КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы клинической генетики
Тема 1. Кинико-генеалогический метод. Семиотика наследственных болезней. Клинико-генеалогический метод является основным методом медицинской генетики. Для эффективного применения современных методов диагностики и лечения врожденной и наследственной патологии важнейшим условием является как можно более ранняя постановка точного диагноза. Поэтому владение клинико-генеалогическим методом для современного врача совершенно необходимо. I. Клинико-генеалогический метод (КГМ). КГМ проводится на начальном этапе медико-генетического консультирования. Он основан на детальном сборе анамнестических данных о пробанде и пораженных в семье, а также на генеалогическом и синдромологическом анализе. К общим показаниям для проведения клинико-генеалогического метода относятся: 1) наличие случая наследственного синдрома, а также с наследственной предрасположенностью в семье, либо подозрение по клиническим проявлениям: множественные микро- и макроаномалии у пробанда, особенно в сочетании с отставанием в психо-речевом и моторном развитии; задержка умственного и физического развития; прогрессирующее нарушение функций различных систем организма; - нарушение половой дифференцировки; недоразвитие вторичных половых признаков, задержка или преждевременное половое созревание, сочетающееся с умственной отсталостью или своеобразным психическим дефектом; - нарушение физического развития детей: неправильный рост, деформация костей туловища и конечностей, чрезмерное развитие подкожно-жировой клетчатки, тугоподвижность или гипермобильность в суставах, снижение зрения или слепота, тугоухость и глухота; - нарушение пигментации кожных покровов; - почечно-каменная болезнь у детей; - гемолитическая анемия, желтуха «эндогенного» генеза; - хронический, прогредиентный характер течения заболевания, при котором возникают сложности с установлением диагноза; - первичное невынашивание беременности (1 и > спонтанных абортов, выкидышей, мертворождения); - первичная аменорея, бесплодие у женщин и мужчин; - пренатальная диагностика в случае, если у кого-либо из родителей имеет место наличие хромосомного транслокационного синдрома; - подозрение на синдромы с хромосомной нестабильностью; - оценка эффективности лечения, прогноза при лейкозах; - оценка мутагенных воздействий (в случае, если кто-либо из родителей имел место контакт до или в период беременности с химическими, радиактивными и др. мутагенами); - накопление патологического признака в семье. 2) Основные генетические и клинико-параклинические характеристики наследственных болезней обмена веществ: - при большинстве форм имеет место аутосомно-рецессивный тип наследования (чаще встречаются кровнородственные браки); - начало заболевания, как правило, в раннем детском возрасте; характерен "светлый промежуток" до первых клинических проявлений, т.е. когда состояние больного внешне не выявляет признаков болезни; - злокачественный, чаще всего, характер течения с высокой летальностью в детском возрасте; - полиорганность поражения; - неуклонно нарастающие психомоторные расстройства, диффузная гипотония, гипорефлексия (реже - наоборот) при исключении экзогенных причин болезни; - судорожный синдром; - поражение внутренних органов: гепатоспленомегалия, стойкая желтуха; - патология органа зрения (глазное дно: симптом "вишневой косточки", атрофии дисков зрительных нервов, прогрессирующий офтальмопарез, птоз, как правило 2-х сторонний); - непереносимость отдельных пищевых продуктов, лекарственных препаратов, частая рвота, диарея (при отсутствии экзогенных причин), необычный цвет и запах мочи; - тугоподвижность в суставах и др. прогрессирующие деформации опорно-двигательного аппарата (килевидная грудная клетка,"гаргоилизм", вальгусная установка коленных суставов); - ацидоз, аминоацидурия; - аллергический дерматит; - специфические изменения при биохимическом исследовании активности ферментов и накопление аномальных субстратов в тканях и жидких средах организма (на основании тонкослойной хроматографии и др.); - чаще всего - резистентность к терапии; 3) показания для периконцепционной профилактики. При обращении в генетическую консультацию на пробанда (консультируемое лицо) заполняется генетическая карта, в которую вносится следующая информация: 1) паспортные данные - Ф.И.О., дата и место рождения, национальность, место работы и профессиональные вредности, домашний адрес, диагноз при обращении, а также цель обращения (например: уточнение диагноза, определение прогноза для потомства и др.). Далее заполняются данные о ближайших родственниках пробанда (1-я степень родства - родители, сибсы, т.е. родные братья и сестры): Ф.И.О. (для матерей пробанда в т.ч. и девичью), дата и место рождения (уточняется происхождение родителей), национальность, возраст родителей к моменту рождения пробанда, место работы и профессиональные вредности, состояние здоровья, имеется ли родственная связь между родителями пробанда, дополнительные сведения. 2) Далее подробно собирается анамнез жизни пробанда, для чего уточняются следующие моменты: - состояние здоровья родителей пробанда до зачатия (хр. болезни, злоупотребление алкоголем, наркотиками, табакокурение, имелся ли контакт с мутагенами - радиактивные, химические, биологические и др. факторы); - течение беременности: общее число беременностей и их исходы (имелись ли спонтанные и мед. аборты, выкидыши, мертворождения), от какой беременности рожден пробанд, характер течения (имели ли место токсикозы, анемия, угроза прерывания, маточно-плацентарная недостаточность и др.); перенесенные заболевания и на каких сроках (контакт с краснухой, вирусными инфекциями), токсоплазмоз, травмы, хронические инфекции, и характер проводимого лечения; имелся ли контакт с мутагенными и тератогенными факторами и на каких сроках беременности; Rh-совместисть матери и плода; характер шевеления плода; условия жизни матери (стрессовые ситуации, характер питания); доношенная или недоношенная беременность; - течение родов: на каком сроке, продолжительность (скорые, затяжные), предлежание плода, имела ли место родостимуляция (лекарственная, ваккуум-экстракция, наложение акушерских щипцов); имела ли место при рождении асфиксия, ее степень (обвитие пуповиной, цианоз, закричал сразу или нет), состояние по шкале Апгар, вест, рост; на какие сутки приложен к груди, рефлексы новорожденного (сосание активное или нет, крик громкий или вялый), отмечалась ли желтуха новорожденного; на какие сутки выписаны из родильного дома или переведены в отделение неонаталогии; - развитие на первом году жизни: изменение весо-ростовых показателей, двигательной активности (голову держал, сидел, ходил без опоры), психоречевое развитие, характер вскармливания; имелись ли частые срыгивания, запоры, беспокойство, аллергозы; характер прорезывания зубов; - дальнейшее психомоторное развитие: бегал, прыгал, первые слова, фразы в зависимости от периода - 1-й пубертатный, 2-й пубертатный, юношеский и т.д.; - перенесенные заболевания, в каком возрасте, подробности диагности- ки, эффективности лечения, последствий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |