — модемные стойки, серверы доступа. Приходит­ся покупать телефонные линии и номера у телефонных компаний и т. д.

Зарубежные государства с самого начала отнесли интернет-серви­сы к услугам добавленной стоимости, позволив провайдерам разви­ваться по своему усмотрению, а в России Интернет отнесен к услугам связи, со всеми вытекающими последствиями: обязательным получе­нием лицензий, согласованием проектов и сертификацией используе­мого оборудования.

Поскольку развитие законодательной базы не успевает за экономи­ческими и правовыми отношениями в сфере высоких технологий, усло­вия предоставления услуг провайдера не регламентированы законом. Каждый провайдер при предоставлении услуг подключения, например по выделенной линии, предоставляет свой вариант типового договора, в который уже вносятся поправки в соответствии с конкретными поже­ланиями клиентов.

При подключении местного провайдера к региональному подписы­вается провайдерское соглашение, описывающее права и обязанности провайдеров по отношению друг к другу.

Провайдеры в большей мере зависимы от внешних факторов, таких как введение повременной оплаты за телефон, отключение энергоснаб­жения, аварии каналов, вмешательство государственных и правоохра­нительных органов в их деятельность, изменения в законодательстве.

Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства, описывает процесс функционирования фирмы, показывает, как достичь поставленных целей, в частности по­вышения прибыльности работы.

• Бизнес-план является постоянным документом, систематически об­новляется (в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма), определяет стратегию развития фирмы, базируется на общей концеп­ции развития фирмы, дает технико-экономическое обоснование конк­ретным мероприятиям

Бизнес-план позволяет решать целый ряд экономико-организаци­онных задач, основными из них являются:

• обоснование экономической целесообразности выбора направле­
ний развития фирмы;

• расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в пер­
вую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

• определение намечаемого источника финансирования для реали­
зации выбранной стратегии;

• подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Бизнес-план состоит из ряда разделов, в которых дается характери­стика продукции, оценка рынков сбыта, анализ конкуренции на рын­ке, оценка рисков, рассматривается план производства, организаци­онный план, финансовый план и т. д.

Бизнес-план начинается с резюме, которым практически завершает­ся работа по его написанию. Таким образом, резюме создается после того, как проработаны все вопросы, связанные с созданием провайдерс­кой фирмы. Объем резюме должен быть небольшим (до 4 машинопис­ных страниц). В резюме отражают финансовые результаты проекта.

Будущие кредиторы и инвесторы должны получить из резюме пол­ную информацию по интересующим их вопросам. Для этого в резюме можно выделить следующие подпункты:

• основная идея проекта;

• цели бизнес-плана;

• способы и средства достижения целей;

• сроки и этапы реализации проекта.

Содержание выделенных подпунктов должно быть представлено в резюме бизнес-плана провайдерской фирмы для конечного пользо­вателя.

Формулировка бизнеса. Идея бизнеса состоит в создании фирмы интернет-провайдера, т. е. фирмы, занимающейся оказанием услуг до­ступа в мировую сеть Интернет. Если предполагается, что данная фир­ма будет обслуживать конечных пользователей г. Санкт-Петербурга и в дальнейшем Ленинградской области, то следует исходить из того, что в среднем за неделю к интернет-страницам обращаются около 0,5 млн человек в этом регионе.

• Создаваемая фирма на первом этапе должна предоставлять услуги коммутируемого неограниченного доступа в сеть Интернет для физи­ческих и юридических лиц. В дальнейшем сектор услуг может быть расширен

Цели бизнес-плана. Создание экономически устойчивой провайдер­ской компании, услуги которой будут пользоваться достаточно боль­шим спросом за счет их высокого качества и низкой стоимости;

1. Создание возможностей для развития номенклатуры предпола­гаемых услуг, таких как:

• веб-дизайн — выделение специализированного отдела в компа­нии, занимающегося разработкой, поддержкой и сопровождени­ем сайтов и баннеров для юридических и физических лиц;

• веб-хостинг — размещение сайтов и поддержка виртуальных сер­веров на сервере фирмы;

• создание в рамках компании виртуального магазина электронной коммерции;

• увеличение числа модемных пулов компании и привлечение но­вых клиентов;

• подключение организаций юридических лиц к сети Интернет по выделенным линиям и др.

2. Вхождение в число крупнейших фирм-поставщиков услуг Ин­тернета по коммутируемым линиям.

3. Обеспечение требуемой рентабельности фирмы.

4. Возвращение взятых кредитов в оговоренные сроки.

Примерное содержание раздела бизнес-плана ^Характеристика про­дукции провайдерской фирмы». С этого раздела начинается основная часть бизнес-плана. Здесь описываются те услуги, которые собирается пред­ложить провайдер потенциальным покупателям (конечным пользовате­лям), а также дается основная информация по провайдерской фирме, ко­торая должна доказатьпотенциальному инвестору, что фирма способна осуществить производство заявленных услуг.

Удовлетворение потребностей человека в оперативной информа­ции и общении является целью предоставления сетевых услуг. Инте­ресы пользователей русскоязычных ресурсов Интернета могут быть охарактеризованы следующим составом:

• общественно-политические новости;

• деловые новости;

• погода;

• наука;

• путешествия, отдых;

• искусство;

• поиск работы;

• спорт;

• электронная коммерция, электронный бизнес;

• медицина;

• дистанционное обучение и образование;

• межличностные коммуникации;

• промышленность;

• /Р-телефония и др.

Для удовлетворения потребностей конечных пользователей в соот­ветствии с их интересами провайдинговая фирма должна иметь тре­буемые производственные фонды, располагать соответствующими нематериальными активами (лицензии, программные средства и т. п.). Данные о составе, структуре, количестве, стоимости основных фондов могут быть для удобства сведены в таблицу (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Сведения об основных производственных фондах

 

Наименования основных средств Количество, шт. Стоимость единицы оборудования,у. е.
Сервер    
Маршрутизатор    
Лицензия на предоставление услуг /Р-телефонии    

Примерное содержание раздела бизнес-плана «Маркетинговый план и исследование рынка*. В рамках раздела маркетингового плана и ис­следования рынка можно выделить следующие основные подразделы:

• рынки сбыта;

• сегментация;

• прогнозы объемов продаж;

• ценообразование;

• анализ конкурентов;

• реклама;

• продвижение;

• стимулирование продаж;

• рынок ресурсов.

• Бизнес интернет-провайдера отличается отсутствием сезонности, что делает его особенно привлекательным. Хотя могут происходить незначительные колебания численности конечных пользователей.

Трудности вхождения в информационный рынок для создаваемой провайдерской фирмы вызваны тем, что:

• крупные и состоявшиеся фирмы имеют гораздо более дешевые порталы связи с Интернетом, и соответственно меньшие издержки;

• пользователи привержены компаниям, которые их устраивают и с которыми они уже работают;

• рынок сбыта услуг доступа в Интернет (аккаунтов) возможенпри условии наличия городского телефонного номера и устойчи­вой связи с приемлемой скоростью соединения;

• доступ в Интернет, который пока является в глазах преобладаю­щей массы людей роскошью, достаточно дорог.

В целях рекламы предоставление услуг Интернета для студентов и преподавателей вузов может осуществляется по очень низким ценам. Поскольку статистика показывает, что пользователь остается верен своему первому провайдеру либо провайдеру, услуги которого отлича­ются приемлемым соотношением «цена-качество», часть студентов и преподавателей будут длительно пользоваться услугами создаваемой фирмы. В Санкт-Петербурге, например, насчитывается около 600 тыс. студентов. По приблизительным оценкам, 20-25% из них имеют воз­можность регулярно пользоваться Интернетом — все они потенциаль­но могут оказаться клиентами данной провайдерной фирмы.

В настоящее время рынок провайдииговых услуг в Санкт-Петер­бурге представлен достаточно большим количеством компаний.

Большинство существующих провайдеров предоставляют набор раз­личных вариантов доступа в Интернет.

Таким образом, набрать портфель конечных пользователей в разме­ре 5000-10 000 физических лиц особых трудностей не составит.

Для анализа цен на информационном рынке и уровня конкуренции удобно информацию, полученную в результате исследования' рынка, свести в таблицы (табл. 4.3, 4.4).

Из табл. 4.4 следует, что создаваемая фирма будет обладать несомнен­ными конкурентными преимуществами, а значит, имеет больше шансов победить в конкуренции на рынке.

Учитывая сущность оказываемых услуг и отсутствие нацеленности фирмы на узкий сегмент рынка, представляется целесообразным при­держиваться массового подхода к оказанию услуг.

В ценообразовании предполагается придерживаться политики про­никновения на рынок, что очень важно в уеловиях конкуренции. Низ­кие цены (в сочетании с качеством) привлекут клиентов, а компания увеличит свою долю на рынке.

Таблица 4.3. Цены на услу*и провайдерских фирм

 

 

 

 

 

Название компании провайдера Цена (неограниченный доступ), $ Тарифы повременной оплаты,$
Cityline 36,6 15 за 15 часов работы
Demos (регистрация 20) нет С 9 до 24 часов 2,4 в час (по рабочим дням)
С 9 до 24 часов 1,8 в час (по выходным дням)
С 24 до 9 часов 1,2 в час

Таблица 4.4. Сравнительный анализ конкурентоспособности создаваемой

фирмы

 

 

 

 

 

Наименования показателей оценки провайдииговых фирм Вес показателя Конкуренты(оценка показателя по 10- балльной шкале)
Фирма
№1 №1 №1 №1   Созда­ваемая
1. Качество услуг 0,2              
2. Стоимость неограниченного доступа на месяц 0,3           5-  
3. Плата за регистрацию 0,1              
4. Наличие гибких тарифных планов 0,1              
5. Размер модемного пула 0,25              
6. Известность 0,05              
Итого:   5,7 4,8 6,2 5,3 ...   8,5

В части рекламной политики планируется прибегнуть, например, к следующим методам:

• реклама в журналах;

• реклама в газетах, а также в бесплатно распространяющихся пе­чатных изданиях;

• реклама в городском транспорте;

• реклама в сети Интернет;

• рекламные плакаты в различных магазинах и точках, где будут продаваться интернет-карты.

Рекламная кампания будет проводиться интенсивно на начальной стадии развития предприятия.

В дальнейшем фирма может производить реализацию услуг через собственную сбытовую сеть и/или авторизованных дилеров.

Примерное содержание раздела бизнес-плана производственный план». Основная задача данного раздела бизнес-плана — доказать потен­циальным партнерам, что фирма в состоянии производить необходимое количество информационных услуг в установленные сроки и с требуе­мым качеством.

Для реализации поставленной цели предприниматель при состав­лении бизнес-плана показывает, как будут решаться проблемы, свя­занные с помещениями, оборудованием, персоналом и т. д. По своей сути рассматриваемый раздел является технико-экономическим обо­снованием разрабатываемого бизнес-плана.

При этом должны быть выделены следующие важные подразделы:

• способ производства, технология;

• производственные площади;

• оборудование;

• поставщики;

• потребность в оборотных средствах;

• общие затраты;

• заработная плата;

• смета затрат.

Провайдеру необходимо купить широкий канал в Интернете по опто­вым ценам и распродать его конечным пользователям в виде узких кана­лов по розничным ценам, которые допускают подключение по телефон­ной линии через модем, установленный в компьютере пользователя. Ширина канала, выделенная пользователю, определяет, насколько быс­тро, происходит обмен потоками данных между пользователем и Сетью. Фирма-провайдер должна оценить ширину канала доступа в Сеть. Рас­чет ширины канала может быть произведен по формуле:

 

Скорость передачи, гарантируемая провайдером
Величина необходимой информации

Количество

приобретаемых

телефонных линий связи

Для организации бизнеса предполагается арендовать или докупить помещение требуемой площади. Обычно в этом помещении располага­ется офис компании. Следует привести информацию об арендодателе и арендной плате, а также определить состав оборудования, приобре­таемого или арендуемого фирмой-провайдером. Информацию можно свести в таблицу (табл. 4.5).

Данные, приведенные в табл. 4.5, могут служить базой для расчетов стоимости приобретаемого оборудования или его аренды, затрат на основные производственные фонды, необходимые для выполнения планируемого объема услуг, величины фонда оплаты труда и т. п.

Таблица 4.5. Сведения по приобретаемому и арендуемому оборудованию

 

Наименование оборудования Модемный пул, шт. Аренда помещений,м2
Количество    
Стоимость оборудования  
Наименование оборудования   -
Наименование поставщика арендуемого оборудования фирма «Нога»
Арендная плата за единицу оборудования в течение договорного периода сдачи в эксплуатацию (мсс., год), v. е./период    
Арендная плата за оборудование данного наименования  

Примерное содержание раздела бизнес-плана «Организационный план». После ответа на вопрос, как будут решены проблемы, связанные с производством услуг, важно решить проблему набора сотрудников и планирования их работы. Поэтому в данном разделе бизнес-плана об­основывается организация управления производственной деятельно­стью провайдерской фирмы, описываются квалификационные требова­ния к специалистам и их состав.

