Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии профессионального становления личности

Тема 3. Этапы профессионального саморазвития.

Вопросы.

1. Каковы ведущие качества личности учителя, задачи и содержание профессионального самовоспитания педагога?

2. Раскройте содержание понятия «мотивация».

3. Назовите наиболее эффективные методы самовоспитания педагога?

Литература.

1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя:. Учеб. пособие для студентов. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989. - 189с.

 

 

Профессиональное становление охватывает дли­тельный период жизни человека (35—40 лет). В тече­ние этого времени меняются жизненные и профессио­нальные планы, происходит смена социальной ситу­ации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разде­ления данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Э.Ф. Зеер и др. в качестве оснований для выделе­ния стадий профессионального становления лично­сти избирают социальную ситуацию и уро­вень реализации ведущей деятельности.

1. Началом данного процесса является зарожде­ние профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предме­тов (0—12 лет). Это стадия аморфной оптации.

2. Затем следует формирование профессиональ­ных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности полу­чил название оптации. Особенность социальной си­туации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жизни. Ведущей де­ятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизнен­ные планы. Профессиональная активность лично­сти направлена на поиск своего места в мире про­фессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведе­ние (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой соци­альной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность — профес­сионально-познавательная, ориентированная на полу­чение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее «продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситу­ация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллек­тиве, иная социальная роль, новые социально-эконо­мические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональ­ная. Однако уровень ее выполнения, как правило, но­сит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социаль­но-профессиональную адаптацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и само­стоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все боль­ше погружается в профессиональную среду. Реализа­ция деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника спосо­бами. Стабилизация профессиональной деятельно­сти приводит к формированию новой системы отно­шений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию но­вой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, инди­видуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приво­дят к переходу личности на второй уровень профессио­нализации, на котором происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявле­ния индивидуализируется и зависит от психологи­ческих особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творче­скими потенциями, развитой потребностью в само­осуществлении и самореализации, переходит на сле­дующую стадию — профессионального мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность лично­сти, продуктивный уровень выполнения профессио­нальной деятельности. Переход на стадию мастерст­ва изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной де­ятельности, резко повышает уровень профессиональ­ной активности личности. Профессиональная актив­ность проявляется в поиске новых, более эффектив­ных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, по­пытках преодолеть, сломать традиционно сложив­шиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постиже­ние вершин профессионализма (акме) - свидетель­ство того, что личность состоялась.

Таким образом, в целостном процессе профессио­нального становления личности выделяется семь ста­дий. Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания веду­щей деятельности, освоение либо присвоение но­вой социальной роли, профессионального поведе­ния и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напря­женности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессиональ­ного становления личности.

 

 

Вопросы.

  1. Назовите стадии профессионального становления личности.
  2. Соотнесите стадии личностного и профессионального становления личности.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы самовоспитания педагога | Тема 4. Кризисы профессионального развития педагога, их причины и пути преодоления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.