Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность сетевой экономики

Эффективность сетевых технологий основана на таких их свойствах, как:

• независимость от времени — информационные ресурсы доступ­ны 24 ч в сутки;

• независимость от места дислокации компьютеров, на которых хранится обрабатываемая информация;

• устойчивость к повреждениям — в случае повреждения целостно­сти сети и выхода из строя части узлов сеть будет продолжать фун­кционировать и передавать данные по назначению до тех пор, пока
существует хотя бы один путь, по которому это осуществимо;

• целостность — отдельные части сетей работают независимо, но в еди­ном информационном пространстве;

• высокая скорость передачи данных, которая зависит от характе­ристик используемого оборудования.

Эффективность сетевых технологий определяется также возмож­ностью немедленно отреагировать на обращение, т. е. интерактивным режимом.

В табл. 4.10 приведены свойства различных информационных сис­тем, позволяющие вести диалог.

Интернет все активнее вовлекается в сферу бизнеса, где сеть исполь­зуют для ведения деловых операций. Множество компаний различных стран мира, в том числе такие крупные корпорации, как IBM, AT&T, Ford, Meriill Lynch, J.P.Morgan, Dun & Bradstreet,J.C.Penney, Mitsubishi и др., уже попали в число клиентов сети или намерены в ближайшее время стать ими.

 

Таблица 4. 10. Сравнительная характеристика информационных систем
ИС Характер восприятия Характер потока информации Подача информации Характер обращения к публике
    оптический акустический направленный интерактивный динамичная статичная индивидуальный массовый
E-nnii) +   +     + + +
Телсч|)ои   + + + + + +  
Печать +   +     +   +
Радио   + +   +     +
Телевидение + + +   +     +
Интернет + + + + + + + +

Некоторые компании немало выиграли от использования Интерне­та, получив весьма ощутимое преимущество в конкуренции. Ряд ком­паний используют сеть для виртуальных «встреч» с потребителями. IBM же знакомит пользователей сети с материалами своего журнала «Think», рассказывающего о деятельности корпорации, ее продукции и новостях IBM в области НИОКР.

Сеть Интернет является эффективным средством рекламы, марке­тинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие сред­ства коммуникации, помогают фирмам наладить прямые контакты с покупателями продукции, выведя отношения с ними на новый уро­вень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнкту­ре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса.

На эффективность использования в экономике с точки зрения по­требителя сетевых технологий большое влияние оказывают особенно­сти глобальных сетей, к которым относятся:

• коммуникационный простор, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве;

• четко определенные каналы доступа;

• полная прозрачность рынка, условия конкурентов можно выяс­нить в считанные секунды;

 

• активные пользователи, готовые понести определенные издержки;

• явная эффективность для клиента;

• возможность разбивки клиентов на группы;

• возможность статистического анализа поведения пользователей;

• возможность оперативной передачи актуализированной инфор­мации;

• возможность расширения функций системы.

Менеджеры российских предприятий, использующие сетевые техно­логии, должны уметь определять экономический эффект от затрат на создание сетевых серверов, баз данных, линий связи и др. Эффектив­ность использования информационных технологий в различных сфе­рах экономической деятельности: торговле, бизнесе, рекламе, издатель­ском деле и др. может быть представлена различными показателями.

Эффективность использования информационных технологий в элект­ронной торговле (Еторг.), например для случая реализации на веб-сервере виртуального магазина, определяется как соотношение между посети­телями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров (S итов), и общим количеством посетителей сервера (S):

 

Еторг = S итов / S * 100%

Эффективность использования веб-сервера может быть оценена не­сколькими показателями:

1. Эффективность различных входов на сервер (Еист i). Этот показа­тель характеризует эффективность использования различных источников для привлечения посетителей на сервер и определя­ется как отношение посетителей, воспользовавшихся данным ис­точником (Sист i), к общему количеству посещений сервера (S0):

Е ист i. = Sист i / S0 * 100%,

где i — наименование данного источника.

2. Оценка эффективности посещаемости веб-страниц сервера (Естр i), которая характеризует популярность страниц сервера. Опреде­ляется для каждой страницы как отношение посещений страни­цы (Sстр i) к общему количеству посещений сервера (S0):

Е стр i. = S стр i / S0 * 100%,

где г — наименование соответствующей страницы.

3. Количество повторных посещений (Рn). Этот показатель харак­теризует выполнение второй основной функции веб-маркетинга после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение максимального числа повторных посещений сервера. Этот показатель определяется как величина, равная от­ношению общего количества посещений сервера (S0) к числу его посетителей (S):

 

Рn = S0 / S0

 

4. Эффективность баннерной рекламы (Е б i) зависит от числа посе­тителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой и перешли на веб-сервер фирмы. Величина показателя
определяется как отношение числа посетителей страницы, на которой размещен баннер (S б i) к числу «кликнувших» на него(S0):

 

Е б i = S б i / S0 * 100%

 

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность ис­пользования информационных технологий, не относятся к экономиче­ским. Если говорить о показателе экономической эффективности ис­пользования сетевых технологий, то известно, что этот показатель может быть определен как отношение результата, получаемого от их примене­ния, к затратам, необходимым для достижения данного результата.

Таким образом, экономическая эффективность (Е) может быть рас­считана следующим образом:

 

Е = Э / З,

 

где Э — экономия на издержках производства продукции и услуг, по­лучаемая за счет использования сетевых технологий в бизнесе, тор­говле, рекламе и т. п.;

З — затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий;

Разумеется, без капитальных вложений на использование в произ­водстве информационных технологий не обойтись ни одной фирме, которая хотела бы информационное преимущество перед конкурента­ми превратить в экономическое.

Эффективность затрат в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения:

 

где В{ — стоимостная оценка результатов использования сетевых тех­нологий в производстве;

С. — дополнительные эксплуатационные из­держки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i-м периоде;

К; — единовременные капитальные затраты в i-м периоде (году);

N— число расчетных периодов (лет);

i — номер периода (года) полу­чения результатов от применения сетевых технологий;

г — расчетная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года).

Определив или задав величины В. С. К; N можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет опре­деляться величиной г.

Уравнение (4.1) можно заменить неравенством:

 

 

Если неравенство (4.2) соблюдается, то вкладывать средства в ис­пользование сетевых технологий целесообразно.

Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение (4.1) ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию.

Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий.

Источники затрат можно разделить на единовременные капиталь­ные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капи­тальным затратам можно отнести:

• инвестиции на первоначальный анализ и планирование;

• затраты на приобретение необходимого оборудования (например, веб-сервера);

• затраты на приобретение программного обеспечения;

• инвестиции на организацию линий связи и сопутствующее об­орудование;

• затраты на приобретение вспомогательного оборудования (на­пример, компьютерной техники для обновления информации на веб-сервере для выполнения функций по обеспечению работоспособности веб-сервера и др.);

• инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, в случае если какие-либо функции по обеспечению работоспособности веб-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия.

К эксплуатационным расходам относятся:

• заработная плата обслуживающего персонала;

• расходы на вспомогательные материалы;

• взносы за доменное имя;

• арендная плата за каналы связи;

• плата провайдеру за предоставление доступа к веб-серверу, за предоставление места на собственном сервере или за обслужива­ние веб-сервера предприятия в случае размещения его у провай­дера;

• амортизационные отчисления;

• дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций;

• расходы на проводимые рекламные кампании и т. д.
Источники экономии зависят от выполняемых веб-сервером функ­ций.

При использовании электронных коммуникаций вместо традицион­ных снижаются расходы на печатные виды продукции, на телефонные разговоры и пересылку факсов. За счет предоставления необходимой информации обеспечивается предпродажная и послепродажная поддер­жка потребителей.

При этом следует учесть, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в Сети может принести прибыль за счет:

• повышения имиджа торговой марки компании;

• продвижения товаров фирмы;

• привлечения новых потребителей;

• добавления нового канала распространения продукции;

• улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.

 

 


РАЗДЕЛ 3. МОДЕЛЬ НАЗНАЧЕНИЯ ЦЕН

____________________________________________

ТЕМА 1. ОЦЕНКА ПОТРЕБЛЕНИЯ: ТАРИФЫ И ЦЕНЫ В ИЭ

 

Цена в условиях рыночной экономики является важнейшим эконо­мическим параметром рыночной среды, с которым вынуждены счи­таться фирмы, предприятия, организации, действующие на информа­ционном рынке.

Основные виды цен на информационном рынке связаны с видами продукции и формами представления ее потребителям:

1. Для средств вычислительной техники и средств связи практику­ются:

• продажа в полную собственность (имеющая, в частности, ту особенность, что комплектность поставки делается под заказ, с комплектующими от разных производителей);

• сдача средств в аренду целиком или в повременной форме (ма­шинное время, время связи и т. п.);

• лизинг (особая форма сдачи во временное пользование);

• проектирование и изготовление специальных образцов техни­ки «под заказ» (в исключительных случаях).

2. Для программных изделий практикуются:

• продажа (в разных организационных формах и по различным видам цен);

• разработка на договорной основе «под заказ»;

• аренда вместе с техническими средствами.

3. Для информационных продуктов практикуются:

• продажа массово-тиражируемых продуктов (справочники, ти­повые БД на носителях и т. п.);

• продажа сделанного «под заказ» информационного продукта.

4. В перечень сервисных услуг можно включить:

• предпродажные услуги и услуги во время продажи;

• предоставление услуг в рамках гарантийного срока (формально бесплатно или с частичной оплатой);

• предоставление послегарантийных услуг по договору (за плату).
5. Для информационных услуг можно выделить следующие формы их продажи:.

• предоставление услуг на договорной основе (например, элект­ронная почта Relcom);

• предоставление услуг, формально бесплатных для потребите­ля (телетекст, рекламные издания и т. п.).

В соответствии с разнообразием форм предоставления потреби­телям продукции и услуг, очевидно, будут разнообразны и формы их оплаты.

В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть:

• договорными (свободными), устанавливаемыми на основе пря­мого соглашения продавца и потребителя без каких-либо огра­ничений;

• лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно приме­няются по отношению к монополистам, занимающим на рынке до­минирующее положение;

• фиксированными, в тех случаях, когда государство (или иной упол­номоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уро­вень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере.

На рис. 3.1 и 3.2 приведены обобщенная схема движения информа­ционных продуктов и действующих видов цен, а также состав и струк­тура розничных цен.

Местные провайдеры
Региональные провайдеры
Пользователь

           
 
     

 

 

Оптовая цена трафика региональных провайдеров.
Розничные цены трафика местных провайдеров, тарифы
Оптовая цена трафика национальных провайдеров.

 

 

Рис. 3.1. Обобщенная схема товародвижения информационных продуктов и действующих видов цен

Цена информационного продукта (услуги) в общем виде может быть представлена следующим соотношением:

Р= С1+С2.+ V+M,

где Р — цена продукта, услуги;

С1 — затраты предметов труда;

С2 — затраты, связанные с применением средств труда (амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт);

V— затраты, связанные с исполь­зованием живого труда;

М — включенная в цену прибыль.

 

 

Трудоемкость Т Оплата затрат живого труда, V Чистая информационная продукция, ЧП = V + М
         
Себестоимость обработки информации, СО = С2 + V Условно-чистый информационный продукт (стоимость, добавленная обработкой) УЧП = С2 + V + М  
Себестоимость информационного продукта, СП = С1 + С1 + V

 

Рис. 3.2. Взаимосвязь экономических показателей в сетевой экономике

Естественно, для разных видов цен. каждая из составляющих слага­ется из соответствующих статей расходов и прибыли участников то­вародвижения информационных продуктов (см. табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Состав и структура цен на информационную продукцию

 

(Национальный Провайдер) Предприятие (фирма) — производитель информационных продуктов (Региональный провайдер) Оптовый посредник Местный провайдер
себестои­мость издержки, ден. ед. прибыль предприятия, ден. ед. надбавка сбыта тори надбавка < >вая наценка)
        Издержки оптового сбыта, ден. ед. Прибыль оптового сбыта, ден. ед. Издержки торговли, ден. ед. Прибыль торговли, ден. ед.
           
Оптовая (отпускная) цепа предприятия-производителя информационных продуктов    
     
Цена оптового посредника    
   
Розничная цена конечного провайдера
 

 

Существуют некоторые особенности (иногда закрепленные в норма­тивных документах) учета транспортных и складских расходов в соста­ве цены. В связи с этим цены могут различаться по видам франко, т. е. по месту сдачи товара отправителем и перехода ответственности за его дальнейшую судьбу к покупателю.

Практика налогообложения и взимания в пользу государства некото­рых видов платежей требует выделения в платежных документах кроме цен производителя (продавца) налога на добавленную стоимость, акци­за и других платежей, являющихся косвенными налогами.

Можно выделить 3 вида цен на продукцию сетевой экономики:

1) фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены;

2) прогнозируемые цены, принятые при составлении плановых рас­четов, которые используются при разработке технико-экономи­ческих обоснований, бизнес-планов и т. п., ориентированных на применение информационных продуктов в различных сферах экономики. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей корректировкой с уче­том ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изме­нения факторов ценообразования (тарифы на энергию, стоимость перевозок, изменения в налогообложении и т. п.);

3) сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производ­ства и продаж информационных продуктов и услуг в натураль­ном объеме.

С целью укрепления своих позиций на рынке многие провайдеры создают централизованные базы данных, которые объединяют данные, родственные по тематике, и снижают плату за их поиск или расценки на работу в ночное время. Совершенствуются также системы поиска путем перевода их в упрощенные режимы работы, организуется воз­можность получения дополнительных услуг, например системы опера­тивного заказа первоисточников на основе кооперации с библиотеками. Потребители получают возможность формирования и ведения лич­ных файлов, недоступных для других пользователей.

При предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных в основ­ном используются лицензионные договоры, а в последнее время все более широкое распространение находит подписка. Четко выделилось 2 основных подхода к политике ценообразования в области предос­тавления числовых и текстовых данных.

Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обра­ботки данных в режиме разделения времени, как правило, предусмат­ривающей:

• минимальную месячную подписку;

• время подключения к сети;

• использование ресурсов (для этого чаще всего применяется та­кой показатель использования ЭВМ, как CRU-Computer Resource Unit, представляющий собой комбинацию использования CRU, устройств ввода-вывода, дисковой памяти и т. д.);

• использование дисковой памяти в случае создания пользовате­лем персональных файлов.

Второй подход базируется на почасовой ставке, включающей опла­ту времени подключения к сети, объема использования баз данных и услуг телекоммуникаций. В случае библиографических баз данных, как правило, дополнительно взимается плата за найденные описания документов. В некоторых централизованных базах данных предусмат­ривается разовая оплата пароля для новых пользователей.

В последнее время предпочтение начинает отдаваться подписке и другим упрощенным вариантам оплаты, так как затраты на учет и ве­дение делопроизводства при использовании сложных схем весьма ве­лики. Цены на диалоговый доступ складываются из стоимости тарифа по предоставлению этого режима, стоимости использования баз дан­ных, услуг посредников, а также стоимости услуг передачи данных. Цены на диалоговый доступ постоянно растут. Рост цен в основном затрагивает популярные и широко используемые базы данных. Цены государственных баз данных растут в меньшей степени. Дело в том, что использование диалоговых услуг пока в основном осуществляет­ся в порядке выполнения служебных обязанностей, оплачивается из средств фирмы, и поэтому спрос не является эластичным по отноше­нию к изменению цены.

На цены услуг диалогового доступа, как правило, устанавливаются скидки, пропорциональные объему использования потребителем услуг диалогового доступа, которые могут достигать 7-32% от первоначаль­ной цены.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Провайдерские фирмы в сетевой экономике | Тема 2. Методы оценивания стоимости коммуникаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.