Рассматриваемый раздел содержит следующие основные подразделы:

• организационная структура фирмы;

• организационно-правовая форма;

• менеджеры;

• персонал;

• законодательная база (регулирующая данный вид деятельности);

• стимулирование работы персонала.

Организационная структура создаваемой фирмы определяется со­ставом и объемом информационных услуг.

В качестве примера на рис. 4.5 приведена организационная струк­тура средней провайдерской фирмы.

Другие возможные варианты организационных структур таких фирм приведены в п. 4.2.

Одновременно с разработкой оргструктуры следует решить вопрос о выборе организационно-правовой формы провайдерской фирмы.

При определении состава и структуры, привлекаемых к работе спе­циалистов, руководящего и обслуживающего персонала необходимо руководствоваться объемом и видами информационных услуг, предла­гаемых фирмой-провайдером. Надо помнить, что качество оказывае­мых услуг существенно зависит от квалификации работников фирмы.

Вся информация по персоналу фирмы может быть сведена в табли­цу (табл. 4.6).

Таблица 4.6. Сводные данные по персоналу фирмы

 

Занимаемая должность Коли­чество Образование Опыт работы по специальности, лет Предполагаемая заработная плата, у. е.
Генеральный директор   Высшее экономическое   750;
Главный менеджер   Высшее экономическое    
Бухгалтер   Высшее экономическое    
Охрашшк   Среднее специальное    

Примерное содержание раздела бизнес-плана «Оценка рисков». Каж­дому предпринимателю необходимо предусмотреть возможные труд­ности и заранее разработать стратегии их преодоления. При этом важ­но обосновать степень существующего риска.

Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчетов п ри осуществлении производственной деятельности, маркетинговой по­литики и при подборе руководящих кадров. К рискам также относит­ся вероятность пожаров и землетрясений, забастовок, межнациональ­ных конфликтов.

Для более полной оценки рисков предлагается выделить количе­ственные и качественные критерии. Качественные оценки рисков ха­рактеризуются:

• наименованием риска;

• причиной риска;

• влиянием на ожидаемую прибыль;

• методами предотвращения риска и др.
Количественные оценки рисков характеризуются:

• ранжированием риска;

• весом рисков;

• балльной оценкой рисков по видам и др.

Под риском может пониматься опасность того, что цели, поставлен­ные в проекте, могут быть достигнуты не полностью.

Если рассматриваемый проект охватывает несколько стадий, то оцен­ку риска целесообразно проводить по ним, например по подготовитель­ной стадии и стадии функционирования.

По характеру воздействия риски могут быть разделены на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых рассматривается как простой риск. Простые риски опреде­ляются как инвариантные (независимые) по отношению к другим рис­кам.

Для оценки вероятности воздействия рисков используются мнения экспертов. Разработчиками проекта составляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту предоставляется этот перечень для оценки вероятности наступления рисков с помощью некой системой оценок:

• 0 — риск рассматривается как несущественный;

• 25 — риск, скорее всего, не реализуется;

• 50 — о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

• 75 — риск, скорее всего, проявится;

• 100 — очень большая вероятность реализации риска.

Оценки приоритетов должны отражать важность каждого отдель­ного события для всего проекта. После определения вероятностей но простым рискам проводится интегральная оценка риска по двум по­следовательным этапам, но перед этим рассматриваются простые рис­ки для каждой стадии.

Для получения оценки объединенных рисков используется проце­дура взвешивания.

Все простые риски могут быть ранжированы по степени важности (по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т. д.; все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса, а сумма весов всех простых рисков должна быть равна единице. Суммарная балльная оценка каждого простого риска легко вычисляется, если определены: величина приоритета, средняя оценка экспертов и вес для каждого простого риска.

Например, величина риска, связанного с появлением непредвиден­ных затрат, рассчитанная в табл. 4.7, составляет 5,25 и получена пере­множением средней оценки экспертов и веса этого риска.

Веса каждого простого риска рассчитываются исходя из приорите­тов им присвоенных и общего количества наименований рисков.

Таблица 4.7. Оценка простых и составных рисков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование рисков Эксперты Средняя оценка экспертов Приоритет риска Вес риска Балльная оценка риска
  2  
Риски на подготовительной стадии
Непредвиденные затраты 50,00 50,00 75,00 58,33   0,09 5,25
Несвоевременная подготовка оборудования и рабочих Недобросовест­ность подрядчика 0,00 25,00 0,00 25,00 0,00 0,00 0,00 16,67 2 3 0,04'0,01 0,00 0,17
Риски на стадии функционирования
Финансово -экономические риски
Неустойчивость спроса 50,00 75,00 50,00 58,33   0,09 5,25
Появление альтернативного продукта Рост налогом 50,00 50,00 75,00 25,00 50,00 50,00 58,33 41,67 2 3 0,040,01 2,32 0,42
Наименование. рисков Эксперты Средняя оценка экспертов Приоритетриска Вес риска Балльная оценка риска  
1 1 2 | 3  
Социальные риски  
Трудности с набором квалифициро­ванной рабочей силы 75,00 50,00 50,00 58,33   0,04 2,33  
Отношение местных властей Недостаточный уровень заработной платы 25,00 0,00 25,00 25,00 0,00 25,00 16,67 16,67 2 2 0,04 0,04 0,67 0,67  
Технические риски  
Нестабильность работы оборудования Отсутствие резерва мощности 25,00 50,00 0,00 50,00 25,0 0 50,0 0 16,67 50,00 3 2 0,01 0,04 0,17 2  
Экологические и другие риски  
Вредность производства 50,00 25,00 0,00 25,00   0,01 1 0,25 Некото­рое число  
   
                               

Оценка составного риска представляет собой сумму оценок простых рисков, входящих в составной.

С помощью балльных оценок рисков выявляют перечень наиболее значимых рисков и проводят мероприятия по уменьшению их послед­ствий для реализации бизнес-проекта. Необходимо отметить, что пе­речень рисков может быть дополнен или, наоборот, некоторые риски следует исключить как нетипичные для провайдерской фирмы.

В качестве условий предотвращения рисков могут быть рекомендо­ваны следующие мероприятия:

• страхование имущества и ответственности работников провай­дерской фирмы. Детальная проработка подготовительной стадии проекта с целью снижения значимых рисков;

• заключение долгосрочных контрактов с поставщиками с четки­ми условиями и штрафными санкциями;

• использование механизмов страхования рисков и др.

Примерное содержание раздела бизнес-плана «Финансовый план». Важнейшим разделом разрабатываемого документа является финан­совый план. Он формируется с целью обеспечения потребности фир­мы в денежных ресурсах и достижения (поддержания) устойчивого финансового состояния.

Необходимо выделить следующие основные подразделы:

• источники собственных средств;

• источники заемных средств;

• прогноз объемов реализации продукции;

• общие затраты;

• заработная плата;

• налоги и отчисления в бюджет;

• отчет о движении денежных средств (простой и дисконтирован­ный);

• график безубыточности;

• отчет о прибылях и убытках.

Следует особо отметить, что структуризация разделов бизнес-плана позволяет реализовать такие основополагающие требования, как доста­точность и доступность для восприятия (при наличии четкой структу­ры потенциальному партнеру, в том числе и инвестору, легче принять правильное решение о сотрудничестве).

При формировании финансового плана необходимо определить раз­меры собственных средств, вкладываемых в дело, а также источники заемных средств с указанием размеров необходимых кредитов.

Прогноз объемов реализации информационной продукции следует сделать на 1 год с разбивкой на месяцы, а затем на последующие 2-4 года. На больший период времени этот прогноз составлять не следует.

Необходимо определить объемы реализации продукции провайдин-говой фирмы в стоимостном выражении от величины затрат и, наконец, планируемой прибыли. Результаты расчетов затрат, доходов и прибыли фирмы могут быть сведены в таблицу, которая по сути объ­единяет в себя прогноз продаж и план по прибыли.

По той же форме можно предоставить данные на несколько плани­руемых периодов (2-4 года).

Используя сведения из баланса фирмы и данные прогноза объемов реализации продукции и затрат, можно определить уровень общей рен­табельности провайдерской фирмы (табл. 4.9).

В этом разделе следует также представить смету заработной платы, отчет о прибылях и убытках провайдерской фирмы, сводный баланс активов и пассивов и график достижения безубыточности.

Этот раздел может быть дополнен вопросами, связанными со стра­тегией финансирования бизнес-проекта.

Например, уточняется план получения средств, их форма, период возврата капитала, величина прибылей.

Часто задают вопрос, что нуж'но сделать и какие документы собрать, чтобы стать интернет-сервис-провайдером?

Необходимо как минимум:

• получить (купить, арендовать) высокоскоростные международ­ные каналы связи;

• подключиться к провайдерам других уровней;

• заключить договора с основными провайдерскими фирмами об обмене трафиком.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика различных видов соединений в сетях | Эффективность сетевой экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.