Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика подходов к углубленному изучению спроса




Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса.

Другими словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат того, что у продавцов возникают сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной цены.

 

Цены на продукты устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Как формируется спрос – подробно изучает теория потребительского поведения/выбора. Она даёт более глубокое объяснение спроса.

Существуют 2 подхода к изучению потребительского поведения:

- кардиналистский – количественный, преобладал в 19 веке (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас)

- ординалисткий – порядковый, более современный (В.Парето, Дж. Хикс).

 

Оба подхода предполагают:

1. разумное поведение среднего/типичного потребителя: он стремится так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить от приобретаемых товаров (далее – Т) и услуг (далее – У) наибольшую совокупную полезность;

2. у потребителей сформирована отчетливая система предпочтений в отношении Т и У на рынке (какую полезность потребитель получит от каждого Т или У);

3. для среднего потребителя существует бюджетное сдерживание - его денежный доход ограничен;

4. товары не бесплатны, потребитель должен выбирать между альтернативными Т и У, учитывая их цены.

В кардиналистском подходе потребитель выбирает набор благ так, чтобы MU1: MU2: …: MUn = P1: P2: …: Pn

где MU – marginal utility/предельная полезность

P – price/цена

 

В этом случае потребитель максимизирует приобретаемую совокупную полезность (расходуя доход полностью).

Иными словами: полезность потребителя окажется максимизированной, если его доход будет распределён между n продуктами так, что последний доллар/рубль, затраченный на приобретение каждого из n продуктов, приносит ему ОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ДОБАВОЧНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ понимания: как следует изменить количества товаров А и В, чтобы максимизировать совокупную полезность для потребителя?

если MU продукта A/цена продукта А больше MU продукта В/цена продукта В.

 

Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются.

 

Более глубокое объяснение поведения потребителя дает ординалистский подход с использованием бюджетных линий (ограничений) и кривых безразличия.

Бюджетная линия показывает все возможные комбинации каждой пары продуктов А и В, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на продукты и величине его дохода.

 

 

Всего 80 руб. чай 20 руб. Бутерброд 40 руб.

 

На кривой безразличия потребителя размещены комбинации продуктов А и В, обладающие одинаковой совокупной полезностью.

 

На карте безразличия кривые, отстоящие дальше от начала системы координат, соответствуют большей величине совокупной полезности.

 

Потребитель максимизирует совокупную полезность в точке равновесного положения – в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривых безразличия.

РЕЗЮМЕ: равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Другими словами, равновесная цена – это цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены со стороны покупателей, расширению предложения (производства) и возвращению цены к равновесной.

(увеличить А, уменьшить В)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.