Торговые центры, объединяющие различные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания города, предоставляют населению широкий выбор товаров и услуг. Они также открывают большие возможности для решения градостроительных и архитектурно-художественных задач, являясь архитектурными акцентами в городской застройке.
Торговые комплексы часто объединяются с транспортными, зрелищными и другими предприятиями и учреждениями обслуживания и называются в этом случае центрами обслуживания или общественно-торговыми центрами.
Торговые центры делятся на 2 основные группы: местные торговые центры и торговые центры городского значения.
Местные торговые центры являются наиболее массовыми и обслуживают население жилых комплексов и жилых районов. Торговые центры городского значения по градостроительному признаку делятся на следующие типы:
- торговый центр планировочного района;
- специализированный торговый центр;
- общегородской торговый центр.
Торговые центры планировочных районов обслуживают жилые массивы с населением
50-250 тыс. жителей.
Специализированные центры размещаются автономно в местах наибольшего притяжения посетителей и, как правило, кооперировано с транспортными узлами. Они в свою очередь подразделяются на подцентры общегородского центра и комплексы, имеющие межселенное значение.
Общегородской торговый центр размещается, как правило, в центральной части города и одновременно является торговым комплексом центрального планировочного района. Ядром городского торгового центра является универмаг с комплексом различных дополнительных услуг.
В последнее время в архитектурно-строительной практике получает распространение прием размещения общегородских торговых центров над магистралями и их пересечениями. Остановки общественного транспорта в этом случае включаются в структуру центров, а транзитный транспорт пропускается под платформой.
Территория центра, как правило, состоит из трех основных планировочных зон:
- пешеходной, включающей пешеходные площади и улицы, площадки посадочных платформ для пассажиров общественного и индивидуального транспорта, трассы для транзитных пешеходов, участки зеленых насаждений и площадки отдыха посетителей центра, площадки для сезонной торговли;
- транспортно-хозяйственной, включающей площадки для подъезда общественного транспорта, площадки для автостоянок легкового и грузового транспорта, площадки для грузовых подъездов и трассы для транзитных проездов;
- зоны застройки, включающей площадки под зданиями и резервные площади для развития центра.
Функциональное зонирование позволяет рационально использовать территорию торгового центра, чётко организовать транспортные пути и изолировать от транспорта пешеходные потоки. Существуют в основном два приема функционального зонирования и группировки объектов торгового центра: горизонтальное (плоскостное) и вертикальное (многоярусное).
Прием вертикального зонирования позволяет сократить общую площадь участка в 2-3 раза и более. Наиболее распространенным является двух-, трехъярусное построение планировочных зон. Более сложные объемно-пространственные решения возникают при включении в крупные центры подземного рельсового транспорта (метрополитена или скоростного трамвая).
Основной пешеходный уровень объединяет универмаги, универсамы, специализированные магазины и салоны, экспресс-закусочные и другие объекты, формирующие основной поток посетителей центра. Рестораны, кафе и другие реже посещаемые объекты располагаются в стороне от основного потока посетителей, выше или ниже главного пешеходного уровня и сообщаются между собой вертикальными коммуникациями (лестницами, пандусами, лифтами, эскалаторами).
В подземном пространстве прежде всего размещают разгрузочные дебаркадеры, складские, подсобные и технические помещения. Использование подземного пространства для торговых залов магазинов, предприятий питания и т.п. целесообразно при организации подходов к торговому центру из подземных переходов и от заглубленных остановок общественного транспорта. При этом входы в различные помещения торгового центра устраиваются как в наземном и надземном, так и в подземном уровнях.
В условиях высокой плотности современной городской застройки особое значение приобретает архитектурное решение значительных по площади кровель зданий общественно-торговых центров как дополнительных площадок для летней торговли и отдыха и видовых площадок.
Существует 3 основных приема композиционных решений общественно-торговых центров:
- протяженные центры, состоящие из одного или нескольких объемов общей протяженностью в пределах 300-800 м. Пешеходной зоной здесь являются торговые улицы. Транспортные магистрали примыкают к ним с одной или двух сторон или в подземном уровне;
- компактные центры, имеющие, как правило, плотность застройки 70-80% и пешеходную доступность до 100 м. Транспортные пути примыкают к ним с одной, нескольких сторон или в подземном уровне;
- расчлененные центры, состоящие из сгруппированных объемов различного назначения путем сочетания открытых пространств с объемами на территории в пределах кольцевой транспортной магистрали.
Наиболее распространена протяженная композиция центров.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление