Здания предприятий торговли и общественного питания.
Основным видом предприятий розничной торговли являются магазины. Они размещаются на улицах, магистралях и площадях, вблизи остановок общественного транспорта и на основных пешеходных путях населения.
Участок застройки магазина делится, как правило, на две зоны:
- зону для покупателей (входная площадка, площадки для отдыха, сезонной торговли, для рекламы);
- хозяйственную (подъезды для грузового автотранспорта, разгрузочные площадки и платформы).
Магазины состоят из следующих основных групп помещений:
- торговые и другие помещения для обслуживания покупателей (торговые залы, залы приема и выдачи заказов, кафетерий и т.п.);
- помещения для приема и хранения товаров и помещения для подготовки товаров к продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые, фасовочные и т.п.);
- подсобные помещения (помещения для тары, инвентаря, мастерские ремонта оборудования и т.п.);
- административные и бытовые помещения (конторские, комнаты общественных организаций, здравпункт, столовая и буфет для персонала, гардеробные и душевые);
- технические помещения (венткамеры, холодильные установки, тепловой узел, радиоузел, машинные отделения лифтов и т.п.).
В зависимости от взаимного расположения основных групп помещений в магазинах высотой 1-2 этажа применяются следующие объемно-планировочные схемы:
- фронтальная с расположением помещений для покупателей вдоль оси, параллельно главному фасаду;
- глубинная с расположением вдоль перпендикулярной главному фасаду оси последовательно торговой и подсобно-складской групп помещений;
- угловая (два варианта). Первый вариант: к торговой группе с двух сторон примыкают подсобно-складские помещения; второй вариант: торговые помещения охватывают с двух сторон подсобно-складские помещения;
- смешанная с ориентацией основных групп помещений на главный фасад.
Для более крупных зданий применяются решения с вертикальным зонированием, при котором подсобно-складская группа занимает подвальные или верхние этажи.
Оборудование в торговых залах располагается по следующим планировочным схемам:
- линейной (двухлинейной – при оборудовании торговых мест прилавками и шкафами, однолинейной – при оборудовании только прилавками);
- островной (прилавки располагаются вокруг свободно стоящего оборудования);
- боксами (прилавки размещаются с трех сторон вокруг шкафов, примыкающих к стене);
- салонной (торговое оборудование рассредоточено в зале, товары открыто экспонируются в витринах).
Площадь для экспозиции товаров составляет примерно 60% площади торгового зала, а для покупателей – примерно 40%. Вместимость магазинов определяется площадью торгового зала, а при нескольких залах – общей торговой площадью. Для продовольственных магазинов торговые площади принимаются от 90 до 900 м2, для непродовольственных – от 90 до 5400 м2.
Универсамы (супермаркеты).
Универсамы – крупные комплексные магазины самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров наиболее массового спроса, с отделом заказов и кафетерием.
Архитектурно-планировочные решения торговых залов универсамов основаны на размещении оборудования с большой выкладкой товаров, на быстром прохождении потока покупателей, с наименьшей затратой времени и сил на доставку товаров в торговый зал. Планировка подсобных помещений здесь решается прямолинейно от загрузочной к кладовым и далее в торговый зал при едином уровне пола. В торговом зале весь ассортимент товаров выложен на линиях стационарного полочного оборудования (горки).
Метод самообслуживания, при котором покупатель не связан с определенной последовательностью процессов обслуживания, определяет планировочное решение торгового зала с хорошо обозримыми рядами горок с тремя ярусами товаров, расставленных прямолинейно с широкими проходами (2,5 м) в направлении кассовых аппаратов расчетного узла.
Мощность универсамов – 400-2000 м2 и более торговой площади. Универсамы с торговой площадью свыше 1000 м2 проектируются чаще в два торговых яруса с загрузкой в одном или в двух уровнях, с устройством пандусов для автомашин и двух дебаркадеров, обеспечивающих на уровне каждого торгового яруса разгрузку.
Зарубежные супермаркеты, как правило, одноэтажные без подвалов. В них устраиваются антресоли для размещения административных помещений за счёт понижения высоты подсобно-складских помещений первого этажа.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление