Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на товарный знак и знак обслуживания

Право на товарный знак и знак обслуживания по действующему законодательству. В условиях рыночной экономики наряду с фирменными наименованиями важное значение имеют знаки, слова и символы, помогающие потребителям ориентироваться в однородных товарах и услугах различных фирм, приобретать наиболее качественные товары, избегать подделок. Прежде всего, это товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарные знаки).

Закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров” от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 (Российская газета, 17 октября 1992. N 228) регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименованием мест происхождения товаров.

Товарный знак (далее ТЗ) - оригинально оформленное графическое изображение, рисунок, оригинальное название, особое сочетание букв, цифр, которое юридическое лицо или физическое лицо (предприниматель) присваивают своему товару для его отличия от других.

Функции товарного знака: отличительная, рекламная, информационная.

Товарный знак должен быть простым, легко запоминающимся, состоять из наименьшего числа составляющих его элементов. Кроме того, товарный знак должен затруднять подражание ему со стороны конкурентов; он должен соответствовать характеру и виду товару.

Для того чтобы товарный знак стал объектом правовой охраны существует несколько условий, которые прямо не названы в законе, но можно определить следующие:

* не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя;

* товарный знак должен быть новым (имеется в виду не абсолютная, а относительная новизна, т. е. товарный знак должен быть не похож, не тождественен, не смешиваться с другими знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации или охраняемыми в Российской Федерации в силу международных соглашений;

* товарный знак должен быть зарегистрирован.

Закон РФ от 23.09.92. “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” (ст. 6,7) определяет какие именно обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Классификация товарных знаков: в зависимости от формы выражения (словесные, изобразительные, объемные изображения, комбинированные и другие); в зависимости от числа субъектов (индивидуальные и коллективные); в зависимости от степени известности (обычные и общеизвестные).

Право на ТЗ является абсолютным. Право использования ТЗ принадлежит владельцу ТЗ, а также лицу, которому право предоставлено на основе лицензионного договора.

ТЗ должен быть зарегистрирован. Иначе, если используются знаки незарегистрированные, то эти действия будет рассматриваться как вводящие потребителя в заблуждение. Для регистрации подается заявка в Роспатент, которая должна содержать заявление о регистрации, само обозначение ТЗ и его описание, перечень товаров (услуг), для которых испрашивается регистрация товарного знака, а также документ об уплате пошлины либо об основаниях освобождения от ее уплаты или уменьшении ее размера.

Относительно принятой к рассмотрению заявке на регистрацию ТЗ проводится предварительная экспертиза, по результатам которой заявка принимается к рассмотрению или отклоняется. После ее завершении проводится экспертиза заявленного обозначения.

При положительном решении Роспатент вносит товарный знак в Государственный реестр ТЗ и знаков обслуживания РФ, производит публикацию о регистрации в своем официальном бюллетене м выдает заявителю (после уплаты им пошлины) свидетельство на товарный знак.

Срок действия регистрации - 10 лет со дня подачи заявки, причем возможно продление данного срока - каждый раз на 10 лет.

Необходимо отметить, что законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих нанесение предупредительной маркировки (которая указывает, что применяемое обозначение является ТЗ). Маркировка выполняет рекламно-информационную, патентно-правовую функцию. Исходя их практики можно заключить, что применение предупредительной маркировки является лишь правом, но не обязанностью владельца ТЗ. Он сам избирает вид и форму предупредительной маркировки.

Предупредительная маркировка может быть выражена в виде сокращенного обозначения: â, ä, M, Reg. и т.п.

Помимо хорошо зарекомендовавших себя товарных знаков на высококачественные товары спрос на последние, а, следовательно, и размер прибыли могут повышать также помещаемые на некоторые товары наименования мест их происхождения.

Основные положения проекта части 4 ГК РФ. На товарный знак, то есть словесное, изобразительное, объемное или иное, в том числе комбинированное, обозначение, с помощью которого можно отличить товар одного юридического лица или индивидуального предпринимателя от однородных товаров других лиц, зарегистрированное в установленном законом порядке, закрепляется исключительное право (статьи 1225, 1226 и 1367 проекта части 4 ГК РФ), удостоверяемое свидетельством.

Правила о товарных знаках, содержащиеся в ГК РФ и других законах, соответственно применяются к знакам обслуживания - обозначениям, имеющим целью отличить услуги или работы, предоставляемые или выполняемые одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, от услуг или работ других лиц.

Государственная регистрация товарного знака. Исключительное право на товарный знак закрепляется и подлежит защите в силу государственной регистрации соответствующего товарного знака федеральным патентным органом. На основании государственной регистрации федеральный патентный орган выдает обладателю исключительного права свидетельство на товарный знак. Виды регистрируемых товарных знаков, обозначения, регистрация которых в качестве товарных знаков не допускается, порядок выдачи свидетельства на товарный знак, порядок обжалования и опротестования решений федерального патентного органа по заявкам о выдаче свидетельства на товарный знак устанавливаются законом о товарных знаках. Сведения о товарном знаке, внесенные в реестр при государственной регистрации этого знака, а также последующие изменения этих сведений в реестре подлежат незамедлительному опубликованию федеральным патентным органом.

Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации. На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный в федеральном патентном органе. Исключительное право на товарный знак, зарегистрированный международной организацией или в иностранном государстве, действует на территории Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Содержание права на такой товарный знак, его действие и порядок защиты определяются настоящим Кодексом, законом о товарных знаках, другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, - иными правовыми актами.

Исключительное право на товарный знак. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (обладателю права на товарный знак), принадлежит исключительное право использовать этот товарный знак для товаров, в отношении которых он зарегистрирован, любым не противоречащим закону способом. Никто не вправе использовать товарный знак без разрешения обладателя права на этот знак. Никто не вправе без его разрешения использовать сходные с его товарным знаком обозначения для товаров, идентичных или подобных тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Если товар, на котором помещен товарный знак, правомерно введен в гражданский оборот, использование товарного знака в отношении этого товара не может быть запрещено.

Использование товарного знака. Использованием товарного знака считается, в частности, его помещение:

на товарах, в том числе импортируемых, которые предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся с целью предложения к продаже, и (или) на упаковке таких товаров;

при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;

в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

на выставках и ярмарках при демонстрации экспонатов;

на бланках, счетах, в иной документации и печатных изданиях.

Срок действия исключительного права на товарный знак. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи в федеральный патентный орган заявки о государственной регистрации товарного знака. Защита этого права может быть осуществлена лишь после государственной регистрации, на основании которой выдано свидетельство на товарный знак. При неиспользовании товарного знака непрерывно в течение трех лет исключительное право на товарный знак может быть признано прекратившим действие в порядке, установленном законом о товарных знаках. По заявлению обладателя исключительного права на товарный знак, поданному в федеральный патентный орган в течение последнего года действия этого права, срок действия права на товарный знак и удостоверяющего это право свидетельства продлевается патентным органом на срок, указанный в заявлении, но не более чем на десять лет. Продление возможно неограниченное число раз.

Коллективный товарный знак. Объединением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, может зарегистрировать коллективный товарный знак для обозначения входящими в объединение лицами выпускаемых или реализуемых товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективным товарным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Порядок регистрации коллективного товарного знака устанавливается законом о товарных знаках. Право на коллективный товарный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом договора о выдаче лицензии.

Перечень лиц, имеющих право пользоваться коллективным товарным знаком, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, обозначаемых этим знаком, условия использования такого знака входящими в объединение лицами, их ответственность за нарушение этих условий, порядок контроля за использованием знака определяются уставом коллективного товарного знака, утверждаемым соответствующим объединением. Устав коллективного товарного знака подлежит регистрации в федеральном патентном органе при государственной регистрации знака.

Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный товарный знак, вправе пользоваться наряду с коллективным также и своим товарным знаком.

Общеизвестный товарный знак. Используемое в качестве товарного знака обозначение, которое в результате интенсивного использования приобрело широкую известность в соответствующих кругах населения в отношении определенных товаров, включая известность, приобретенную в результате рекламной компании, может быть признано общеизвестным товарным знаком в порядке, установленном законом о товарных знаках.

Признание товарного знака общеизвестным влечет те же правовые последствия, что и государственная регистрация товарного знака, поскольку иное не установлено законом о товарных знаках.

Распоряжение исключительным правом на товарный знак. Правообладатель вправе распорядиться исключительным правом на товарный знак любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права на товарный знак) или предоставления другому лицу права использования товарного знака в определенных договором пределах (договор о лицензии на товарный знак).

Исключительное право на товарный знак может быть отчуждено, а право использования товарного знака предоставлено в отношении всех или только некоторых товаров, на которые в соответствии с регистрацией распространяется действие товарного знака.

Условие об отчуждении исключительного права на товарный знак или условие о предоставлении другому лицу права использования товарного знака может также содержаться в договорах продажи предприятия, аренды предприятия, коммерческой концессии и др. Договор об отчуждении права на товарный знак и договор о лицензии на товарный знак могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в случае, если отчуждение права на товарный знак другому лицу или предоставление другому лицу права использования товарного знака вводят в существенное заблуждение относительно товара или его изготовителя. Договор об отчуждении права на товарный знак и договор о лицензии на товарный знак являются возмездными, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Размер вознаграждения и (или) способы его исчисления, порядок и сроки его выплаты определяются соглашением сторон. При отсутствии в договоре указания на размер вознаграждения он определяется по правилам статьи 424 ГК РФ.

Договор об отчуждении права на товарный знак и договор о лицензии на товарный знак должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном патентном органе. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.

Договор о лицензии на товарный знак. По договору о лицензии на товарный знак обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) обязуется предоставить другому лицу (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах (статья 1236 проекта части 4 ГК РФ). Договор о лицензии на товарный знак должен предусматривать указание на товарный знак, по поводу которого заключен договор, в том числе номер и дату выдачи свидетельства на товарный знак, а также срок действия договора и пределы допускаемого договором использования.

Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, качеству аналогичных товаров лицензиара. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. Если качество товаров, которые обозначены лицензионным товарным знаком, ниже качества аналогичных товаров лицензиара, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность перед потребителями. Срок действия договора о лицензии на товарный знак не может превышать срока действия исключительного права на товарный знак.

Ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак. Использование товарного знака неуправомоченными лицами, в том числе путем совершения действий, указанных в статье 1368 проекта части 4 ГК РФ, признается нарушением прав обладателя права на товарный знак. Нарушением его прав также считается использование для однородных товаров обозначения, тождественного или сходного с его товарным знаком до степени смешения. Нарушитель права на товарный знак обязан обеспечить за свой счет удаление с товара и (или) его упаковки товарного знака или обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения, и уничтожить изготовленные изображения товарного знака или обозначения. В случае невозможности такого удаления суд может принять решение об уничтожении товара. Лицо, нарушившее право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или обозначение, сходное с товарным знаком до степени смешения, с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг (документация, реклама, вывески и т.п.). При неправомерном использовании товарного знака или при использовании для однородных товаров обозначения, тождественного или сходного с товарным знаком до степени смешения, к нарушителю, кроме мер, указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут быть применены меры ответственности в соответствии со статьями 1245 – 1247 проекта части 4 ГК РФ.

Прекращение действия исключительного права на товарный знак. Действие исключительного права на товарный знак прекращается по истечении срока действия этого права, в случае неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет (пункт 2 статьи 1369 проекта части 4 ГК РФ), в результате признания недействительной регистрации права на товарный знак и по другим основаниям, установленным законом о товарных знаках.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право на фирменное наименование и иные коммерческие обозначения | Наследование по завещанию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.