Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на фирменное наименование и иные коммерческие обозначения

Фирменное наименование и иное коммерческое обозначение. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (пункты 1 и 2 статьи 50 ГК РФ), выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. В фирменное наименование включаются указание на организационно-правовую форму юридического лица и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять из слов, обозначающих только род деятельности. Юридическое лицо вправе наряду с полным фирменным наименованием иметь также сокращенное фирменное наименование. Право на сокращенное фирменное наименование подлежит защите при условии его включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или индивидуальный предприниматель могут использовать в своей деятельности, в том числе для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий, коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие включению в учредительные документы и единый государственный реестр. Для индивидуализации одного предприятия может использоваться только одно коммерческое обозначение.

Законом может быть запрещено или ограничено использование определенных слов, понятий и обозначений в качестве фирменного наименования, иного коммерческого обозначения или их элементов.

Исключительное право на фирменное наименование и иное коммерческое обозначение. На фирменное наименование юридического лица закрепляется исключительное право. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Однако наличие в государственном реестре юридических лиц фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения с предлагаемым, не является основанием для отказа в регистрации юридического лица.

Лицо имеет исключительное право на используемое им коммерческое обозначение, не являющееся фирменным наименованием, если употребление этим лицом такого обозначения общеизвестно. Не может быть использовано в качестве такого коммерческого обозначения наименование, способное ввести в заблуждение относительно его принадлежности определенному лицу, в частности, наименование, сходное до степени смешения с фирменным наименованием, иным защищенным исключительным правом коммерческим обозначением или товарным знаком другого лица. Никто не вправе без разрешения правообладателя использовать его фирменное наименование или иное защищенное исключительным правом коммерческое обозначение на вывесках, в бланках, счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке.

Действие исключительного права на фирменное наименование и иное коммерческое обозначение. На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации, или на иное коммерческое обозначение, используемое на территории Российской Федерации. Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из государственного реестра в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо изменением его фирменного наименования. Исключительное право на иное коммерческое обозначение возникает с момента наступления условий, указанных в пункте 2 статьи 1359 проекта части 4 ГК РФ, и прекращается в случае, если правообладатель не использует его в течение одного года.

Фирменное наименование, иное коммерческое обозначение и товарный знак. Коммерческое обозначение, не являющееся фирменным наименованием, может включать фирменное наименование правообладателя либо отдельные его элементы. При этом исключительное право на коммерческое обозначение возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Фирменное наименование или иное коммерческое обозначение может быть использовано в принадлежащем правообладателю товарном знаке. Фирменное наименование или иное коммерческое обозначение, включенные в товарный знак, охраняются независимо от охраны товарного знака. Правообладатель может требовать в судебном порядке запрета на использование принадлежащего ему коммерческого обозначения в составе фирменного наименования, иного коммерческого обозначения или товарного знака другого лица, если его исключительное право на коммерческое обозначение возникло до соответствующего исключительного права другого лица. При полном или частичном совпадении товарного знака одного лица с фирменным наименованием или иным коммерческим обозначением другого лица охраняется товарный знак. Однако в случаях, предусмотренных законом о товарных знаках, воспроизведение в товарном знаке фирменного наименования или иного коммерческого обозначения другого лица может быть основанием для аннулирования регистрации товарного знака.

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование и иное коммерческое обозначение. Отчуждение исключительного права на фирменное наименование юридического лица другим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Обладатель исключительного права на иное коммерческое обозначение может распорядиться этим правом путем его отчуждения другому лицу по договору. Однако если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации принадлежащего ему предприятия, исключительное право на это коммерческое обозначение может быть отчуждено только вместе с предприятием. Обладатель права на фирменное наименование или иное коммерческое обозначение может предоставить другому лицу право использовать свое фирменное наименование или иное коммерческое обозначение (выдать простую лицензию) в порядке и на условиях, предусмотренных договором коммерческой концессии (статья 1027 ГК РФ). Обладатель права на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, может также предоставить другому лицу право использовать такое коммерческое обозначение в порядке и на условиях, предусмотренных договором аренды предприятия (статья 656 ГК РФ).

Ответственность за нарушение исключительного права на фирменное наименование и иное коммерческое обозначение. Нарушитель исключительного права на фирменное наименование или иное коммерческое обозначение несет ответственность в соответствии со статьями 1245 – 1247 проекта части 4 ГК РФ.

Таким образом, в числе объектов исключительных прав на средства индивидуализации ст. 138 ГК РФ в первую очередь называет фирменное наименование юридического лица. Данное наименование должно иметь юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Исключительное право на фирменное наименование возникает у юридического лица в момент регистрации этого наименования, т.е. государственной регистрации самого этого лица под данным наименованием.

Фирменное наименование должно отражать особенности организационно правовой формы юридического лица. Например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова “полное товарищество”, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов “и компания” и слова “полное товарищество”.

Юридическое лицо, зарегистрировавшее своё фирменное наименование, приобретает исключительное право его использования. Лицо, неправомерно применяющее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право на селекционное достижение | Право на товарный знак и знак обслуживания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.