КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность сетевой экономики
Эффективность сетевых технологий основана на таких их свойствах, как: • независимость от времени — информационные ресурсы доступны 24 ч в сутки; • независимость от места дислокации компьютеров, на которых хранится обрабатываемая информация; • устойчивость к повреждениям — в случае повреждения целостности сети и выхода из строя части узлов сеть будет продолжать функционировать и передавать данные по назначению до тех пор, пока • целостность — отдельные части сетей работают независимо, но в едином информационном пространстве; • высокая скорость передачи данных, которая зависит от характеристик используемого оборудования. Эффективность сетевых технологий определяется также возможностью немедленно отреагировать на обращение, т. е. интерактивным режимом. В табл. 4.10 приведены свойства различных информационных систем, позволяющие вести диалог. Интернет все активнее вовлекается в сферу бизнеса, где сеть используют для ведения деловых операций. Множество компаний различных стран мира, в том числе такие крупные корпорации, как IBM, AT&T, Ford, Meriill Lynch, J.P.Morgan, Dun & Bradstreet,J.C.Penney, Mitsubishi и др., уже попали в число клиентов сети или намерены в ближайшее время стать ими.
Некоторые компании немало выиграли от использования Интернета, получив весьма ощутимое преимущество в конкуренции. Ряд компаний используют сеть для виртуальных «встреч» с потребителями. IBM же знакомит пользователей сети с материалами своего журнала «Think», рассказывающего о деятельности корпорации, ее продукции и новостях IBM в области НИОКР. Сеть Интернет является эффективным средством рекламы, маркетинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие средства коммуникации, помогают фирмам наладить прямые контакты с покупателями продукции, выведя отношения с ними на новый уровень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнктуре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса. На эффективность использования в экономике с точки зрения потребителя сетевых технологий большое влияние оказывают особенности глобальных сетей, к которым относятся: • коммуникационный простор, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве; • четко определенные каналы доступа; • полная прозрачность рынка, условия конкурентов можно выяснить в считанные секунды;
• активные пользователи, готовые понести определенные издержки; • явная эффективность для клиента; • возможность разбивки клиентов на группы; • возможность статистического анализа поведения пользователей; • возможность оперативной передачи актуализированной информации; • возможность расширения функций системы. Менеджеры российских предприятий, использующие сетевые технологии, должны уметь определять экономический эффект от затрат на создание сетевых серверов, баз данных, линий связи и др. Эффективность использования информационных технологий в различных сферах экономической деятельности: торговле, бизнесе, рекламе, издательском деле и др. может быть представлена различными показателями. Эффективность использования информационных технологий в электронной торговле (Еторг.), например для случая реализации на веб-сервере виртуального магазина, определяется как соотношение между посетителями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров (S итов), и общим количеством посетителей сервера (S):
Еторг = S итов / S * 100% Эффективность использования веб-сервера может быть оценена несколькими показателями: 1. Эффективность различных входов на сервер (Еист i). Этот показатель характеризует эффективность использования различных источников для привлечения посетителей на сервер и определяется как отношение посетителей, воспользовавшихся данным источником (Sист i), к общему количеству посещений сервера (S0): Е ист i. = Sист i / S0 * 100%, где i — наименование данного источника. 2. Оценка эффективности посещаемости веб-страниц сервера (Естр i), которая характеризует популярность страниц сервера. Определяется для каждой страницы как отношение посещений страницы (Sстр i) к общему количеству посещений сервера (S0): Е стр i. = S стр i / S0 * 100%, где г — наименование соответствующей страницы. 3. Количество повторных посещений (Рn). Этот показатель характеризует выполнение второй основной функции веб-маркетинга после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение максимального числа повторных посещений сервера. Этот показатель определяется как величина, равная отношению общего количества посещений сервера (S0) к числу его посетителей (S):
Рn = S0 / S0
4. Эффективность баннерной рекламы (Е б i) зависит от числа посетителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой и перешли на веб-сервер фирмы. Величина показателя
Е б i = S б i / S0 * 100%
Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. Если говорить о показателе экономической эффективности использования сетевых технологий, то известно, что этот показатель может быть определен как отношение результата, получаемого от их применения, к затратам, необходимым для достижения данного результата. Таким образом, экономическая эффективность (Е) может быть рассчитана следующим образом:
Е = Э / З,
где Э — экономия на издержках производства продукции и услуг, получаемая за счет использования сетевых технологий в бизнесе, торговле, рекламе и т. п.; З — затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий; Разумеется, без капитальных вложений на использование в производстве информационных технологий не обойтись ни одной фирме, которая хотела бы информационное преимущество перед конкурентами превратить в экономическое. Эффективность затрат в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения:
где В{ — стоимостная оценка результатов использования сетевых технологий в производстве; С. — дополнительные эксплуатационные издержки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i-м периоде; К; — единовременные капитальные затраты в i-м периоде (году); N— число расчетных периодов (лет); i — номер периода (года) получения результатов от применения сетевых технологий; г — расчетная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года). Определив или задав величины В. С. К; N можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет определяться величиной г. Уравнение (4.1) можно заменить неравенством:
Если неравенство (4.2) соблюдается, то вкладывать средства в использование сетевых технологий целесообразно. Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение (4.1) ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию. Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий. Источники затрат можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капитальным затратам можно отнести: • инвестиции на первоначальный анализ и планирование; • затраты на приобретение необходимого оборудования (например, веб-сервера); • затраты на приобретение программного обеспечения; • инвестиции на организацию линий связи и сопутствующее оборудование; • затраты на приобретение вспомогательного оборудования (например, компьютерной техники для обновления информации на веб-сервере для выполнения функций по обеспечению работоспособности веб-сервера и др.); • инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, в случае если какие-либо функции по обеспечению работоспособности веб-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия. К эксплуатационным расходам относятся: • заработная плата обслуживающего персонала; • расходы на вспомогательные материалы; • взносы за доменное имя; • арендная плата за каналы связи; • плата провайдеру за предоставление доступа к веб-серверу, за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание веб-сервера предприятия в случае размещения его у провайдера; • амортизационные отчисления; • дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций; • расходы на проводимые рекламные кампании и т. д. При использовании электронных коммуникаций вместо традиционных снижаются расходы на печатные виды продукции, на телефонные разговоры и пересылку факсов. За счет предоставления необходимой информации обеспечивается предпродажная и послепродажная поддержка потребителей. При этом следует учесть, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в Сети может принести прибыль за счет: • повышения имиджа торговой марки компании; • продвижения товаров фирмы; • привлечения новых потребителей; • добавления нового канала распространения продукции; • улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.
РАЗДЕЛ 3. МОДЕЛЬ НАЗНАЧЕНИЯ ЦЕН ____________________________________________ ТЕМА 1. ОЦЕНКА ПОТРЕБЛЕНИЯ: ТАРИФЫ И ЦЕНЫ В ИЭ
Цена в условиях рыночной экономики является важнейшим экономическим параметром рыночной среды, с которым вынуждены считаться фирмы, предприятия, организации, действующие на информационном рынке. Основные виды цен на информационном рынке связаны с видами продукции и формами представления ее потребителям: 1. Для средств вычислительной техники и средств связи практикуются: • продажа в полную собственность (имеющая, в частности, ту особенность, что комплектность поставки делается под заказ, с комплектующими от разных производителей); • сдача средств в аренду целиком или в повременной форме (машинное время, время связи и т. п.); • лизинг (особая форма сдачи во временное пользование); • проектирование и изготовление специальных образцов техники «под заказ» (в исключительных случаях). 2. Для программных изделий практикуются: • продажа (в разных организационных формах и по различным видам цен); • разработка на договорной основе «под заказ»; • аренда вместе с техническими средствами. 3. Для информационных продуктов практикуются: • продажа массово-тиражируемых продуктов (справочники, типовые БД на носителях и т. п.); • продажа сделанного «под заказ» информационного продукта. 4. В перечень сервисных услуг можно включить: • предпродажные услуги и услуги во время продажи; • предоставление услуг в рамках гарантийного срока (формально бесплатно или с частичной оплатой); • предоставление послегарантийных услуг по договору (за плату). • предоставление услуг на договорной основе (например, электронная почта Relcom); • предоставление услуг, формально бесплатных для потребителя (телетекст, рекламные издания и т. п.). В соответствии с разнообразием форм предоставления потребителям продукции и услуг, очевидно, будут разнообразны и формы их оплаты. В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть: • договорными (свободными), устанавливаемыми на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений; • лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно применяются по отношению к монополистам, занимающим на рынке доминирующее положение; • фиксированными, в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере. На рис. 3.1 и 3.2 приведены обобщенная схема движения информационных продуктов и действующих видов цен, а также состав и структура розничных цен.
Рис. 3.1. Обобщенная схема товародвижения информационных продуктов и действующих видов цен Цена информационного продукта (услуги) в общем виде может быть представлена следующим соотношением: Р= С1+С2.+ V+M, где Р — цена продукта, услуги; С1 — затраты предметов труда; С2 — затраты, связанные с применением средств труда (амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт); V— затраты, связанные с использованием живого труда; М — включенная в цену прибыль.
Рис. 3.2. Взаимосвязь экономических показателей в сетевой экономике Естественно, для разных видов цен. каждая из составляющих слагается из соответствующих статей расходов и прибыли участников товародвижения информационных продуктов (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1. Состав и структура цен на информационную продукцию
Существуют некоторые особенности (иногда закрепленные в нормативных документах) учета транспортных и складских расходов в составе цены. В связи с этим цены могут различаться по видам франко, т. е. по месту сдачи товара отправителем и перехода ответственности за его дальнейшую судьбу к покупателю. Практика налогообложения и взимания в пользу государства некоторых видов платежей требует выделения в платежных документах кроме цен производителя (продавца) налога на добавленную стоимость, акциза и других платежей, являющихся косвенными налогами. Можно выделить 3 вида цен на продукцию сетевой экономики: 1) фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены; 2) прогнозируемые цены, принятые при составлении плановых расчетов, которые используются при разработке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и т. п., ориентированных на применение информационных продуктов в различных сферах экономики. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей корректировкой с учетом ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изменения факторов ценообразования (тарифы на энергию, стоимость перевозок, изменения в налогообложении и т. п.); 3) сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производства и продаж информационных продуктов и услуг в натуральном объеме. С целью укрепления своих позиций на рынке многие провайдеры создают централизованные базы данных, которые объединяют данные, родственные по тематике, и снижают плату за их поиск или расценки на работу в ночное время. Совершенствуются также системы поиска путем перевода их в упрощенные режимы работы, организуется возможность получения дополнительных услуг, например системы оперативного заказа первоисточников на основе кооперации с библиотеками. Потребители получают возможность формирования и ведения личных файлов, недоступных для других пользователей. При предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных в основном используются лицензионные договоры, а в последнее время все более широкое распространение находит подписка. Четко выделилось 2 основных подхода к политике ценообразования в области предоставления числовых и текстовых данных. Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обработки данных в режиме разделения времени, как правило, предусматривающей: • минимальную месячную подписку; • время подключения к сети; • использование ресурсов (для этого чаще всего применяется такой показатель использования ЭВМ, как CRU-Computer Resource Unit, представляющий собой комбинацию использования CRU, устройств ввода-вывода, дисковой памяти и т. д.); • использование дисковой памяти в случае создания пользователем персональных файлов. Второй подход базируется на почасовой ставке, включающей оплату времени подключения к сети, объема использования баз данных и услуг телекоммуникаций. В случае библиографических баз данных, как правило, дополнительно взимается плата за найденные описания документов. В некоторых централизованных базах данных предусматривается разовая оплата пароля для новых пользователей. В последнее время предпочтение начинает отдаваться подписке и другим упрощенным вариантам оплаты, так как затраты на учет и ведение делопроизводства при использовании сложных схем весьма велики. Цены на диалоговый доступ складываются из стоимости тарифа по предоставлению этого режима, стоимости использования баз данных, услуг посредников, а также стоимости услуг передачи данных. Цены на диалоговый доступ постоянно растут. Рост цен в основном затрагивает популярные и широко используемые базы данных. Цены государственных баз данных растут в меньшей степени. Дело в том, что использование диалоговых услуг пока в основном осуществляется в порядке выполнения служебных обязанностей, оплачивается из средств фирмы, и поэтому спрос не является эластичным по отношению к изменению цены. На цены услуг диалогового доступа, как правило, устанавливаются скидки, пропорциональные объему использования потребителем услуг диалогового доступа, которые могут достигать 7-32% от первоначальной цены.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |