КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Сущность личностного и профессионального саморазвития педагога
Основы профессионального саморазвития педагога. Конспекты лекций Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогика
ДПП 05 Основы профессионального саморазвития педагога (на правах рукописи)
1. Лекционные материалы разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ДПП 05 Основы профессионального саморазвития педагога специальности 540600 Педагогика
2. Разработчик (и): Алехина И.В. ст. преподаватель ФИО, должность
3. ПРИНЯТ на заседании кафедры истории, политологии и правоведения 06.09.2010г. протокол № 1
Зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования кпедн, доцент Дорофеева Т.А.
1. Соотношение понятий «личностное развитие» и «профессиональное развитие». 2. Сущность профессионального саморазвития педагога.
1. Соотношение понятий «личностное развитие» и «профессиональное развитие». С позиции философии развитиевыражает процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам развития относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Развитие — универсальное и фундаментальное свойство бытия, составляющее специальный предмет исследования диалектики — учение о развитии. Поскольку основным источником развития выступают внутренние противоречия, то данный процесс, по существу, является саморазвитием (самодвижением); целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией. Целенаправленное собирание, семантический отбор и интегрирование ценной информации на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры. Движущей силой развития выступает целенаправленная борьба противоположностей — положительной и отрицательной сторон процесса. Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. В фундаментальных трудах Л.И. Божович, В.С. Мерлина, К.К. Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором развития личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности включают также отношения, ценностные ориентации и установки. Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности. Для более подробного рассмотрения структуры личности учителя воспользуемся психологической концепцией. личности, разработанной профессором К. К. Платоновым. Эта концепция отличается рядом преимуществ: она позволяет довольно наглядно увидеть стройную модель структуры личности вообще, охватывает все существенное в личности, удобна для использования в самых разных вариантах. Кроме того, структурный подход позволит четче выделить систему требований, которые предъявляет, к личности педагога его профессия. Личность — сложное социально-психологическое, образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. Содержание ведущей подструктуры личности составляет ее социальная направленность, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов. Вторая подструктура включает в себя все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура. Третью подструктуру образуют особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности как основа ее общих способностей. Наконец, четвертая подструктура охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности. Профессиональное развитие — рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии. Профессиональное саморазвитие рассматривается В.А. Сластениным как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процесса профессионального саморазвития.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |