Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Общие правила осуществления исполнительного производства




Вопросы:

  1. Понятие, значение исполнительных действий и мер принудительного исполнения.
  2. Общие правила исполнительного производства: сроки в исполнительном производстве, время совершения исполнительных действий, место совершения исполнительных действий. Отводы в исполнительном производстве. Розыск в исполнительном производстве. Объявление и производство розыска.
  3. Временная остановка исполнительного производства.
  4. Отсрочка и рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов. Разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению.
  5. Обеспечительные меры.

 

1. Понятие, значение исполнительных действий и мер принудительного исполнения.

 

Все действия по исполнению исполнительного документа разделены на исполнительные действия и меры принудительного исполнения (ст. 64, 68 главы 7)

Под исполнительными действиями законодатель в ст.64 ФЗ «Об ИП» фактически регламентировал полномочия, предоставляемые судебному приставу-исполнителю при осуществлении принудительной реализации судебных и иных актов.

Перечень полномочий по совершению исполнительных действий, исходя из указаний п. 17 ч. 1 комментируемой статьи, следует считать неисчерпывающим

Исполнительные действия могут быть подразделены на две группы. Во-первых, это действия, осуществление которых возможно на всей территории РФ и на территории иностранных государств. При этом осуществление таковых действий на территории иностранного государства проводится на основании поручения о совершении исполнительных действий, направляемого в порядке, установленном международным договором. К исполнительным действиям, входящим в первую группу, относятся действия, регламентированные в п. п. 2, 4, 7, 10, 11 ч. 1 комментируемой статьи.

Во вторую группу входят исполнительные действия, совершение которых возможно исключительно на территории РФ, а именно, действия, регламентированные в п. п. 1, 3, 5, 6, 8, 9, 12 - 16 ч. 1 комментируемой статьи. Характер таких исполнительных действий указывает на их четкую привязку к определенной территории деятельности соответствующей службы судебных приставов. Осуществление таковых действий проводится в общем порядке, предусмотренном комментируемым Законом.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Законом. Указанные меры и называются мерами принудительного исполнения.

Законодатель впервые дает определение понятия "меры принудительного исполнения". В прежнем Законе были предусмотрены только основания применения мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст.68 ФЗ «Об ИП», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Под мерами принудительного исполнения Закон регламентирует:

- действия, указанные в исполнительном документе (например, это могут быть действия по принудительному выселению должника из жилого помещения, принудительному вселению взыскателя в жилое помещение и др.); Например, изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; принудительное вселение или выселение (п. п. 4, 5, 8 и 9 ч. 3 ст.68);

- действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, подлежащего взысканию по исполнительному документу (например, действия по обращению взыскания на имущество должника, обращению взыскания на периодические выплаты, получаемые должником и др.). Например, судебный пристав-исполнитель в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, может обратить взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги. В этом случае меры принудительного характера носят вспомогательный (факультативный) характер и применяются судебным приставом-исполнителем после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Цель мер принудительного исполнения - получение с должника имущества, в том числе денежные средства, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Таким образом, основанием применения мер принудительного исполнения являются:

1) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;

2) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, в случаях, предусмотренных законом.

По приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается (ч.6 ст.45).

Согласно ч.3 ст.68 ФЗ «Об ИП», мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Таким образом, перечень мер не является исчерпывающим.

Именно при применении мер принудительного исполнения особенно важно соблюдение таких принципов исполнительного производства, как своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, предусмотренного ст. 4 Закона.

Так, сегодня уже есть первые решения арбитражных судов, в которых суд указывает, что при совершении действий судебный пристав-исполнитель вышел за пределы своих полномочий, наложив арест на дебиторскую задолженность, значительно (по балансовой стоимости) превышающую размер взыскиваемого долга, что является нарушением прав общества. Судебный пристав-исполнитель должен был учитывать принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Меры принудительного исполнения определяются в зависимости от характера предписания исполнительного документа, содержащегося в резолютивной части подлежащего принудительному исполнению судебного акта, и должны предприниматься в соответствии с требованиями Закона и иных федеральных законов. В конечном счете выбор конкретной меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем зависит от предписания, содержащегося в исполнительном документе, подлежащем принудительному исполнению, а также от конкретно складывающейся ситуации. Главное, чтобы действия судебного пристава-исполнителя строго соответствовали закону. Нельзя, в частности, обращать взыскание на имущество, хотя и находящееся у должника, но принадлежащее на праве собственности другому лицу. Выбор конкретных мер также должен соответствовать характеру взыскания, размеру взыскиваемых сумм или имущества.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав- исполнитель изначально предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

 

2. Общие правила исполнительного производства: сроки в исполнительном производстве, место совершения исполнительных действий, время совершения исполнительных действий. Отводы в исполнительном производстве. Розыск в исполнительном производстве. Объявление и производство розыска.

 

Место совершения исполнительных действий зависит от того, кто является должником — физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо (организация).

Согласно ст.33 ФЗ «Об ИП», исполнительные документы в отношении должника-гражданина подлежат предъявлению и последующему исполнению по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Место жительства место пребывания определяется ГК РФ, Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ».

Местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст.20 ГК РФ).

Место пребывания гражданина представляет собой временное место нахождения гражданина в определенный период.

Место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой определяется по правилам ч.2 ст.20 ГК РФ.

Здесь следует учитывать позицию Верховного суда РФ, выраженную им в Определении от 16 апреля 2002 г. N КАС 02-176, согласно которого, регистрация не входит в понятие места жительства, поэтому отсутствие регистрации не исключает возможности установления судом места жительства гражданина на основе других данных.

Однако практика применения термина "место жительства" в российском правопорядке показывает, что правоприменительные органы (суды, нотариат, органы внутренних дел, налоговые органы и др.) в своей деятельности чаще склонны понимать место жительства как место, по которому осуществлена регистрация гражданина по правилам регистрационного учета граждан по месту жительства.

Обратите внимание, что прежний Закон допускал совершение исполнительных действий по месту работы гражданина-должника. Новый Закон не допускает.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Исполнительные документы, содержащие требования, обязывающие должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), могут быть предъявлены для исполнения по месту совершения этих действий.

Как следует из анализа положений ч. ч. 1 и 2 ст.33 Закона, взыскателю предоставлено право выбора предъявления исполнительного документа, содержащего требования, обязывающие должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), как по месту нахождения должника, так и по месту совершения этих действий.

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

С 1 февраля 2008 г. ч.1 ст.429 ГПК РФ допускает возможность выдачи нескольких исполнительных листов в случае нахожде­ния имущества должника, на которое необходимо обратить взыска­ние, в разных местах.

Выдача нескольких исполнительных листов возможна также и в случае, когда судебный или иной юрисдикционный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков.

Ст.34 ФЗ предусмотрена возможность объединения нескольких ИП и в одно сводное ИП. Основание: 1) наличие нескольких ИП в отношении нескольких должников в пользу одного взыскателя по солидарному взысканию; 2) наличие нескольких ИП имущественного характера в отношении одного должника. Порядок объединения детально урегулирован ст.34 ФЗ.

После установления места нахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или если имеются обстоятельства, позволяющие ему направить поручение о совершении отдельных исполнительных действий и применении отдельных мер принудительного исполнения соответствующему судебному приставу-исполнителю.

Если должник, имущество должника находятся на территории, на которую полномочия судебного пристава-исполнителя не распространяются, то исполнительное производство оканчивается в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 47 Закона направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое.

Исполнительное производство не подлежит окончанию, если судебным приставом-исполнителем было направлено поручение на совершение отдельных исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем другого структурного подразделения, до исполнения такого поручения.

В случае необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Такое поручение оформляется соответствующим постановлением судебного пристава-исполнителя. Данное постановление утверждается старшим судебным приставом и должно быть исполнено в течение 15 дней с момента его поступления на исполнение в соответствующее структурное подразделение.

Совершение отдельных исполнительных действий и (или) применение отдельных мер принудительного исполнения допускаются только в рамках исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем, которому поручено их совершить и (или) применить, на основании постановления судебного пристава-исполнителя, направившего поручение. Данное исполнительное производство возбуждается с соблюдением требований ст. 30 Закона.

На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 40 Закона.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по его прежнему местонахождению отсутствует, то судебный пристав-исполнитель вправе:

продолжить исполнение исполнительного производства посредством направления поручения о совершении на соответствующей территории отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения. Например, это возможно при таких обстоятельствах, когда на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, должник продолжает проживать, однако его имущество (или его часть) находится на иной (неподведомственной судебному приставу-исполнителю) территории;

составить акт об изменении места жительства (места пребывания) должника либо места нахождения его имущества и окончить исполнительное производство в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 47 Закона. В данном случае исполнительное производство подлежит окончанию по указанным основаниям в случае, когда в процессе исполнения установлено, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительное производство, место жительства должника, место его пребывания, а также его имущество отсутствуют.

В данном случае копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, соответствующий акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган службы судебных приставов или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества.

О передаче исполнительного производства в другое подразделение извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

В материалах оконченного исполнительного производства остается копия исполнительного документа.

В целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства оно может быть передано из одного структурного подразделения судебных приставов в другое на любой стадии исполнительного производства, в том числе и на стадии его возбуждения.

Решение о передаче исполнительного производства может быть принято Главным судебным приставом РФ или главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.

Такое решение оформляется постановлением указанных должностных лиц. Копии постановления направляются взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Поводом для принятия решения о передаче исполнительного производства могут, например, послужить факты ненадлежащего исполнения требований исполнительного документа, выявленные по результатам проверок территориальных органов ФССП России.

В постановлении соответствующего должностного лица, принимающего решение о передаче исполнительного производства из одного структурного подразделения в другое, обязательно должны быть указаны мотивы принятия такого решения.

Указанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

При получении постановления о передаче исполнительного производства в другое структурное подразделение старший судебный пристав незамедлительно информирует об этом судебного пристава-исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство.

Судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 47 Закона.

Передача исполнительного документа и материалов исполнительного производства осуществляется по правилам, предусмотренным ч. 8 статьи 33.

Судебный пристав-исполнитель, которому передано на исполнение исполнительное производство из другого структурного подразделения, вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия. При этом судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения:

а) в пределах территории Российской Федерации - по согласованию с Главным судебным приставом РФ, о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов Российской Федерации;

б) в пределах территории одного субъекта Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений судебных приставов.

На территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, старший судебный пристав оказывает ему содействие в исполнении исполнительного документа.

Споры о месте совершения исполнительных действий между территориальными органами ФССП не допускаются.

Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения предусмотрено ст.35 ФЗ.

В целях защиты интересов должника и членов его семьи закон устанавливает определенные запреты и ограничения в отношении времени совершения исполнительных действий.

Исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов.

В соответствии со ст. 111 ТК РФ и Приказом ФССП России от 3 августа 2006 г. N 96 "Об утверждении служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов" для федеральных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов установлена пятидневная рабочая неделя с ненормированным рабочим днем. Выходными днями являются суббота и воскресенье.

Нерабочие праздничные дни установлены ст. 112 ТК РФ.

Взыскатель и должник вправе предложить судебному приставу-исполнителю удобное для них время, однако конкретное время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определяется судебным приставом-исполнителем.

Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

1) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;

2) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

4) обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Данный перечень не является исчерпывающим. Вместе с тем следует понимать, что применение мер принудительного исполнения и совершение исполнительных действий в нерабочее время допускаются лишь в исключительных (редчайших, незаурядных) случаях.

Для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в нерабочее время судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава.

Мотивированное заявление (ходатайство) судебного пристава-исполнителя по обозначенному вопросу с резолюцией старшего судебного пристава (как разрешающей проведение исполнительных действий, так и отказывающей в их проведении) приобщается к материалам исполнительного производства.

Старший судебный пристав незамедлительно уведомляет о проведении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения в нерабочее время главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Сроки в исполнительном производстве.

Это, прежде всего, сроки совершения исполнительных действий

Статья 36ФЗ»Об ИП» устанавливает двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе. Федеральным законом или исполнительным документом может быть установлен иной срок, в течение которого должны быть совершены исполнительные действия.

Законодателем отдельно оговаривается начало исполнения требований исполнительных документов о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника - не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Немедленное исполнение в рамках исполнительного производства означает совершение исполнительных действий незамедлительно без предоставления должнику времени для добровольного исполнения.

Отдельно в комментируемой статье оговаривается относительно срока исполнения требования, содержащегося в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска- немедленно (ст. 142 ГПК РФ), что означает исполнение в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня.

Несмотря на то что законодатель установил двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, он не устанавливает санкции за пропуск указанного срока. Кроме того, в комментируемом пункте статьи особо подчеркивается, что истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. Таким образом, данный срок не является пресекательным, а исполнительные действия должны совершаться до фактического исполнения требований исполнительного документа.

Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Основания отводов судебного пристава-исполнителя, переводчика, понятого, специалиста и процедура их разрешения в исполнительном производстве регулируются ст.63 Закона «Об ИП».

 

3. Временная остановка исполнительного производства: отложение и приостановление исполнительного производства.

 

Впервые на законодательном уровне решен вопрос о наделении судебных приставов-исполнителей правом приостановления исполнительного производства, равно как и возможностью приостановить исполнительное производство полностью или частично.

Приостановление исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства возможно судом и судебным приставом-исполнителем

Закон делит основания для приостановления исполнительного производства судом на обязательные и факультативные.

Приостановление исполнительного производства судом: ч.1 устанавливает основания обязательного приостановления, ч.2 – факультативного.

Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем регламентируется ст.40 ФЗ «Об ИП».

Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения регулируется ст.38 ФЗ «Об ИП».

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения – это перенос совершения конкретного исполнительного действия на другое время. Отложение возможно либо по заявлению взыскателя, либо по инициативе судебного пристава-исполнителя. Право на обращение с заявлением об отложении исполнительных действий законом для должника не предусматривается

Отложение исполнительных действий возможно при наличии уважительных обстоятельств, а точнее, обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий. Закон не дает указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, и оставляет данный вопрос на усмотрение судебного пристава-исполнителя и суда.

Максимальный срок, на который может быть отложено совершение конкретного исполнительного действия - десять дней.

В том случае, если судебному приставу-исполнителю поступает судебное постановление, содержащее предписание о необходимости отложения исполнительных действий, он обязан совершить отложение исполнительных действий. В данном случае отложение исполнительных действий производится на срок, установленный судебным постановлением.

Процедура отложения исполнительных действий судом достаточно обстоятельно регламентируется в АПК РФ.

том случае, если отложение исполнительных действий осуществляется судебным приставом-исполнителем, выносится соответствующее постановление, о чем уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Если инициатором отложения выступает суд, то дополнительно к определению суда об отложении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель постановление не выносит, так как самостоятельного процессуального значения оно не имеет. Совершение же исполнительных действий судебным приставом-исполнителем возможно лишь по наступлению даты, указанной в определении суда.

Необходимо отметить, что в законодательстве отсутствуют указания относительно того, сколько раз возможно отложение исполнительных действий. Отсюда делается вывод, что отложение возможно неограниченное количество раз, однако в пределах общего срока исполнения. Период времени, на который осуществлено отложение исполнительных действий, засчитывается в общий срок исполнения.

Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в суд общей юрисдикции или арбитражный суд (в зависимости от того, каким судом выдавался исполнительный лист) по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Срок на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий установлен в пределах 10 дней.

 

4. Отсрочка и рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов. Разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению.

Отсрочка и рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов, разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению регулируется ст.ст.433, 434 ГПК РФ и ст.32 ФЗ «Об ИП».

При отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта речь идет об изменении срока его исполнения. Вместе с тем данные понятия необходимо отличать друг от друга. Отсрочка исполнения судебного акта или акта другого органа представляет собой перенесение срока исполнения с одной, установленной законом или судом даты, на другой срок, установленный судом, рассмотревшим дело, или судом по месту исполнения судебного постановления. При рассрочке же исполнения судебного постановления должнику предоставляется право исполнить возложенную на него обязанность не в целом в какой-то точно установленный законом или судом срок, а по частям, причем для исполнения каждой части устанавливается самостоятельный срок, определяемый конкретной датой или периодом времени.

Об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа вопрос ставится в тех случаях, когда один вид исполнения заменяется другим. Например, обязанность по передаче имущества заменяется взысканием с ответчика денежной суммы.

Отсрочка либо рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения допустимы только в тех случаях, когда это связано с имущественным положением сторон, болезнью должника или с другими заслуживающими внимание обстоятельствами. Решая этот вопрос, суд должен считаться с интересами взыскателя.

Право отсрочить или рассрочить исполнение судебных постановлений, изменить способ и порядок их исполнения предоставлено только суду, рассмотревшему дело, или суду по месту исполнения судебного постановления. С соответствующим заявлением в суд вправе обратиться лишь указанные в ст. 434 лица: 1) сами стороны; 2) судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Порядок рассмотрения и разрешения судом заявлений об отсрочке, рассрочке исполнения судебных постановлений, а также об изменении порядка и способа их исполнения установлен ст. 203.

Заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебных постановлений, а также об изменении способа и порядка его исполнения рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения поставленного вопроса. На определение суда по вопросу об отсрочке или рассрочке исполнения решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба. Приведенное выше правило демократично по своему содержанию, надежно гарантирует защиту прав участников исполнительного производства и может быть по аналогии использовано и другими органами, имеющими право рассматривать перечисленные выше вопросы.

В случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Разъяснение судебного постановления, подлежащего исполнению, - это один из способов исправления его недостатков. Необходимость в разъяснении судебного акта возникает, как правило, в случае неопределенности либо неясности его содержания, противоречивости или нечеткости определения в нем прав и обязанностей сторон. Чаще всего неясной является резолютивная часть решения, что влечет неясности при ее исполнении.

Разъяснение решения состоит в более полном и ясном изложении тех частей решения, уяснения содержания которых вызывает затруднения на практике.

С заявлением о разъяснении соответствующего судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель должен обратиться в суд, принявший это постановление.

Согласно ч. 1 ст. 202 ГПК с заявлением о разъяснении решения в случае его неясности в суд, принявший его, вправе обратиться и лица, участвующие в деле.

Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

Заявление о разъяснении исполнительного документа рассматривается в судебном заседании в десятидневный срок со дня поступления указанного заявления в суд. По результатам рассмотрения суд выносит определение о разъяснении судебного постановления либо определение об отказе в разъяснении.

Определение об отказе в разъяснении судебного постановления может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. Причем обжаловано может быть как определение об отказе в разъяснении судебного постановления, так и определение о разъяснении.

 

5. Обеспечительные меры.

Обеспечительные меры делятся на 2 вида мер:

· по обеспечению иска;

· по обеспечению доказательств.

Институт обеспечительных мер является общеправовым и не относится к числу институтов исключительно гражданского процессуального права. Институт обеспечительных мер находит применение в рамках многих материальных отраслей права. Так, обеспечительными мерами по природе своей являются способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы), предусмотренные гл. 23 ГК РФ; способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (залог имущества; поручительство; пеня; приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации), предусмотренные гл. 11 НК РФ.

Обеспечительные меры, принимаемые судами общей юрисдикции и арбитражным судом регулируется ГПК РФ и АПК РФ. И порядок применения этих мер, принимаемых в гражданском процессе, может отличаться от правового регулирования обеспечительных мер, принимаемых арбитражными судами в арбитражном процессе.

Обеспечительные меры в гражданском процессе - это оперативно устанавливаемые судом на определенный срок ограничения, запреты и обязанности, направленные на возникновение особого режима гарантированности исполнения судебных актов, прекращения противоправной деятельности, предотвращения убытков и получения судом необходимых доказательств.

Содержание используемой в статье 90 АПК РФ категории "обеспечительные меры" шире содержания используемой в статье 139 ГПК РФ, категории "меры по обеспечению иска" и помимо последних включает в себя также: предварительные обеспечительные меры (ст. 99 АПК РФ), меры встречного обеспечения (ст. 94 АПК РФ, ст. 146 ГПК РФ), меры по обеспечению доказательств (статья 72 АПК РФ, статьи 64 - 66 ГПК РФ), меры по обеспечению исполнения судебных актов (статья 100 АПК РФ), и т.д.

Меры по обеспечению иска:

Они направлены на реальное и полное восстановление имущественных прав граждан и юридических лиц путем надлежащего исполнения судебных постановлений.

Значение этого института состоит в том, что им защищаются права истца на тот случай, когда ответчик будет действовать недобросовестно или когда вообще непринятие мер может повлечь невозможность исполнения судебного акта.

Однако, обеспечительные меры, не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы ответчика, поскольку законодательством предусмотрено ряд гарантий соблюдения его прав. Так, определение суда об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска может быть обжаловано; допускается встречное обеспечение, замена одной обеспечительной меры другой; обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено судом, рассматривающим дело. Ответчик и другие лица, которым причинены убытки обеспечением иска, после вступления в законную силу судебного акта об отказе в удовлетворении иска вправе требовать от лица, ходатайствующего об обеспечении иска, возмещения убытков путем предъявления иска.

Обеспечение иска возможно по искам о присуждении, вопрос о возможности обеспечения иска по делам о признании является дискуссионным. ГПК РФ не ограничивает применение обеспечительных мер по искам о защите нематериальных благ, предусмотренных ст. 150 ГК РФ, содержащим требования имущественного характера (например, о компенсации морального вреда).

Конкретные виды мер по обеспечению иска, применение которых возможно судами в гражданском судопроизводстве, предусмотрены гражданским (ст.140 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным законодательством (ст.91 АПК РФ), что, однако, не исключает принятие судами иных не предусмотренных законом обеспечительных мер.

Судьей или судом может быть допущено и несколько мер по обеспечению иска.

Закон не содержит указания на то, какая конкретно мера и по какому исковому требованию может применяться. В связи с этим суд должен руководствоваться конкретными обстоятельствами дела, решая вопрос, какая мера и в каком случае должна быть применена судом.

Временный характер обеспечительных мер означает, что эти меры принимаются судом лишь на определенное время. В случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. При отказе в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу, обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, мерами по обеспечению иска могут быть:

1) наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику совершать определенные действия;

3) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

4) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

5) приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ.

Обеспечительными мерами в арбитражном процессе в силу ч. 1 ст. 91 АПК РФ могут быть:

1) наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Отличия перечня обеспечительных мер, предусмотренного ч. 1 ст. 91 АПК РФ, от того перечня мер по обеспечению иска, который предусмотрен ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, во многом обусловлены отличием материально-правовых отношений, определяющих рассмотрение споров арбитражными судами или судами общей юрисдикции. Необходимость в арбитражном процессуальном законодательстве таких не предусмотренных гражданским процессуальным законодательством обеспечительных мер, как: возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества, передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу, - обусловлена отнесением к подведомственности арбитражных судов споров из правоотношений, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим арбитражное процессуальное законодательство предусматривает не только установление запретов совершать определенные действия, но и возможность возложения арбитражными судами на ответчиков в порядке применения обеспечительных мер обязанностей совершить определенные активные действия.

Рассмотрение судами заявлений об обеспечительных мерах и применение обеспечительных мер происходит в специально предусмотренном порядке, отличающемся от порядка рассмотрения других заявлений и ходатайств в гражданском судопроизводстве.

Обеспечительные меры в гражданском судопроизводстве по общему правилу применяются арбитражными судами и судами общей юрисдикции в тех случаях, "если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта" (ч. 2 ст. 90 АПК РФ, ст. 139 ГПК РФ).

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ, обеспечительные меры допускаются также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Гражданское процессуальное законодательство не предусматривает такого основания для применения мер по обеспечению иска. Представляется, что указанная законодателем в ч. 2 ст. 90 АПК РФ цель - предотвращение причинения значительного ущерба заявителю - является самостоятельным основанием применения арбитражным судом обеспечительных мер, из этого исходит и судебно-арбитражная практика.

На нарушения судами указанных норм в части отсутствия в определениях надлежащей мотивировки в отношении принимаемых обеспечительных мер неоднократно указывалось в актах Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Доказывание наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, ст.139 ГПК РФ возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.

Меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию. Соразмерность обеспечительных мер заявленному требованию, а также наличие оснований применения обеспечительных мер должен определить суд.

Принятие обеспечительных мер в гражданском судопроизводстве допускается на любой стадии процесса, поэтому обеспечительные меры могут приниматься судами всех инстанций, в том числе судами апелляционных, кассационных, надзорных инстанций, а не только судом первой инстанции.

Суд в соответствии со ст. 139 ГПК, в отличие от ГПК РСФСР (ст. 133), не вправе принимать меры по обеспечению иска по собственной инициативе. Арбитражный суд также не вправе.

Согласно ГПК РФ, вопрос об обеспечении иска решается по заявлению лиц, участвующих в деле. К субъектам права подачи заявления об обеспечении иска относятся истец, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие лица, предъявляющие иски в защиту чужих интересов, ответчик при предъявлении им встречного иска. Меры по обеспечению иска не могут распространяться на права третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В случаях, когда об обеспечении заявляет прокурор, суд должен получить согласие истца. При этом следует исходить из того, что согласие истца может быть выражено в любой форме.

Вместе с тем, согласно АПК РФ, арбитражный суд может принять обеспечительные меры также по заявлению и иного лица в случаях, предусмотренных АПК РФ.

Ходатайство об обеспечении иска может содержаться как в исковом заявлении, так и в отдельном заявлении. Заявление об обеспечении иска излагается в письменном виде.

Как правило, заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле. Такая особенность объясняется тем, что несвоевременное принятие мер по обеспечению иска может оказаться неэффективным и нарушить права истца.

О принятии мер по обеспечению иска судья или суд выносит определение.

О принятых мерах по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение (ч. 4 ст. 140).

Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Определение о принятии мер по обеспечению иска может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, что указывается в резолютивной части определения. В определении должны быть также указаны меры по обеспечению иска, признаки, индивидуализирующие имущество, действия, которые запрещается совершать в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 140 ГПК РФ. Копия определения направляется ответчику.

Суд может отказать в удовлетворении заявления об обеспечении иска, что также оформляется определением, которое может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения определения.

Поскольку определения об обеспечении иска подлежат немедленному исполнению до вступления их в законную силу, то подача жалобы не приостанавливает исполнения определения об обеспечении иска. Подача частной жалобы на определения о замене одного вида обеспечения иска другим или об отмене обеспечения приостанавливает исполнение обжалованного определения. До разрешения кассационной жалобы на определение об отмене или замене одного вида обеспечения иска другим продолжает действовать мера обеспечения, ранее принятая судом.

Исполнительный лист, который выдается на основании определения об обеспечении иска, может быть выдан истцу либо по его просьбе судебному приставу для исполнения. Исполнительный лист должен быть выдан в день вынесения определения суда. Исполнение по выданному исполнительному листу должно быть произведено судебным приставом немедленно без предварительного уведомления должника о необходимости добровольного исполнения определения.

Особенности исполнения определений об обеспечительных мерах:

- Согласно ст.30 ФЗ, судебный пристав-исполнитель всегда устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Но в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах такой срок не устанавливается.

- Статьёй 24 ФЗ «Об ИП» предусмотрена обязательность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или их вызова к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных.

При наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер (как и при немедленном исполнении) судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве (ч.2 ст.24).

- Ч.6 ст.36 предусмотрены специальные сроки исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска – такие требования должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня.

- Согласно ч.5 ст.11 ФЗ, в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по судебным актам по обеспечительным мерам – исполнительский сбор не взыскивается

Порядок отмены мер по обеспечению иска установлен ст.144 ГПК РФ, 97 АПК РФ.

Хотя основания для отмены обеспечения иска и не указаны в нем, это, как правило, может иметь место в случае, когда изменились или исчезли условия, послужившие основанием для обеспечения иска.

Меры по обеспечению доказательств (ст.64 ГПК РФ).

Принимаются, если есть основания полагать, что представление их в дальнейшем может сделаться затруднительным или даже невозможным. Например, необходимость в обеспечении доказательств возникает тогда, когда в качестве вещественных доказательств используются скоропортящиеся продукты, теряющие внешний вид и свойства, когда свидетель уезжает в длительную командировку, когда произошла авария и на месте происшествия можно установить ее причины и последствия, когда состояние здоровья того или иного лица, чьи показания важны, вызывает опасение врачей и т.д.

Доказательства обеспечиваются путем допроса свидетелей, осмотра письменных и вещественных доказательств, просмотра видеозаписей и прослушивания звукозаписей, назначения экспертизы и совершения других действий, направленных на закрепление и сохранение информации с целью использования ее в качестве доказательств при рассмотрении дела в суде.

Обеспечение доказательств производится в судебном заседании по общим правилам гражданского судопроизводства. Процессуальные действия по обеспечению доказательств протоколируются. В судебное заседание вызываются лица, участвующие в деле, но их неявка не препятствует рассмотрению дела.

При совершении действий по обеспечению доказательств не в том суде, в котором рассматривается дело, применяются правила о выполнении судебного поручения, предусмотренные ст. 63 ГПК РФ. Материалы по обеспечению доказательств, в т.ч. протокол судебного действия, направляются в суд, рассматривающий дело. Об этом должны быть проинформированы в письменном виде лица, участвующие в деле.

Совершение процессуальных действий по обеспечению доказательств не предрешает вопроса об их относимости: суд может при рассмотрении дела обеспеченные доказательства признать не относящимися к делу.

При получении заявления об обеспечении доказательств от лиц, участвующих в деле, суд может удовлетворить либо отказать в его удовлетворении.

На определение судьи об отказе в обеспечении доказательств может быть подана частная жалоба.

В суде меры по обеспечению доказательств принимаются лишь после возбуждения дела, в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также в судебном заседании. До возбуждения дела в суде обеспечение доказательств осуществляется нотариусами в установленном законом порядке (п. 18 ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.)

В настоящее время обеспечение доказательств осуществляется либо судом по месту рассмотрения дела, либо судом, в районе деятельности которого должны быть произведены процессуальные действия по обеспечению доказательств (ч. 1 ст. 65 ГПК).

Аналогичный порядок обеспечения доказательств существует и в арбитражном процессуальном производстве.

 

Тема 5. Формы завершения исполнительного производства

 

1. Прекращение исполнительного производства.

2. Возвращение исполнительного документа.

3. Окончание исполнительного производства.

 

1.Прекращение исполнительного производства.

 

Прекращение исполнительного производства - это прекращение совершения всех исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по данному производству без права их возобновления в будущем. Перечень оснований для прекращения исполнительного производства, приведенный в статье, не является исчерпывающим.

Смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявление его умершим, признание его безвестно отсутствующим являются основанием для прекращения исполнительного производства только в том случае, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего. Если же эти требования и обязанности могут перейти указанным лицам в порядке правопреемства, то производство по делу должно быть приостановлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 комментируемого Закона.

Отказ взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, по существу можно рассматривать как отказ взыскателя от взыскания, выраженный в конкретной форме.

В случае если имел место отказ взыскателя только от части предметов, а другие переданные ему предметы взыскатель получил, суд должен прекратить исполнительное производство только в отношении передачи взыскателю той части предметов, от получения которых он отказался.

Законодатель наделил правом прекращать исполнительное производство не только суд, но и судебного пристава-исполнителя. При этом перечень оснований для прекращения судом является открытым, и прекращение возможно в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. Перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Принятие судом отказа взыскателя от взыскания и утверждение мирового соглашения между сторонами исполнительного производства является проявлением реализации принципа диспозитивности в исполнительном производстве. Суд принимает отказ взыскателя от взыскания и утверждает мировое соглашение между взыскателем и должником, если эти действия не противоречат закону и не нарушают прав других лиц.

Производство по утверждению мирового соглашения в арбитражном суде или суде общей юрисдикции возбуждается путем подачи заявления (а не искового заявления или ходатайства) взыскателя и должника. Стороны вправе подать в суд и одно совместное заявление об утверждении мирового соглашения. К заявлению прилагается копия исполнительного документа и справка судебного пристава-исполнителя, из которой видно, что исполнительный лист предъявлен к исполнению и находится у него в производстве.

Определение суда об утверждении мирового соглашения является основанием для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона.

Утверждение мирового соглашения, заключенного между взыскателем и должником в стадии исполнительного производства, не является основанием для отмены соответствующим судом своего решения или иного судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ, поскольку речь идет об утверждении мирового соглашения не между истцом и ответчиком, а между взыскателем и должником.

В соответствии с п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона отмена судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, в силу закона являющегося исполнительным документом, влечет прекращение исполнительного производства.

Последствия прекращения исполнительного производства

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

- оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 настоящего Федерального закона;

- после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда постановление о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке.

В этом плане прекращение исполнительного производства близко по своим правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 220 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 150 АПК РФ) судопроизводствах.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о прекращении исполнительного производства отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, снимает арест с имущества должника, а также установленные для него ограничения.

В случае прекращения основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель (одновременно с вынесением постановления о прекращении) выносит постановление о возбуждении исполнительного производства по вынесенным и неисполненным полностью или в части постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В случае прекращения исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист (п. 4 ч. 2. ст. 43 настоящего Федерального закона), или в связи с отменой или признанием недействительным исполнительного документа (п. 5 ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона) постановление о возбуждении исполнительного производства по вынесенным и не исполненным полностью или в части постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, не выносится.

При возбуждении исполнительного производства по вынесенным и не исполненным полностью или в части постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (в случае прекращения основного исполнительного производства), ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем только в тех размерах, которые необходимы для исполнения вновь возбуждаемого исполнительного производства.

Копии постановлений о прекращении исполнительного производства и связанных с ним постановлений направляются в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства взыскателю, должнику, в орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ. Также копии указанных постановлений направляются в органы (лицам), которые исполняют постановления об установлении для должника ограничений.

Исполнительный документ, исполнительное производство по которому прекращено, остается в материалах такого исполнительного производства, так как прекращение исполнительного производства лишает взыскателя права на повторное его предъявление к исполнению. Постановление о прекращении исполнительного производства может быть обжаловано в порядке ст. 121 главы 18 комментируемого Закона.

Подведомственность и подсудность дел о прекращении исполнительного производства по общему правилу определяется в зависимости от того, откуда исходит исполнительный документ. Если исполнительный лист выдан арбитражным судом, то приостановление и прекращение исполнительного производства по нему производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (альтернативная подсудность арбитражных дел). Вопрос о приостановлении или прекращении исполнительного производства в таких случаях решается по правилам ст. 327 АПК РФ, отсылающей к ст. 324 АПК РФ, в 10-дневный срок. О времени и месте судебного заседания арбитражного суда по данным вопросам извещаются взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель, но их неявка не препятствует рассмотрению заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства.

В некоторых случая подведомственность заявлений о прекращении исполнительного производства зависит не от того, откуда поступил исполнительный документ, а от того, кто является должником по данному исполнительному документу. Если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то прекращение и приостановление исполнительных производств в отношении таких должников производится арбитражным судом при исполнении:

- постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

- актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Разрешение вопросов о прекращении исполнительного производства по всем другим исполнительным документам, не описанным в предыдущих двух пунктах комментируемой нормы, находится в компетенции районного суда по месту исполнения своих обязанностей судебным приставом-исполнителем, фактически это место производства исполнения требований исполнительного документа. Вопрос рассматривается в судебном заседании с соблюдением всех правил гражданской процессуальной формы, однако неявка извещенных надлежащим образом участвующих в деле лиц не является препятствием для его проведения. Заинтересованными в исходе дела лицами считаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, совершавший исполнительные действия.

Процессуальным документом, оформляющим прекращение исполнительного производства, является судебное определение, копия которого должна быть после его вынесения направлена судом всем заинтересованным в исходе исполнительного производства лицам. Если указанные лица присутствовали в судебном заседании при разрешении вопроса о приостановлении или прекращении исполнительного производства, допустимо вручить им копию соответствующего определения суда под расписку. Определения арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства могут быть обжалованы в течение месяца со дня вынесения определения, а определения суда общей юрисдикции о приостановлении или прекращении исполнительного производства - в вышестоящий суд в течение десяти дней. Жалобы на опре




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.246 сек.