Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация самовоспитания педагога




Содержание самовоспитания педагога.

Тема 2. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание как процесс, деятельность, система.

Вопросы.

Сущность профессионального саморазвития педагога.

Саморазвитие определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности. Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям. Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается на них.

Основная идея проблемы профессионального саморазвития – это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек в большинстве исследований изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное саморазвитие возможно лишь в результате единства личностного развития и развития профессионализма.

Содержательными характеристиками профессионального саморазвития являются: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала; постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональных способностей; самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, своей профессиональной деятельности и ее реализации и др.

 

 

1. Раскройте взаимосвязь личностного и профессионального развития личности.

2. В чем состоит сущность профессионального саморазвития педагога?

3. Назовите направления собственного профессионального саморазвития.

 

 

1. Содержание самовоспитания педагога.

2. Мотивация самовоспитания педагога.

3. Средства самовоспитания педагога.

4. Методы самовоспитания педагога.

 

Самовоспитание как сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей лично­сти рассматривается с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться. Содержанием (задачами) професси­онального самовоспитания педагога являются все профессионально значимые качества его личности, вклю­чая как его мировоззрение, так и физическое здоровье.

В первую очередь речь идет о высоком уровне мето­дологической подготовки учителя, о подготовке его к постоянному развитию своей нравственной культуры, о развитии способности к ши­рокому и глубокому социально-педагогическому мышле­нию и творчеству.

Весьма жесткими становятся и требования к профес­сиональной компетентности учителя и его практической подготовленности. Без глубокого знания общей, детской и возрастной психологии, без глубокого и критического знакомства с достижениями современной методической и педагогической мысли невозможен эффективный творче­ский труд учителя.

Особенности личности учителя, соответствующие ука­занным требованиям педагогической деятельности, можно классифицировать как общие, особенные и индивидуально неповторимые.

Первую и наиболее важную группу требований к личности педагога составляют, требования к нему как представителю общества исполнителю важнейшего социального заказа: он формирует свою личность. Сюда же следует отнести общеличностные качества и черты характера и в целом направленность личности учителя.

Вторая группа требований к личности педагога каса­ется его индивидуального опыта — профессиональной под­готовленности (включающей глубокие знания не только в области предмета преподавания и его методики, но так­же в психологии, истории и теории педагогики, в техно­логии педагогического процесса) и общего развития. При этом качественная характеристика профессиональной под­готовленности учителя зависит не от количества усвоенных им знаний и умений, а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творче­ского мышления, от сформированности педагогически зна­чимых волевых привычек, т. е. от уровня общего психиче­ского развития.

Вместе с тем компетентность учителя предполагает и практическую подготовленность, овладение основными пе­дагогическими умениями. Бесконечное количество педаго­гических действий, реализующих функции обучения и вос­питания, осуществляется небольшим количеством профес­сиональных умений. В разных классификациях у нас и за рубежом называют от двух до нескольких десятков таких умений. Наиболее общепринятой в педагогике является классификация, данная Н. В. Кузьминой. Она выделяет следующие основные педагогические умения: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуни­кативные и организаторские.

Третью группу требований к личности будущего учите­ля составляют проблемы развития психических процессов.

Центральной проблемой интеллектуального самовос­питания учителя является развитие у него ка­честв педагогического мышления. При этом проявляются такие процедуры мышления, как анализ конкретных педагогических ситуаций, определение педагогических проблем в данных конкретных условиях, выработка вариантов ре­шения задач и т. д.

Педагогическое мышле­ние протекает на разных уровнях.

Начальным уровнем мышления учителя является методологическое мышление, ориентируемое педагогическими убеждениями. На этом уровне у учителя образуется наиболее важная его педагогическая способ­ность—чувствительность к педагогическим явлениям, педагогическое чутье.

Именно она позволяет учителю, придерживаться пра­вильных ориентиров в своей деятельности: верить в воз­можности развития воспитанников и в роль обучения и воспитания, видеть диалектику педагогического процесса, его внутренне противоречивый характер, совершающиеся в нем количественные и качественные изменения, верно разбираться в педагогической ситуации, правильно анали­зировать ее.

На этом уровне педагогического мышления рождаются ведущие мысли у учителя, без которых его труд начинает терять целеустремленность и результативность.

Практический опыт А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского показал: как только учебно-воспитательный процесс лишается стержневых идей и соответствующих стержне­вых практических целей, в нем с неудержимой силой и в нескончаемом количестве возникают всякие проблемы, которые поглощают внимание и энергию воспитателей. Когда же возникают целеобразующие идеи, педагогиче­ский процесс приобретает упорядоченный характер.

Изменения в личности совпадают с теми изменениями, которые она производит во внешнем мире. Не организуя сознательную и активную деятельность воспитанников по изменению окружающей жизни к лучшему, невозможно достигнуть подлинных результатов в воспитании. Стратегическое мышление учителя упорядочивает всю его дея­тельность.

Второй уровень педагогического мышления характери­зуется способностью учителя материализовать свои педа­гогические идеи в своеобразные технологические конструк­цию. Без разработки таких конструкций и технологии педа­гогического процесса учитель обрекает свой труд на, случайный успех, а чаще всего на неуспех.

Педагогическое мышление на этом, тактическом, уров­не проявляется в умении разрабатывать учебные задания или создавать воспитательные ситуации, составлять карты-схемы, по которым можно отрабатывать те или иные умения у учащихся.

Не менее важным является и третий уровень — уровень оперативного мышления учителя. У него свои сложности. Обусловлены они бесконечным многообразием конкретных условий педагогической деятельности. Педагогу необхо­димо как знание общих закономерностей педагогического процесса, так и умение применять эти закономерности к единичным и частным явлениям. А это как раз и требует самостоятельного творческого мышления, проявляющегося в способности учителя к целесообразным действиям. В пе­дагогическом процессе ничто не повторяется точь-в-точь, ничто не может быть окончательно решено по заранее заготовленным предписаниям, хотя за каждым вариантом педагогического поступка стоит некая обобщенная педаго­гическая схема.

Как видно, содержание интеллектуального самовоспи­тания по необходимости включает в себя развитие способ­ности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких. качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, а также развитие наблюдательности, педагогической памяти и творческого воображения.

Столь же существенно важными для педагогической деятельности являются эмоционально-волевые качества личности учителя, так как спецификой педагогического труда является управление деятельностью других людей, воздействие на психику другого человека.

При всем различии типов нервной системы и темпера­мента, характера и способностей учителя должны отличаться высокой эмоциональной чувствительностью к лич­ности другого человека и обладать сильной, нравственно воспитанной волей.

Очевидно, задача заключается в том, чтобы и чувст­ва, и воля учителя сформировались прежде всего нравст­венно, чтобы они были во власти сознания, определялись социальной направленностью личности учителя. А потому необходимо, чтобы все чувства, а вместе с ними и основ­ные волевые качества: целеустремленность, упорство, дис­циплинированность, способность к торможению, терпели­вость и др.

Еще одним объектом профессионального самовоспитания учителя являются психофизические особен­ности его личности. Под ними подразумевается состояние здоровья.

 

Профессиональное самовоспитание педагога возникает как одно из условий удовлетворения потребнос­ти утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе посредством педагогической профессии. Буду­щая профессиональная деятельность выступает в созна­нии студента не только как социально важное объектив­ное явление, но и как субъективная, личностная ценность,

В основе мотивации самовоспитания педагога лежит целая совокупность побуждений. Становление ее и превра­щение самовоспитательной деятельности в привычную фор­му деятельности, в свойство личности проходит опреде­ленные этапы развития.

В начальной стадии этих явлений, которая приходится на младший подростковый возраст, источниками и побудителями активного отношения к своему поведению являются требования и контроль со стороны взрослых. Активность личности проявляется в выборе варианта поступков. Как правило, это или поступки по «инструкции», на подражание как воспроизведение образца чужих поступков.

Самовоспитание не может возникнуть без предва­ряющего его общественного воспитания. Общественные требования, которые предъявляются к личности, воспринимаются ею не только как внешние регуляторы поведения, но и как средства саморегуляции.

На следующей стадии развития личности изменяются источники побуждения и характер самовоспитания: непо­средственные внешние требования как бы заменяются реальной ситуацией, которая понуждает личность изме­ниться. Реальные условия определяют характер активнос­ти— «вынужденность», осознание необходимости посту­пать так или иначе, а способ реализации этой активнос­ти— сознательная саморегуляция поведения, хотя и подражание полностью не исчезает. Очевидно, что это значительно более высокий уровень сознательности и активности личности. I

На высшей стадии развития личности побудительным фактором к самосовершенствованию становится такие потребности личности, которые не тре­буют принуждения в прямом смысле.

Рассматривая мотивацию как ведущий компонент са­мовоспитания, Елканов С. Б. обращает внимание на особенность процес­са интериоризации процедур профессионального самовос­питания в целом. Как структуры реальных педагогических действий образуют структуру педагогических умений, так и структуры самовоспитательных действий, исполненные под влиянием внешних условий, образуют соответственно структуру внутреннего плана этих действий. Так возни­кают как мотивационная, так и процессуальная составные самовоспитательной деятельности. Внешнее переходит во внутреннее, идеальное.

Таким образом, процесс формирования мотивации са­мовоспитания оказывается частным случаем закономер­ности становления любого качества личности. В их осно­ве лежит адекватное действие самого человека: чтобы на­учиться плавать, нужно лезть в воду, чтобы формировать у себя любое отношение, любой мотив, надо накапливать опыт соответствующих побуждений, а чтобы научиться самосовершенствованию, необходимо заниматься само­воспитанием.

Елканов С.Б. предлагает следующую структуру самовоспитания педагога:

1. Цели самовоспитания. Они регулируются общест­венными целями и имеют те же направления: идейно-по­литическое, нравственное, профессионально-трудовое, эстетическое и т. д.

2. Содержание и задачи самовоспитания. Они подра­зумевают такие поведение и деятельность, которые при­водят к достижению целей самовоспитания. А это в боль­шой мере зависит от психических качеств личности — ее интеллектуальной, эмоциональной и практически-волевой сферы.

3. Средства самовоспитания. Это своеобразные ору­дия и способы воздействий на себя, которые опосредуют цели и результат. Главным средством самовоспитания является содержание практической деятельности человека.

4. Результаты самовоспитания. Это те изменения, ко­торые происходят в личности или коллективе в результа­те самовоспитательных воздействий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.