Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Понятие и функции прогнозирования и планирования

Проблематика:

1. Сущность прогнозирования и планирования

2. Общее и различия между планами и прогнозами

3. Функции прогнозирования и планирования

4. Классификация планов и прогнозов по временному признаку

5. Классификация планов и прогнозов по функциональному признаку

Ключевые слова:

- прогноз;

- план;

- краткосрочный прогноз (план);

- среднесрочный прогноз (план);

- долгосрочный прогноз (план);

- горизонт прогнозирования (планирования);

- стратегический прогноз (план);

- тактический прогноз (план).

Присущее человеческой деятельности рациональное мышление обязательно включает процедуры прогнозирования и планирования. Это объясняется тем, что одно из главных отличительных свойств разума – чувство времени, понимание того, что есть прошлое и будущее. Память позволяет человеку накапливать информацию о пережитом опыте, анализировать этот опыт и, на его основании, предсказывать будущее развитие событий. На основании такого предсказания можно планировать свои действия, принимать решения, направленные на получение наилучшего результата.

Наличие речи и письменности позволяет осуществлять широкий обмен информацией, привлекая к процессу прогнозирования и планирования не только собственный опыт, но и опыт множества других людей. На основании этого опыта человек познает закономерности происходящих событий, которые позволяют ему прогнозировать будущие события в тех или иных областях.

Следовательно, любая разумная деятельность предполагает, во-первых, предвидение изменения состояния окружающего мира, а, во-вторых, создание мысленного образа будущего результата своих усилий и очередности действий по достижению этого результата.

Прогнозирование и планирование могут производиться на различных уровнях: бытовом, когда мы планируем свою повседневную деятельность, не прибегая к формальным методам и научное прогнозирование и планирование, основанное на использовании специализированных методов и приемов.

Экономика и управление, как и любая разумная деятельность, также включает прогнозирование и планирование. Однако в управленческой деятельности приоритет следует отдавать научно-обоснованным методикам прогнозирования и планирования, обеспечивающим заданный уровень точности.

Прогнозирование позволяет руководителю предвидеть то, что ожидает организацию в будущем, а планирование – разработать план последовательных мероприятий по достижению целей организации.

Прогнозирование и планирование неразрывно связаны друг с другом, однако имеют достаточно четкое разграничение целей, задач и функций, поэтому их не следует путать между собой.

Для анализа долгосрочного аспекта социально-экономического развития особое значение имеет взаимосвязь планирования и прогнозирования. В управлении прогнозирование и планирование взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. На практике зачастую сложно разграничить, когда в процессе разработки управленческого решения завершается прогнозирование и начинается планирование, и наоборот.

Если процесс принятия решения неформализован, что обычно для малых и средних предприятий, на которых имеется один руководитель, прогнозирование и планирование осуществляется им параллельно – руководитель сам оценивает потенциал организации и тенденции изменения внешней среды, затем ставит цели перед организацией, после чего может снова оценивать изменение внешней среды (например, возможную реакцию конкурентов на те или иные действия). Прогнозирование и планирование здесь объединены в один мыслительный процесс, причем фазы прогнозирования и планирования постоянно сменяют друг друга.

В крупных компаниях данные процессы, как правило, формализованы и могут быть распределены между несколькими структурными подразделениями, одни из которых занимаются составлением прогнозов, а другие на основании прогнозов строят планы. Однако, даже в таком случае данные подразделения будут тесно взаимодействовать друг с другом, а процессы прогнозирования и планирования – постоянно пересекаться.

В государственном управлении, в том числе в бюджетном и налоговом планировании, процессы прогнозирования и планирования разделены между собой и закреплены за соответствующими органами государственного управления, государственными учреждениями, что закреплено в соответствующих законодательных и нормативных документах.

Максимальная эффективность планирования и прогнозирования достигается при их совместном использовании, в отрыве друг от друга планирование и прогнозирование теряют смысл. Равно бесполезен как прогноз, на основании которого не происходит разработка нового плана действий или корректировка имеющегося, так и план, который не учитывает прогноза изменения основных параметров объекта управления и окружающей среды. Прогноз без плана является напрасной тратой средств, а план без прогноза

Основное отличие прогнозирование от планирования заключается в том, что прогнозирование носит описательный (дескриптивный) характер, а планирование – нормативный. Иными словами, прогнозирование отвечает на вопрос «Что будет?», а планирование – на вопрос «Как должно быть?».

Задачи прогнозирования называют также генетическими, то есть прогнозами, основанными на данных о текущем состоянии системы и изменениях, произошедших в прошлом, а задачи планирования – нормативными или целевыми, поскольку они ориентированы на достижение системой определенного, заданного состояния.

Таким образом, можно дать следующие определения:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Устойчивое развитие природы и общества | Общее и различия между планами и прогнозами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.