Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Сущность личностного и профессионального саморазвития педагога

Основы профессионального саморазвития педагога.

Конспекты лекций

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Педагогика

 

ДПП 05 Основы профессионального саморазвития педагога

(на правах рукописи)

 

 

 


 

1. Лекционные материалы разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ДПП 05 Основы профессионального саморазвития педагога специальности 540600 Педагогика

 

2. Разработчик (и): Алехина И.В. ст. преподаватель

ФИО, должность

 

3. ПРИНЯТ на заседании кафедры истории, политологии и правоведения

06.09.2010г. протокол № 1

 

Зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования кпедн, доцент Дорофеева Т.А.

 

1. Соотношение понятий «личностное развитие» и «профессиональное развитие».

2. Сущность профессионального саморазвития педагога.

 

1. Соотношение понятий «личностное развитие» и «профессиональное развитие».

С позиции философии развитиевыражает про­цесс движения, изменения целостных систем. К наиболее ха­рактерным чертам развития относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необрати­мость, закономерность, единство количественных и качествен­ных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоре­чивость, спиралевидность формы (цикличность), развертыва­ние во времени. Развитие — универсальное и фундаментальное свойство бытия, составляющее специальный предмет исследования диа­лектики — учение о развитии. Поскольку основным источником развития вы­ступают внутренние противоречия, то данный процесс, по су­ществу, является саморазвитием (самодвижением); целенап­равленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией. Целенаправленное собира­ние, семантический отбор и интегрирование ценной информа­ции на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры. Движущей силой развития вы­ступает целенаправленная борьба противоположностей — по­ложительной и отрицательной сторон процесса.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Об­ладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения­ми человечества.

В фундаментальных трудах Л.И. Божович, В.С. Мер­лина, К.К. Платонова убедительно показано, что систе­мообразующим фактором развития личности является направ­ленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности включают также от­ношения, ценностные ориентации и установки. Теоре­тический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональ­ному развитию), социально-профессиональный статус. На разных стадиях становления эти компоненты име­ют различное психологическое содержание, обуслов­ленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.

Для более подробного рассмотрения структуры лич­ности учителя воспользуемся психологической концепцией. личности, разработанной профессором К. К. Платоновым. Эта концепция отличается рядом преимуществ: она поз­воляет довольно наглядно увидеть стройную модель структуры личности вообще, охватывает все существенное в личности, удобна для использования в самых разных вариантах. Кроме того, структурный подход позволит четче выделить систему требований, которые предъявляет, к личности педагога его профессия. Личность — сложное социально-психологическое, об­разование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаи­мопроникающих подструктур. Содержание ведущей под­структуры личности составляет ее социальная направлен­ность, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов. Вторая подструктура вклю­чает в себя все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура. Третью подструктуру образуют особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности как основа ее общих способностей. Наконец, чет­вертая подструктура охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности.

Профессиональное развитие — рост, становление профессиональ­но значимых личностных качеств и способностей, профессио­нальных знаний и умений, активное качественное преобразо­вание личностью своего внутреннего мира, приводящее к прин­ципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.

Профессиональное саморазвитие рассматривается В.А. Сластениным как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внут­реннего движения, личностного становления человека. Внешняя про­фессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы про­фессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального само­развития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются со­ставляющими процесса профессионального саморазвития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Мотивация самовоспитания педагога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.