КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация самовоспитания педагога
Содержание самовоспитания педагога. Тема 2. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание как процесс, деятельность, система. Вопросы. Сущность профессионального саморазвития педагога. Саморазвитие определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности. Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям. Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается на них. Основная идея проблемы профессионального саморазвития – это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек в большинстве исследований изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное саморазвитие возможно лишь в результате единства личностного развития и развития профессионализма. Содержательными характеристиками профессионального саморазвития являются: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала; постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональных способностей; самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, своей профессиональной деятельности и ее реализации и др.
1. Раскройте взаимосвязь личностного и профессионального развития личности. 2. В чем состоит сущность профессионального саморазвития педагога? 3. Назовите направления собственного профессионального саморазвития.
1. Содержание самовоспитания педагога. 2. Мотивация самовоспитания педагога. 3. Средства самовоспитания педагога. 4. Методы самовоспитания педагога.
Самовоспитание как сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности рассматривается с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться. Содержанием (задачами) профессионального самовоспитания педагога являются все профессионально значимые качества его личности, включая как его мировоззрение, так и физическое здоровье. В первую очередь речь идет о высоком уровне методологической подготовки учителя, о подготовке его к постоянному развитию своей нравственной культуры, о развитии способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству. Весьма жесткими становятся и требования к профессиональной компетентности учителя и его практической подготовленности. Без глубокого знания общей, детской и возрастной психологии, без глубокого и критического знакомства с достижениями современной методической и педагогической мысли невозможен эффективный творческий труд учителя. Особенности личности учителя, соответствующие указанным требованиям педагогической деятельности, можно классифицировать как общие, особенные и индивидуально неповторимые. Первую и наиболее важную группу требований к личности педагога составляют, требования к нему как представителю общества исполнителю важнейшего социального заказа: он формирует свою личность. Сюда же следует отнести общеличностные качества и черты характера и в целом направленность личности учителя. Вторая группа требований к личности педагога касается его индивидуального опыта — профессиональной подготовленности (включающей глубокие знания не только в области предмета преподавания и его методики, но также в психологии, истории и теории педагогики, в технологии педагогического процесса) и общего развития. При этом качественная характеристика профессиональной подготовленности учителя зависит не от количества усвоенных им знаний и умений, а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творческого мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т. е. от уровня общего психического развития. Вместе с тем компетентность учителя предполагает и практическую подготовленность, овладение основными педагогическими умениями. Бесконечное количество педагогических действий, реализующих функции обучения и воспитания, осуществляется небольшим количеством профессиональных умений. В разных классификациях у нас и за рубежом называют от двух до нескольких десятков таких умений. Наиболее общепринятой в педагогике является классификация, данная Н. В. Кузьминой. Она выделяет следующие основные педагогические умения: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские. Третью группу требований к личности будущего учителя составляют проблемы развития психических процессов. Центральной проблемой интеллектуального самовоспитания учителя является развитие у него качеств педагогического мышления. При этом проявляются такие процедуры мышления, как анализ конкретных педагогических ситуаций, определение педагогических проблем в данных конкретных условиях, выработка вариантов решения задач и т. д. Педагогическое мышление протекает на разных уровнях. Начальным уровнем мышления учителя является методологическое мышление, ориентируемое педагогическими убеждениями. На этом уровне у учителя образуется наиболее важная его педагогическая способность—чувствительность к педагогическим явлениям, педагогическое чутье. Именно она позволяет учителю, придерживаться правильных ориентиров в своей деятельности: верить в возможности развития воспитанников и в роль обучения и воспитания, видеть диалектику педагогического процесса, его внутренне противоречивый характер, совершающиеся в нем количественные и качественные изменения, верно разбираться в педагогической ситуации, правильно анализировать ее. На этом уровне педагогического мышления рождаются ведущие мысли у учителя, без которых его труд начинает терять целеустремленность и результативность. Практический опыт А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского показал: как только учебно-воспитательный процесс лишается стержневых идей и соответствующих стержневых практических целей, в нем с неудержимой силой и в нескончаемом количестве возникают всякие проблемы, которые поглощают внимание и энергию воспитателей. Когда же возникают целеобразующие идеи, педагогический процесс приобретает упорядоченный характер. Изменения в личности совпадают с теми изменениями, которые она производит во внешнем мире. Не организуя сознательную и активную деятельность воспитанников по изменению окружающей жизни к лучшему, невозможно достигнуть подлинных результатов в воспитании. Стратегическое мышление учителя упорядочивает всю его деятельность. Второй уровень педагогического мышления характеризуется способностью учителя материализовать свои педагогические идеи в своеобразные технологические конструкцию. Без разработки таких конструкций и технологии педагогического процесса учитель обрекает свой труд на, случайный успех, а чаще всего на неуспех. Педагогическое мышление на этом, тактическом, уровне проявляется в умении разрабатывать учебные задания или создавать воспитательные ситуации, составлять карты-схемы, по которым можно отрабатывать те или иные умения у учащихся. Не менее важным является и третий уровень — уровень оперативного мышления учителя. У него свои сложности. Обусловлены они бесконечным многообразием конкретных условий педагогической деятельности. Педагогу необходимо как знание общих закономерностей педагогического процесса, так и умение применять эти закономерности к единичным и частным явлениям. А это как раз и требует самостоятельного творческого мышления, проявляющегося в способности учителя к целесообразным действиям. В педагогическом процессе ничто не повторяется точь-в-точь, ничто не может быть окончательно решено по заранее заготовленным предписаниям, хотя за каждым вариантом педагогического поступка стоит некая обобщенная педагогическая схема. Как видно, содержание интеллектуального самовоспитания по необходимости включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких. качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, а также развитие наблюдательности, педагогической памяти и творческого воображения. Столь же существенно важными для педагогической деятельности являются эмоционально-волевые качества личности учителя, так как спецификой педагогического труда является управление деятельностью других людей, воздействие на психику другого человека. При всем различии типов нервной системы и темперамента, характера и способностей учителя должны отличаться высокой эмоциональной чувствительностью к личности другого человека и обладать сильной, нравственно воспитанной волей. Очевидно, задача заключается в том, чтобы и чувства, и воля учителя сформировались прежде всего нравственно, чтобы они были во власти сознания, определялись социальной направленностью личности учителя. А потому необходимо, чтобы все чувства, а вместе с ними и основные волевые качества: целеустремленность, упорство, дисциплинированность, способность к торможению, терпеливость и др. Еще одним объектом профессионального самовоспитания учителя являются психофизические особенности его личности. Под ними подразумевается состояние здоровья.
Профессиональное самовоспитание педагога возникает как одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе посредством педагогической профессии. Будущая профессиональная деятельность выступает в сознании студента не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность, В основе мотивации самовоспитания педагога лежит целая совокупность побуждений. Становление ее и превращение самовоспитательной деятельности в привычную форму деятельности, в свойство личности проходит определенные этапы развития. В начальной стадии этих явлений, которая приходится на младший подростковый возраст, источниками и побудителями активного отношения к своему поведению являются требования и контроль со стороны взрослых. Активность личности проявляется в выборе варианта поступков. Как правило, это или поступки по «инструкции», на подражание как воспроизведение образца чужих поступков. Самовоспитание не может возникнуть без предваряющего его общественного воспитания. Общественные требования, которые предъявляются к личности, воспринимаются ею не только как внешние регуляторы поведения, но и как средства саморегуляции. На следующей стадии развития личности изменяются источники побуждения и характер самовоспитания: непосредственные внешние требования как бы заменяются реальной ситуацией, которая понуждает личность измениться. Реальные условия определяют характер активности— «вынужденность», осознание необходимости поступать так или иначе, а способ реализации этой активности— сознательная саморегуляция поведения, хотя и подражание полностью не исчезает. Очевидно, что это значительно более высокий уровень сознательности и активности личности. I На высшей стадии развития личности побудительным фактором к самосовершенствованию становится такие потребности личности, которые не требуют принуждения в прямом смысле. Рассматривая мотивацию как ведущий компонент самовоспитания, Елканов С. Б. обращает внимание на особенность процесса интериоризации процедур профессионального самовоспитания в целом. Как структуры реальных педагогических действий образуют структуру педагогических умений, так и структуры самовоспитательных действий, исполненные под влиянием внешних условий, образуют соответственно структуру внутреннего плана этих действий. Так возникают как мотивационная, так и процессуальная составные самовоспитательной деятельности. Внешнее переходит во внутреннее, идеальное. Таким образом, процесс формирования мотивации самовоспитания оказывается частным случаем закономерности становления любого качества личности. В их основе лежит адекватное действие самого человека: чтобы научиться плавать, нужно лезть в воду, чтобы формировать у себя любое отношение, любой мотив, надо накапливать опыт соответствующих побуждений, а чтобы научиться самосовершенствованию, необходимо заниматься самовоспитанием. Елканов С.Б. предлагает следующую структуру самовоспитания педагога: 1. Цели самовоспитания. Они регулируются общественными целями и имеют те же направления: идейно-политическое, нравственное, профессионально-трудовое, эстетическое и т. д. 2. Содержание и задачи самовоспитания. Они подразумевают такие поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей самовоспитания. А это в большой мере зависит от психических качеств личности — ее интеллектуальной, эмоциональной и практически-волевой сферы. 3. Средства самовоспитания. Это своеобразные орудия и способы воздействий на себя, которые опосредуют цели и результат. Главным средством самовоспитания является содержание практической деятельности человека. 4. Результаты самовоспитания. Это те изменения, которые происходят в личности или коллективе в результате самовоспитательных воздействий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |