Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы самовоспитания педагога




Читайте также:
  1. A) Методы геометрических преобразований
  2. A. Методы ядерных сил.
  3. E) методы (methods).
  4. G. Альтернативные методы измерения количества топлива
  5. I Укрупненные методы
  6. I. Введение. Методы обследования больного с
  7. I. Дистанционные методы лучевой терапии
  8. I. Методы социологии
  9. I. ТЕМА: «Реанимация и методы проведения».
  10. IEEE 1471-2000 Recommended Practice for Architectural Description of Software-Intensive Systems [3] (рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем).
  11. II Точные методы
  12. II. Контактные методы лучевой терапии

Средства самовоспитания педагога.

Главным условием и средством успеха профес­сионального воспитания и самовоспитания педагога явля­ется адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность. Но и в реальной жизни человека достаточно всевозможных ситуаций, которые могут выступать в качестве условий для саморазвития, использование искусственных ситуаций в целях самовоспитания может быть оправдано только в том случае, когда они применяются как своеобразные учебные упражнения в процессе работы над собой.

К дополнительным средствам самовоспитания относят знакомство с различными видами искусства, предметами скульптуры и быта, в которых находит отражение человеческая жизнь, чтение книг, например из серии «Жизнь замечательных людей», в которых на высоком философском, идейном и нравственном уровне даны образцы личностей, достойных подражания.

Эти средства, не создавая непосредственного «продук­та», выполняют весьма важные функции. Они способст­вуют формированию правильных социально-этических ориентиров самовоспитания, дают побудительный заряд к такой работе, используются и как эталоны, как крите­рии для самооценки и разработки планов самовоспитания.

К средствам самовоспитания следует отнести и орга­низационные формы: различные индивидуальные (а в случае группового или коллективного самовоспитания со­ответственно групповые или коллективные) планы и самообязательства как в письменных вариантах, так и в виде обещаний коллективу, авторитетным лицам или как осмысленные намерения.

По существу в роли средств самовоспитания выступает все, что можно использовать как орудие самопознани и самовоздействия. А. многообразие средств порождает такое же многообразие способов их применения.

Елканов С.Б. утверждает, что систему методов самовоспитания целесообразно рас­смотреть в последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от возникновения потребности в нем и кончая достижением тех или иных результатов.

Самопознание и самооценка. Первый и наиболее ощутимый результат воспитания, как считал В. А. Сухомлинский, выражается в том, что человек начинает ду­мать о самом себе, оценивая свои достоинства и недо­статки.

Для того чтобы стать активным творцом своей личности, необходимо научиться критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, тре­бований будущей профессии.

Самопознание — процесс сложный и не одномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценоч­ным отношением к качествам своей личности. Что-то в себе рассматривается как хорошее, достойное, а чем-то человек оказывается недоволен. По существу самопозна­ние происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности.



В самопознании следует начать прежде всего с самонаблюдения в процессе самоиспытания, с анализа фактов собственной жизни. Самонаблюдение —это не са­мосозерцание. Оно предполагает работу памяти и мысли, фиксацию и анализ поступков за определенный промежу­ток времени. Смысл имеют не факты сами по себе, а то, выражением каких мыслей, чувств, отношений и качеств личности они являются.

Самоанализ— второй способ познания себя. Этот про­цесс — более сложный, он требует критической оценки фактов, соотнесения их с определенными ценностями. Если самонаблюдение — процесс слежения за тем, что случа­ется, то самоанализ — процесс оценки, почему именно случается, вследствие каких качеств самой личности, что требует широты социального взгляда.

Педагог оценивает свою личность с точки зрения все­стороннего развития себя как специалиста высшей ква­лификации, оценивает и психофизические, и профессио­нальные, и социально-личностные качества.

Еще более сложным, но и более активным способом самопознания является самоиспытание. Для ис­пытания профессиональных знаний и умений лучше всего использовать возможности различных форм педагогиче­ской практики. Именно здесь можно увидеть себя «гла­зами учащихся», определить уровень своих знаний, педа­гогических способностей, культуры, разумеется, в том случае, если самоиспытание сопровождается самонаблю­дением и самоанализом, Самоиспытанию можно подвергнуть и особенности своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, а также особенности своего темперамента и физических возможностей.

Самооценка означает не просто фиксацию уровня раз­вития личности, а ценностное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и же­лание внести в них изменения к лучшему.

Однако критическое отношение к своей личности мо­жет остаться и на уровне добрых намерений, не превра­титься в действенное средство реальных изменений в себе. Реализация установки (намерения) произойдет, если за самопознанием последуют действия по мобилизации уси­лий в целях самосовершенствования.

Самостимулирование. Хорошо известно, что знания своих недостатков и достоинств еще не достаточно для возникновения потребности в их преодолении. Необходи­мы еще такие качества личности, как целеустремленность, развитая воля и т. д. Сильное стимулирующее действие оказывает самокритика. Самокритичность является одним из базовых качеств личности, отсутствие которого влечет за собой самодовольство и самоуспокоенность.

Самопрограммирование, или построение плана са­мовоспитания, может быть осуществлено в разных фор­мах: в виде зафиксированных на бумаге планов или са­мообязательств, в виде осознанных целей или задач, в виде намерений.

Чтобы составить план самовоспитания, необходимо иметь прежде всего достоверную информацию о своей личности.

Следует различать понятия программы и планирова­ния профессионального самовоспитания. Программа са­мовоспитания предполагает определение всего возможно­го содержания изменений в личности безотносительно к конкретному человеку. Планирование же — определение конкретных задач и мероприятий, средств и методов для конкретного человека.

 

Программа самовоспитания педагога по не­обходимости должна отражать все основные требования педагогической профессии к его личности, к тому, что со­ставляет в ней общее, особенное и индивидуально непо­вторимое. Соответственно выделяют три блока в струк­туре личности и три группы основных качеств личности, подлежащих самовоспитанию:

I. Социальные и общеличностные качества учителя:

1. Идейность. Гражданственность. Нравственность.

2. Педагогическая направленность.

3. Эстетические качества.

II. Профессионально-педагогические качества:

1.Теоретическая и методическая подготовленность по специальности.

2. Психолого-педагогическая подготовленность к про­фессиональной деятельности (теоретическая).

3. Развитость практических педагогических умений и способностей.

III. Индивидуальные качества:

1. Особенности познавательных процессов и их педа­гогическая направленность (педагогическая наблюдатель­ность, педагогическое мышление, педагогическая память и т. д.).

2. Эмоциональная отзывчивость.

3. Волевые качества.

4. Особенности темперамента.

5. Состояние здоровья.

Указанные качества личности учителя можно конкре­тизировать в их более частных проявлениях и предста­вить в виде эталонной карты личности. Карта личности учителя как вариант программы самовоспитания может служить основой для составления проекта развития лич­ности конкретного педагога.

 

Методы и приемы самовоздействия. Система при­емов и методов воздействия на свою личность неисчер­паема, для индивидуального творчества здесь нет предела. В литературе о самовоспитании выделяют следующие наиболее часто встречающиеся приемы самовоздействия. Самоинструкция. Суть этого приема заключается в том, что педагог может сознательно регулировать свое педагогическое поведение, заранее предусматривая свои действия в той или иной педагогической ситуации. Осмыс­ленность поступков оберегает человека от многих воз­можных ошибок, а накапливаемый при этом опыт раз­вивает привычку обдумывать предстоящие действия. Са­моинструкция оказывается чем-то вроде репетиции, пред­шествующей делу, и в то же время способом объектива­ции своего поведения, управления им. Уже само наличие намерений облегчает человеку ориентировку даже в не­ожиданной ситуации благодаря тому, что настрой на пред­стоящее поведение мобилизует внимание и мышление.

Самоконтроль и самоотчет. В процессе работы над со­бой педагог постепенно овладевает способностью следить за своими поступками как бы со стороны. Причем, в от­личие от самонаблюдения, которое фиксирует то, что уже произошло, и заготавливает факты для последующего ана­лиза, самоконтроль сопровождает мысли или действия, которые происходят в настоящее время или будут про­исходить в предстоящем. У него особые функции: не про­сто воспринимать, видеть, фиксировать происходящее, а давать ему оценку, вносить в него коррективы.

Самоконтроль проистекает из способности контролиро­вать явления во внешнем мире. Будучи освоенными, дей­ствия самоконтроля переносятся на поведение и поступки, которые совершает сам человек. На более высоком уров­не самоконтроль используется как средство и способ са­мовоспитания и реализует функции контроля, коррекции и стабилизации качеств личности, деятельности, направ­ленной на свою же личность. Частным проявлением самоконтроля является самонапоминание.

Самовоспитание может протекать или как самостоя­тельная деятельность, или как сопутствующий основной практической деятельности процесс. Соответственно в пер­вом случае самоконтроль будет, осуществляться осозна­ваемо, а во втором — стихийно.

Результативность самоконтроля в процессе самовоспи­тания находится в зависимости от характера мотивации и способов деятельности.

Эффективность самоконтроля повышается, когда он до­полняется самоотчетом в процессе практической деятель­ности и самовоспитания. Отдавать себе отчет в своих по­ступках — значит вносить коррективы в свое поведение, стабилизировать его в нужном направлении тем самым делать свою личность объектом своего сознания и своей воли.

Самоубеждение. На основе анализа фактов своей, жиз­ни и благодаря строгим логическим доводам педагог мо­жет выработать сознательную установку — серьезно взять­ся за свое дальнейшее развитие. Благодаря самоубежде­нию можно перестроить самосознание, отношения к раз-личным явлениям жизни и, как следствие этого, — собственное поведение.

Самоубеждение требует активной, а иногда и нелег­кой мыслительной работы, своеобразной дискуссии с са­мим собой. Выдвигая доводы и контрдоводы, взвешивая «за» и «против», человек устанавливает истину и прини­мает ее в качестве руководящей идеи в своей жизни и деятельности. Очевидно, что для самоубеждения педагог должен обладать достаточной информацией о том, в чем хочет убедить себя (в том числе и информацией для контрдоводов), достаточно реальными способностями ана­лизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т. д., т. е. процессами мышления.

К разновидностям самоубеждения относят самооправ­дание, если оно обосновано.

Способы и приемы самопринуждения. Самоприказ. Во­левое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, решение принято, а сомнения и послабления себе только мешают активной деятельности и активному самовоспитанию. На­ступает момент, когда необходимо заставить себя при­ступить к исполнению планов, задумок.

Организованный и дисципли­нированный учитель после принятия решения не позволит себе отступать. Он повелевает себе действовать так, как решено. И это оказывается верным способом достижения успеха, ибо дорогу осилит только идущий.

Разумеется, самоприказ - лишь одна из форм, в кото­рой может проявиться самопринуждение. Но в самопри­нуждении всегда будет наличествовать рассудочное ка­чало: делать то, что нужно или должно, преодолевая нежелание, нерасположение, т. е. предпочтение «надо» перед «хочу».

Одной из форм самопринуждения является самопод­чинение. Это добровольное подчинение себя кому-то или чему-то в силу понимания необходимости. Самоподчине­ние - суть и содержание самодисциплины, способности добросовестно исполнять обязанности, подчиняться воле руководителя, коллектива, общества.

Способность к самопринуждению (самопреодолению изначально никому не дана, она формируется в процесс накопления жизненного опыта. К студенческому возраст она должна сформироваться достаточно полно и устойчиво. Сформированность - этой способности совпадает с сформироваиностью нравственного сознания, чувства долга и ответственности. Поэтому самопринуждение следует расценивать не только как способ поведения, но и как свойство личности.

Еще одной формой самопринуждения является самообладание, являющееся способностью человека или коллектива сдерживать себя от действий, которые они считают вредными. Самообладание также является признаком самодисциплины.

Самопринуждение и самообладание как средства и способы самовоспитания реализуются в конкретных приемах Классификацию их можно построить по логике психического содержания – этих явлений как свойств личности Можно выделить, во-первых, приемы, обращенные пре­имущественно к интеллекту: личные правила или девизы по которым человек строит свое поведение, самонапоминание и др.- Во-вторых — приемы, обращенные преимуще­ственно к чувствам: самоутешение, самоодобрение, самопоощрение, самоосуждение, самокритика, самонаказани и др. В-третьих — приемы, обращенные преимущественно к воле и практике поведения: самообещание, намерение, самообязательство, клятва, самоободрение, самоотказ, са­мозапрещение и др.

Особо следует сказать о таком способе воздействия на свою личность, как самовнушение.

Самовнушение — это существенный способ саморегу­ляции психических состояний посредством словесных воз­действий. Однако если в самоубеждении на первом месте — логическое доказательство и лишь как следствие этого — эмоциональное отношение к доказанному, то здесь, наоборот, на первом месте — эмоционально-довери­тельное отношение.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5284; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.